Проект урока русского языка на тему "Корень слова" . 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Каргаполова Оксана Геннадьевна

Данный урок русского языка представляет собой технологическую карту. деятельности учителя и учащихся. Урок соответствует всем требованиям ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Проект  урока по русскому языку.

                                          5 класс.

                               Тема урока: Корень слова

Формулирование цели

  • Создать условия для усвоения способа выделения корня слова путём подбора родственных слов.
  • Сформировать представление о корне слова, однокоренных словах

Формулирование задачи

  • Овладевать знаниями о строении слова, в частности о корне слова, об однокоренных словах.
  • Дать возможность проявить чувства уважения, доброжелательности, терпения
  • Совершенствовать навыки анализа и синтеза языковых единиц.
  • Развивать рефлексивные умения и навыки.

Основное содержание темы, термины и понятия

  • Знакомство с главной морфемой слова – корнем.
  • Анализ языковых единиц: выделение корня слова.
  • Знание лингвистических понятий: морфема, корень слова, однокоренные слова
  • Владение навыками выделения корня слова, подбора однокоренных слов.
  •  Умение формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Проявление творческого отношения к процессу изучения темы.

  • формирование мотивации учения;
  • осознание возможностей самореализации;
  • стремление к совершенствованию;
  • формирование коммуникативной компетенции.

Метапредметные результаты  

Познавательные результаты

Умение:

  • находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах;
  • прогнозировать учебную ситуацию;
  • устно передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в кратком или подробном виде, уметь давать монологические ответы на вопросы о прочитанном тексте;
  • обобщать полученную информацию.

Регулятивные результаты

Умение:

  • работать по предложенному учителем плану;
  • выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;
  • формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию.

Коммуникативные результаты

Умение:

  • аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;
  • адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;
  • формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт, информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве;
  • согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации.

 Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.


                                                                          Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УДД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,  создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

Организационный момент:

Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам

Вопросы учителя:

-На столах у вас лежат карточки с картинками  частей растения. Посмотрите на  них и скажите, какая часть слова растёт в земле?

-Без какой морфемы не может существовать слово? 

- Почему данная морфема называется корнем?

- Сформулируем цель урока, для чего нужно знать, что такое корень слова, почему мы должны уметь правильно находить его?

 

Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.

Учащиеся рассматривают иллюстрации и делают вывод:

- Корень.      

Ответы учеников:

 - Без корня.

- Данная морфема называется корнем, потому что в нём заключено лексическое значение слова.

- Необходимо верно выделять корень слова для того, чтобы определять орфограммы корня и правильно  писать слова.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

.

 

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Для повторения материала прошлого урока учитель предлагает ученикам записать на листочках ответы на вопросы:

  1. Как называется раздел науки о языке, который изучает состав слова?
  2. Что такое морфема?
  3. Над какими морфемами мы работали на прошлом уроке?
  4. Что такое окончание и какое значение  оно имеет?
  5. Что такое основа слова?

Далее учитель предлагает ученикам обменяться листочками с соседом по парте и сверить свои ответы, поставив напротив ответа знаки + и -.

На доске записаны слова: услышал, овощной, уличный, перелесок, родники, лесник, присказка, изредка, наружу, влево.

Учитель предлагает самостоятельно выделить в словах основу,  окончание и корень (учащиеся уже знакомы с этой морфемой из курса начальной школы)

Учащиеся  записывают ответы на листочках, обмениваются и проверяют ответы, указывая друг другу ошибки. Далее каждый учащийся делает вывод, о том в какой степени он овладел материалом.

Учащиеся выделяют в словах морфемы.

 

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Целеполагание.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Вопрос:

- При выделении какой морфемы возникают затруднения?  

- Почему?

Учитель предлагает соотнести свои действия с используемым порядком действий при  выделении (учебник практики стр. 151) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи.

