Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.
    рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

    Гончарук Мария Васильевна

    Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010.

      Общее количество часов — 34, в неделю – 1.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon russkaya_slovesnost_9_klass.doc141.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010.

      Общее количество часов — 34, в неделю – 1.

      Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом по русской словесности  и авторской программы Альбетковой Р. И.  

    Преобладающими формами текущего контроля выступают устный опрос, практические работы и работа  с текстами художественной литературы (анализ) В 9 классах  дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.

     В системе школьного образования учебный предмет « Русская   словесность » занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности  русская   словесность  обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний,  русская   словесность  неразрывно связана с учебными предметами  русский  язык и литература.

    Цель программы обучения:   Развитие познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе

    Задачи:

    • формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;

    • развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

    • сбалансированное развитие устной и письменной речи;

    • формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста.

                                       Изменения в рабочей программе

    Программа «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова)

    Рабочая программа

    Внесенные изменения

    34 ч

    34 ч

    -

    Количество часов распределено следующим образом:

    № п. п.

                                    Разделы программы

    Количество

     часов

    1

    Средства художественной изобразительности

              11  часов

    2

    Жизненный факт и поэтическое слово

              4 часа

    3

    Историческая жизнь поэтического слова

              5 часов

    4

    Произведение искусства слова.как единство художественного содержания и его словесного выражения

              6 часов

    5

    Произведение словесности в истории культуры

              8 часов

    ИТОГО

    34 ч.

    1.       Учебник: Учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010 год
    2.         Программа: «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва,Дрофа: 2010

    Требования к ЗУН   учащихся по «Русской словесности» за курс 9 класса  

    Русская словесность составляет единое целое с такими предметами, как русский язык и литература. Но у этого предмета гимназического компонента есть свои задачи:

    •        изучение законов употребления языка, форм словесного выражения;

    •        восприятие произведения как целостного явления искусства слова;

    •        обучение умению творчески употреблять родной язык.

    Рассматривая богатейшие ресурсы языка – фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, - учащиеся открывают для себя эстетическую роль языка, его способность создавать мир в произведении словесности. Изучая произведения, постигая языковые способы создания художественного мира произведений, школьники овладевают языком как средством собственного выражения мыслей и чувств, учатся использовать неисчерпаемые богатства родного языка, русской культуры.

    Одновременно ребята овладевают литературными умениями, формируя важнейшее читательское умение – понимать содержательность художественной формы, что, в конечном итоге, создает условия для преобразующего воздействия художественного слова на их душу.

    И наконец, чтение художественного произведения развивает творческий потенциал учеников.

    В конце 9-го класса учащиеся должны знать:

    •        определения фонетических, лексических и синтаксических средств языка.

    •        определения языковых средств создания комического;

    •        определения текста и его признаков;

    •        определения темы и идеи текста;

    •        определения языковых средств изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом, лирическом и драматическом произведениях

    должны уметь:

    •        выразительно читать тексты, различные по теме и эмоциональной окраске;

    •        различать разговорный и литературный язык;

    •        построить диалог;

    •        употреблять ресурсы языка в высказываниях;

    •        определять тему и основную мысль текста;

    •         различать стихотворную и прозаическую речь;

    •        создавать собственные рассуждения, диалог, монолог;

    •        подбирать рифмы к предложенным словам;

    •        сочинять загадки;

    •        употреблять в речи пословицы и поговорки;

    •        различать жанры ( литературная сказка, басня, рассказ, повесть );

    •        создать рассказ по собственным впечатлениям;

    •        отличать драматическое произведение от других;

    •        сочинять сценку;

    •        инсценировать эпическое произведение.

    Календарно-тематическое планирование

    п/п

    Дата  по

    плану

    Дата

    факт

    Тема учебного занятия

    Контроль

    Примечание

    Средства художественной  изобразительности. (11ч)

    1

    04.09

    Средства художественной изобразительности. Эпитет в произведении Аллегория и символ в художественном произведении словесности.

    2

    11.09

    Сравнение и параллелизм. Развёрнутое сравнение, их   роль в художественном произведении

    3

    18.09

    Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.

    4

    25.09

    Аллегория и символ в художественном произведении. Употребление этих средств в художественном произведении

    5

    02.10

    Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении. Значеиие гиперболы.

    6

    09.10

    Парадокс и алогизм, их роль в произведении.

    7

    16.10

    Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.

    8

    23.10

    Бурлеск как жанр и как изобразительное средство выразительности.

    9

    06.11

    «Макароническая речь» Значение употребления этого средства в произведении словесности. .

    10

    13.11

    Этимология и внутренняя форма слова. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

    11

    20.11

    Контроль знаний

    Стр. 56 «Проверь себя»

    Жизненный факт и поэтическое слово (4ч)

    12

    27.11

    Жизненный факт и поэтическое слово. Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.

    13

    04.12

    Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и литературный герой.

    14

    11.12

    Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.

    15

    18.12

    .Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

    Историческая жизнь поэтического слова (5ч)

    16

    25.12

    Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Значение этикета и канона. Своеобразие средств художественной выразительности.

    17

    15.01

    Изображение действительности поэтическое слово в литературе ХУIII века. Повести петровского времени. Новое отношение к поэтическому слову Г. Р. Державина.

