Мастер-класс "Пишем сочинение"(часть С ЕГЭ)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Что представляет задание части С? Это сочинение-рассуждение, т.е. конструктивное размышление, изложение  своего мнения о данном для чтения и анализа тексте, что для многих учащихся  является трудным. Учителю нужна принципиально новая стратегия, чтобы подготовить выпускников  к выполнению такого задания.

При обучении написанию сочинения-рассуждения данная технология  даёт возможность строго соблюдать алгоритм выполнения задания «С», некую последовательность необходимых действий, позволяющих ученику проанализировать предложенный текст - и достаточно грамотно выстроить собственный письменный его анализ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Технология развития критического мышления

при подготовке к ЕГЭ (часть С) в 11 классе».

Горбунова Анна Викторовна, учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ-1 с.п.Пивань Комсомольского района Хабаровского края

Цели:
- развитие педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы; 

- овладение современными педагогическими технологиями в практической деятельности.

Задачи:
- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов;
- обобщить опыт работы по определённой проблеме.
Оборудование: 1) раздаточный материал (текст публицистического   стиля);

                            2) алгоритм написания сочинения-рассуждения;

                            3) памятка «Клише для создания сочинения»;

                            4) медиапроектор;

                            5) мультимедийная презентация.

План проведения.

Этап

Содержание

Время

Примечание

1. Презентация педагогического опыта

Краткое обоснование основных идей опыта: какие умения даёт технология развития критического мышления через чтение и письмо

2 мин.

Слайды

2. Представление методов и приёмов

Раскрытие особенностей методических приёмов технологии РКМЧП

5 мин.

Слайды

3. Имитационная игра

Практическая часть

Занятие со слушателями, на котором демонстрируются технологические этапы создания сочинения

Создание сочинения

20 мин.

Инструкция по работе с текстом Памятки

4. Рефлексия

Дискуссия по результатам совместной деятельности

3 мин.

Слайды

Эпиграф

Увидеть новое – большая заслуга. Увидеть

новое  и не пройти мимо – заслуга не меньшая.

Напротив – большая.  

Д.С. Данин

I. Презентация педагогического опыта.

Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания.

В настоящее время в практике преподавания учебных предметов наметились тенденции к созданию новых технологий, в частности технологий, связанных с построением дидактико-методических систем обучения.

Очевидно, что инновации, построенные на основе простого расширения содержания образования или перемещения учебных тем (понятий, законов, правил и т.д.) в различные разделы учебной программы, а также введения бесчисленного множества новых учебных курсов,  бесперспективны.

Более правильно ориентироваться на постижение фундаментальных основ наук и характерных им стратегий познания мира.

В связи с этим современная дидактика характеризуется стремлением к интегральному, многомерному и многоуровневому анализу сложноорганизованных систем действительности, обогащению новыми перспективными научными направлениями.

Среди технологий, позволяющих осваивать учебный материал и включать в учебный процесс мотивационную сферу ученика, предпочтение отдаю технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Данная технология позволяют учителю формировать критическое, оценочное, творческое мышление учащихся на основе рассматриваемых в школьном курсе объектов. В частности прием синквейн позволяет получить объемное представление о языковой единице через перечень ее основных характеристик и функций.

Современные информационные технологии   предоставляют   учителю   большой   резерв   технической   и технологической  поддержки, высвобождающей значительную  часть  его  времени именно для живого общения с  учениками,  и  дает  возможность  сделать   это общение даже более близким и  человечным, чем ранее. Применение информационных технологий в учебном  процессе  открывает  новые пути  в  развитии  навыков  мышления  и  умения  решать  сложные   проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации  обучения.  Они позволяют сделать аудиторные и самостоятельные  занятия  более  интересными, динамичными и убедительными, а  огромный  поток  изучаемой  информации  легко доступным.

         В связи со сказанным представляется особенно целесообразной интеграция в образовательном процессе традиционных приемов анализа языковой единицы с привлечением современных интерактивных средств и технологий, что поможет существенно повысить мотивацию школьников, обеспечить прочное усвоение учебного материала, сформировать предметные и ключевые компетенции и развить умение применять лингвистический материал в работе с языковыми задачами при выполнении тестов ЕГЭ.

Ну а от того, насколько успешно сдан ЕГЭ, зависит будущее выпускника. Как известно, без выполнения части С нельзя рассчитывать на отличный, а порой и просто достаточно высокий балл. Максимальная сумма за выполнение задания высокого уровня сложности - 23 балл из возможных 64-х, то есть 3-я часть от общего количества баллов.