Ответы учеников:

- Ученики  делают вывод, что при нахождении корня слова возникают затруднения.

Учащиеся рассматривают алгоритм действия в учебнике и сверяют свои действия с предлагаемыми действиями.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

 

    4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Вопрос учителя:

- Чего недостаёт в наших действиях?

- Прежде всего нужно чётко знать, что такое корень, однокоренные слова. Необходимо познакомиться с правилами подбора однокоренных слов.

Далее учитель предлагает ученикам ознакомиться с теоретическим материалом учебника в следующей форме.

Работа с теоретическим материалом § 45.

Задание№1 по параграфу для учащихся:

- Выписать в тетрадь ключевое слово и понятие, связанное с ним.

Задание №2  по параграфу для учащихся:

- Прочитать внимательно параграф сформулировать и записать три вопроса (важно правильно записать вопрос и  задать его однокласснику)

Правила общения:

  1. Один ученик чётко и ясно задаёт свой вопрос.
  2. Остальные учащиеся внимательно слушают.
  3. Затем задающий вопрос ученик называет того, кто ответит на вопрос.
  4. Если ответа нет, остальные ребята помогают своему однокласснику.

Ученики делают вывод, что, во-первых нужно найти в слове основу, во-вторых, подобрать однокоренные слова, в-третьих, сопоставить однокоренные слова и выделить в них наименьшую общую часть, обозначить её как корень.

 

Учащиеся выписывают слово корень и  понятие, связанное с ним - однокоренные слова

Учащиеся самостоятельно читают материал учебника и составляют вопросы, затем поочерёдно задают друг другу 

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов, способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

 

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Учитель предлагает выполнить упр. учебника практики №508, в задании которого предлагается, соблюдая нужную последовательность действий, выделить корень в словах  добрый, сильный, предусмотреть,  честность.

Далее учитель предлагает выполнить упр. №510.

Задание: Из данного ряда выберите и запишите группами однокоренные слова.

Целина, цельный, прицельный, горный, отгореть, загорелый, горы, загорел, гористый, Целиком, целевой, целинный, целый, прицел, целинник, нацеленный, уцелеть, цель.

Упражнение №508 учащиеся выполняют на доске с проговариванием во внешней речи ( развёрнутый порядок действия по выделению корня из основы).

Учащиеся по очереди записывают на доске однокоренные слова, приводя доказательства в соответствии с алгоритмом работы.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

 Учитель предлагает  выполнить самостоятельно следующее задание:

Подобрать  к словам однокоренные слова, выделить в слове корень:

1 вариант: смелый, грязный, красивый, красный.

2 вариант: тёмный, спешка, серый, переносица.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. 

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

 

  1. Рефлексия

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Учитель задаёт вопросы учащимся и предлагает заполнить карточки, поставив напротив утверждения знаки + или-

Ответы на вопросы:

Чему я научился на уроке? каких целей добился? чему можно было научиться ещё?

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

 

  1. Домашнее задание.

Теория § 45, практика упр. 515


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

Проект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: "Дефис между частями слова в наречиях".

Цель: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному усвоению правила дефисного написания наречий и овладению учащимися способами действий по его применению на предм...

Проект урока русского языка «От слова – к смыслу…»

Анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Пир у верховного существа». (Подготовка к написанию сочинения-эссе). ...

Исследовательский проект по русскому языку «История одного слова»

Актуальность данной работы заключается в том, что анализируется не новое слово, которое еще не освоилось в русском языке и не заимствованное, а слово из ежедневного обихода. Слово, которое мы с вами д...

Урок русского языка по теме «Слова с гласными буквами Е, Ё, И, Я ,Ю в начале слова.» 5 класс

Урок русского языка в 5 классе специальной школы-интерната...

Исследовательский проект по русскому языку «ГЛУБИННЫЙ СМЫСЛ СЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА »

ОГЛАВЛЕНИЕ   . Введение   Основная часть   Заключение   Список литературы...