Доклад «Пути преодоления неуспеваемости на уроках русского языка»
статья по русскому языку на тему

Марочкина Галина Николаевна

Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_puti_preodoleniya_neuspevaemosti_.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное обособленное подразделение

МБОУ «Тургеневская средняя общеобразовательная школа»

Доклад

«Пути преодоления неуспеваемости на уроках русского языка»

        Подготовила учитель русского языка и литературы

структурного обособленного подразделения

МБОУ «Тургеневская средняя общеобразовательная школа»

Марочкина Галина Николаевна

        

2017год

Среди множества проблем, стоящих перед современным образованием, есть одна, волнующая всех, кто так или иначе связан со школой - учителей, учащихся и их родителей. К тому же она становится все более актуальной. Это проблема неуспеваемости. Слабоуспевающие ученики - это вечная проблема школы. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. В настоящее время система образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет.

Русский язык - весьма сложная дисциплина, поэтому проблема неуспеваемости по русскому языку проявляется особенно остро.

Эта тема всегда будет актуальной в связи с многообразием причин, ее порождающих. Все причины учителю знать невозможно, т.к. они очень индивидуальны. Но нужно их по возможности выявлять и устранять всеми возможными способами. Причины неуспеваемости постоянно меняются и пополняются. Педагогу нельзя оставаться равнодушным ни к одной из причин неуспеваемости и оставлять ее без коррекции.

Каковы же причины неуспеваемости и каковы пути преодоления неуспеваемости?

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Академики выявили следующие общие причины неуспеваемости:

  • Слабое владение навыками учебного труда;
  • Большие пробелы в знаниях;
  • Сильная утомляемость;
  • Отрицательное отношение к учебной деятельности;
  • Недисциплинированность;
  • Низкий уровень волевой воспитанности;
  • Отрицательное влияние семьи и улицы.

Неуспеваемость – извечная «головная боль» педагогов, одна из основных школьных проблем. Нельзя сказать, что проблема неуспеваемости - это проблема, появившаяся у современной школы. Над поиском решения этой проблемы уже давно работают многие педагоги и психологи. Но, когда речь заходит о конкретных психологических рекомендациях, то, к сожалению, вырисовываются только два подхода к решению данной проблемы.

Первый подход предполагает перевод в следующий класс, где обучение будет осуществляться по программе с заниженными требованиями. Этот вариант решения проблемы, который широко используется во многих странах мира, к сожалению, не получил распространения в нашей школьной системе. Есть классы коррекции, предполагающие, что ребенок скорректирует свои пробелы в знаниях и познавательных умениях, и вернется к получению знаний по общеобразовательной программе. Есть классы компенсирующего обучения, в которых сложность в усвоении учебного материала компенсируется меньшим количеством учеников, а значит (предполагается) большей возможностью индивидуальной работы.

Стали открываться классы и целые учебные заведения для детей с ЗПР (задержкой психического развития), для которых разрабатывается программа с другим, замедленным, темпом освоения основных знаний, умений и навыков.

К сожалению, на практике дело обстоит далеко не так гладко. В одном классе могут оказаться учащиеся со слабо развитыми психическими процессами и "педагогически запущенный" ребенок, у которого все проблемы успеваемости напрямую связаны с воспитанием, а правильнее сказать, с его отсутствием. Естественно, что положительный результат такой "альянс" не принесет.

Другой пример. Психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендует родителям обучение ребенка в классе компенсирующего обучения, но родители, не желающие, чтобы их «единственный и самый лучший ребёнок» учился в классе коррекции отдают его в общеобразовательный класс. Нетрудно предположить результат «успешности» такого обучения.

Второй подход который рекомендуют специалисты – это повторное изучение курса, т.е. второй год. Но практическая деятельность в школе и опыт доказывает, что подобное решение проблемы не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле. В большинстве случаев, второй год не идет на пользу ребенку - он теряет интерес к учебе и просто перестает посещать школу.

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Вопреки распространённому мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей.

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

Что можно отнести к внешним причинам?

1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе).

2. Несовершенство учебного процесса. (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность у учащихся приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях);

3. Отрицательное влияние семьи, улицы. (сейчас эта причина  как никогда актуальна);

Итак, внутренними причинами неуспеваемости являются:

1. Дефекты здоровья современных школьников, вызванные ухудшением уровня материального благосостояния семей, а также нездоровым образом жизни.(По данным МО РФ среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска неуспеваемости. Понятно, что ученик, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки).

2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие.

3. Отсутствие мотивации к учению.(у ребёнка неправильно сформировавшееся отношение к учению, он не понимает его общественную значимости и не стремится быть успешным в учебной деятельности).

4. Слабое развитие волевой организации ученика.

Ученые разделили неуспевающих учеников на группы.

Для первой группы неуспевающих (со слабым развитием мыслительной деятельности, но с желанием учиться) рекомендуются специально организованные занятия по формированию познавательных процессов - внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения. Занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т.д. Главное в работе с ними – учить учиться.

Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность учебной деятельности!

И, наконец, самой сложной группой неуспевающих учеников является третий тип. Как не грустно, таких учеников становится все больше и больше. Здесь нам должна помочь позитивная психология. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Учителю необходимо найти эту сферу жизни ребенка, и сконцентрировать внимание на том, что он действительно может.

Как же мы можем помочь детям в учебе?

Сегодня педагог является не только источником информации, а человеком, который организует и направляет учебно-воспитательный процесс, ведет развивающее обучение.

В настоящее время одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью.

А способность к общению с детьми должна основываться на твердом фундаменте любви к ним - на том, что в науке суховато называется профессионально-педагогической направленностью личности учителя.

Лев Николаевич Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель»

Самое главное чего мы должны добиться на уроке, чтобы ребенок хотел учиться, хотел быть учеником.