Что представляет задание части С? Это сочинение-рассуждение, т.е. конструктивное размышление, изложение  своего мнения о данном для чтения и анализа тексте, что для многих учащихся  является трудным. Учителю нужна принципиально новая стратегия, чтобы подготовить выпускников  к выполнению такого задания.

Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно ориентированное обучение, особое место занимает именно технология развития критического мышления, главной особенностью которой является «конструирование» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они,  прежде всего,  должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.   Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Не случайно и в КИМах  ЕГЭ по русскому языку говорится, что часть С – небольшое сочинение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение  является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

        

Историческая справка.

Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны - это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.

II. Представление основных методов и приёмов работы.

Методы, используемые в технологии – это методы активного чтения:

  • медленное чтение,
  • чтение с остановками,
  • «погружение» в текст.

Чтение с остановками.  Подготовительная работа.

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора: текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема); динамичный, событийный сюжет; неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).

Вот как выглядит технологическая карта урока (см. презентацию).  В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов (стадий) – «вызов», «осмысление», «рефлексия». Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретённых знаний.

Технология реализуется через следующие приёмы работы.

I. Стадия вызова (активизация, мотивация). 

        На стадии вызова учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у своих учеников воспоминания по данной теме, обращаясь к их собственному опыту.

1. Мозговой штурм – это своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения проблемы, поставленной в тексте. Как методический прием мозговая атака используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова». На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают по данной теме. На втором этапе происходит обмен информацией, ведется их запись. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются. Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы. Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут.

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

3. Оперативная запись высказанных предложений.

2.  «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трёх до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Учитель предлагает учащимся записать на листке одно–три предложения по определённой теме. Через одну-две минуты учитель сообщает, что следует закончить запись предложений и передать листки по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернётся к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем учитель предоставляет слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

3. Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Проще говоря, это что-то вроде таблички, в которой записываются основные понятия, о которых идет речь; с помощью стрелок и расположения слов в табличке показывается, как связаны между собой рассматриваемые понятия. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. Учащиеся работают в парах.

 

4.  «Толстые» и «тонкие» вопросы.  Приём создания «корзины» “толстых” и “тонких” («прямых» и «скрытых»)  вопросов может быть использован на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация понимания пройденного (см. таблицу).

“Тонкие” вопросы

“Толстые” вопросы

Вопросы, требующие односложного ответа, вопросы репродуктивного плана. (Кто? Что? Когда?)

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. (Почему…? Согласны ли вы…? Верно ли…?)

“Толстые” вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать проблемой текста.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа  ведется индивидуально, в парах или группах

II. Стадия осмысления (активное чтение, слушание). На стадии осмысления осуществляется непосредственная работа с текстом.  Здесь используется такие приемы работы с текстом.

  • Таблица «Плюс - минус - интересно»
  • Двухчастный (трехчастный) дневник
  •  Составление схем, таблиц
  • «Месиво проблем»
  • «Идеал»
  • Маркировка текста «ИНСЕРТ»

Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ» 

И –  Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.

Д – Доберитесь до ее сути. Школьники формулируют проблему в виде вопроса. Он           должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как» (How), и в нем должны отсутствовать отрицания (частица «не»).

Е – Есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа вариантов    решения проблемы осуществляется посредством мозговой атаки. Любая критика здесь                                             запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше (для графической     организации идей можно использовать кластер).

А – А теперь за работу! Выбор оптимального варианта (вариантов). Теперь ученики взвесив все «за» и «против», выбирают лучший вариант(ы) решения проблемы.

Л – Логические выводы. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе учащиеся анализируют проделанную ими работу.

«Ручка на середине стола»

Данная методика является одной из форм обсуждения какой-либо проблемы. Участники поочередно обсуждают проблему за «круглым столом». Каждый из выступающих фиксирует свое участие, кладя ручку (карандаш) на середину стола. Никто не может высказывать любые другие идеи до тех пор, пока ручки всех участников не будут лежать  на середине стола (т.е. все они должны высказать свое мнение). Все члены группы равны в своих правах внести вклад в обсуждение, никто не может доминировать. Преподаватель может выбрать любую ручку и спросить у любого участника «круглого стола», какой «вклад» она представляет.

На что обратить внимание

Эта методика позволяет организовать  последовательную и продуктивную беседу по конкретному вопросу. Она дает возможность высказаться каждому из участников беседы и способствует толерантной презентации идей. Итогом работы по этой схеме должно стать обсуждение выслушанных точек зрения и их суммирование.

