Доклад на тему "Краеведение на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку по теме

Доклад на тему "Краеведение на уроках русского языка и литературы". Задачи: использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_kraeved.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

"Краеведение на уроках русского языка и литературы"

      Богатство и разнообразие литературного языка требует тщательного и серьёзного изучения. Начинается оно на уроках  русского языка и литературы. К сожалению, в рамках программы учителя не могут уделить достаточно внимания краеведению. Роль учителя, безусловно, не ограничивается функциями информационными.

        Намного важнее пробудить интерес учащихся к краеведению. Самостоятельность изучения, умение сопоставлять, делать выводы - необходимые общеучебные навыки, которые получают учащиеся, знакомясь с историей родного края.

            На развитие творческих способностей учащихся ориентированы конкурсы творческих работ «Моё село лучше всех на свете», конкурс авторских стихотворений. Становление истинного патриота, воспитание любви к Родине начинается с малого: умения по достоинству оценить, дорожить и гордиться своим родным краем. Важная роль в решении этой задачи отводится нам, школьным учителям. Проведенные мною опросы среди учащихся показали, что ребята хотят получать топонимические знания, интересуются историей родного края, его славным прошлым. Этот интерес может быть удовлетворен и развит не только традиционными видами краеведения, но и с помощью лингвистического краеведения.

             Что же следует понимать под лингвистическим краеведением? Краеведение лингвистическое – это вид внешкольной работы учащихся, состоящий в изучении топонимики родного края (происхождения названий озер, рек, населенных пунктов), ономастики – истории имен и фамилий, прозвищ; в записи и изучении местных говоров, местного фольклора. Дмитрий Сергеевич Лихачев утверждал, что такая форма углубленного изучения русского языка – эффективное средство привития учащимся стремления к «нравственной, духовной» оседлости. Действительно, местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он помогает учащимся осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

             Наша республика богата многоцветием национальных культур. На уроках литературы изучаются жанры фольклора, предания , легенды ,  тувинские  народные сказки. При изучении басенного жанра , учащиеся выполняют сопоставительную работу. В ходе анализа повести В.Распутина «Уроки французского» , после изучения рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» ребята готовят проекты «Мой любимый учитель»,« Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история». Ученики приносят пожелтевшие фото, составляют рассказы, подчёркивают « говорящие» детали времени . Подобные уроки пробуждают в учениках живой интерес к жизни родного края. Школьники переживают судьбы героев в неразрывной связи с историей страны, историей родного края. Итогом изучения данных произведений является написание сочинений, отзывов, проведение викторин, предметных недель. Краеведческий материал позволяет сделать уроки более доступными, живыми, он находит горячий отклик в сердцах детей.

Сендажы С.К., учитель русского языка и литературы.