Как написать сочинение части С ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме

Казанцева Наталия Викторовна

Методические рекомендации для учащихся 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_napisat_sochinenie_chasti_s_v_ege_po_russkomu_yazyku.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Как написать сочинение ЕГЭ

Готовимся к экзаменам

Экзамены грядут, и протестует душа…Под этими строками, написанными в начале века московским гимназистом, приятелем будущего Андрея Белого, безоговорочно подпишутся ученики всех времен и народов. Слишком сложное, нервное и тревожное это дело!Экзамены представляют собой нелёгкую и неприятную, но неизбежную часть нашей жизни. Они требуют большого напряжения сил, ясной мысли, смекалки.
Самое «дорогое» задание на ЕГЭ по русскому языку – сочинение. Поэтому давайте обратимся к подготовке именной этой части экзамена. 
Требования к Блоку СФормулировка задания части С ЕГЭ по русскому языку 
Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны вы или не согласны с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).Объем сочинения – не менее 150 слов.Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается.Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.Сочинение пишется аккуратно, разборчивым почерком. 
Разработчиками КИМов для части С были отобраны тексты, в основном это отрывки из произведений современных авторов.В содержании текстов разные темы: о влиянии музыки, об истинном благородстве, о сущности человеческой личности, о внешнем облике и внутреннем мире человека, о настоящей доброте, о смысле жизни, о счастье, О современной молодежи и т. п.Тексты различаются по типам речи: есть описание, повествование, рассуждение, преобладают смешанные тексты в разных вариантах.По стилю тексты разные: половина текстов взята из художественных произведений, половина – из публицистических.Объем текстов приблизительно одинаковый: одна печатная страница (примерно 500 слов), что реально для восприятия и осмысления выпускниками. 
Критерии оценивания части С (2012г.) 
Критерий 1. Формулировка проблем исходного текста. (1б.) 
Критерий 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. (2б.) 
Критерий 3. Отражение позиции автора исходного текста. (1б.) 
Критерий 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. (3б.) 
Критерий 5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. (2б.) 
Критерий 6. Точность и выразительность речи. (2б.) 
Критерий 7. Соблюдение орфографических норм. (3б.) 
Критерий 8. Соблюдение пунктуационных норм. (3б.) 
Критерий 9. Соблюдение языковых норм (2б.) 
Критерий 10. Соблюдение речевых норм. (2б.) 
Критерий 11. Соблюдение этических норм. (1б.) 
Критерий 12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале. (1б.). 
Максимальное количество баллов за всю письменную работу –
23 балла. 
Cловарь терминов 
Аргумент –довод, основание, суждение. 
Исходный текст –текст, предложенный для анализа. 
Комментарий проблемы –толкование основного вопроса исходного текста
Корректность –
вежливость, тактичность, учтивость. 
Мнение –собственное суждение по предложенной проблеме. 
Проблема исходного текста –основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения ( проблем может быть несколько). 
Позиция автора –отношение создателя текста к поднятой проблеме. 
Фоновый материал –материал, который экзаменуемый использовал для доказательства собственного мнения. 
Этика –учение о нравственности, о правилах поведения человека. 
Этап 1. Как правильно понять исходный текст? 
Когда-то Аристотель утверждал, что «речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается». Эти три элемента, разумеется, - автор, тема и читатель. Внимательно изучая экзаменационный текст, предлагаю выстроить такую схему и обдумать её: 
1. Текст О чём?(Ты увидишь тему.)
2. Какие вопросы рассматривает автор?( Ты найдешь проблемы.)
3.Над каким вопросом автор рассуждает больше всего?(Ты найдешь основную проблему текста.)
4.Зачем автор написал текст?( Ты определишь цель.)
5.Как сам автор отвечает на поставленные вопросы?( Это поможет тебе понять авторскую позицию.)
6.
Важнейший признак текста – его информативность. Текст содержит информацию- о каком-либо факте, событии, человеке и т. д.- о цели его создания (кому предназначен, чего хотел достичь автор, на какие вопросы хотел ответить).- о способах авторского воздействия на читательское восприятие,- об авторе (отношение к поднятым проблемам).Без «вычитывания» этих информаций вряд ли можно правильно понять содержание исходного текста. 
Этап 2 Формулировка основной проблемы исходного текста 