Инсерт (от английского слова insert – «вставка, вклейка») – это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:

  • «V» – галочкой отмечается то, что известно;
  • «–» – знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;
  • «+» – знаком «плюс» помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;
  • «?» – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно;
  • «!» - это главное.

III. Стадия рефлексии (анализ, творческая интерпретация) помогает учащемуся и учителю понять, как усвоена тема, что узнали нового, на что еще следовало бы обратить внимание, чтобы теоретические знания стали практическими навыками.         

        Возвращение к кластеру помогает проверить, что знал ученик  и что знает теперь.

После чтения  и общего обсуждения текста предлагается изложить свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого педагог просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма -не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

        На стадии рефлексии учащиеся создают синквейн. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это способ на любом этапе урока проверить, что находится у школьников на уровне   ассоциаций. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами:

первая строка - одно ключевое слово -  существительное (тема);

вторая строка - два определения – прилагательных к нему,  заключающих существенные признаки;

третья строка - три глагола, раскрывающих действие  (ощущение), производимое явлением, обозначенным ключевым словом;

четвёртая строка - предложение из  4-х слов, в которых  объяснена суть ключевого слова; пятая строка – метафора  (одиночное  существительное)   к ключевому слову ( резюме, вывод).

Синквейн – вид творческой работы, где каждый обучающийся может реализовать свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Синквейн – превосходный способ контроля и повторения изученного. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

        Образовательным продуктом данной технологии  являются различные виды письма. При обучении написанию сочинения-рассуждения данная технология  даёт возможность строго соблюдать алгоритм выполнения задания «С», некую последовательность необходимых действий, позволяющих ученику проанализировать предложенный текст - и достаточно грамотно выстроить собственный письменный его анализ. При работе над частью С особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Кластер – выявление темы предложенного текста и формулировка  основной проблемы   предложенного текста (ТЕМА – ВОПРОС – ПРОБЛЕМА). Создание «корзины» «прямых» и «скрытых» вопросов – определение позиции автора по отношению к этой проблеме. Синквейн – выражение собственного отношения к поставленной проблеме.

        Используя технологию РКМЧП, я увидела явные её преимущества перед традиционной методикой.  Прежде всего, данная технология способствует развитию у учащихся логического мышления. Во-вторых, реализуются принципы личностно ориентированного обучения, когда каждый ученик может  проявить свои возможности. В-третьих, формируется коммуникативная компетенция. Происходит не только процесс подготовки к ЕГЭ, но и решается задача возвращения читательской культуры.

- Сегодня я хотела бы пригласить вас к участию в проведении урока в режиме технологии.

III. Имитационная игра. Работают 2 группы

Девиз.

Послушай – и ты узнаешь,
посмотри – и ты поймешь,
 сделай – и ты научишься.
 

Оформление: портрет В. В. Пескова;  рабочие материалы для сочинения.

 Эпиграф. “ «Постановление о Царскосельском Лицее», 1810 г. 

«Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по  летам их изящное, но простое невысокопарное».  М.М. Сперанский

Форма урока:    урок – практикум с использование средств современных информационных технологий

Технические средства: Компьютер, проектор.

Предполагаемые результаты:

  Формирование языковой компетенции:

  • Расширение представлений учащихся о лексической системе языка.
  • Закрепление навыков  анализа  текста.

Формирование коммуникативной компетенции:

  • формирование умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, определять позицию автора,
  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
  • Обучение умению понимать чужую речь  и излагать свои мысли в письменной  и устной форме.

1. Вступительное слово учителя. Постановка задач. (2 мин.)

1.     Вступление

Ребята, сегодня мы с вами проводим урок русского языка, и это будет урок подготовки к выполнению части С в ЕГЭ.

Обратите внимание на эпиграф урока. Это  выдержка из постановления о Царскосельском лицее. Перед выпускниками этого учебного заведения стояла задача: «написать сочинение правильное, ясное и по  летам их изящное, но простое невысокопарное».

Подобная задача стоит и перед вами, уважаемые будущие выпускники!

Чтобы хорошо написать сочинение и получить хороший результат,  вам нужно знать, что от вас хотят. Давайте,  еще раз уточним!  (Прочитать задание к части С ЕГЭ)

 Цели урока:

Ø ознакомление с  содержанием текста В. М. Пескова,  методикой  работы с текстом  для  подготовки   учащихся к выполнению части  С в  ЕГЭ;

Ø развитие логического и творческого мышления, письменной речи, коммуникативной компетентности;

Ø воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения  корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения , показать путь к успеху.

