Открытый урок "Наречие в тексте"
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) по теме

Разработка урока в 7 классе "Наречие в тексте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2013.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наречие в тексте

Цели: знать о функции наречия в тексте, о роли в речи, развивать речь учащихся, расширять кругозор, обогащать словарный запас по теме «Экология», воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

                                                                                                     ЗдОрово жить здоровО.

  1. Орг. Момент.
  2. Работа с эпиграфом.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Запишите его.

- Дайте толкование. Какие части речи употреблены в этом высказывании? Объясните. Подчеркните как члены предложения. Для чего необходимо различать наречия и омонимичные части речи? (Орфография, разная роль в речи, тексте) Попробуйте определить о чем пойдет речь на уроке исходя из работы с эпиграфом.

Работа с текстовым материалом.

- Выразительно прочитайте материал на листочке и сформулируйте тему урока.

     Тяпка – мой симпатичный пес. Гуляя с ним, мы часто уходим в лес, не подозревая об ограничениях, подстерегающих нас. На зеленой шелковой опушке леса, поражая своей чернотой, виднеются пятна, оставленные кострищем. В ложбине, извиваясь между камней, течет ручей с ледяной водой. Тяпка жадно пьет из него, а я не могу. Вижу, наклонившись к воде, кусок кем-то брошенного тулупа. По дну стелется, зацепившись за камешек, капроновый чулок. Течение, листая размокшую, с фиолетовыми страницами тетрадь, делает воду мутной. Вон у берега груда пружин от раскладушки, растрепанные остатки веника.

     Кто и зачем принес сюда все это? Ребята, уходя из леса, не забывайте захватить банки от сгущенного молока, консервов, бумажки, целлофановые пакеты. Помните: чтобы размокла, рассыпалась, смешалась с почвой брошенная в лесу газета, нужен как минимум год; с пустой жестяной банкой это происходит за несколько лет; для полиэтиленового пакета потребуется много десятилетий, а осколки разбитой бутылки будут обезображивать нашу прекрасную землю веками. Знайте:  к Земле нужно относиться бережно, заботливо, любовно, одним словом, по-человечески!

- А теперь сможете определить тему урока?  (Наречие в тексте) Запишите.

- Докажите, что перед вами текст?

- Какой текстоведческий анализ необходимо провести?

- Тема текста? (Загрязнение окружающей среды)

- Основная мысль? (Бережное отношение к природе)

- На сколько частей можно разделить текст? Каковы микротемы? (1.Состояние природы. 2.Обращение к ребятам)

- К какому стилю относится текст? Назовите признаки, воспользуйтесь карточками.           ( Публицистический стиль, так как эта тема важна для общества. Цель – воздействовать на читателя, убедить его, призвать. Сфера употребления: статьи, заметки в журналах, радио. Языковые приметы: обращение, риторический вопрос, восклицании е, употребление глаголов в повелительном наклонении, употребление причастий, деепричастий – признаки книжного стиля, эмоциональные, яркие слова и выражения).

- К какому типу речи относится текст? (описание с элементами и рассуждения)

-Докажите.

- В этом тексте используется часть речи, изучением которой мы занимались на протяжении нескольких уроков. Назовите ее, найдите в тексте. Какую роль она играет?

3. Объяснение нового материала.

- Работа с учебником стр.57

Расскажите о функции наречия в тексте.

- Какую роль наречия играют в нашем тексте? (Изобразительную и оценочную) Докажите.

- Попробуйте прочитать 2 абзац без наречий. Что получилось? Сделайте вывод о том, какую функцию в тексте выполняют слова этой части речи.

- Мы определили, что это публицистический стиль, а к чему он призывает, о чем просит задуматься? Какая наука занимается этими проблемами? (Экология).

Обратимся к толковому словарю.

Экология – взаимоотношения живых организмов, человека с окружающей средой и наука о них.

- Подберите словосочетания со словом экология (экология города, экологический кризис, экологическая обстановка) Запишите.

- На каких уроках вы говорите об этом? (Биология, ОБЖ)

Слово учителя ОБЖ

- Как нужно относиться к земле?

- А что вы узнали об этом из текста? Выпишите. (Бережно, рачительно, любовно, заботливо, по-человечески)  Объясните правописание последнего слова. Какой прием использовал автор? (Градация)

- Что может произойти, если человечество не будет заботиться о Земле?

-Какую работу делают ребята нашей школы, чтобы улучшить наш дом?

Просмотр презентации

- Что вы можете еще предложить, чтобы помочь? (Вести разъяснительную работу)

Учитель русского.

- Итогом нашей работы сегодня будет  проект социальной рекламы.

-Что в ней должно быть, (не забывайте о теме нашего урока) Наречие, как средство выразительности.

-Что еще нам понадобится для проекта? Какие слова и выражения? Наречия.

- Как воспользуемся этими словами? (Для проекта)

- Д/З было задание, найти слова и выражения на экологическую тему. Зачитайте.

4. Закрепление

- Приступайте к оформлению проекта, на ватмане напишите слоганы о защите природы (работа по группам)

- Защита проекта.

5. Итог

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом? (работали с текстом, употребляли наречия в собственном тексте)

- Какие получили результаты? Кто работал лучше всех?

- Где можно применить новые зания?

- Оцените свою работу на уроке.

- Д/З - Закончите фразу «Ребята, помните…» (Минисочинение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

ФИПИ. Русский язык. 9 класс. Открытый банк заданий. Тексты изложений.

Данный материал поможет учащимся в подготовке к ГИА по русскому языку....

116. 3 класс. Урок 7. Открытый. Презентация и текст

Школьная презентация к открытому уроку по предмету «Музыка». 3 класс....

117. 4 класс. Урок 7. Открытый. Презентация и текст

Школьная презентация к открытому уроку по предмету «Музыка». 4 класс....

118. 6 класс. Урок 7. Открытый. Презентация и текст

Школьная презентация к открытому уроку по предмету «Музыка». 6 класс....

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Открытый урок "Форматирование текста"

План-конспект открытого урока по информатике...