Рабочая программа. Элективный курс "Уроки словесности" (9 класс)
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Петрова Ольга Юрьевна

9 класс. Элективный курс "Уроки словесности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass._elektivnyy_kurs._uroki_slovesnosti.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №296

ФРУНЗЕНСКОГО  РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                 

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО

к утверждению

на педагогическом совете

 ГБОУ средней школы № 296

Протокол № ________

от _____августа         2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ средней школы № 296

____________ /С.А.Алексеева/

«__»  августа         2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ»

для 9б класса

учебный год 2013-2014

 О.Ю.Петрова,

учитель русского языка и литературы

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

                                                                               2013


1. Пояснительная записка

Элективный курс «Уроки словесности»

        Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

        Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.

        Нужно иметь в виду, что каждый учитель вправе выбрать из представленного в программе перечня понятий именно те, с которыми он считает необходимым познакомить своих учеников, учитывая собственные профессиональные пристрастия, а также лингвистическую подготовку и учебные интересы школьников. Можно перераспределить и количество часов на изучение тех или иных тем.

        Программа дает представление о том, как можно организовать работу на занятиях, если поставить перед собой цель в течение трех лет ознакомить детей с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов. Это научит школьника чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Постепенно ученики овладевают языковым анализом художественного текста, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приёмы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, в процессе которого школьник демонстрирует, как он понял произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой произведения, его интонационные особенности.

        Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых художественных приемов. Причем можно публиковать в Интернете лучшие работы и обмениваться мнениями по поводу прочитанных сочинений, написанных другими учениками и опубликованных на школьных сайтах или в детских журналах. Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет пробудить в школьниках креативные способности, развить художественный вкус.

        Содружество искусств — цикл занятий, на которых школьники могут рассматривать произведения литературного искусства в сравнении с произведениями живописи, графики, музыки, хореографии, кинематографии и т. п. Что может стать объектом сравнительного анализа на подобных занятиях, разумеется, решит сам учитель, в полной мере используя свои знания, опираясь на интуицию и свои собственные предпочтения в искусстве.

        Итак, предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 9 классов необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова. Сформированные на таких занятиях умения и навыки в дальнейшем становятся базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.


2. Содержание курса «Уроки словесности»

 

        1 час в неделю

        за год – 34 ч

Элективный  курс используется в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки и оказывать существенное влияние на выбор основного профильного направления обучения в старшей школе.

Содержание соответствует познавательным возможностям учащихся, предоставляет возможность работы на уровне повышенных требований, развивает его учебную мотивацию, помогает ему оценивать свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Курс помогает совершенствовать важнейшие практические умения и навыки по русскому языку на основе систематизации, углубления знаний и организации активной коммуникативной деятельности на занятиях, формировать интерес к изучению родного языка, прививать внимание к его красоте и богатству.

Морфологические средства выразительности русской речи (17 ч)

Имя существительное (2 ч)

Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей.

Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.

Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения.

Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях. Обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.

Имя прилагательное (4 ч)

Образная функция имён прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений.

Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.

Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.

Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские сложные прилагательные.

Использование кратких и усечённых прилагательных в поэтическом тексте.

Имя числительное (1 ч)

Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3. 7, 40. 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.

Местоимение (2 ч)

Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование.

Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство.

Глагол и его формы (4 ч)

Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. Использование усечённых глаголов в художественном тексте (прыг в траву).

Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный приём. Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложении с целью придания живости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит).

Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.

Наречие (2 ч)

Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесённость с другими частями речи.

Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Наречия-сравнения (по-детски, градом) и образное использование их в художественном тексте. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.

Служебные части речи (2 ч)

Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических, морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.

Синтаксическое богатство русского языка (17 ч)

Особенности русского синтаксиса (2 ч)

Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закреплённость синтаксических средств.

Экспрессивное использование предложений разного типа (8 ч)

Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции.

Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение за стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах.

Типы односоставных предложений. Семантико-стилистические возможности определённо-личных, неопределённо-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в художественной речи.

Семантико-грамматические свойства обобщённо-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках.

Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи.

Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов.

Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения и др.

Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества.

Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя.

Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения как изобразительный приём.

Стилистические фигуры речи (7 ч)

Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.) Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.

Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.


3. Требования к уровню подготовки обучающихся

Нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи:

- способность осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать);

- грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать).

Развитие важнейших коммуникативно-речевых умений: происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы.

Совершенствование информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п.


4. Контроль уровня обученности

Зачетная работа № 1.

Дата проведения: 15.01.2014

Анализ художественного текста.

Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания: «Выразительность русской речи  проявляется в морфологических средствах».

(1)Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки...
        (2)Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своём инструменте. (3)В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду. (4)А о чём писать? (5)0 чём угодно. (6)Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, то пишите просто обо всём, что увидите. (7)Бежит собака с высунутым языком, — сказал он, посмотрев в окно, — опишите собаку. (8)Одно, два четверостишия. (9)Но точно, достоверно, чтобы собака была именно эта, а не какая-нибудь другая. (10)Опишите дерево. (11)Море. (12)Скамейку. (13)Найдите для них единственно верное определение... (14)Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем...
        — (15)Наконец, опишите воробья, — сказал Бунин, — я знаю: вы пришли в отчаяние от того, что всё уже сказано, все стихи написаны до вас, новых тем и новых чувств нет, все рифмы давно использованы и затрёпаны; размеры можно перечесть по пальцам; так что в конечном итоге сделаться поэтом невозможно. (16)В юности у меня тоже были подобные мысли, доводившие меня до сумасшествия. (17)Но это, милостивый государь, вздор. (18)Каждый предмет из тех, какие окружают вас, каждое ваше чувство есть тема для стихотворения. (19)Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите. (20)Но пишите так, как вы чувствуете, и так, как вы видите, а не так, как до вас чувствовали и видели другие поэты, пусть даже самые гениальные. (21)Будьте в искусстве независимы, принесите новое. (22)Этому можно научиться. (23)И тогда перед вамиоткроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии. (24)Вам станет легче дышать.
        (25)Но я уже и без того дышал легко, жадно, новыми глазами рассматривая всё, что меня окружало...
        (26)Я упивался начавшейся для меня новой счастливой жизнью, сулившей впереди столько прекрасного! (27)Я понял, что поэзия была вовсе не то, что считалось поэзией, а чаще всего была именно то, что никак не считалось поэзией. (28)Мне не надо было её разыскивать, откуда-то выковыривать. (29) Она была тут, рядом, вся на виду, она сразу попадала в руки — стоило лишь внутренне ощутить её поэзией. (30) И это внутреннее ощущение жизни как поэзии теперь безраздельно владело мною.
        (31)Лишь потому, что я вдруг узнал, понял всей душой: вечное присутствие поэзии — в самых простых вещах, мимо которых я проходил раньше, не подозревая, что они в любой миг могут превратиться в произведение искусства, стоит только внимательно в них всмотреться.

                                                                                                                                  (По В. Катаеву)


Зачетная работа № 2.

Дата проведения: 14.05.2014

Многоаспектный языковой анализ текста.

Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания: «Выразительность русской речи  проявляется в морфологических и синтаксических средствах».