2.     Этап актуализации изученного материала (3мин)

Давайте обратим наше внимание на речевое оформление сочинения.

 Прежде чем выполнять работу, вы должны знать, что от вас требуют. Поэтому необходимо познакомиться с критериями, которые представлены в контрольных КИМах.

Критерии речевого оформления сочинения

  • Смысловая цельность
  • Связность
  • Логичность
  • Коммуникативный замысел
  • Точность выражения мысли
  • Разнообразие грамматических форм
  • Средства выразительности
  • Богатство словаря

3. Этап предъявления нового материала и отработки умений видеть его характерные особенности.  (20 мин.)

Чтобы выполнить задание в соответствии с критериями, рассмотрим коммуникативный аспект культуры речи.

Нормативный аспект – это языковые нормы, мы их изучаем на уроках русского языка. Этический компонент – это речевой этикет, которому мы учимся с детства.

А вот коммуникативный аспект предполагает выбор необходимых языковых норм. Чтобы их выбрать, нужно знать коммуникативные качества речи.

Коммуникативные качества речи  помогают нам правильно выражать свои мысли как при общении, так и при написании сочинения.

Каковы же эти качества?

Точность речи .

Знание предмета

Логика мышления

Умение выбрать слово

Чтобы речь была понятной, необходимо знание предмета, логика мышления, умение выбрать слово.

Чистота речи

  • Отсутствие лишних слов
  • Отсутствие слов-паразитов
  • Отсутствие слов-сорняков

·    Богатство и разнообразие речи

А наш язык богат

  • Многозначными словами
  • Синонимами
  • Экспрессивными словами
  • Фразеологизмами

Выразительность речи.

Чтобы добиться выразительности речи, нужны условия:

  • Самостоятельность мышления
  • Интерес к тому, о чём пишешь
  • Знание выразительных возможностей языка
  • Знание свойств языковых стилей
  • Тренировка речевых навыков
  • Умение контролировать свою речь
  • Психологическая целевая установка на выразительность речи

Хорошее, полное сочинение получится, если будем использовать изобразительно-выразительные средства, этому учимся на уроках литературы и на уроках русского языка при анализе текстов.

Художественные средства

Стилистические фигуры

Фразеологические выражения,

пословицы, поговорки, крылатые слова

1.     Практическая часть.

 Работа с текстом.

1этап.  Чтение текста.

 Задание: Определяем тему текста.

Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!». Другие в эти минуты боятся обронить слово. И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имен творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.

Лев Толстой говорил: «Счастье-это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». Если это не так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? Чувство природы врожденное. И есть оно у каждого человека. Но чувство это спит. Кто разбудит его в раннем детстве? Сможет ли это сделать школьный учебник? Вряд ли. Но может это сделать умный, чуткий учитель. Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец, мать, (у Горького – бабушка), сельский пастух, охотник – всякий, кто сам был кем-то разбужен. Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне книгу Сетон-Томпсона «Животные-герои». Я считаю ее своим «будильником». 

Благодарность за «пробуждение» я должен сказать и матери, с которой ходил за грибами, и отцу, с которым заготавливал дрова. С благодарностью вспоминаю речку, на которой мы ребятишками пропадали с утра до ночи. От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведенный летом в деревне, прогулка в лес с человеком, который «на все открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, ночевкой в лесу. Нет нужды перечислять все, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Конечно, нужны и учебники. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как все в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И все-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.

(По В.Пескову)

2 этап. Планирование групповой работы:

Определяем тему текста.

3 этап. Исследование текста.

  1. Формулируем проблему.

Внимательно читаем текст известного журналиста В. Пескова, определяем тип и стиль речи. Перед нами текст-рассуждение в публицистическом стиле.

- Перечитываем первый и последний абзацы текста, чтобы определить и сформулировать проблему.

В первом абзаце автор пишет: (1) Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. (2) У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!».  (3) Другие в эти минуты боятся обронить слово.  (4) И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. (5) В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имен творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.

А вот в финале: 26) И все-таки в  начале всего стоит  Любовь. (27) Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. (28) С нею человек обретает и некую точку опоры,  важную точку отсчета всех ценностей жизни. (29) Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.

Попробуем поставить вопрос к прочитанным фрагментам текста. Он может быть таким: что дает человеку любовь к природе?

Итак, проблема сформулирована: 

1 группа       Что дает человеку любовь к природе?

                       Об этой проблеме размышляет автор статьи.

2 группа       Текст  Василия Михайловича Пескова посвящен важной для нашего времени проблеме: что должно стать толчком  для пробуждения  чувства природы?

