Викторина для знатоков русского языка "Грамотеи"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Ирха Светлана Владимировна

Материал развивает познавательный интерес к изучению русского языка. В интересной игровой форме поможет учителю повторить изученный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramotei.rar2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2 ст. Архонская» Ирха Светлана Владимировна

Тема: Викторина для знатоков  русского  языка  

                                    «Грамотеи»

Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

Оборудование:    Мультимедийная презентация, карточки с заданиями.

I. Вступительная часть

1.  Учитель:

- Наше мероприятие проводится в рамках Недели гуманитарного цикла.

И открыть наше мероприятие мне бы хотелось словами поэта:

Много языков на свете разных -

Выучить их все не смог бы я;

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть "изюминка" своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный русский,

Для меня родной лишь он один!

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл!

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова,

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива!

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!         М. Крюков

 

- Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика!

 - И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку,

проверим свои знания.

II. Основная часть. Игра «Грамотеи»  

  1. Представление команд. ( Название, эмблема.)

Эрудиты и Знатоки

   Представление жюри

2. Разминка

Вопросы для первой команды

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (
Приставка)
3. Главные члены предложения. (
Подлежащее и сказуемое)
4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (
6)
5.   Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)

Вопросы для второй команды

1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит)
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).

3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)

4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
5  Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (
Словосочетание)
1 тур – Орфографический

Задание:  Вставить пропущенные буквы.

  • Пол..скать ребёнка – пол..скать бельё
  • Отв..рить дверь – отв..рить свеклу
  • Пло.. с дерева – пло.. из дерева
  • Пос..деть на лавке – пос..деть от старости

2 тур - Лексический

1.Задание: Подберите антонимы к данным словам и прочитайте слово, которое получилось по первым  буквам.

Широкий                      узкий

Твёрдый                       мягкий

Старый                         новый

Скучный                      интересный

Однотонный                цветной

Неряшливый                аккуратный

2.Угадайте фразеологизм и найдите объяснение каждому.

3. Объясните выражения

- А теперь проверим, как вы знаете пословицы

4.Исправь пословицу:

Одна голова хорошо, а две некрасиво.

Чтение – вот лучшее мучение.

Одна нога здесь, а другая в гипсе.

Скучен день до вечера, коли делать уроки.

Кто мало говорит, тот больше съедает.

Друзья познаются на контрольной.

Мал ноутбук, да дорог.

Тяжело в учении – легко на каникулах.

Раздел “Морфемика” и “Словообразование”

1.Расшифруй слово, переставив буквы:

Аталоп -   лопата

Отаткел  -  котлета

Кихенат  -  техника

Куринос  -рисунок

2. - Разгадай шараду

Раздел «Морфология»

1. Назовите литературные произведения, в названиях которых

встречаются числительные.

 За каждое произведение 1 балл + 1 балл за автора

2.  К каким частям речи  относятся слова:

быт – быть, ел – ель,   жал – жаль, плач – плачь,

 шест – шесть,   ясен – ясень?

«КОТ В МЕШКЕ»

Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: « ?   »

Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?

Вопрос   из раздела «Синтаксис»

Разгадайте ребусы – 3 балла за каждый

Вопросы для финала

(стоимость всех вопросов  10 баллов).

4Дополнительные вопросы: В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1,2,3,4,5,6. Дети достают номер вопроса, учитель читает задание.

1.О чём идёт речь?

«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)

2. О чем идёт речь?

Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)

3. Отгадайте шараду:

Мой первый слог – простой предлог,

Звериный рот – второй мой слог.

А если целое прочтёшь,

То сразу в бездну упадёшь.                        (Про-пасть)

4. “Фразеологический зверинец”

Добавить недостающее слово – название животного.

Голоден, как … (волк)

Болтлив, как ….  (сорока)

Здоров, как…  (бык)

Нем, как …   (рыба)

5. Составь из слов пословицу, объясни её смысл:

Умный человек слова на ветер не пустит

6.  Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.

Каков разум,

а плод сладок.

Корень учения горек,

а человек знанием.

Красна птица  оперением,

таковы и речи.

5. Четвёртый гейм: «Тёмная лошадка».

(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)

1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:

1 команда - Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).  

2 команда -   По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).

7. Подведение итогов.

8. Награждение победителей.  

Использованная литература:

Быстрова Е.А., Окунёва А.П., Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.

Волина В.В. Занимательное  азбуковедение: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991г.

Зимин В.И., Ашкрова С.Д. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М.: Школа – Пресс, 1994.

Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992год.

Львов М.Р. Учебный словарь антонимов русского языка. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.

Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по рус. яз.: Книга для учащихся 5-7 кл.- М.: Просвещение, 1989.

http://www.logozavr.ru/362/ (ребусы)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Знатоки русского языка"

Задания для викторины по русскому языку могут быть использованы отдельными элементами на уроках или в качестве внеклассного мероприятия в рамках предметной недели. Задания будут интересны ребятам разн...

Викторина. Знатоки русского языка и литературы

Знатоки русского языка и литературы для 8 класс...

Викторина по русскому языку «Знатоки русского языка»

Викторинапо русскому языку «Знатоки русского языка»(8 класс)...

Викторина «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса)

Викторина  «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса)Цели  игры:формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;развитие  коммуникатив...

Викторина "Знатоки русского фольклора"

В соответствии с указом Президента Российской Федерации в 2022 году в Российской Федерации проводится Год культурного наследия народов России.Предлагаем вам поучаствовать в викторине "Знатоки рус...

Викторина "Знатоки русского языка"

Данная викторина представляет собой путешествие в мир русского языка,  во время которого учащимся предстоит проверить свои знания в таких разделах русского языка, как  фонетика и словообразо...