Доклад "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"
статья по теме

Еремина Людмила Александровна

Большую помощь в построении работы с использование ИКТ оказывают образовательные ресурсы. В докладе содержится информация об электронных образовательных ресурсах, которые учитель литературы и русского языка может использовать в своей работе, а также даются рекомендации по применению ИКТ в преподавании предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_na_urokakh_liter_i_rus_yaz.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

            Министерство образования Пензенской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 среднего профессионального образования Пензенской области

 «Пензенский многопрофильный колледж»

отделение машиностроения и металлообработки

Доклад

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Подготовила преподаватель

Еремина Л.А.

Пенза 2013

Каждый педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав человека- право на качественное образование.

Современные технологии мультимедия  (создание, обработка, хранение и совместная визуализация при помощи компьютера текстовой, графической, аудио- и видеоинформации в цифровом формате) представляют собой одно из передовых достижений в сфере применения ИКТ в обучении.

Использование мультимедиа позволяет «зацепить» каждого студента, насытить урок разнообразным материалом, создает возможность выбора форм и методов воздействия. Особая роль принадлежит, конечно, визуальным материалам: фотографиям, плакатам, видеофрагментам и т.п. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения- до ста тысяч.  Непроизвольное внимание становится концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает эмоциональное отношение.

Использование мультимедиа повышает качество знаний, «продвигает» ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества  в учебном процессе.

Большую помощь в построении работы с использование ИКТ оказывают образовательные ресурсы. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.

Использование ресурсов сети Интернет на уроках русского языка и литературы

www.ege.edu.ru.

На официальном информационном портале Единого Государственного Экзамена предоставляются основные сведения о ЕГЭ, разъясняются правила и процедура проведения экзамена, система оценки результатов, приводятся нормативно-правовые документы. Своевременно обновляются демонстрационные материалы по всем предметам. Возникшие вопросы поможет решить горячая линия или форум.

www.ed.gov.ru.

Сайт министерства образования Российской Федерации

www.informika.ru

Сайт центра информации Министерства образования РФ

www.fcpro.ru

Сайт Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы

www.profile-edu.ru

Сайт о профильном обучении

www.rustest.ru.

Центр тестирования Министерства образования РФ

Imso. Ioso.ru.

Институт содержания и методов обучение РАО (Российская Академия Образования)

www.edu.ru

Официальный портал  «Российское образование»

Мультимедийные диски:

Тарханы. Виртуальная экскурсия

Компания «Алюр»

Русская литература 8-11 класс

Мультимедийный учебник

Сборник: библиотека отечественной литературы

«IRIADA»

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по русскому языку

ООО «Кирилл и Мефодий»

Всемирная электронная библиотека: классическая и современная проза

«IRIADA»

А.С.Пушкин

Компания «Алюр»

Пензенский краеведческий музей

Компания «Алюр»

Справочно-информационный портал «Русский язык» –

www.gramota.ru

Электронное пособие: «Литература 10-11 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В.Лебедева и учебнику под редакцией В.П.Журавлева (помпакт-диск)» – издательство «Учитель», 2011

ООО «ПО «Евро Оптикал Диск»»

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

Фундаментальная электронная библиотека

http://feb-web.ru

Внедрение информационных технологий в практику обучения- процесс увлекательный, творческий, но достаточно сложный. Существующие современные средства обучения должны быть включены в учебный процесс не произвольно, не изолированно друг от друга, а в определенной системе. Я считаю, что целесообразно использовать ИКТ в следующих случаях:

  1. При изложении и закреплении материала урока (разнообразные обучающие программы, презентации, тренинги)
  2. При самостоятельной работе учащихся (выполнение домашних творческих заданий по развитию речи, подготовке докладов и рефератов из истории языкознания, участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах.)

Использование на уроке новых технологий, базирующихся на применении компьютера - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют индивидуализировать процесс обучения. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением, и это поддерживает  интерес к предмету в целом, активизирует познавательную деятельность. Даже  домашнее задание, записанное не в дневник, а в  отправленное на электронную почту,  выполняется охотнее и более творчески.

На своих уроках русского языка и литературы я широко использую учебно-методический комплекс. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Занятия с применением этих программ всегда интересны и, самое главное, открывают широкие возможности для расширения культурного кругозора, учат самостоятельности, подталкивают к творчеству.

При изучении классических произведений 19-20 века большой интерес вызывают у учащихся фильмы, снятые по их мотивам. Наши учащиеся мало знакомы  с шедеврами российского кинематографа, а воспитать настоящего гражданина можно только на положительных  примерах.

Использование ИКТ помогает реализовать личностно- ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей.

Эта работа дает свои результаты, развиваются творческие, исследовательские способности учащихся, приобретаются навыки самоорганизации. Преподаватель и студенты вместе организуют процесс обучения, в котором студент является активным и равноправным участником образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...