  1. Пишем комментарий.

Перечитываем центральные абзацы текста. Проследим за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается? Подчеркиваем ключевые слова и фразы.

(1) Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. (2) У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!».  (3) Другие в эти минуты боятся обронить слово.  (4) И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. (5) В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имен творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.

 (6) Лев Толстой говорил:  «Счастье  – это быть с природой,  видеть ее, говорить  с ней».  (7) Если  это так, то как  же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое?   (8) Чувство природы врожденное.  (9) И есть оно у каждого человека.  (10) Но чувство это спит.  (11) Кто разбудит его в раннем детстве? (12) Сможет ли это сделать школьный  учебник?  (13) Вряд  ли. (14) Но может это сделать умный, чуткий учитель. (15) Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец,  мать (у Горького – бабушка), сельский пастух, охотник – всякий, кто сам был кем-то разбужен. (16) Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. (17) Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне книгу Сетон-Томпсона  «Животные-герои».  (18)  Я считаю ее своим  «будильником».

Получаем такой комментарий:

            1группа В. Песков, замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают полный подъем телесных и душевных сил. Почему такие моменты «радость  жизни» становится почти осязаемой?  Ответ на этот вопрос автор находит в словах  Л. Толстого: «Счастье – это  быть с природой, видеть ее, говорить с ней.

          

  1. Определяем позицию автора.

Рекомендуем перечитать поставленный вопрос 

1группа Что дает человеку любовь к природе? 

2 группа Что должно стать толчком  для пробуждения  чувства природы?

и найти в тексте ответ на него. Это авторская позиция.

 Чаще всего наиболее четко она сформулирована в последнем абзаце.

(26) И все-таки в  начале всего стоит  Любовь. (27) Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. (28) С нею человек обретает и некую точку опоры,  важную точку отсчета всех ценностей жизни. (29) Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.

 У нас получилось:

1группа

В. Песков считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит , издает звуки, сверкает красками» дает человеку ощущение счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой  «отсчета всех ценностей жизни».

2 группа. Автор  говорит о том, что люди по-разному приходят к пониманию красоты природы, хотя чувство природы врожденное, оно есть у каждого человека. Для того чтобы видеть красоту природы, понимать «великое таинство жизни», любить мир, у каждого человека должен быть свой  «будильник».

  1. Выражаем свою позицию.

Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте еще раз свою позицию иными фразами. Получаем.

1группа

Я полностью согласен с мнением автора текста. Природа может дать человеку  силы для творчества, для жизни. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества.

2группа. В.Песков утверждает, что разбудить чувство природы в человеке могут хорошая книга, прогулка по лесу, проведенное в деревне лето, «первое путешествие с рюкзаком, ночевкой в лесу»

  1. Приводим аргументы – доказываем свое мнение.

Попытаемся доказать, что природа дает человеку счастье, силы для жизни и творчества, избавление от одиночества. Находим примеры , подтверждающие это в литературе и искусстве, истории, вспоминаем биографии выдающихся личностей, научные открытия, необходимые факты. Вы должны привести два аргумента.

Вот что может получиться.

1 группа.

1. Аргумент. Природа была источником вдохновения для многих  поэтов, писателей, художников, композиторов. Например, П.И. Чайковский приезжал в свое имение Рудый Яр, и там под влиянием удивительной красоты рождалась чудесная музыка.

2. Аргумент.  Каждому человеку знакомо чувство тревоги, разочарования, уныния. В такие минуты хочется побыть наедине с природой: побродить по лесу, послушать журчание ручья, прислониться к теплому , пахнущему смолой стволу сосны. И отступают печаль и тоска, приходят умиротворение и ощущение покоя.

2 группа. 

1. Аргумент.  Великим даром воздействия обладают произведения искусства. Художник  не только  сам умеет увидеть и почувствовать окружающий мир, но и передать нахлынувшие чувства своему зрителю. Картины А.Саврасова научат видеть красоту в привычных глазу пейзажах, а в стихах Б.Пастернака самые обычные явления приобретут неожиданный смысл.

2. Аргумент. Я научился всматриваться в природу на даче. Старый домик весь в зелени и цветах. Рядом шумит и пенится река. Запахи леса и кошеной травы. Для того, чтобы ценить прелесть раннего летнего утра, потребовалось не многое: умиротворение, одиночество, покой.

  

 6. Подводим итог - пишем заключение.

Перечитываем все, что у нас получилось. Делаем вывод, который должен соответствовать поставленному вопросу.