Проблема – 1)это сложная, зачастую конфликтная жизненная ситуация, которую автор ставит в центр своего произведения. Это тот главный вопрос, ответ на который он пытается найти. Ответ может быть неоднозначным, так как основной элемент проблемы – противоречие. Весь текст – исследование этого вопроса. Способы исследования зависят от авторской позиции, выбранного типа речи и стиля; 2) только основная проблема вызывает самые глубокие авторские размышления.Благодаря авторам в текстах задания части С ЕГЭ можно рассматривать самые разные проблемы: восприятие искусства, его назначение, сохранение культуры, историческая память, верность и предательство, клонирование человека, нравственные ценности, ответственность перед отечеством, взаимоотношение родителей и детей, ответственность за свои поступки, этические нормы, нравственность памяти, роль литературы в духовной жизни, честь, одиночество, талант и т. п.Основная проблема – это «путеводная звезда», которая ведет за собой, и задача экзаменуемого – не упускать ее из вида! 
Этап 3 Комментарий основной проблемы исходного текста 
Комментарий – это толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста. 
В комментарии 
не должно быть
- пересказа исходного текста или любой его части, 
- рассуждений по поводу всех проблем текста, 
- комментариев о действиях героев текста, 
- общих рассуждений о тексте. 
Какие проблемы рассматриваются в художественных и публицистических текстах? Обычно они: 
-
нравственные, экологические, социальные, психологические, философские, социально-психологические, социально-философские. 
После того как ученик находит проблему, нужно подчеркнуть ее актуальность. Для этого предлагаю следующую шпаргалку.Проблема, рассматриваемая автором может быть: 
- общественно-значимой, социальной, философской, политической, идеологической, нравственной, межнациональной, морально-этической, злободневной, животрепещущей, актуальной, жизненной, насущной, острой, важной, серьезной, спорной, неотложной, назревшей, неразрешимой, наболевшей, мучительной, жгучей, принципиальной и т. п. 
Начиная комментировать проблему, можно указать: 
- к какой категории она относится, 
- насколько она злободневна (как правило, в предлагаемых исходных текстах нет неактуальных проблем), 
- что делает ее злободневной, 
- традиционна ли эта проблема или нова, 
- как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме, 
- как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своей страны, человек активной жизненной позиции, глубокий знаток человеческой души и т. п.) 
Комментируя основную проблему, можно воспользоваться следующими речевыми оборотами: 
Проблема может заставить читателя: 
- глубоко задуматься,- серьезно размышлять, 
- рассуждать вместе с автором, 
- лучше понять себя и окружающих, 
- по-иному посмотреть на…, 
- заняться самовоспитанием, 
- поделиться мыслями о…, 
- с горечью понять, что…, 
- испытать потребность в чем-либо и т. п. 
Переходим к анализу авторской позиции. 
Этап 4 Позиция автора и способы ее выражения 
Очередная проблема, с которой сложно бывает справиться, - определение авторской позиции; как считает известный литературовед М.Ю.Лотман, «в тексте скрывается сам автор, текст – есть свидетельство о нем; каждое творение содержит в себе – в том или ином виде образ своего творца». Роль создателя текста велика. 
Автор может: 
- посвящать свою статью, 
- делать читателя своим союзником, 
- раскрывать сущность поставленных проблем, 
- убеждать читателя в правоте своей позиции, 
- передать читателю заинтересованность данной темой, 
- ставить ряд нравственных вопросов, 
- писать интересно и ново о старых проблемах, 
- быть строгим судьей негативным явлениям нашей жизни, 
- говорить с тревогой о наболевших проблемах, 
- побуждать искать истину, 
- «глаголом жечь сердца людей», 
- выражать мнение большинства и т. п. 
Для того чтобы отразить позицию автора, можно опираться на представленные конструкции.Авторская позиция может проявляться в: 
-положительном, отрицательном, саркастичном, ироничном, осуждающем, неоднозначном, двойственном, небезразличном, суровом, скептичном,юмористичномотношении к изображаемому.Авторская позиция может быть выражена 
1. Чётко, прямо, непосредственно (в названии текста, в отдельных предложениях текста, через ряд аргументов).
2.Через модальный план текста (риторические вопросы и восклицания, инверсия, лексические повторы, оценочная лексика, модальные слова и частицы).
Этап 5 Аргументация собственного мнения по проблеме 
Определив анализируемую проблему, необходимо чётко сформулировать своё отношение к ней и продумать аргументацию собственной точки зрения.Что же можно считать жизненным опытом, а что – читательским? 
