Работа над текстом на уроках русского (родного) языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
проект по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Фомина Надежда Николаевна

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность. Для формирования данной компетентности очень важна работа с текстом.

 В данной проектной работе представлены возможные технологии работы с текстом на уроках русского языка, что позволит повысить интерес учащихся к изучению предмета русский язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.kursy_2016.docx500.63 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования

Факультет русской филологии и журналистики ЕИК(П)ФУ

Кафедра русского языка и контрастивного языкознания

 

 Итоговая аттестационная (проектная) работа

Работа над текстом на уроках русского (родного)

языка как средство формирования

коммуникативной компетенции учащихся

Работа выполнена:

Клиповой Н.А.,

учителем русского языка и литературы

МБОУ “Гимназия №32” г. Нижнекамск,

Фоминой Н.Н., учителем русского языка

МБОУ «Ерсубайкинская ООШ»

Альметьевского муниципального района,

                                                                            слушателями курсов  повышения

                                             квалификации учителей

                                                Руководитель проекта:

                                            Пупышева Е.Л., к. п. н.,

                                                               доцент кафедры русского языка и  

                                                          контрастивного языкознания                  

                                                       Работа допущена к защите:

                                                         Ивыгина А.А., к.ф.н., доц.                                                                                                                          кафедры  русского языка и              

                                                                             контрастивного языкознания

                                     _____________

 

Елабуга, 11.04-22.04  2016 года

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1. Основные теоретические понятия…………………………………4

1.1 Коммуникативная компетенция…………………………………………….4

1.2 Понятие текста в современном языкознании…………………………........5

1.3 Работа с текстом в контексте требований ФГОС………………………….8

Глава 2. Система заданий при работе с текстом…………………………...13

2.1 Задания на поиск информации и понимание прочитанного……………...13

2.2 Задания на интерпретацию и преобразование……………………………..21

2.3 Задания на оценку информации…………………………………………….30

Заключение…………………………………………………………...................33

Список литературы…………………………………………………………….34

 

Введение      

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность. Для формирования данной компетентности очень важна работа с текстом.

Однако сегодня у школьников недостаточно развита способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих  целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (по результатам PISA-2012 Россия находится на 42 месте по читательской грамотности). Возникает проблема: как работать с текстом, чтобы повысить читательскую грамотность? Поиск ответа на этот вопрос представляется нам актуальным. Поэтому мы обратились к теме “Работа над текстом на уроках русского (родного) языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся”.

Цель нашей работы: Поиск и изучение эффективных форм работы с текстом на уроках русского (родного) языка, способствующих формированию коммуникативной компетенции учащихся

Задачи:

  1. Изучить научную литературу по теме.
  2. Выявить круг основных теоретических понятий и дать им определение.
  3. Рассмотреть виды заданий к тексту и классифицировать их в соответствии с этапами работы над текстом.

Объект исследования: текст как средство развития коммуникативной компетентности учащихся.

Предмет исследования: приемы работы над текстом на уроках русского языка.

 Глава 1. Основные теоретические понятия

1.1 Коммуникативная компетенция 

Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетенции школьников в процессе изучения русского языка. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка. Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция является одной из приоритетных, ведь язык - средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Коммуникативная компетенция включает способы взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Одним из направлений деятельности по формированию коммуникативной компетенции является работа с текстом.

1.2 Понятие текста в современном языкознании

Текст — «одно из ключевых понятий гумани­тарной культуры XX века, применяющееся в се­миотике, структурной лингвистике, филологии. Текст — это последовательная осмысленность вы­сказываний, передающих информацию, объединен­ных общей темой... обладающая свойствами связ­ности и цельности» (В. П. Руднев).

 Несмотря на то что текст является объектом разноаспектного лингвистического изучения, до сих пор в специальной литературе понятие текста по-разному интерпретируется, отсутствует и его общепринятое определение. Рассмотрим некоторые из наиболее распространённых определений.

               В самом общем виде текст характеризуется как "продукт речемыслительной деятельности людей, возникающей и в процессе познания окружающей действительности и в процессе непосредственной и опосредованной коммуникации'' [1. С.3-4].

                 В то же время некоторые исследователи отмечают, что определение текста просто как результата речевой деятельности требует принципиального уточнения с точки зрения психолингвистики. Так, Л.Н. Мурзин пишет " ... текст - это не просто продукт речевой деятельности, но и сам процесс создания продукта. Он не существует вне нашего сознания, вне процессов порождения и восприятия. Следовательно, текст по своей природе процессуален и динамичен. Это и результат нашей речевой деятельности, и в то же время сама деятельность'' [20. С.3].