1 Группа. Нет на земле более вечного и прекрасного, чем природа. Для того , чтобы познать счастье, надо всего лишь увидеть, услышать, почувствовать, «как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим».

2 группа. Разбудить в себе чувство прекрасного может каждый. Нужен лишь подходящий момент.

Перечитаем получившийся текст.

Обратим внимание! Каждый этап работы – отдельный абзац текста.

По каждому исходному тексту можно сформулировать не одну проблему! Важно помнить об этом и строить свой текст только вокруг одной проблемы! Той, которую вы сформулировали. Другая проблема – это другие комментарии, другая позиция, аргументы. И в результате – другой текст.

Вариант 2

Проблема

Текст  Василия Михайловича Пескова посвящен важной для нашего времени проблеме: что должно стать толчком  для пробуждения  чувства природы?

Комментарий

В. Песков замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают подъем телесных и душевных сил. Почему в такие моменты «радость жизни» становится почти осязаемой? Ответ на этот вопрос автор находит в словах Л.Н. Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней».

Позиция

автора

Автор  говорит о том, что люди по-разному приходят к пониманию красоты природы, хотя чувство природы врожденное, оно есть у каждого человека. Для того чтобы видеть красоту природы, понимать «великое таинство жизни», любить мир, у каждого человека должен быть свой  «будильник».

Моя 

позиция

В.Песков утверждает, что разбудить чувство природы в человеке могут хорошая книга, прогулка по лесу, проведенное в деревне лето, «первое путешествие с рюкзаком, ночевкой в лесу»

1-й аргумент

Великим даром воздействия обладают произведения искусства. Художник  не только  сам умеет увидеть и почувствовать окружающий мир, но и передать нахлынувшие чувства своему зрителю. Картины А.Саврасова научат видеть красоту в привычных глазу пейзажах, а в стихах Б.Пастернака самые обычные явления приобретут неожиданный смысл.

2-й аргумент

Я научился всматриваться в природу на даче. Старый домик весь в зелени и цветах. Рядом шумит и пенится река. Запахи леса и кошеной травы. Для того, чтобы ценить прелесть раннего летнего утра, потребовалось не многое: умиротворение, одиночество, покой

Заключение

Разбудить в себе чувство прекрасного может каждый. Нужен лишь подходящий момент.

Вариант 1

Проблема

Что дает человеку любовь к природе? Об этой проблеме размышляет автор статьи.

Коммен-

-тарий

В. Песков замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают подъем телесных и душевных сил. Почему в такие моменты «радость жизни» становится почти осязаемой? Ответ на этот вопрос автор находит в словах Л.Н. Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней».

Позиция

автора

Песков считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, сверкает красками», дает человеку ощущение счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой «отсчета всех ценностей жизни»

Моя 

позиция

Я полностью согласен с автором текста. Природа может дать человеку силы для творчества, для жизни. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества.

1-й аргумент

Природа была источником вдохновения для многих писателей, художников, композиторов. Например, П.И. Чайковский приезжал в свое имение Рудый Яр, и там под влиянием удивительной красоты рождалась чудесная музыка.

2-й аргумент

Каждому человеку знакомо чувство тревоги, разочарования, уныния. В такие минуты хочется побыть наедине с природой: побродить по лесу, послушать журчание ручья, прислониться к теплому, пахнущему смолой, стволу сосны. И отступают печаль и тоска, приходят умиротворение и ощущение покоя.

Заключение

Нет на земле более вечного и прекрасного, чем природа. Для того, чтобы познать счастье, надо всего лишь увидеть, услышать, почувствовать, «как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим»

4. Этап обобщения и систематизации учебного материала.

«Рефлексия» (3 мин.)

5. этап. Итоговая творческая работа. Синквейн. (Коллективная работа)

1. (первая строка – тема, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным); ПРИРОДА

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

= Итак, сегодня на уроке мы вспомнили основные понятия,  отрабатывали методику написания сочинения по исходному тексту по разным проблемам, получились 2 совершенно разных текста.    

=Домашнее задание.( 2 мин.)

 Написать сочинение по предложенному тексту, используя рабочие материалы, собранные на этом уроке.

6. Рефлексия: итоги работы. ()

Текст для чтения (домашняя работа)

        (1) Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис с «военно» и предполагало довольно ограниченный набор мероприятий…(2) Между тем сегодня назрела необходимость не столько отделить первую часть от второй, сколько разобраться со значением слова в целом.