Жизненный опыт– это реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы, традиционный исторический опыт.Но ценнее будет привести аргументы из читательского опыта. 
Читательский опыт– это художественная литература, историческая литература, научно-популярная литература. Сразу замечу, что согласно новым требованиям оценивания по Критерию 4, аргументы, взятые из жанров УНТ оцениваются 0 баллов. 
Те знания, которые приобретены учеником в результате читательского и жизненного опыта, можно использовать, доказывая свою точку зрения, в качестве примеров, образцов и наглядных иллюстраций. 
В работе экзаменуемый может использовать следующие типы аргументов: 
1. Логические (рациональные) аргументы (факты, выводы науки, статистика, законы природы, юридические законы, данные экспериментов и экспертиз, свидетельства очевидцев). 
2. Иллюстративные (конкретный пример, литературный пример, предположительный пример). 
3. Ссылки на авторитет (мнение известного человека, цитата из авторитетного источника, мнение очевидцев, общественное мнение).Можно подобрать цитаты с мыслями великих людей, с афоризмами. Ими тоже можно воспользоваться как аргументами. 
Очень важно свою точку зрения излагать этически корректно. Если текст построен на несогласии с автором, то читающему сочинение должно быть понятно, что это делается не потому, что «играют в оригинальность», а потому, что есть основания для такой позиции. 
Для того чтобы выразить собственное мнение, можно использовать следующие фразы: 
- Я с интересом прочитал… 
- Можно согласиться с автором в том, что… 
- По моему мнению… 
- Меня особенно взволновало то, что… 
- Невольно задумываешься о том, что… 
- Позволю себе высказать свою точку зрения… 
- Доводы автора достаточно убедительны, но… 
- Текст произвел на меня неоднозначное впечатление… 
Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но обязательно нужно обосновать свою позицию, привести не менее двух доказательств. 
Этап 6 Работа над смысловой цельностью,речевой связностью и последовательностью изложения 
Сочинение к заданию открытой части ЕГЭ, как и любое сочинение, должно иметь вступление, основную часть и заключение. Части сочинения должны отвечать требованиям соразмерности, а композиция отражать логику размышлений пишущего.Основная логика сочинения-рассуждения отражает этапы подготовки и последовательность критериев оценивания, поэтому в тексте необходимо наличие следующих содержательных блоков: 
1. Формулировка темы и проблемы исходного текста.
2.Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
3.Формулировка и характеристика позиции автора исходного текста.
4.Изложение автором сочинения собственного мнения.
При написании сочинения последовательность блоков может быть именно такой, и тогда п.1 может стать вступлением, а п.4 – заключением.Однако последовательность частей может меняться. Помните, необходимо чётко понимать, о чём вы будете писать, что хотите сказать. Сочинение должно отражать логику мысли ученика, и эта логика должна быть понятна эксперту. Чтобы было удобно работать, можно составить логическую схему или план.Важно помнить о смысловой цельности и о средствах межфразовых связей (таких, как вводные слова и обороты, наречия, служебные части речи). Например:- вообще, словом, например, во-первых, очевидно, с одной стороны…, безусловно, видимо, как известно, нельзя не согласиться, поясняя сказанное, подводя итог…Особое внимание следует уделить вступлению и заключению. Они должны быть связаны с основной проблемой текста. Однако эти композиционные элементы могут отсутствовать. 
Цели вступления: привлечь внимание и обозначить проблему.Возможные варианты вступления:-определение темы текста,- анализ разных точек зрения на проблему,- анализ поднимаемой проблемы в контексте эпохи, рассуждение о ее актуальности,- перечисление проблем исходного текста,- спор с мнимым оппонентом, рассуждения от «противного»,- изложение автором сочинения собственной позиции,- краткие сведения об авторе исходного текста,- ассоциативное вступление,- лирическое вступление. 
Цели заключения: подвести итог и оставить хорошее впечатление.Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению.Возможные варианты заключения:- общий вывод,- ответ на вопрос, поставленный во вступлении,- изложение собственной позиции,- следствие (какое значение будет иметь прочитанный текст для автора сочинения),- расширение проблемы, новый вопрос,- открытый финал. 
Этап 7 Точность и выразительность речи 