При подготовке к уроку мы должны помнить о способах усвоения знаний учащимися и учитывать коэффициент усвоения знаний.

90 %знаний люди получают визуально

10%усваивают на слух

Хороший урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия:

1)- теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться – по способностям;

2) -должен присутствовать принцип связи теории с практикой - учить детей применять знания в необычных ситуациях.

3)- принцип доступности :школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя – угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;

4) – принцип сознательности :ребенок должен знать что он проходит( в начале обучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать)

5) – должна быть установка не на запоминание , а на смысл изучаемого материала;

6) – принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;

7) – мышление должно главенствовать над памятью, учебная информация распределена на крупные блоки;

8) – принцип наглядности ( отработка умения наблюдать;

9) – принцип оптимизации (выделение главного, учет времени)

Учитель не должен забывать о своей главной задаче – держать учеников в состоянии постоянного интереса к происходящему на уроке. А для этого надо использовать различные формы и методы работы с учащимися на уроке, способствующие созданию высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся, обеспечению положительной мотивации.

Известный психолог Я.А.Коменский писал, что «все дети разные и надо дать возможность каждому развиваться с собственной скоростью»

Есть известное педагогическое правило: хочешь чтобы ребенок чему- то научился, - обеспечь ему первый успех.

Исследования показывают, что дети, ориентированные на успех, научаются быстрее и легче, чем дети, ориентированные на неудачу.

И чтобы ребенок в школе успешно учился, был успевающим, необходимо осторожно направлять процесс развития способностей ребенка:

1)Обеспечить благоприятный микроклимат.

(Эффективность урока зависит и от того, с каким настроением учитель входит в класс. А для этого учителю надо начинать с себя и выполнять заповеди педагога.)

2) Обеспечить учащемуся хоть маленький, но успех на каждом уроке.

3) Чаще детей оценивать. И помнить: Ученик имеет право на ошибку.

4) Развивать интерес к предмету через урочную и внеурочную (внеклассную работу).

5) Использовать на уроке индивидуальные, дифференцированные задания - как одну из форм контроля знаний.

6) Исходить из уже проявленных ребенком способностей.

7) Максимально использовать золотой ключик – интерес.

Из опыта работы.

 На своих уроках я стараюсь организовать ученическую деятельность так, чтобы виды работ постоянно сменялись: письменная сменялась устной, теория – практикой, получение новых сведений опиралось на ранее изученный материал. На уроках сочетаю индивидуальную, коллективную, групповую и работу в парах. Самоконтроль и самоанализ способствуют продуктивному усвоению правописанию трудных слов. Использование различных видов работы над словарными словами, упражнений, основанных на анализе и сравнении, всегда даёт положительные результаты.

Распространённой причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников. Поэтому первоочередной задачей для меня является дисциплина на уроке. С проблемами дисциплины я сталкиваюсь только на начальном этапе, когда беру новых детей. Но даже самые сложные классы по истечении недолгого времени у меня сидят на уроке хорошо, т.к. я считаю, что если нет дисциплины - не будет и знаний.

На уроках часто использую приём самопроверки и взаимопроверки упражнений. Работа над ошибками, допущенными учащимися на письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку.

Неотъемлемой частью моих уроков являются индивидуальные карточки. Работа с карточками даёт полную картину усвоения учащимися изучаемой темы.

В 5-6 классе ученики с удовольствием выполняют задания, требующие выборочного ответа, задания на восстановление деформированного текста, решают кроссворды, играют в лото синонимов и антонимов.

На протяжении нескольких лет в своей работе я практикую ведение справочных тетрадей с конспектами правил, заводят эти тетради ученики в пятом классе и ведут до окончания школы. Это прекрасное подспорье для учеников.

Все эти способы хороши, но на практике сталкиваемся  со множеством проблем, которые остаются нерешёнными. Учителю русского языка приходится сталкиваться порою с патологической безграмотностью учеников. Какими бы я способами в работе не владела, ни чутья, ни внимания, ни старательности в детях нет. К сожалению, ученики многие не имеют желания хорошо учиться, получать отличные оценки, потому что дома контроля должного не имеется. Поэтому результаты диктантов, ВПР очень плачевные.

Есть такая притча: «Священника спросили: «Вы каждый день призываете: «Не кради, не убий, не лги!». Но идут века, а человек крадёт, убивает, лжёт. Не напрасен ли ваш труд?» «Нет, не напрасен, - ответил священник. – Мир был бы ещё хуже, не повторяй мы этих заповедей». Так вот и высокая миссия учителя русского языка вполне сравнима с миссией этого священника. Из года в год, из урока в урок повторять и учить детей, не теряя надежды и терпения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Краеведение на уроках русского языка и литературы"

Доклад на тему "Краеведение на уроках русского языка и литературы". Задачи: использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы....

Доклад "Разные виды диктантов на уроках русского языка"

Даются понятия разых видов диктантов на уроке русского языка....

Пути повышения мотивации на уроках русского языка и литературы при помощи методов и приемов педагогических технологий в условиях введения и реализации ФГОСООО.

В нашей школе в классах компенсирующего обучения обучаются дети,  имеющие выраженных отклонений в развитии. При нормальном интеллектуальном развитии они испытывают трудности в усвоении учебного м...

Доклад "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ воспитания активной творческой личности"

В докладе говорится об использовании инновационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Доклад "Методы инновационного обучения на уроках русского языка и литературы"

Методическая разработка включает:1. Доклад  "Методы инновационного обучения на уроках русского языка и литературы";2. Презентацию....

«Развитие мыслительной деятельности как профилактика неуспеваемости на уроках русского языка».

Выявление и профилактика причин низкой успеваемости у школьников среднего и старшего звена....