        (3) По мне, пусть «патриотизм» будет «военным»: нужно только оговорить, с кем или, лучше, за что «воевать». (4) А «воевать» сегодня, на мой взгляд, нужно прежде всего за язык. (5) Русский язык. (6)Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (7) Мы же теряем его, пользуясь военно-поэтической терминологией, пядь за пядью.

        (8) Речь не о том, чтобы научить детей говорить «метко», а о том, чтобы сделать нас народом. (9)Напомню еще более хрестоматийное:

«И назовет меня всяк сущий в ней язык…».

        (10)Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в песок. (11) Почему? (12)Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. (13)Но дети и родители сегодня разобщены. (14) Что касается чтения, то тут и говорить нечего. (15)И сегодня «воевать» за русский язык – значит бороться и за литературу, на нем написанную.

        (16)В песне нашего детства на вопрос «С чего начинается Родина?»- давался ответ: «С картинки в твоем букваре».(17)Не знаю, какая именно картинка имелась в виду – Красная площадь или белая береза, думаю, что это не так важно. (18)Важно, что Родина, по моему глубокому убеждению, начинается именно с букваря.  (По И. Кабыш)

Структура работы над текстом И.Кабыш

1. Стадия вызова. 

Б.Ахмадуллина пишет: «Единственное мне принадлежащее сокровище – это русская речь. Это русский язык. Лишь этим определяется принадлежность человека к определенному месту земли, которое он величает Родиной». Согласны ли вы с этим мнением?

►Составьте  кластер по теме «Русский язык – это…».

Составление кластера

Русский язык

Национальный язык русского народа

Язык русской культуры, науки, техники

Один из самых богатых языков мира

Государственный язык в РФ

Средство межнационального общения

Один из общепризнанных мировых языков

Чтение текста.        

► Создайте «корзины» «толстых» и «тонких» вопросов.

- Какие из названных вами вопросов помогают определить позицию автора?

- Отметьте в тексте предложения или словосочетания, которые, по вашему мнению, являются отражением проблемы текста и авторской позиции.

Приём «Верные/неверные утверждения». 

Дано 4 утверждения. Какое из них соответствует позиции автора, выраженной в тексте?

  1. Человек, не знающий слова «благородный»,  не может проявлять благородство.
  2. Незнание родного языка мешает добиться успеха в какой бы то ни было области деятельности.
  3. Люди, не владеющие родным языком, теряют то, что объединяет их в народ.
  4. Военно – патриотическое воспитание в школе не имеет смысла.

2. Стадия осмысления. Приём инсерта.

 Прочитайте  текст. Отметьте значками в тексте нужную информацию: «V» – знаю; «?» – непонятно, хочу узнать больше;  «+» – согласен;  «!» - это главное; «-» - вызывает сомнение.

        После работы с текстом занесите краткие записи в таблицу:

              V

?

+

!

-

►Составление «месива проблем»:

- Какие проблемы имеют место в современном состоянии русского языка?

▪ Обеднение языка

▪ Засорения языка

▪ Сужение словарного запаса

▪ Недостаточное знание языка

▪ Недостаточное использование богатства русского языка

- Какие проблемы были выявлены в ходе анализа текста?

▪ Падение престижа русского языка

▪ Обеднение народа как нации

▪ Разобщение людей, говорящих на русском языке

▪ Потеря интереса к чтению

Какова проблема текста? (Проблема сохранения русского языка, сохранения его чистоты и богатства, тесной связи понятия «патриотизм» с уважением и любовью к своему родному языку.)

Вывод. Мы, русские люди, носители языка, должны беречь его, делать все возможное для его развития и сохранения. Бережно относиться к родной речи – это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражаются национальная история и культура, духовный талант и сила народа.

- Почему нам, носителям русского языка, необходимо беречь его.

1.Русский язык – это душа народа. Удивительно, но раньше слово «язык» означало «народ». Не случайно автор данного текста цитирует Пушкина: «И назовет меня всяк сущий в ней язык». 2. Это язык матери и отца. Через родной язык осуществляется духовная связь поколений. 3. Выражение любви к родному языку -  это проявление нашего патриотизма.4. Небрежное отношение к родному языку не может не оскорбить человека, искренне любящего свою Родину.5. Из отношения к родному языку рождается отношение к Родине.

► Составление синквейна.

