Урок русского языка в 11 классе. Подготовка к написанию сочинения части С
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Аношина Вера Владимировна

Подготовка к ЕГЭ, написание сочинения части С. В ходе урока повторяется план написания сочинения, стили речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок русского языка и литературы в 11 классе

 Тема урока:  «Как нам обустроить Россию».

( анализ статей из эссе А.И.Солженицына «Как нам обустроить Россию»)

Цель урока:

 1.продолжить знакомство с творчеством Солженицына;

2. повторение материала о публицистическом стиле, его жанрах, о типах речи.

3. развитие речи учащихся, развитие умений обсуждать общественно- политическую информацию;

3. воспитание ответственности за страну ,в которой живём.

4. подготовка к написанию сочинения части С

Методические приёмы: аналитическая беседа, комментированное чтение, сообщение ученика, самостоятельная работа учащихся.

                                                                Ход урока:

                                                                                     Эпиграф: Источник силы или бессилия                                                                                                                                                                        

                                                                                                            общества – духовный уровень жизни,

                                                                                                       а уже потом – уровень промышленности                                                                                                

        А.И.Солженицын

1. Слово учителя.

Сегодня мы проведём интегрированный урок русского языка и литературы на тему « Как нам обустроить Россию». На уроке мы обобщим материал о стилях и типах речи, подробно поговорим о публицистическом стиле и его жанрах, а также обсудим проблемы, поставленные Солженицыным в своих статьях.

Запишите тему и эпиграф в тетради.

А теперь ещё раз посмотрите на тему. Все ли слова вам понятны?

 Эссе – ( фр. Essi – опыт, набросок), жанр публицистической прозы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением. Следовательно, мы будем работать с публицистическим текстом.

- знакомы ли вы с автором статей?

- что вы читали у Солженицына?

 2. Доклад учащихся о жизни и творчестве Солженицына.

3. Работа над темой. Чтение текста.  1) самостоятельно 2) вслух.

Выполнение задания учащимися. ( повторяется материал по словообразованию, лексике, синтаксису , составу слова)

 

4. Беседа.

определите тип речи?

-каков стиль текста? Докажите.

Все ли слова вам понятны? Какие непонятные? Дайте толкование следующим словам:

Номенклатура- 1) совокупность или перечень употреблённый в какой – нибудь специальности названий; 2) работники, персонально назначаемые высшей инстанцией.

Привилегия – преимущественное право, льгота.

Гласность – доступность для общественного ознакомления и обсуждения.

Тоталитаризм – режим, характеризующийся насилием, полным подавлением свобод и прав человека.

Демократия –политический строй, основанный на признании народовластия, свободы и равенства гражданина.

- какие жанры публицистического стиля вы знаете?

  1. информационные жанры: заметка, репортаж, интервью, отчёт. Их важный признак – новизна сообщения, факта или события.
  2. аналитические жанры: статья, рецензия, письмо.
  3. художественно-публицистические: очерк, фельетон, зарисовка, эссе.

  1. Аналитическая беседа.

-какие проблемы высвечивает Солженицын в своих статьях?

- кого или что он винит в создавшейся обстановке в России?

- на чём, по мнению Солженицына, зиждется устойчивое человеческое общество?( сознательное самоограничение на нравственной справедливости).

- свобода человека – что включается автором в это понятие?( добровольное самоограничение)

- как вы понимаете тезис Солженицына, что свобода – это умение самоограничения?

Вывод: в чём же видит Солженицын решение поставленных проблем?( возврат к христианским представлениям, благотворительность,  самоограничения)

Вернёмся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с Солженицыным?

  1. Высказывание учащихся собственного мнения на поставленные вопросы.

  1. Самостоятельная творческая работа.

Напишите небольшое сочинение публицистическим стилем на тему (смотрите эпиграф урока)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...

Урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий

Вашему вниманию представляется урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий. В файле полный пример урока с комме...

Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).

Конспект урока русского языка  по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ)....

Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.

Цели урока :·        Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.·        Развивать монологическую  речь учащихся...

конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...

Разработка урока русского языка на тему: «Подготовка к домашнему сочинению: « Есть ли будущее у нашей планеты?»

Интегрированный  урок русского языка и  обществознания после изучения односоставных предложений. 8 класс...