Элективный курс "Уроки словесности"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Цветенберг Светлана Семёновна

Элективный  курс  «Уроки словесности» рассчитан  на 35 ч и предназначен для учащихся 9-ых классов. Данная программа  составлена на основе авторской программы С.И. Львова «Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов»  (М.: Вента-Граф, 2008)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_v_9_klasse._uroki_slovesnosti.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Комитет Администрации Бийского района по образованию и делам молодёжи»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа» Бийского района Алтайского края

«Согласовано»

Руководитель МО

Цветенберг С.С.

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ «Верх-Бехтемирская сош» Кольцаузе Т.Ю.

 «__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Верх-Бехтемирская сош» Ермолова М.П.

Приказ № ___ от «__»_______________20__г.

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку в 9 классе

 «Уроки русской словесности»

на 2013-2014 учебный год

учителя русского языка

Цветенберг Светланы Семеновны

с. Верх-Бехтемир

2013 год

Элективный курс по русскому языку
«Уроки русской словесности» 9 класс
 Пояснительная   записка

        Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Элективный курс «Уроки словесности» берёт за основу один из них: знакомство с изобразительными  возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию. Курс направлен на многоаспектную языковую работу  с литературными текстами, что позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Те самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и литературы.  Практическая направленность данного предмета проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи. Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом.  Элективный  курс  «Уроки словесности» рассчитан  на 35 ч и предназначен для учащихся 9-ых классов. Данная программа  составлена на основе авторской программы С.И. Львова «Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов»  (М.: Вента-Граф, 2008)

Цель элективного курса – через лингвистический анализ художественного текста показать учащимся необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка.

Достижение  этой цели возможно через решение следующих задач:

1..научить учащихся адекватно воспринимать язык художественного произведения;

2. ознакомить их с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов: фонетики, словообразования, лексики, морфологии, синтаксиса, а также орфографии и пунктуации;

  1. совершенствовать навыки лингвистического анализа текста и выразительного чтения художественного произведения;
  2. учить создавать и анализировать самостоятельные высказывания с использованием изученных языковых художественных приёмов.
  3. воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры.

Методы деятельности учителя  направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию  практических и семинарских  занятий, руководство  самостоятельного  исследования учащимися  текста с целью решения поставленных перед ними задач. Целесообразно использовать  такие методы и приемы  работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями  учащихся.

Формы контроля знаний:

  1. защита таблиц, конспектов, творческих работ;
  2. анализ и редактирование текстов;
  3. тестирование

Формы оценивания знаний учащихся:

  1. работы в форме тестов оцениваются баллами; минимальный порог, который необходимо преодолеть учащемуся, чтобы его работа была зачтена устанавливается на заседании МО;
  2. творческие работы учащихся (доклады, схемы, таблицы, проекты и др.) оцениваются по зачётной системе, по каждой работе слушатель получает подробный комментарий  преподавателя с рекомендациями;
  3. зачёт по курсу учащийся получает в том случае, если все работы, которые он выполнял в течение учебного года, зачтены.

Требования  к  уровню подготовки  учащихся

В  результате изучения курса «Уроки словесности»  учащиеся должны  знать:

  1. основные звуковые, графические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические образные средства русского языка;

      Применяя  полученные  знания,  учащиеся должны уметь: 

  1. владеть устной и письменной речью;
  2. производить лингвистический анализ текста, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приёмы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические и синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления;
  3. выразительно читать, передавая голосом эмоциональный настрой, его интонационные особенности;
  4. создавать и анализировать самостоятельные высказывания с использованием изученных языковых художественных приёмов.

Календарно-тематическое планирование (35 часов)

Тема

Количество часов, дата

Примерное содержание работы на занятиях

1-2.Имя существительное

3-6. Имя прилагательное

7-10. Глагол и его формы

11. Имя числительное

12. Местоимение

13-14. Наречие

15-16. Служебные      части речи

17. Повторение

18-19. Особенности русского синтаксиса

20. Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений.

21. Особенности интонации восклицательных предложений

22. Типы односоставных предложений

23.Семантико-грамматические свойства обобщённо-личного предложения

24. Слова-предложения.