СИНКВЕЙН

Одно существительное: «Тема»

Два прилагательных (причастия)

Три глагола

Фраза (личное отношение к теме)

Одно слово-синоним (для обобщения или расширения смысла темы)

IV. Напишите сочинение, используя алгоритм и клише.

Алгоритм для написания сочинения-рассуждения

1. Вступление ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2..Проблема__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Комментарии  к  проблеме

 ____________________________________________________________________________   _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Позиция  автора _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Собственная позиция (аргументы  "за" или "против" авторской позиции) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Заключение _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Памятка «Клише для создания сочинения»

 1. Как написать  вступление…

 «Именительный темы»

1. Пишу ключевое слово проблемы.

2. Ставлю многоточие.

3. Пишу ассоциации, связанные с этим словом.

4.Формулирую проблему, используя клише  («Именно этой проблеме…»).  

«Вопросы-стимулы»

1. Пишу 2-3 вопроса, созвучных проблеме.

2.Использую клише «Именно ответам на эти вопросы посвящает свой текст автор…»).

 «Картина»

1. Пишу 2-3 назывных (в них есть только подлежащее) распространенных   предложения, которые бы рисуют картину по проблеме.

2. Заявляю проблему.

«Название»

 Я назвал бы этот текст ……., потому что проблема, поднятая  …….., посвящена…….

 2. Формулируем проблему.

Именно эта проблема – в центре внимания писателя…

Именно эти вопросы волнуют писателя…

Или: …Именно над проблемой заставляет задуматься писатель.

Типовые конструкции:

1.В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания…(кого?)….. актуальная проблема…….(чего?).

 2. Предложенный текст посвящен проблеме…..

3. Комментируем проблему.

Комментарий – это «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме.

Типовые конструкции для передачи действий автора

Автор: обращает наше внимание, выделяет, замечает, высказывает интересное предположение, особо останавливается на…….., анализирует, подробно комментирует, затрагивает, касается, ссылается на, приводит примеры…

4. Формулируем авторскую позицию

Автор относится к поднятой проблеме …

 - положительно,  отрицательно, неоднозначно

 - двойственно, скептически, иронически

Позиция автора по затронутым вопросам очевидна….

Типовые конструкции для выражения авторской позиции:

Автор…

иронизирует над кем \ чем?

осуждает кого \ что?

разделяет мнение …

возражает кому \ в связи с чем?

опровергает что?

критикует, обвиняет, разоблачает кого?

отстаивает что?

доказывает что?

убеждает кого в чем?

призывает к….

открыто заявляет о своей гражданской позиции…


5. Высказываем своё мнение.

С мнением, позицией, доводами автора трудно не согласиться…

Нельзя не согласиться с мнением автора…

Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения…

Я разделяю позицию автора…

Оценивая авторскую позицию, можно сказать…

Размышляя над позицией автора, хочется отметить…

Разделяя точку зрения автора, хочется добавить…

Приведем пример…

Сошлемся, например, на…

Возьмем в качестве примера… Сравним…  Сопоставим…

Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда…

Никто не будет отрицать, что…

Никто из нас не будет возражать против того…

Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,…

Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…

ИСПОЛЬЗУЕМ:

1. Реальные факты из жизни окружающих, достойные подражания или крайнего осуждения.

2. Свои собственные наблюдения и выводы.

3. Предположительные примеры (что могло бы быть при определенных условиях).

4. Пословицы, поговорки, афоризмы, отражающие традиционно-исторический опыт народа, его мудрость. В этом случае деточка не просто приводит пословицу, ведь это еще не аргумент, а раскрывает, комментирует её, объясняет её связь с тезисом.

5. Примеры из художественной, исторической, научно-популярной литературы.

6. Примеры из художественных фильмов, периодической печати, теле- и радиопередач.

7. Свои суждения, почерпнутые при изучении школьных предметов, н-р, истории, права, обществознания.

6. Пишем заключение.

В заключение хочу подчеркнуть…

В заключение хотелось бы отметить…

В заключение хотелось бы ещё раз обратить внимание на…

Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

Итак,…

Следовательно,…

Таким образом,…

Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм написания сочинения (часть С) ЕГЭ

При подготовке к ЕГЭ (часть С) алгоритм поможет учащимся верно выполнить все требования....

Пишем сочинение. Часть С. 11класс

Данный материал поможет учителю в подготовке учащихся к написанию творческой работы на экзамене. Здесь предложен план работы над сочинением, алгоритм написания....

Урок русского языка в 11 классе. Подготовка к написанию сочинения части С

Подготовка к ЕГЭ, написание сочинения части С. В ходе урока повторяется план написания сочинения, стили речи...

шаблоны для написания сочинения (часть С)

Сочинение писать всегда трудно. Поэтому предлагаю шаблоны для более успешной работы над сочинением. Надеюсь, это вам поможет....

Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"

Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...