Урок развития речи. Сочинение-рассказ по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Моисеева Лариса Васильевна

Урок развития речи  составлен для учащихся 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи.

Тема урока: сочинение-рассказ по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».

Урок составила: учитель русского языка и литературы Моисеева Лариса Васильевна.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями построения рассказа; отработать навык составления диалога и использования его в работе над сочинением; обогатить речь учащихся словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника.
  2. Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, внимание и наблюдательность, речевую грамотность.
  3. Воспитывать интерес к предмету, культуру труда и общения. Воспитывать умение быть внимательным к людям.

Оборудование урока: мультимедийная презентация

Ход урока:

  1. Организационный момент урока:

-Готовность класса к уроку.

- Психологический настрой учащихся.

-Цели урока (Слайд 1,2)

2. Организация восприятия нового материала .

2.1. Рассказ о жизни и творчестве Ф.П. Решетникова (Слайд 3). Доклад учащегося.

2.2. Демонстрация картин Ф.П. Решетникова. (Слайды 4-8)

Вспомогательные вопросы:

- Кто герои картин?

- Можно сказать, что на них что-то происходит?

- Как называются такие картины?

2.3. Демонстрация картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка» (Слайд 9)

Слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами будем готовиться к составлению рассказа, а основой этого рассказа будет эпизод, увиденный художником и запечатлённый на картине.

Вспомогательные вопросы:

- Где происходят события, изображённые на картине?

- В какое время происходит действие?

- Какие вещи, изображённые на картине, помогают определить время?

- Какой момент изображён на картине?

- Почему вы так решили?

- Перечислите героев картины.

- Как относятся к появлению школьника мать и сестра?

- Встречает ли кто-нибудь ученика с радостью, не обращая внимания на принесённую двойку?

- Как вы думаете, есть ли у этого мальчика возможность учиться?

3.А теперь отдохнём. Физкультминутка.

Продолжаем работать. Рассмотрим картину детально и составим характеристику героев.

Вспомогательные вопросы:

- Что выражает взгляд и поза сестры?

- Где она изображена?

- Хорошо ли её видно?

- Как художник показал огорчение матери?

- Опишите её одежду.

- Какое отношение у художника к матери?

- Кто находится рядом с ней?

- Как вы думаете, братишка понимает, что происходит?

- Чем он занимался до прихода героя?

- Какие слова вы бы подобрали для описания внешнего облика мальчика?

- Что можно сказать об одежде героя?

- Какие чувства он испытывает?

- Давайте внимательно рассмотрим выражение лица мальчика.

- О чём говорят глаза? А брови?

- На какие детали картины нам следует обратить внимание?

- Можно назвать портфель «бывалый»? Почему?

- Как вы думаете, для чего ещё нужен он мальчику?

- Опишите собаку. Можно назвать их друзьями?

- О чём говорит высунутый язык пса?

4. Обобщение по теме картины и средствами выражения замысла автора.

- О чём  рассказывает картина? Каким настроением проникнута?

- Подумайте, какова основная мысль картины?

- Какими художественными средствами автор выразил основную мысль?

- Помогают ли раскрытию замысла художника краски?

-  А что такое колорит картины?

- Здесь, на картине, он неяркий, скромный. Как вы думаете, почему?

- Какой синоним можно подобрать к слову «неяркие (краски)»?

- Давайте найдём предметы, изображённые приглушенными красками.

- Понравилась ли вам картина?

- Чем понравилась?

5. Дети, можем ли мы приступить к работе над сочинением? Сможем, если вспомним законы построения рассказа.

Вопросы:

- Вспомните, когда и как началась история, момент которой изображён на картине. С этого момента завязалось действие, и мы стали следить за его развитием. Это завязка.

- Как же развивалось действие дальше? Какой диалог (разговор) состоялся между матерью и сыном? Это развитие действия.

- Каким был этот  момент для мальчика? Это кульминация. Герой получил двойку, он очень расстроился. В этой части рассказа вы подробно опишите позу мальчика, его настроение, выражение лица.

- А как вы думаете, чем закончилось действие? Это развязка действия.

6. Словарно-стилистическая работа по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».

Ог..рчит..ся – отч..ят..ся- ра..строит..ся

Не..прятный-неа..куратный- неряшливый

Стыдно- с..вес..но

Взгля.., ко..та, вн..мание, сочу..ствие, в..л..сипед, о..топыренные, п..льто, б..тинки, п..ртфель, к..ньки, к..ричневый.

Избегай повтора

Картина- произведение живописи- репродукция.

Художник-живописец.

Краски, цвет. Фигура, поза.

7. Составление плана.

  1. История создания картины.
  2. Главный герой картины (внешность, поза, портфель).
  3. Осуждающий взгляд матери.
  4. Взгляд и поза сестры.
  5. Собака - верный друг мальчика.
  6. Основная мысль картины.
  7. Моё отношение к картине.

  1. Рефлексия

Ребята , мы готовились к сочинению по картине. Подумайте и ответьте на вопрос: «Смогу ли я самостоятельно написать сочинение?» Если «да»поднимите зелёную карточку, «нет»- красную, «нужна помощь»-жёлтую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речи Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март"

Тема:  Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март" (прилагается клише сочинения)...

Электронное приложение к уроку развития речи. Сочинение-описание по картине И.Левитана "Большая вода"

Презентация позволяет в течение небольшого промежутка времени подготовить учащихся к сочинению-описанию....

урок русского языка в 7 классе по теме: "Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету"

подробный конспект урока  русского языка в 7 классе по развитию речи на основе упражнения 402 "Сочинение-рассказ по данному сюжету "...

Презентация к уроку развития речи . Сочинение - рассказ по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка".

Презентация составлена для урока развития речи в 5 классе. Сочинение - рассказ по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"....

Конспект урока по русскому языку. Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя».

Цели:      1. познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20 века             2. собрать материалы, необходимые для написани...