25. Наблюдения за использованием в художественном тексте разных типов сложных предложений

26. Сравнение как поэтический троп.

27. Семантико-стилистическая функция прямой речи.

28-30. Стилистические фигуры речи как синтаксические построения.

31-32. Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов

33-34. Комплексный языковой анализ.

35. Обобщение знаний

2

4

4

1

1

2

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

3

2

2

1.Морфологические средства выразительности русской речи (17 часов)

Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей.

Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.

Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (род, число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения.

Имена собственные и нарицательные; обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики. Стилистическая роль географических наименований в литературных произведениях.

Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений.

Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.

Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.

Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая
роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские образования сложных
прилагательных. Краткие и усеченные прилагательные в поэтическом тексте.

Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания (обобщение). Использование усеченных глаголов в художественном тексте (прыг в траву).

Грамматические категории как источник выразительности речи: категория времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения) вместо другого как изобразительный прием. Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в текстах художественной литературы. Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложении с целью придания живости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит).

Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3, 7, 40, 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах

Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений.

Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование.

Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство

Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесенность с другими частями речи.

Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Наречия сравнения (по-детски, градом) и образное использование их в художественном тексте; сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания.

Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.

Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении литературного текста.

Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления

Комплексный лингвистический анализ (поиски словообразовательных, фонетических, интонационных, лексических и морфологических средств выразительности) и выразительное чтение художественных текстов

2. Синтаксическое богатство русского языка (17 часов)

Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создания художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств.

Экспрессивное использование предложений разного типа (8 часов)

Особенности интонации вопросительных предложений. Лексическое и
грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений.
Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений по
будительных и вопросительных предложений. Риторический вопрос и его
художественные функции.

Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Особенности интонации восклицательных предложений. Наблюдение над стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в текстах художественной литературы.

Типы односоставных предложений. Семантико-грамматические свойства обобщенно-личных предложений, использование их в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках.

Семантико-стилистические возможности безличных предложений и использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений.

Семантика и грамматические способы оформления слов-предложений; их стилистическое использование в речи.

Наблюдения за использованием в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов.

Способы передачи значения сравнения в языке. Наблюдение за употреблением в тексте предложений со сравнительным оборотом и предложений с придаточными сравнения.

Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в текстах художественной литературы, в произведениях устного народного творчества.

Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средство создания речевой характеристики персонажа   Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста.

Стилистические фигуры речи (7 часов) 

Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью. Знакомство с еще не изученными фигурами речи (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис) и повторение сведений об уже известных риторических фигурах (анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.). Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.

Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

Комплексный языковой анализ и выразительное чтение произведений  художественной литературы.

Обобщение и систематизация знаний и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по литературе "Тайны словесного мастерства"

Содержит программу курса,обоснование целей и задач, а также тематическое планирование...

Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классе Пособие для учителя

Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классеПособие для учителя   Предлагаемое пособие – попытка оказать конкретную помощь учителю ...

Элективный курс "Уроки русской словесности"

Спецкурс «Уроки русской словесности» ориентирован на формирование грамотной языковой личности, воспитание интереса к русской словесности. Создан для учащихся 9-ых классов общеобразовательной шко...

Презентации к элективному курсу "Уроки русской словесности" 9 класс

Грамматические трудности, связанные с образованием слов. Словотворчество.Неправильный выбор приставки. Неправильный выбор суффикса. Ошибки в корне слова. Уместность употребления слов различных с...

Учебная программа элективного курса по русскому языку 9-11 класс «От истории края к словесности»

Курс «От истории края к словесности» призван обеспечить освоение регионального компонента базисного учебного плана. Для Сибирского федерального округа изучение регионального компонента определено в тр...

Рабочая программа элективного курса «УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ»

Основная цель курса состоит в организации систематического и целенаправленного наблюдения за использованием в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровн...

Программа элективного курса "Русская словесность" в 9 классе

Цель курса - подготовка учащихся 9 класса к успешной сдаче ГИА по русскому языку. Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание, учебно-тематический план и требования к...