Речевое и стилистическое оформление текста – очень трудная работа, так как важно уметь писать, не только не допуская ошибок, но и используя средства выразительности.Сочинение должно отличаться точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм. Точность речи зависит от умения пишущего отбирать слова и выражения, наиболее соответствующие передаваемому содержанию. Для достижения точности выражения мысли надо уметь выбрать из ряда синонимов или близких по смыслу самый нужный для данной ситуации. Точность словоупотребления – самый верный показатель речевой культуры. Вторым таким признаком является чистота речи, её незасоренность словами и выражениями, чуждыми литературному языку. В хорошей речи нет места просторечию, диалектизмам, без надобности употребленным иностранным словам, вульгаризмам, жаргонным и бранным словам и выражениям.Известно, что речь выражает не только мысли, но и чувства, волеизъявления, эстетические переживания – весь комплекс духовного человеческого сознания.Выразительность речи создается с помощью отбора языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество речи предполагает, что пишущий чувствует функциональный стиль. Каждый функциональный стиль располагает своими средствами выразительности.Речь небогатая и просто бедная отличается ограниченным объемом словаря, неточным словоупотреблением, синтаксическим однообразием. Обычно она состоит из коротких предложений однообразной структуры. Такая речь не может точно передать смысл высказывания и тем более оказать воздействие на читателя.Следует обратить внимание на умение при создании сочинения использовать риторические фигуры. Они придают тексту динамичность, экспрессивность, создают ощущение диалогизации речи. 
Поэтапный алгоритм выполнения задания части С ЕГЭ 
1. Определите тему текста и его проблематику.
2. Выделите одну (главную) проблему текста.
3. Прокомментируйте эту проблему.
4. Определите позицию автора.
5. Сформулируйте собственное мнение по проблеме, приведите не менее 2-х аргументов (лучше из читательского опыта).
6. Продумайте композиционное оформление сочинения (напишите вступление и заключение).
7. Продумайте языковое оформление текста.
8. Напишите сочинение.
Рекомендации по части СНе занимайтесь пересказом текста или его переписыванием.
2. Не давайте перечень языковых средств специальным блоком в середине или в конце работы.
3. Не пишите слова и предложения, в графическом оформлении которых есть сомнения.
4. Суждения по каждому критерию начинайте в новом абзаце.
5. Пишите просто и понятно, в публицистическом стиле, составляя предложения средней величины. 
Заключение 
Используя составляющие алгоритма, стараемся соблюдать ценное правило: «лучше написать меньше, но лучше», то есть качественно. Успешность сочинения достигается не за счет количества написанного, а за счет качественной проработки каждого этапа. Главный показатель при этом – творческая активность экзаменуемого. Только творческая активность может превратить чистый лист (а именно таким предстает перед выпускником бланк ответа на задание части С) в яркое самостоятельное рассуждение. 
Удачи вам! Достижения поставленных целей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План сочинения. Часть С. ЕГЭ русский язык

Данный материал представляет собой развёрнутый план написания части С ЕГЭ по русскому языку и соответствует требованиям 2013 года. В каждом пункте плана даётся несколько вариантов его раскрытия. Думаю...

Образец сочинения части С по русскому языку ЕГЭ

Сочинение к варианту 10 (автор Цыбулько). Образец сочинения части С написан учителем русского языка и литературы Дроздовой Н.А....

Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ в части С по русскому языку

Целью данной методической разработки является систематизация основных этапов работы над сочинением-рассуждением на  экзамене в 11 классе: как правильно определять проблему, формулировать и коммен...

Методическая разработка. «Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ (часть С) по русскому языку (с фрагментом занятия «Способы моделирования вступления»).

Всем известно, что преподаватели, работающие в старших классах, в первую очередь направляют свои усилия на подготовку учеников к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Наибольшие трудности,...

Речевые клише сочинения -рассуждения по части с по русскому языку в 7 классе.

Речевые клише по части с в 7 классе по русскому языку....

Образцы сочинений для подготовки учащихся 9 класса к III части ОГЭ по русскому языку

Данная разработка поможет учащимся 9 класса наиболее качественно подготовиться к III части ОГЭ по русскому языку...

Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку

Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку...