Работа с текстом на уроках русского родного языка как способ формирования и развития метапредметных умений школьников
презентация к уроку (9 класс)

Гунгаева Аягма Раднажаповна

Представлена работа с текстом забайкальского писателя А.А.Черкасова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_russkiy_yazyk._rabota_s_tekstom.pptx369.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Работа с текстом на уроках русского родного языка как способ формирования и развития метапредметных умений школьников»

Слайд 2

Содержание учебного предмета «Русский родной язык» для 9-го класса представлено в трех разделах: 1. Язык и культура; 2. Культура речи; 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

Слайд 3

Связующим звеном всех учебных предметов является текст , работа с которым позволяет добиваться оптимального результата при минимальных затратах. Работа с текстом является базовой основой формирования метапредметных УУД.

Слайд 4

Организация образовательной среды Метапредметные результаты при работе с текстом Регулятивные Коммуникативные Познавательные Предметные линии развития: русский язык, литература, география, биология, математика, история, музыка и др. Технология проблемного диалога Технология смыслового чтения Индивидуализация образовательного процесса Технология критического мышления

Слайд 5

Общие положения в методике планирования высказывания-рассуждения: 1) владение базовой системой текстоведческих понятий и терминов, без которой невозможно осознанное создание собственного высказывания; 2) нераздельность двух процессов: системного анализа данного текста (тема, тип, стиль) с целью быстрого и адекватного выбора нужной информации и создании на его основе собственного ответа-рассуждения; 3) осознанное членение исходного текста на смысловые части, чтобы быстро выяснить, какая информация в них содержится, и использовать нужную информацию в собственном сочинении; 4) планирование собственного сочинения-рассуждения на основе текста-образца; 5) написание и анализ сочинения-рассуждения (развернутого ответа-рассуждения на проблемный вопрос).

Слайд 6

Одним из действенных способов формирования метапредметных умений являются уровневые задания в работе с текстом. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Слайд 7

Прочитайте текст и выполните задания

Слайд 8

(1) Урюм , Урюм ! (2) Сколько тяжелых и вместе с тем приятных воспоминаний рождается в моей голове при этом слове! (3)Ты мне родной и потому тесно связан с моим существованием, с моим бытием как лично, так и в семейных узах родства. (4) Сколько горя, забот, слез и радостей принес ты мне в моей жизни, в пору цветущей молодости, и сколько лишений дало мне твое существование. (5) Урюм ! (6)Ты мое детище, мой пестун и, пожалуй, мачеха… (7)…Однако ж, не откладывая в долгий ящик, надо сказать, что такое Урюм . (8)Это долина, или по-сибирски падь, в северо-восточной части Нерчинского горного округа. (9) Речка Урюм берет свое начало из угрюмых отлогов Яблонового хребта, который в этом месте служит водоразделом Олекминской и Шилкинской систем, а в более обширном месте – отделяет воды громадной Лены от Амура, Ледовитый океан от Охотского моря! (10) Забравшись на отлоги этого водораздела, бывало, невольно приходила в голову такая мысль: вот место, на котором какой-нибудь вершок земли делит воду на громадные расстояния необъятной Сибири! (11)Быть может, одна капля дождя переломится надвое – и одна её половинка попадет в Ледовитый океан, а другая в Охотское море! (12) Какое неизмеримое расстояние! (13)Как грандиозно творение Господа! (14) Не то ли мы встречаем часто и в жизни человека… (15) Урюм , беря свое начало из отрогов Яблонового хребта, спускается на юг, принимает в себя множество мелких ручейков и речушек, соединяется с более солидными речками и, пробежав не одну сотню верст, делается заметной сибирской рекой и называется Черным Урюмом ; а соединившись с неменьшим по величине протекаемого пространства Белым Урюмом , подошедшим к нему с запада, течет уже одной струей, составляя одну большую реку Черную, которая и впадает с левого берега в Шилку. (16)Место соединения Урюмов называется Сбегами, отсюда Черная катит свои воды до Шилки на расстояние 80 или 90 верст. (17)Черный Урюм называется потому, что весь свой путь протекает сплошным темным дебрям тайги, а Белый, наоборот, бежит преимущественно по луговой долине, и только его вершины сумрачны не менее своего собрата. (По А.А. Черкасову)

Слайд 9

I уровень (за каждый ответ 1 балл) 1. В какую реку впадает Урюм ? а) Ингода б) Шилка в) Лена г) Амур 2 . Почему Урюм называют Черным, Белым? 3. Выпишите ряд однокоренных слов из предложения 15. 4. Из предложений 6-11 укажите предложение(я) с вводной конструкцией.

Слайд 10

II уровень (за каждый ответ 2 балла) 1. Перечислите названия водных объектов . 2. Назовите фразеологизмы . 3. Определите тему текста. 4. Какова его основная мысль? Озаглавьте текст.

Слайд 11

Определите тип текста. Докажите, что это описание с элементами рассуждения . Выделите смысловые части. Укажите , как связаны предложения в смысловых частях и смысловые части в тексте. Определите стиль текста. Укажите языковые средства, характерные для публицистического стиля. Напишите изложение (сочинение-рассуждение на тему « Река - источник жизни ») III уровень (за каждый ответ 3 балла)

Слайд 12

№ Критерии оценивания Балл 1 Соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания 1б 3 Последовательность и логичность изложения 1б 5 Грамотность 1б Итого: 3 б

Слайд 13

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале: оценки «2» «3» «4» «5» баллы 0 -10 11-15 16 - 20 21 -24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»...

Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников

"Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников" - презентация из опыта работы учителя русского языка и литературы. На слайдах отраж...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Данный материал познакомит с формированием навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы....

Методический семинар "Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций"

В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Одна из задач школы сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способн...

Внеурочная деятельность в начальной школе как способ формирования и развития метапредметных результатов у младших школьников.

Реализация здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в физкультурно-оздоровительной работе. В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому...

Формирование и развитие метапредметных умений в процессе обучения химии

Главной задачей новых образовательных стандартов является обеспечение общекультурного, личностного и познавательного развития школьника, формирование умения учиться. Поэтому сегодня важно не столько д...