Проект урока русского языка на тему "Корень слова" . 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный урок русского языка представляет собой технологическую карту. деятельности учителя и учащихся. Урок соответствует всем требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект урока русского языка. Корень слова. 5 класс. | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока по русскому языку.
5 класс.
Тема урока: Корень слова
Формулирование цели
- Создать условия для усвоения способа выделения корня слова путём подбора родственных слов.
- Сформировать представление о корне слова, однокоренных словах
Формулирование задачи
- Овладевать знаниями о строении слова, в частности о корне слова, об однокоренных словах.
- Дать возможность проявить чувства уважения, доброжелательности, терпения
- Совершенствовать навыки анализа и синтеза языковых единиц.
- Развивать рефлексивные умения и навыки.
Основное содержание темы, термины и понятия
- Знакомство с главной морфемой слова – корнем.
- Анализ языковых единиц: выделение корня слова.
- Знание лингвистических понятий: морфема, корень слова, однокоренные слова
- Владение навыками выделения корня слова, подбора однокоренных слов.
- Умение формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Проявление творческого отношения к процессу изучения темы.
- формирование мотивации учения;
- осознание возможностей самореализации;
- стремление к совершенствованию;
- формирование коммуникативной компетенции.
Метапредметные результаты
Познавательные результаты
Умение:
- находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах;
- прогнозировать учебную ситуацию;
- устно передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в кратком или подробном виде, уметь давать монологические ответы на вопросы о прочитанном тексте;
- обобщать полученную информацию.
Регулятивные результаты
Умение:
- работать по предложенному учителем плану;
- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;
- формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию.
Коммуникативные результаты
Умение:
- аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;
- адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;
- формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт, информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве;
- согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации.
Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УДД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность | Организационный момент: Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам Вопросы учителя: -На столах у вас лежат карточки с картинками частей растения. Посмотрите на них и скажите, какая часть слова растёт в земле? -Без какой морфемы не может существовать слово? - Почему данная морфема называется корнем? - Сформулируем цель урока, для чего нужно знать, что такое корень слова, почему мы должны уметь правильно находить его? |
Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками. Учащиеся рассматривают иллюстрации и делают вывод: - Корень. Ответы учеников: - Без корня. - Данная морфема называется корнем, потому что в нём заключено лексическое значение слова. - Необходимо верно выделять корень слова для того, чтобы определять орфограммы корня и правильно писать слова. | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. .
|
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Для повторения материала прошлого урока учитель предлагает ученикам записать на листочках ответы на вопросы:
Далее учитель предлагает ученикам обменяться листочками с соседом по парте и сверить свои ответы, поставив напротив ответа знаки + и -. На доске записаны слова: услышал, овощной, уличный, перелесок, родники, лесник, присказка, изредка, наружу, влево. Учитель предлагает самостоятельно выделить в словах основу, окончание и корень (учащиеся уже знакомы с этой морфемой из курса начальной школы) | Учащиеся записывают ответы на листочках, обмениваются и проверяют ответы, указывая друг другу ошибки. Далее каждый учащийся делает вывод, о том в какой степени он овладел материалом. Учащиеся выделяют в словах морфемы. |
Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Целеполагание. |
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. | Вопрос: - При выделении какой морфемы возникают затруднения? - Почему? Учитель предлагает соотнести свои действия с используемым порядком действий при выделении (учебник практики стр. 151) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи. | Ответы учеников: - Ученики делают вывод, что при нахождении корня слова возникают затруднения. Учащиеся рассматривают алгоритм действия в учебнике и сверяют свои действия с предлагаемыми действиями. | Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.
|
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | Вопрос учителя: - Чего недостаёт в наших действиях? - Прежде всего нужно чётко знать, что такое корень, однокоренные слова. Необходимо познакомиться с правилами подбора однокоренных слов. Далее учитель предлагает ученикам ознакомиться с теоретическим материалом учебника в следующей форме. Работа с теоретическим материалом § 45. Задание№1 по параграфу для учащихся: - Выписать в тетрадь ключевое слово и понятие, связанное с ним. Задание №2 по параграфу для учащихся: - Прочитать внимательно параграф сформулировать и записать три вопроса (важно правильно записать вопрос и задать его однокласснику) Правила общения:
| Ученики делают вывод, что, во-первых нужно найти в слове основу, во-вторых, подобрать однокоренные слова, в-третьих, сопоставить однокоренные слова и выделить в них наименьшую общую часть, обозначить её как корень.
Учащиеся выписывают слово корень и понятие, связанное с ним - однокоренные слова Учащиеся самостоятельно читают материал учебника и составляют вопросы, затем поочерёдно задают друг другу | Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов, способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
|
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Учитель предлагает выполнить упр. учебника практики №508, в задании которого предлагается, соблюдая нужную последовательность действий, выделить корень в словах добрый, сильный, предусмотреть, честность. Далее учитель предлагает выполнить упр. №510. Задание: Из данного ряда выберите и запишите группами однокоренные слова. Целина, цельный, прицельный, горный, отгореть, загорелый, горы, загорел, гористый, Целиком, целевой, целинный, целый, прицел, целинник, нацеленный, уцелеть, цель. | Упражнение №508 учащиеся выполняют на доске с проговариванием во внешней речи ( развёрнутый порядок действия по выделению корня из основы). Учащиеся по очереди записывают на доске однокоренные слова, приводя доказательства в соответствии с алгоритмом работы. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
|
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | Учитель предлагает выполнить самостоятельно следующее задание: Подобрать к словам однокоренные слова, выделить в слове корень: 1 вариант: смелый, грязный, красивый, красный. 2 вариант: тёмный, спешка, серый, переносица. | Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: способность самооценки своих действий.
|
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Учитель задаёт вопросы учащимся и предлагает заполнить карточки, поставив напротив утверждения знаки + или- | Ответы на вопросы: Чему я научился на уроке? каких целей добился? чему можно было научиться ещё? | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.
|
| Теория § 45, практика упр. 515 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Сложные слова" ( урок новых знаний)
В этой статье представлен вводный урок по теме : "Сложные слова"....
Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)
Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....
Проект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: "Дефис между частями слова в наречиях".
Цель: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному усвоению правила дефисного написания наречий и овладению учащимися способами действий по его применению на предм...
Проект урока русского языка «От слова – к смыслу…»
Анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Пир у верховного существа». (Подготовка к написанию сочинения-эссе). ...
Исследовательский проект по русскому языку «История одного слова»
Актуальность данной работы заключается в том, что анализируется не новое слово, которое еще не освоилось в русском языке и не заимствованное, а слово из ежедневного обихода. Слово, которое мы с вами д...
Урок русского языка по теме «Слова с гласными буквами Е, Ё, И, Я ,Ю в начале слова.» 5 класс
Урок русского языка в 5 классе специальной школы-интерната...
Исследовательский проект по русскому языку «ГЛУБИННЫЙ СМЫСЛ СЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА »
ОГЛАВЛЕНИЕ . Введение Основная часть Заключение Список литературы...