              И.Р. Гальперин в определении текста прежде всего выделяет грамматико-когезиальные связи и понятие целостности. Он пишет: "Текст - это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовок) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую целенаправленность и прагматическую установку'' [6. С.18].

             В подходах В.А. Лукина текст - это "сообщение, существующее в виде такой последовательности знаков, которая обладает формальной связностью, содержательной цельностью и возникающей на основе их взаимодействия формально-семантической структуры'' [18. С.5].

               По мнению Г.В. Колшанского, текст - это "связь по меньшей мере двух высказываний, в которых может завершаться минимальный акт общения - передача информации или обмен мыслями между партнёрами'' [13. С. 10-14].

              Текст - это письменное по форме речевое произведение, принадлежащее одному участнику коммуникации, законченное и правильно оформленное'', - такова точка зрения Н.Д. Зарубиной [9. С.11], которая видит в текстовых параметрах прежде всего автора и способ реализации авторского намерения.

          Л. М. Лосева, исследуя прикладную сторону текстовых параметров, выделяет следующие признаки текста: "1) текст - это сообщение (то, что сообщается) в письменной форме; 2) текст характеризуется содержательной и структурной завершённостью; 3) в тексте выражается отношение автора к сообщаемому (авторская установка)'' [17. С.4].

                  Текст, согласно Т.М. Дридзе, есть "сложный знак и целостная единица общения''. Он представляет собой некоторую систему "смысловых элементов, функционально объединённых в единую замкнутую иерархическую коммуникативно-познавательную структуру общей концепцией или замыслом (коммуникативным намерением) субъектов общения'' [8. С.71].

            Таким образом, текст - это явление речевого характера: он создаётся для реализации целей общения и всегда связан с актом коммуникации.

             В понятие «текст» на современном этапе включают не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Наряду с печатными текстами современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими. Четко распределить тексты по определенным категориям или критериям невозможно, так как один и тот же текст, как правило, имеет различные признаки и может относиться сразу к нескольким группам. Удобно использовать классификацию текстов, разработанную составителями теста PISA. Они делят тексты на сплошные и несплошные.

К сплошным относят тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе:

  • описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и т. д.);
  • повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);
  •  рассуждение (сочинение-размышление, ком­ментарий, аргументация собственного мнения).

К несплошным текстам относят:

  • графики;
  • диаграммы;
  • схемы (кластеры);
  • таблицы;
  • географические карты и карты местности;
  • план помещения, местности, сооружения;
  • входные билеты;
  • расписание движения транспорта;
  • карты сайтов.

По определению PISA, по ситуации использова­ния можно выделить четыре типа текста:

  • тексты для личных целей (для себя) (личные письма, художественная литература, биогра­фии, научно-популярные тексты и др.);
  • тексты для общественных целей (официальны» документы, информация разного рода о событиях общественного значения и др.);
  • тексты для «рабочих» целей (в процессе труда, на работе): тексты инструкций (как сделать и др.);
  • тексты для получения образования: учебная литература и тексты, используемые в учебных целях.

Задача учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой учащимся и незнакомой познавательной ситуации становится одной из самых актуальных задач современной школы.

Именно поэтому Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего с образования уделяют пристальное внимание работе с текстом и предусматривают междисциплинарную программу “Стратегии смыслового чтения и работа с текстом”.

1.3 Работа с  текстом в контексте требований ФГОС

              Психологами установлено, что полноценное чтение — это сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникационных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретации, комментирование текста и др.

                  Процесс чтения состоит из трех фаз.

                Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

          Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Третья — это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты и фабулу. Когда-то этого было достаточно для получения образования.

В связи с этим психологи выделяют несколько уровней понимания текста при чтении.

        Первый, самый поверхностный, это понимание фактов, того, о чём говорится.

        Второй уровень характеризуется пониманием «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно, подтекста.

         Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования рассматривает работу с текстом с учетом уровней понимания текстов  уровней знания, понимания и критического мышления, выделенных Блумом

.

Стандарт предлагает следующие этапы работы с текстом:

  1. Понимание и применение
  2. Интерпретация и преобразование
  3. Оценка информации

На каждом этапе определены требования к выпускнику.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: 

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; — делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Выпускник получит возможность научиться: 

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

 Выпускник научится: 

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться: 

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Труд читателя,  по мнению В.Г. Маранцмана,  измеряется не количеством прочитанного, а “способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться”. Это  есть путь от читательских впечатлений  к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь поможет система заданий при работе с текстом.

Глава 2. Система заданий при работе с текстом

2.1 Задания на поиск информации и понимание прочитанного

Рассмотрим, какие приёмы, направленные на поиск информации и понимание прочитанного, могут быть использованы при работе с текстом.

  1. Антиципация текста по заголовку

В переводе с латинского "антиципация" (anticipatio) означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо. Термин "антиципация" ввел в психологию в 1880г. немецкий ученый Вильгельм Вундт. Он понимал под этим термином способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления.

Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.

Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.

Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Задание: Перед тобой заголовок текста - “Огонь”. Подумай, о чем будет текст с таким названием? Запиши свои ассоциации.

assoc.jpg

  1. Эй ар гайд

Эй ар гайд - приём,  который  позволяет сравнивать знания и точки зрения учеников по теме до и после прочтения текста. Эффективно использовать при работе с научными текстами.

Задание: 1. Подумай над высказываниями, данными во второй колонке. Если ты согласен с ними, поставь знак “+” в первой колонке, если не согласен, поставь “-”.

До

Высказывания

После

Порядковые числительные называют порядковый номер предметов при их счете

Порядковые числительные похожи на прилагательные

Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам

Порядковые числительные в предложении являются обстоятельствами

При склонении составных порядковых числительных  изменяется только последнее слово.

2. Прочитай текст “Порядковые числительные” из учебника “Русский язык. Теория 5-9 класс” под редакцией Бабайцевой В.В. Оцени высказывания знаками “+” и “-” в последней колонке.

3. Изменилось ли твое мнение? Что нового ты узнал из текста?

  1. Восстанови слово

До прочтения предлагается текст с пропущенными словами. Необходимо восстановить текст, стараясь уловить смысл.

Задание: Прочитайте этот текст и постарайтесь восстановить пропущенные слова по смыслу. Не старайтесь угадать их дословно. Ваша задача - уловить смысл текста в целом. 

Кстати я ***, что к моим *** и родным я еще не *** с визитом. Объездив *** домов, истратив почти все свои визитные ***, я *** карету у Петровского бульвара и *** с намерением дойти *** до Рождественского монастыря; невольно я *** на каждом ***, *** былое и любуясь *** Москвы, которые *** такими живописными после *** петербуржских ***, вытянутых в шеренгу. *** переулок на Трубе *** в гору, по которой *** были *** домики, построенные *** всем *** архитектуры и, может быть, потому еще более ***; их *** веселила меня в детстве и теперь снова *** меня своею прихотливою ***. По ***, едва огороженным, *** деревья, а между *** развешаны были разные *** принадлежности; над *** в три этажа и в одно окошко, *** красною ***, возвышалась огромная *** решетка в виде голубятни, которая, казалась, *** весь дом. Лет двадцать тому назад эта голубятня была для меня *** удивления; я *** очень хорошо этот ***; с тех пор он нимало не ***, только с бока приделали новую *** в один *** и как будто нарочно выкрасили желтою ***; с нагорья была видна *** двора; по нему величаво ходили *** птицы, и многочисленная *** весело суетилась вокруг краснобая-пряничника. Теперь я *** на этот *** другими ***, видел ясно всю *** и безвкусие его ***, но, несмотря на то, вид его *** в душе такие ***, которых никогда не возбудят вылощенные петербуржские ***, которые, кажется, готовы расшаркаться по *** вместе с *** и которые, подобно своим ***, так опрятны, так скучны и ***.

(В. Ф. Одоевский "Косморама")

Проверьте себя.

Кстати я вспомнил, что к моим знакомым и родным я еще не являлся с визитом. Объездив кучу домов, истратив почти все свои визитные билеты, я остановил карету у Петровского бульвара и вышел с намерением дойти пешком до Рождественского монастыря; невольно я останавливался на каждом шагу, вспоминая былое и любуясь улицами Москвы, которые кажутся такими живописными после однообразных петербуржских стен, вытянутых в шеренгу. Небольшой переулок на Трубе тянулся в гору, по которой рассыпаны были маленькие домики, построенные назло всем правилам архитектуры и, может быть, потому еще более красивые; их пестрота веселила меня в детстве и теперь снова поражала меня своею прихотливою небрежностию. По дворам, едва огороженным, торчали деревья, а между деревьями развешаны были разные домашние принадлежности; над домом в три этажа и в одно окошко, выкрашенным красною краскою, возвышалась огромная зеленая решетка в виде голубятни, которая, казалась, придавливала весь дом. Лет двадцать тому назад эта голубятня была для меня предметом удивления; я знал очень хорошо этот дом; с тех пор он нимало не переменился, только с бока приделали новую пристройку в один этаж и как будто нарочно выкрасили желтою краскою; с нагорья была видна внутренность двора; по нему величаво ходили дворовые птицы, и многочисленная дворня весело суетилась вокруг краснобая-пряничника. Теперь я глядел на этот дом другими глазами, видел ясно всю нелепость и безвкусие его устройства, но, несмотря на то, вид его возбуждал в душе такие чувства, которых никогда не возбудят вылощенные петербуржские дома, которые, кажется, готовы расшаркаться по мостовой вместе с проходящими и которые, подобно своим обитателям, так опрятны, так скучны и холодны.

(В. Ф. Одоевский. Косморама)

  1. Верно-неверно

Прием “Верно-неверно” используется после прочтения текста. Даются утверждения, которые необходимо оценить с точки зрения их истинности.

Задание: Познакомься с текстом “Разноспрягаемые глаголы” в учебнике “Русский язык. Теория 5-9 класс” под редакцией Бабайцевой В.В. и оцени истинность утверждений, предложенных  в таблице: поставь знак “v” в соответствующем столбике

Утверждение

Верно

Неверно

Разноспрягаемыми называются глаголы, которые спрягаются по I и II спряжению

Глаголы хотеть, бежать, смотреть, есть, дать являются разноспрягаемыми

Глагол хотеть в ед. ч. имеет окончание I спряжения, а во мн.ч. -  I I спряжения

Глагол бежать во всех формах, кроме 3 -го лица,  имеет окончания   II спряжения

Глаголы, образованные от разноспрягаемых спрягаются по-особому

  1. Инсерт

Инсерт — один из приемов технологии развития критического мышления. В  переводе  с английского он означает “интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления”. Прием осуществляется в несколько этапов.

I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

Знаком «V» помечается то, что уже известно учащимся; знаком «-» помечается то, что противоречит их представлению;  знаком «+» помечается то, что является новым или интересным и неожиданным;  «?» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу

V

+

-

?

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

  1. Продолжи предложения

Прием “Продолжи предложения” учит находить информацию в тексте. После прочтения учащимся предлагаются незаконченные предложения из текста. Необходимо их продолжить

Задание: Пользуясь текстом, закончи предложения

(Задание составили Л. Письменная, М. Янкевич)

Исходный текст. 

Диктант про обезьянку Ручка

Диктант на этот раз начался просто замечательно: Татьяна Евгеньевна посадила меня за одну парту с Ножкой, то есть с Надькой Ножкиной, отличницей!

      Давно мне так не везло! Теперь, считай, пятёрка или уж, во всяком случае, не двойка у меня в кармане, а точнее – в дневнике! Ура!

  Мы подписали новые тетрадки и приступили к работе.

   История, которую диктовала Татьяна Евгеньевна, оказалась очень занятной – про весёлую цирковую обезьянку по имени Ручка. Чего только не вытворяла эта Ручка! И на лошади скакала, и танцевала, и строила рожи зрителям!

   Все внимательно слушали и старательно – кто записывал, а кто списывал. Как я у Ножки. А что делать, если в каждом предложении каверза на каверзе сидит и каверзой погоняет. Ну и Ручка! Такое представление устроила, что простыми словами не опишешь.

Наконец выступление неутомимой обезьянки завершилось, и Татьяна Евгеньевна сказала:

– Проверьте, что вы написали, и я соберу тетрадки.

Все начали тщательно – кто проверять, а кто сверять свои записи с соседскими. Как я, например.

В общем, сверяю я, сверяю – всё верно. Всё как у Ножки: вот мягкий знак в слове «обезьянка», вот – в слове «РучЬка»… И вдруг меня стукнуло: а что, если моя фамилия Ручкин тоже с мягким знаком? А я на обложке тетрадки написал без него. Как же правильно?

                                                                                                  (М. Дружинина)

Предложения:

Диктант на этот раз начинался просто...............
Все начали тщательно - кто проверять, а кто сверять................. с соседскими.
Такое представление устроила, что простыми..........................................
Мы подписали новые тетрадки и ….............................................................

  1. Заштопай дырки

Прием “Заштопай дырки” - это текст  с пропусками, составленный по материалам исходного текста. Прием используется после прочтения текста.

Исходный текст - “Диктант про обезьянку Ручка”

Задание: Вставь на место пропусков подходящие по смыслу слова.

(Задание составили Л. Письменная, М. Янкевич)
      Диктант на этот ….... начинался просто замечательно: учительница посадила меня за …...  ....... с Надькой Ножкой, ........ Мы подписали …........  …....... и приступили к …..... История, которую …....... Татьяна Евгеньевна, оказалась очень …... - про веселую ....... обезьянку по имени ......... Все внимательно …....... и старательно - кто записывал, а кто ........... Как я у ….... А что делать, если  … каждом …..... каверза на.......... сидит и каверзой........ Всё как у Ножки: вот .....  знак в слове “........” , а вот …... …....”Ручька”. И вдруг меня ….. ....:а что, если моя фамилия …..тоже с мягким........

  1. Найди главное

Задание: Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

Исходный текст.

     (1)Верблюды могут долго обходиться без пищи, и, что особенно важно, они несколько дней могут не пить, и учёные долго строили догадки о причинах их удивительной способности переносить жажду. (2)Недоказанными оказались и предположение, что удерживает воду желудок животного — а пьёт верблюд много и быст­ро: за 10 минут он поглощает сразу 10 вёдер воды, и предположение, что выносить жажду позволяет верблюду накопленный в горбах жир, ведь, «сгорая», он даёт воду и таким образом предохраняет организм от обезвоживания. (3)<...>, что феноменальная стойкость верблюда к жажде зависит от его способности за счёт воды терять до четверти массы своего тела, при этом в крови влага удерживается в значитель­но большем количестве, чем у других животных.

Предложения:

1) Верблюды могут долго обходиться без пищи и без воды, и учёные выдвигали различные догадки о причинах этой удивительной способности, только одна из которых оказалась доказанной.

2) Стойкость верблюдов к жажде обусловлена тем, что они за счёт воды способны терять до четверти массы своего тела, а влага в их крови при этом удерживается в значительно большем количестве, чем у других животных.

3) Относительно стойкости верблюдов к жажде учёными были выдвинуты два предположения: воду удерживает желудок животного и выносить верблюду жажду позволяет накопленный в горбах жир.

4) Пьёт верблюд много и быстро: за 10 минут он поглощает сразу 10 вёдер воды, и его умение долго обходиться без воды объясняется прежде всего способностью поглощать влагу в значительно большем количестве, в отличие от других животных.

5) Верблюды способны терять до четверти массы своего тела за счёт воды, но при этом влага в их крови удерживается в значительно большем количестве, чем у других животных, и именно этим обусловлена стойкость верблюдов к жажде.

  1. Дай название

Прием “Дай название” учит выделять главное и давать название с учетом стиля речи.

Задание: Дай 2-3 названия тексту. Подумай, какое из них будет лучше с учетом стиля речи.

…В сентябре у нас стоит хорошая погода.  Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.

  1.  Определи стиль

Прием “Определи стиль” учит различать функциональные стили речи.

Задание: Определи стиль речи. Докажи, назвав характерные признаки стиля

…Металл – химическое простое вещество (или сплав), обладающее особым блеском, ковкостью, хорошей теплопроводностью и электропроводностью

  1. Определи тип

Прием “Определи тип” учит различать функционально-смысловые типы текстов.

Задание: Определи тип теста. Докажи, назвав характерные признаки типа

Море, огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд…

2.2 Задания на преобразование и интерпретацию информации

  1. Подбери антоним

Исходный текст

 Из уроков биологии нам известно следующее. Сорняки производит сама природа - культурные растения специально возделывают. Сорняки разрастаются быстро - культурное растение медленно. Сорняки растут густо, скопом - культура требует прореживания, чтобы каждая особь имела пространство. Сорняки стойко выносят превратности судьбы - культурные растения гибнут и чахнут без необходимых условий. Сорняки не нуждаются в уходе - культурные растения требуют постоянной заботы садовника. Сорняки захватываю территорию, уничтожая слабые растения, культурные посадки не обладают такой агрессией к соседям. Сорняки чрезвычайно активно размножаются - выходить же новым культурным растениям трудно и не всегда удаётся.

Подбери антоним

быстро - …...................................

редко - …........................................

миролюбие - …................................

стойкие - …......................................

пассивно - …....................................

легко - …...........................................

  1. Подбери синоним

Исходный текст - см. текст в приеме “Подбери антоним”

Подбери синонимы из текста

растение-паразит - …...................................................

взращивают - ….............................................................

дружно - ….....................................................................

прополка - …..................................................................

умирают - …...................................................................

внимание - ….................................................................

  1. Найди средство выразительности

Задание: Определи, в каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора? 

1) (17) И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина.

2) (2) Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон.

3) (3) Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки.

4) (18) Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.

  1. Словарная статья

Задание: Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТЕЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста.

 ТЕ́ЛО, -а, мн. тела, тел, телам, ср.

1. Отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом или ограниченная замкнутой поверхностью. Твёрдые, жидкие и газообразные тела. Геометрическое т.

2. Организм человека или животного в его внешних, физических формах. Части тела. Войти в т.(пополнеть; прост.). Спасть с тела (похудеть; прост.). В теле (полный, тучный; прост.). Голое т. (без одежды). Мёртвое т. (труп).

3. Часть этого организма, исключая голову и конечности, туловище. Массаж тела.

4. Основная часть, корпус чего-нибудь. (спец.). Т. орудия (ствол). Т. мины. Т. поршня. Т. плотины (её основная часть). Вегетативное т. гриба (грибница). Рудное т. (скопление руды). Т. дерева (ствол).

  1. Облако слов

Задание: Выдели ключевые слова текста и составь из них облако слов

Текст -  “Понятие о предлоге” из учебника “Русский язык. Теория 5-9 класс” под редакцией Бабайцевой В.В.

pur604ac89e97e603a4.jpg

  1. Ментальная карта

Ментальная карта (др. названия: «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления») - это визуальное представление и запись информации. Прием “Ментальная карта” помогает вычленить главную информацию  и перевести текст в другую знаковую систему

Рисунок1.png

  1. Преобразуй в таблицу

Прием “Преобразуй в таблицу”  помогает выделить главное и преобразовать текст.

Задание: Прочитай текст и преобразуй его в таблицу

Исходный текст

На конце наречий после шипящих под ударением пишется о, без ударения - е: горячо, зловеще. Исключение: ещё

Образец таблицы “О-е после шипящих  в наречиях”

Под ударением

Без ударения

Исключение: ещЁ

  1. Толстые и тонкие вопросы

“Тонкие” вопросы - это вопросы, требующие однозначного ответа, “толстые” - развернутого.

Таблица вопросов

“Тонкие” вопросы

“Толстые” вопросы

Кто...

Дайте объяснение, почему...

Что...

Почему вы думаете...

Когда...

Почему вы считаете...

Может...

В чем разница...

Будет...

Предположите, что будет, если

Могли...

Что, если...

  1. Конструирование текста

Конструирование текста – это прием, когда надо из предложений собрать текст,  порядок предложений нарушен.

Задание: сконструируй текст из предложений.

Она высоко над землей подвесила к ветке березы легкую корзиночку, сплетенную из пеньки, стебельков, волосков и шерстинок. В воздухе – дом у иволги. В корзиночке лежат иволгины яйца. Прямо удивительно, как они не бьются, когда ветер раскачивает ветку.

  1.  Редактор

Задание: Отредактируйте текст, запишите его в исправленном виде.

Направо помещается белый двухэтажный дом с серой облупившейся постройкой, как случайно попавшая в букет наполовину засохшая ветка черемухи. Из-за него выглядывает серый дом с вышкой, около него растет яблоня, и ветки ее заглядывают в окна вышки. В углу соседнего двора стоит серый бревенчатый домик с тремя окнами, задернутыми тюлевыми занавесками. Из-за его красной крыши поднимается высокая ель, у которой лишь кое-где зеленеет хвоя, и две плакучие березы. Одна из них склонилась над крышей, и в одном месте сквозь ее зелень проглядывает широкое окно какого-то кирпичного дома. С другой березы почти все листья облетели, и ее сухие тонкие ветки кажутся красноватыми жилками на фоне белой стены стоящего двухэтажного белого дома. Дальше опять дома, дома без конца. А вместе с тем во всей этой массе едва ли удастся найти два совершенно одинаковых дома, несмотря на их кажущееся сходство. Но еще разнообразнее жизнь, которая течет под крышами этих домов, за их бесчисленными окнами.

  1. Прокурор и адвокат

Задание: ответьте на вопрос, приведите аргументы “за” и “против”, используя материалы текста и жизненный опыт. Выступите с речью в роли адвоката или прокурора.

