НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ГУМАНИЗАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
статья (русский язык) по теме

Морозова Татьяна Всеволодовна

В данной статье рассмотрен вопрос гуманизации образования, а также про­демонстрированы некоторые пути реализации данного направления через школьный пред­мет. Представлены методические наработки и приемы с уроков русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moroz1.docx28.51 КБ
Office presentation icon slozhnosochinyonnoe_predlozhenie.ppt219.5 КБ

Предварительный просмотр:

Морозова Татьяна  Всеволодовна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ школа 644 г. Санкт-Петербург.

НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОЦЕССА ГУМАНИЗАЦИИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Гуманизация процесса, лежащая в основе реформирования образования, занимает приоритетное место в современном обществе. По словам В. Т. Пуляева «В эпоху перехода к обществу информационных технологий, всемирных экономических и культурных связей — проблема гуманизма и гуманистического миропонимания обретает новые черты и масштабы» [1]. Гуманизация школьного образования предполагает процесс перехода от технократической модели образования к гуманитарной. «В настоящее время общество испытывает потребность в гуманных людях, ибо их гуманистическая ориентация всё в большей мере становится необходимым условием выживания всего человечества» [2].

Гуманизация образования, проявляя свою сущность через «содержание, технологии, методы обучения, через отношения между участниками учебного процесса» [3], предполагает учение с интересом, в организации учебного процесса, позволяющего каждому ученику ощущать движение роста.

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из самых актуальных проблем методики русского языка.

Наибольший активизирующий эффект дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

•отстаивать своё мнение;

•рецензировать ответы товарищей;

•объяснять более слабым непонятные места;

•самостоятельно выбирать посильное задание;

• находить несколько вариантов посильного решения познавательной задачи;

•решать познавательные задачи путём комплексного применения известных им способов решения.

И, конечно, при подготовке к урокам нужно непременно учитывать уровень познавательной активности своих учеников: первый уровень - воспроизводящая активность; второй уровень — интерпретирующая активность; третий уровень - творческий.

Гуманизация обучения предполагает преодоление стереотипов мышления, поиск более гибких форм организации деятельности учащихся. Одной из таких форм является коллективная, характеризующаяся следующим образом: •наличием у всех участников общей цели;

  • разделением труда, функций и обязанностей;
  • работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи;
  • участники работы привлекаются к учёту и контролю за её выполнением;
  • работа каждого приобретает общественную значимость;
  • эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условии для каждого; деятельность каждого участника занятий является общественно полезной. Налицо совпадение, полное единство коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам.

Каждому ребёнку надо дать понять, что есть такая сфера человеческой жизни, в которой он более компетентен, чем, предположим, его сверстники. Учитель, знакомясь с новым классом, присматриваясь к ребятам, наблюдая внимательно за их действиями, поступками, отношением к делу, должен хотя бы одну такую особенность и отметить это при всех на уроке. Детям 5 класса было дано задание сделать книжки- малышки, поместив туда собственные или придуманные кем-то загадки на тему сегодняшней жизни. Ребята сочинили много загадок о компьютере, компьютерной мыши, видеокамере, сноуборде, подводном плавании и т д. и т.д. Но один из мальчиков, который живёт с бабушкой, без мамы и папы, загрустил: они с бабушкой нашли только одну загадку про пылесос. Правда, его загадке предшествовал удачный рисунок, обложка книжки получилась яркой, запоминающейся. Я обратила на это внимание ребят и сказала, что такие яркие книжки создают прекрасное настроение, поэтому их очень любят дети. «Спасибо тебе, Тима». И мальчик успокоился.

Учитель мудрее ученика в силу образованности, возраста, жизненного опыта, но чтобы вызвать к разговору ребят и разговор получился, искренним, откровенным, а обстановка располагающей, в беседе хорошо использовать такие выражения, как: «я могу ошибаться, но...», или « мне думается...». Вместо слов «я с тобой категорически не согласна» или «своё мнение оставь при себе, оно никому не интересно» (что, безусловно, может обидеть ребёнка), использовать другое выражение: «я согласна с тобой, но ты допускаешь, что ситуация может измениться?». Таким образом, учитель даёт понять ученикам, что порой нет однозначных ответов на вопрос и что учитель не застывшая субстанция, не эталон категоричности. Такого рода общение приучает ребят к спокойному, доверительному разговору, проявлению уважения к своему оппоненту в споре, развивает умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, а не провоцирует их на антисоциальные проявления, что категорически недопустимо и противоречит принципам гуманизции процесса обучения.

Следующий принцип гуманизации процесса обучения - это познание ребёнком себя как человека. Пытаясь оценить себя, он стремится понять, представить себе, как оценивают его мысли, поступки окружающие.