(1)Но особенно памятны мне праздничные вечера, когда дед уходил в гости и бабушка устраивала чай с обильной закуской. (2)В кухню являлся кудрявый, встрёпанный дядя Яков с гитарой; волчком вертелся празднично одетый Цыганок; тихо, боком приходил мастер, сверкая тёмными стеклами очков.
        (3)Все много ели и пили, вздыхая тяжко, детям давали гостинцы, и понемногу разгоралось жаркое веселье.
        (4)Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, сгибался над ней, изогнув шею, точно гусь.
        (5)Его музыка требовала напряжённой тишины; торопливым ручьём она бежала откуда-то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, волнуя сердце, выманивала непонятное чувство, печальное и беспокойное. (6)Только самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары.
        – (7)Прочь, грусть-тоска! (8)Ванька, становись! – иногда ухарски кричал музыкант.
        (9)Охорашиваясь, одёргивая жёлтую рубаху, Цыганок осторожно, точно по гвоздям шагая, выходил на середину кухни; его смуглые щёки краснели, и, сконфуженно улыбаясь, он просил:
        – (10)Только почаще, Яков Васильич!
        (11)Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, дребезжала стеклянная посуда; Цыганок огнём пылал, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги. (12)Гикнув, он приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая всё вокруг блеском шёлка, а шёлк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.
        (13)Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что если открыть дверь на волю, то он так и пойдёт плясом по улице, по городу, неизвестно куда...
        (14)Мастер вдруг поклонился бабушке и стал просить её необычно густым голосом:
        – (15)Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок! (16)Утешь!
        – (17)Что ты, свет, что ты, Григорий Иваныч? – посмеиваясь и поёживаясь, приговаривала бабушка. – (18)Куда уж мне плясать? (19)Людей смешить только...
        (20)Но когда все стали просить её, она вдруг молодо встала, оправила юбку, выпрямилась, вскинув тяжёлую голову, и пошла по кухне, вскрикивая:
        – (21)Ну-ка, Яша, перетряхни музыку-то!
        (22)Дядя весь вскинулся, вытянулся, закрыл глаза и заиграл медленнее; Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошёл вприсядку кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль тёмными глазами.
        (23)Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. (24)Вот она идёт тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно.
        (25)Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. (26)Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь всё веселее, – и вдруг её сорвало с места, закружило вихрем. (27)Вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз отвести от неё – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!
        (28)И все застывали, очарованные пляской и бабушки, и Цыганка. (29)Вот тебе и праздник, и боле ничего не надо!
                                                                                                                                     (По М. Горькому)

5. Нормы оценки знаний

Элективный курс «Уроки словесности»  подразумевает безотметочную систему.

В течение учебного года школьники изучают два больших раздела: морфологические средства выразительности русской речи, синтаксическое богатство русского языка, наблюдают за языковыми явлениями в художественном тексте.

Учатся анализировать художественный текст, опираясь на знания, полученные в области «Морфологии», «Синтаксиса». Рассуждать о важности изученных лингвистический понятий, о их роли в тексте.

За первое полугодие школьник выполняет зачетную работу № 1 – анализ художественного текста, применяя знания из раздела «Морфологические средства выразительности русской речи».

По итогам всего курса зачетную работу № 2 – многоаспектный языковой анализ текста, демонстрируя знания по морфологии и синтаксису.

Зачёт считается сданным, если ученик умеет строить письменное рассуждение по схеме: тезис – аргументы – вывод.


Приложение 1: УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Элективный курс «Уроки словесности»  

9 Б класс

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов по плану

Примечания

1

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ

(17 ч)

1.1

Имя существительное

(2 ч)

1.2

Имя прилагательное

(4 ч)

1.3

Имя числительное

(1 ч)

1.4

Местоимение

(2 ч)

1.5

Глагол и его формы

(4 ч)

1.6

Наречие

(2 ч)

1.7

Служебные части речи

(2 ч)

2

СИНТАКСИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА

(17 ч)

2.1

Особенности русского синтаксиса

(2 ч)

2.2

Экспрессивное использование предложений разного типа

(8 ч)

2.3

Стилистические фигуры речи

(7 ч)

34


Приложение 2: КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

элективного курса «Уроки словесности»  9 «Б» класс

п/п

№ занятия

Раздел, тема

Виды деятельности

Дата

Факт

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ (17 ч)

Имя существительное (2 ч)

1

1

Роль существительных в художественном тексте.

Лекция. Наблюдение. Практика

4.09

2

2

Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.

Лекция. Наблюдение.

Практика

11.09

Имя прилагательное (4 ч)

3

1

Роль прилагательных в художественном тексте.

Лекция. Наблюдение. Практика

18.09

4

2

Употребление прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.

Лекция. Наблюдение. Практика

25.09

5

3

Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.

Лекция. Наблюдение. Практика

2.10

6

4

Использование прилагательных в поэтическом тексте.

Лекция. Наблюдение. Практика

9.10

Имя числительное (1 ч)

7

1

Роль числительных в художественном тексте.