    18

    22.01

    Поэтические открытия В. А, Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.

    19

    29.01

    Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

    20

    05.02

    Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

    Произведение искусства слова

    как единство художественного содержания и его словесного выражения (6ч)

    21

    12.02

    Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.

    22

    19.02

    Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа.

    23

    26.02

    Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.

    24

    05.03

    Словесная форма выражения художественного содержания. Эстетическая функция языка.

    25

    12.03

    Художественное время и художественное пространство (хронотроп). Как один из видов художественного образа. Хронотроп  в произведениях разных родов словесности.

    26

    19.03

    Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания.

    Произведение словесности в истории культуры (8ч)

    27

    02.04

    Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.

    28

    09.04

    .Развитие словесности . Традиции и новаторство , использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы .Обращение к «вечным»  образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.

    29

    16.04

    Роль словесности в развитии общества и в жизни личности..

    30

    23.04

    Нравственные проблемы в произведениях словесности

    31

    30.04

    Главное назначение искусства – помочь совершенствованию мира и человека

    32

    7.05

    Познание мира средствами искусства слова.

    33

    14.05

    Язык как материал словесности.

    34

    21.05

    Контроль знаний. Тестовый опрос.

    Стр. 274 – 227 (термины)

    Содержание программы.

    Тема 1. Средства  художественной изобразительности

    Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.

    Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении. Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности. Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы. Парадокс и алогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.

    Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.

    Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.

    Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.

    Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

     Обучающиеся должны знать: идейно-художественное значение средств художественной изобразительности.

    Обучающиеся должны уметь: выражать понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем; использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.

    Контроль знаний: анализ устных ответов  и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).

    Тема 2. Жизненный факт и поэтическое слово

    Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения, тема и идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

    Обучающиеся должны знать: поэтическое значение словесного выражения.

    Обучающиеся должны уметь: определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову; сопоставлять документальные сведения о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова; сопоставить изображение реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора; воспринимать художественную правду в произведениях,  написанных как в правдоподобной, так и в условной манере; создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях.

    Контроль знаний: анализ устных ответов  и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).

    Тема 3. Историческая жизнь поэтического слова

    Принципы изображения действительности и поэтическое слово.

    Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.

    Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.

    Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.

    Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

    Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

     Обучающиеся должны знать: произведения древнерусской литературы и произведения литературы XVIII и XIX вв.; способы выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.

    Обучающиеся должны уметь: видеть и передавать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений; писать сочинения-рассуждения, посвященные раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений; определять авторскую позицию в произведении.

    Контроль знаний: анализ устных ответов  и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).

    Тема 4. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения

    Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.

    Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.

    Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.

    Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

    Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.

    Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

    Обучающиеся должны знать: произведения словесности как целостное явление, как формы эстетического освоения действительности; художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения; значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени.

    Обучающиеся должны уметь: при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл произведения и передавать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении; создавать собственные произведения по жизненным впечатлениям; писать сочинения, посвященные целостному анализу произведения.

    Контроль знаний: анализ устных ответов  и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).

    Тема 5. Произведения словесности в истории культуры

    Взаимосвязь национальных культур. Развитие словесности. Новая жизнь художественных образов. Онегин, Чичиков в произведениях авторов более позднего времени.  

    Роль словесности  в развитии общества и жизни личности. Главное значение искусства слова

    Обучающиеся должны знать: видеть единство в развитии национальных культур; понимать закономерность развития словесности; роль словесности в жизни общества.

    Обучающиеся должны уметь:  видеть взаимосвязь национальных культур и произведений словесности; писать сочинения, посвященные взаимосвязи произведений словесности.

    Контроль знаний: анализ устных ответов  и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).

    Формы и средства контроля

    Текущие формы контроля:

    - устные ответы на уроках;

    - терминологические диктанты;

    - тестирование;

    - практическая работа.

    Формы итогового контроля:

    - зачет;

    - тестирование.

    Методы и формы контроля

    • Комплексный анализ текста
    • Тест
    • Составление сложного плана и простого плана к тексту
    • Составление текста определенного стиля и типа речи
    • Сочинение
    • Редактирование текста
    • Работа с деформированным текстом
    • Тезаурус

    Перечень учебно-методического обеспечения

               

    Основная

    1.   Программа Альбетковой  Р. И.  Русская словесность: От слова к словесности для 9 класса общеобразовательных учреждений – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.год

    2.Учебник  Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности. Учебник  для 9 кл. общеобразовательных  учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010 год

    3. Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс.», М., Дрофа, 2010 год).

    Дополнительная

    1. Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: М., Дрофа, 2000 год
    2. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к слову. М., Дрофа, 2000 год
    3. С. И. Львова Уроки словесности. Учебник для 5 – 9 классов, М. Дрофа, 2005 год

    Электронные образовательные ресурсы.

    1. CD – ROM . Русский язык (Справочник школьника).
    2. Фраза. Программа – тренажёр по русской словесностидля 5 – 9 классов.
    3. Страна Лингвиния. Сборники тренингов, электронных словарей. Версия 2.0
    4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка  8 – 9 классы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

    Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

    рабочая программа элективного курса по математике 10 класс

    рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

    Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

    Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

    Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

    Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.

    Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)

    Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...