Сознательно или бессознательно каждый из нас хочет знать свою человеческую цену. Самооценка - отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной, адекватной, и неадекватной: заниженной или завышенной. Обе крайности заставляют педагога тревожиться о будущем развивающейся личности. Нелегко жить неуверенным в себе, робким; трудно жить и высокомерным. Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих. Конфликтные ситуации, в которых оказывается ребёнок, его неуживчивость часто являются следствием его неправильной самооценки. Известно, что дети с пониженной самооценкой склонны к самоанализу, самоконтролю, критическому отношению к себе. И это хорошо. Но хорошо до тех пор, пока критическое отношение к себе является стимулятором, а не блокатором развития личности. Стоит заметить, что ребёнок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Его самооценка изначально складывается в семье, а потом уже и в школе. Вот почему учителю отводится особая роль в изучении индивидуальных особенностей ребёнка. В процессе школьной деятельности мы часто сравниваем детей, но каждый педагог при этом должен помнить, что сравнивать детей надо так, чтобы не возвышать одних и принижать других, а стимулировать детей к достижению лучших результатов и совершенствованию своей личности.

Гуманистически ориентированное образование ставит своей целью не воспроизведение готовых знаний, понятий, навыков, а развитие неповторимой личности ребёнка. «Смыслом педагогического процесса становится развитие ученика, обращенность к его внутреннему миру, его индивидуальности». Например, комплексный анализ текста на уроках русского языка воспитывает чуткость к красоте и выразительности родной речи, затрагивает тонкие струны человеческой души, пробуждая в ребёнке лучшие нравственные качества, развивая дар слова, стимулируя речевую деятельность ученика. На одном из уроков русского языка обращаемся к анализу текста из произведения Г. Троеполь- ского «Белый Бим Чёрное ухо». Звучит фрагмент из произведения П.И. Чайковского «Времена года». (Кто-то из учеников замечает, что эта музыкальная часть называется «Подснежник»). «Неожиданно донёсся запах подснежника, - читаю я на фоне музыки. - Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого и счастливого и несчастливого, он сейчас - украшение жизни.

Вот и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные и маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве: доброту, простоту, доверие».

Ребята говорят о том, что для автора эта капелька голубого неба - символ пробуждения природы, обновления жизни, первовестник радости и счастья на земле. Подснежник в сознании автора ассоциируется с « маленькими» и «незаметными» людьми с «огромной душой» и «чистым сердцем», которые вместили в себя всё лучшее на земле и готовы поделиться всем этим богатством с нами, чтобы мы жили в полной гармонии с природой и с самими собой.

Слова замечательного русского писателя М.М. Пришвина: «Я ведь, друзья пишу о природе, сам же только о людях и думаю», которые с полным правом можно отнести и к Гавриилу Троепольскому.

В рефлексии урока некоторые учащиеся отметили:

  • Мой любимый цветок - подснежник. У меня он ассоциируется с первым теплом, первыми весенними запахами.
  • Моё любимое растение - подорожник. Скромный и неприхотливый, он растёт для других. Я часто прибегаю к его помощи.
  • Мне очень нравятся полевые ромашки. Каждый цветок - беленькое платьице с жёлтой сердцевиной.
  • А мне кажется, что ромашки как маленькие солнышки на тонких стебельках, от них тепло и радостно.
  • Моё любимое дерево - дуб (пишет мальчик, которого мама растит одна). Он сильный, могучий и надёжный.

Уроки, на которых происходит развитие способности к диалогу у учителей и учащихся - один из путей к созданию в школе гуманитарной среды и становления гуманистических свойств личности, подтверждая, что «гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни». [4].

Список литературы:

  1. Пуляев В.Т., Василькова В.В., Демидова ИД. Гуманистическое миропонимание и проблемы общественного развития накануне XXI века// Социально-политический
  2. .журнал. -1996. -№ 6. С. 3-11
  3. Девятова С.В., Купцов В.И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования//Социально-политический журнал. -1995. -Лг°6. С. 108
  4. Преподавание дисциплин гуманитарного и эстетическогоциклов: Методические рекомендации.- СПб..СпециальнаяЛитература, 1999. - С. 13.
  5. Слободчиков В.И., Исаев Е..И. Психология человека. М.: Школа - пресс, 1995. - С.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые вопросы изучения русского языка как неродного. Психолого-педагогические и методические требования к современному уроку русского языка как неродного.

Урок русского языка как неродного - наряду спрактической целью - реализует общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения: характеристика учащихся как возрастно...

НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ГУМАНИЗАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В данной статье рассмотрен вопрос гуманизации образования, а также про­демонстрированы некоторые пути реализации данного направления через школьный пред­мет. Представлены методические наработки и прие...

НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ГУМАНИЗАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В данной статье рассмотрен вопрос гуманизации образования, а также про­демонстрированы некоторые пути реализации данного направления через школьный пред­мет. Представлены методические наработки и прие...

Пути повышения мотивации на уроках русского языка и литературы при помощи методов и приемов педагогических технологий в условиях введения и реализации ФГОСООО.

В нашей школе в классах компенсирующего обучения обучаются дети,  имеющие выраженных отклонений в развитии. При нормальном интеллектуальном развитии они испытывают трудности в усвоении учебного м...

Доклад «Пути преодоления неуспеваемости на уроках русского языка»

Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы....

Доклад "Некоторые приёмы орфографической грамотности на уроках русского языка"

В докладе излагается как теоретический материал,так и некоторые практические задания по данной теме....