Лекция. Практика

16.10

Местоимение (2 ч)

8

1

Роль местоимения в художественном тексте.

Лекция. Практика

23.10

9

2

Стилистическое использование устаревших местоимений.

Лекция. Наблюдение. Практика

30.10

Глагол и его формы (4 ч)

10

1

Роль глагола в художественном тексте.

Лекция. Практика

13.11

11

2

Олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания.

Лекция. Наблюдение. Практика

20.11

12

3

Употребление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный приём.

Лекция. Наблюдение. Практика

27.11

13

4

Особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.

Лекция. Наблюдение. Практика

4.12

Наречие (2 ч)

14

1

Роль наречий в художественном тексте.

Лекция. Практика

11.12

15

2

Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.

Лекция. Наблюдение. Практика

18.12

Служебные части речи (2 ч)

16

1

Роль служебных частей речи в художественном тексте.

Лекция. Наблюдение. Практика

25.12

17

2

Анализ художественного текста.

Практика

Зачет № 1

15.01

СИНТАКСИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА (17 ч)

Особенности русского синтаксиса (2 ч)

18

1

Свойства русского синтаксиса.

Лекция. Наблюдение.

22.01

19

2

Функции синтаксических средств.

Лекция. Наблюдение.

29.01

Экспрессивное использование предложений разного типа (8 ч)

20

1

Особенности интонации в тексте.

Наблюдение.

5.02

21

2

Риторический вопрос и его художественные функции.

Лекция. Практика

12.02

22

3

Роль односоставных предложений в тексте.

Лекция. Практика

19.02

23

4

Употребление в художественном тексте разных типов сложных предложений. Роль союзов.

Лекция. Наблюдение. Практика

26.02

24

5

Сравнение как поэтический троп.

Наблюдение.

5.03

25

6

Прямая, косвенная речь как средство создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя.

Лекция. Наблюдение. Практика

12.03

26

7

Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста.

Лекция. Наблюдение. Практика

19.03

27

8

Структурный параллелизм сложного предложения как изобразительный приём.

Лекция. Наблюдение. Практика

26.03

Стилистические фигуры речи (7 ч)

28

1

Стилистические фигуры речи. Бессоюзие, многосоюзие.

Лекция. Наблюдение. Практика

9.04

29

2

Инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение.

Лекция. Наблюдение. Практика

16.04

30

3

Эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание.

Лекция. Наблюдение. Практика

23.04

31

4

Использование стилистических фигур в художественных текстах.

Лекция. Наблюдение. Практика

30.04

32

5

Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

Лекция. Наблюдение. Практика

7.05

33

6

Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.

Практика.

Зачет № 2

14.05

34

7

Обобщение и систематизация знаний.

Практика

21.05


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учащихся

Русская словесность. От слова к словесности. 5 – 9 класс. Учебное пособие. Альбеткова Р.И. — М.: Дрофа, 2005 г.

Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С. Пушкин в истории русского языка). — М., 1992.

Горшков А.И. Русская словесность; От слова к словесности. — М., 1995.

Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Сборник задач и упражнений. 10—11 классы. — М.. 1997.

Журавлев А.П. Звук и смысл. — М.. 1991.

Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Родным войти в родной язык: Интегративное учебное пособие по русскому языку: 10— 11 классы.— Л., 2005.

Шанский Н.М. Занимательный русский язык: в 2 ч. — М., 1996.

Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. — СПб., 2001.

Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка: — Л., 1979.

Жуков ВЛ., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.

Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.

Крылатые слова: Энциклопедия / сост В.В. Серов. — М., 2003.

Шанский Ш.А., Боброва ТЛ. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М., 1997.

Любичева Е.В., Олысовгас Н.Г. Посредством Слова творю я Мир...: Книга третья: Диалог с художественным текстом. — СПб., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...

Рабочая программа элективного курса - 10 класс

Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...

рабочая программа элективного курса 5 класс

рабочая программа элективного курса по математике для 5 класса...

рабочая программа элективного курса 7 класс

рабочая программа элективного курса для 7 класса...