Текст

Однажды к знатному греку Ксанфу пришли пировать гости. Кто-то из них сказал хозяину: « Все в городе наслышаны об остроумии и находчивости твоего раба. Пусть он принесет с базара самое прекрасное, что есть на свете».

Послал хозяин Эзопа на базар.

Вскоре Эзоп возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Откинули её, под ней – язык.

- Эзоп, при чём здесь это? – недоумевают гости.

- А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода».

Спустя время кто-то из гостей сказал хозяину:

- Пусть твой раб принесёт самое ужасное, что есть на свете.

- Эзоп, возьми деньги и принеси самое ужасное, что есть на свете.

Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.

- Эзоп! Ты же опять принёс язык!

- А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб»

Язык – это самое ужасное или самое прекрасное?

                            за                                                                   против

  1.  Журналист

Задание: выступите в роли журналиста и напишите статью, очерк, интервью по проблеме, поднимаемой в тексте

  1.  Свертывание текста

Задание: составьте план, конспект, тезисы  текста

  1. Изложение-миниатюра

Под изложением-миниатюрой понимается такой вид работы, в основе которого лежит воспроизведение исходного текста малого объема, малой формы. Для изложений- миниатюр в зависимости от класса подбираются тексты объемом от 35 до 110 слов; это могут быть тексты любого типа и стиля речи. Обычно на изложение малого объема отводится от 8 до 20 минут урока. Основное назначение изложений- миниатюр (как и изложений полного объема) – формирование коммуникативно-речевых умений.Как и изложение полного объема, изложения-миниатюры могут быть подробными и сжатыми: полными, выборочными, с дополнительными заданиями различного характера.

          

Выборочное изложение

Задание: напишите выборочное изложение “Звуки вечернего леса”

Текст

Весенний вечер в лесу.

За вершинами леса скрылось солнце. Прохладно и сыро в лесу. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весенними почками, пробудившейся теплой землей.

Вот сам с собою шевельнулся на земле прошлогодний мокрый листочек. Под ним показалась из земли зеленая стрелка молодой травы.

Много звуков в вечернем лесу.

Заливаются на деревьях первые дрозды. На вершине высокого дуба громко воркует дикий голубь – витютень.

«Витютень на ду-у-убе сижу! Витютень на ду-у-убе сижу!» - выговаривает важно витютень.

Глухо турлычут в прозрачных весенних лужах лягушки.

Вытянув длинные шеи, свистя крыльями, пролетели над лесом дикие утки.

«Чуфшшш! Чуфшшш!» - вдруг громко чуфистнул и забормотал на поляне краснобровый красавец тетерев-косач.

«Гу-гу-гууу! Гу-гу-гууу!» - гугукнул заяц, очень похоже, бесшумно пролетая, ему отозвалась лесная сова.

Страшно ухнул в лесу и захохотал филин.

Взмахивая крыльями, тихо потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики.

Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь.

Изложение с творческим заданием

Задание: проследить, как автор развертывает смысл первого предложения (указать слова, конкретизирующие значение слова Родина); пересказать текст, включив свои доказательства

…Мы любим нашу Родину. Любим ее бесконечные равнины, ее величавые леса, ее могучие  горы, ее города и села. Каждый ее уголок, как бы он далеко от нас ни находился, близок и дорог нам…

  1. Сочинение

а) сочинение по данному началу

Задание: продолжите текст

  1. В тихий зимний день выйдешь в лес – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея тонкие стволы берез.
  2. Право на личное счастье – святое право каждого человека. Но надо чаще спрашивать себя: что я, лично я, сделал для того, чтобы люди были счастливы, чтобы недостатков в жизни стало меньше? Что я сделал для своих товарищей, для всего общества? Стало ли кому-то легче от того, что на свете есть я?

б) сочинение по пословице

Задание: написать текст по пословице/поговорке

Не имя красит человека, а человек – имя

в) сочинение по цитате с опорой на текст

Задание1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни  и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».  Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Задание 2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование

Задание 3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте  и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами  определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

г) сочинение в форме отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления.

2.3 Задания на оценку информации

  1. Дай оценку

Прием «Дай оценку» позволяет оценить надежность и достоверность информации.

Задание: оцени представленную в тексте информацию по данной шкале, определи степень надежности и достоверности информации текста.

