Программа элективного курса по литературе "Тайны словесного мастерства"
элективный курс (литература, 11 класс) по теме

Пьянова Марина Николаевна

Содержит программу курса,обоснование целей и задач, а также тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_po_literature_11_klass.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 39

Программа элективного курса по литературе

для учащихся 11-х классов

«Тайны словесного мастерства»

                                                                                     Автор     Пьянова М.Н.

Тверь

2011

Пояснительная записка

     Программа элективного курса «Тайны словесного мастерства» предназначена для учащихся 11-х классов и рассчитана на 34 часа. Она затрагивает лингвистические и литературоведческие проблемы, являющиеся наиболее сложными для старшеклассников. Знания, умения и навыки, которые учащиеся приобретают в процессе изучения курса, помогут им успешно подготовиться к ЕГЭ.

      Цель программы – передать определенную совокупность знаний и при этом сформировать у ученика собственную эстетическую установку, в соответствии с которой он, читая художественное произведение, постигает художественный текст, создает собственное видение, собственную интерпретацию.

     Для эффективной работы по достижению главной цели программа предлагает решить следующие задачи:

- обобщить знания, накопленные учащимися в 5-9 классах;

- систематизировать знания по литературе и русскому языку, наблюдая реализацию явлений языка в искусстве слова;

- освоить глубокий теоретический материал и приобрести опыт внимания к художественному слову, к художественному образу, индивидуальному мастерству художника;

- перейти к кропотливой работе с текстом;

- совершенствовать навык целостного филологического анализа литературного произведения.

     За время изучения курса учащиеся знакомятся с рядом выдающихся произведений русской литературы и повторяют ранее изученные. Программа предполагает изучение 12 содержательных блоков.

     По окончании курса учащиеся должны уметь:

- читать, воспринимать, анализировать, истолковывать произведение в единстве содержания и формы на основе соотнесения личных и авторских представлений о мире и человеке;

- характеризовать приемы и средства создания образа и образности в литературном произведении;

- воспринимать и характеризовать слово как средство образности;

- характеризовать речь автора, речь рассказчика, различать голос автора и голос персонажей в произведении;

- характеризовать манеру и стиль разных писателей;

- характеризовать композицию и сюжет произведения;

- отвечать на вопросы проблемного характера;

- выполнять письменные работы различных жанров.

Содержание программы

1. Слово в народном употреблении

   Формирование общенародного языка. Архаизмы, функции архаичной лексики в современном языке. Неологизмы и заимствованные слова. Просторечная и вульгарная лексика, профессионализмы, жаргонизмы. Диалектизмы. Фразеологизмы и их классификация. Идиомы.

2. Особенности языка литературного

   Слово, стиль образность. Функциональные стили. Публицистический стиль. Стиль художественной литературы. Многозначность. Роль А.С. Пушкина в развитии русского литературного языка. Идеал «нагой простоты».

3. Слово как средство создания образности

   Образ и образность. Явления многозначности. Сумма предметных значений слов и образность. Грамматический фактор возникновения образности. Композиция, ритмика, мелодика. Творческая личность художника слова.

4. Образ и характер (индивидуализация)

   Художественный образ как особая форма познания действительности. Характер литературного героя. Индивидуализация в романтическом и реалистическом произведении.

5. Речевая характеристика героев

   Приемы речевой характеристики героев. Модернизация и архаизация речи героев.

6. Создание образности в прозе

   Художественная структура повести И.С.Тургенева «Первая любовь», три плана повествования. Зависимость стиля повествования от художественной структуры произведения. Взаимодействие различных стилеобразующих факторов в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Персонажные стили» в «Герое нашего времени». Изображение героев в развитии. Деталь и образность. Принцип «тайной психологии» И.С.Тургенева. «Диалектика души» Л.Н.Толстого. Прием «срывания маски» как средство создания образа в развитии.

7. Роль авторов и рассказчиков (многообразие стилей)

   Роль авторских лирических отступлений в прозаических произведениях. Пейзаж. Деталь. Градация и антитеза. «Помощь» других видов искусства. Рассказчик и автор.

8. Образность в драматургии

   Особенности драмы как литературного рода. Средства изображения психологических коллизий в драме. Намеки, реплики, паузы, ремарки.  «Подводное течение». «Двойной диалог» И.С.Тургенева. «Параллельные монологи» А.П.Чехова.

9. Образность в поэзии

   Реализация пушкинского идеала «нагой простоты» в поэзии. Приемы достижения гармонии в поэзии. Художественные достижения и новаторство Н.А.Некрасова в области поэтической речи. Эмоциональный фактор воздействия поэтической речи на читателя. Внутренний мир лирического героя. Влияние социального контраста, лежащего в основе содержания, на всю образную систему произведения. Прием символизации. Принцип художественного лаконизма.

10. Гармония чувства и слова (поэзия С.Есенина)

   Проявление поэтического дара С.Есенина в анималистических стихотворениях.  «Лирическое чувствование» С.А.Есенина.

11. Финальные аккорды тургеневской лиры

   Философско-лирические миниатюры И.С. Тургенева – «Стихотворения в прозе», их художественное своеобразие. Многообразие тем, жанров, стилей, проявляющееся в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева.

12. Письменные работы разных жанров на филологические темы

   Реферат. Сравнительная характеристика. Комплексный литературоведческий анализ. Рецензия. Интерпретация стихотворения, рассказа. Изложение фрагмента текста статьи с творческим заданием. Изложение фрагмента художественного произведения с творческим заданием. Сочинение. Тестирование.

   

Тематическое планирование

№ темы

                                 Формулировка темы

Кол-во

часов

1

Слово в народном употреблении

4

2

Слово, стиль, образность

1

3

Стиль художественной литературы

1

4

Слово как средство создания образности

2

5

Речевая характеристика героев

1

6

Создание образности в прозе

4

7

Многообразие стилей автора и рассказчиков

4

8

Образность в драматургии

4

9

Реализация пушкинского идеала «нагой простоты» в поэзии

2

10

Художественные достижения и новаторство Н.А.Некрасова в области поэтической речи

1

11

Эмоциональный фактор воздействия поэтической речи на читателя

1

12

Принципы и приемы создания образности в поэзии

3

13

Гармония чувства и слова в поэзии С.А.Есенина

2

14

Философско-лирические миниатюры И.С.Тургенева- «Стихотворения в прозе», их художественное своеобразие

2

15

Письменные работы разных жанров на филологические темы

2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа элективного курса по русскому языку 9-11 класс «От истории края к словесности»

Курс «От истории края к словесности» призван обеспечить освоение регионального компонента базисного учебного плана. Для Сибирского федерального округа изучение регионального компонента определено в тр...

Рабочая программа элективного курса «УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ»

Основная цель курса состоит в организации систематического и целенаправленного наблюдения за использованием в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровн...

Программа элективного курса "Русская словесность" в 9 классе

Цель курса - подготовка учащихся 9 класса к успешной сдаче ГИА по русскому языку. Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание, учебно-тематический план и требования к...

Программа элективного курса по русскому языку "Словесная живопись" для 5 класса

Данная программа поможет в игровой форме расширить ,закрепить представления учащихся об ИВС,развить речь,привить любовь к русскому языку.Все это несомненно поможет учащимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ ...

Программа элективного курса. «Уроки словесности» 9 класс.

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной ре­чи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобраз...

Рабочая программа. Элективный курс "Уроки словесности" (9 класс)

9 класс. Элективный курс "Уроки словесности"...

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.

Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010.  Общее количество часов — 34, в неделю ...