Шкала надежности и достоверности информации

Надежность источника информации:

  1. Совершенно надежный
  2. Обычно надежный
  3. Довольно надежный
  4. Не всегда надежный
  5. Ненадежный
  6. Надежность не может быть определена

Достоверность информации:

А) Достоверность подтверждена

В) Вероятно правдивая

В) Возможно правдивая

Г) Сомнительная

Д) Неправдоподобная

Е) Достоверность не может быть определена

  1. Ромашка Блума

img2.jpg

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

Классификация вопросов Б.Блума:

  • Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
  • Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
  • Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
  • Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.
  • Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
  • Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
  • Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя?
  1. Синквейн

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Традиционный синквейн строится так:

первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

Описанные в главе приемы и задания, применяемые на каждом этапе,  позволяют работать над текстом в системе, способствуя достижению результатов, заявленных  в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Заключение

Представленные приемы работы с текстом  позволяют решать такие речевые задачи:

●     учить видеть, слышать и чувствовать текст;

●     пополнять речевую память учащегося;

●     обогащать словарный запас;

●     продуктивно усваивать учебный материал;

●     прививать  эстетический вкус;

● формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.

Речевая деятельность предполагает умение создавать и понимать тексты. Текст выполняет особую (по сравнению с другими единицами), только ему присущую функцию: обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей.

Текст как особая единица обладает необходимыми для реализации этой функции свойствами (информативность, содержательная и смысловая цельность, связность, композиционная завершенность). Поэтому, чтобы создать текст, отвечающий условиям и задачам общения, необходимо реализовать названные категории в процессе осознанного отбора единиц языка.

Таким образом, готовность к самостоятельному решению задач на основе приобретенных знаний, умений, навыков формирует креативные способности ученика и коммуникативную культуру. Овладение коммуникативной компетенцией вооружает школьников языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и социально адаптированным членом социума. В целом это - одно из важнейших условий самореализации, социализации молодых людей и востребованности на рынке труда, а в широком смысле – важнейшее условие общения в диалоге культур и цивилизации современного мира.

Список литературы

  1. Абрамов, Б.А. Текст как закрытая система языковых знаков / [Текст] // Лингвистика текста: материалы научной конференции. Ч.1. - М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1974.
  2. Антонова Л.Г. “Обучение старшеклассников жанровым формам речи”. // РЯШ. -  1994. - №6.
  3. Архипова Е.В. “Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников.”- РЯШ. - 2005. - №4.
  4. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы. – ИЯШ. – 2002. - № 2.
  5. Власенков А.Н. “Развивающее обучение русскому языку”- М.: Просвещение, 1982г.
  6. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст]. - М.: Наука, 1981.
  7. Дейкина А.Д. “Сочинение малой формы на уроках русского языка”- РЯШ.-  1994.- №5.
  8. Домашнев, А.И., Шишкина, И.П., Гончаров, Е.А. Интерпретация художественного текста: немецкий язык [Текст]. - М.: Просвещение, 1989.
  9. Зарубина, Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты [Текст]. - М., 1981.
  10. Золотарева И.Н. “Основы самостоятельного анализа текста”. // РЯНЛ. - 1990. - № 4.
  11. Ипполитова Н.А. “Работа с текстом при изучении синтаксиса”. // РЯШ. - 1991, - № 3,
  12.  Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик Н.С. “Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом”-  М.: Просвещение , 1991г.
  13. Колшанский, Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1985. - № 1.
  14. Константинова С.К. “Изучение олицетворений”. // РЯШ. - 1994. - № 3.
  15. Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи. //РЯШ. – 1996. - № 3.
  16. Логинова Т.И. “Сочинение-миниатюра”. // РЯШ. - 1994. - № 6.
  17. Лосева, Л.М. Как строится текст [Текст]. - М.: Просвещение, 1980.
  18. Лукин В.А. Художественный текст: основы лингвистической теории и элементы анализа [Текст]. - М.: Ось, 1999. - 198
  19. Морозова И.Д. “Виды изложений и методика их проведения”-  М.: Просвещение, 1984г.
  20. Мурзин, Л.Н., Штерн, А.С. Текст и его восприятие [Текст]. - Свердловск: Изд. Уральского ун-та., 1991.
  21.  Новожилова Ф.А. “Изложение-миниатюра на уроках русского языка”. // РЯШ. - 1994. - № 5.
  22. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – С. 40 – 62.
  23.  Остренкова М.А. “Уроки словесности в 5 классе”. // РЯШ. 1995. - №4.

 

             

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся "

Сегодня ни для кого  не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отвод...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"

Перед школьниками ставятся новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому форми...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Выступление на школьном методическом объединении на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Статья для учителей русского языка "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"...