А 2 ЕГЭ
тест по русскому языку (10 класс) по теме

Чиркова Мария Никитична

Проверка заданий по лексике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a2_ege.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

А2.ЕГЭ. 10 класс Лексика. Вариант №1.

1.Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, испытывающий ненависть к людям? 1)меланхолик ; 2) максималист; 3) мизантроп; 4)лицедей.                                                                                                                                                                2. Какое из перечисленных слов имеет значение « наука, изучающая происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта разных народов мира»?1) мифология; 2)фольклор; 3)этнография; 4)библиография.                                        

   3. Какое из перечисленных слов имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»?1)галерея ; 2) бенефис ; 3) аншлаг; 4)вернисаж..                                                                                                                                                                           4.  Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо»? 1) кураж; 2) мираж; 3) ажиотаж; 4)антураж.                                                                                                                                                5.Значение какого слова определено неверно?  1) колоритный – сытный, содержащий много калорий; 2) напрочь-совсем, окончательно; 3)стабильный – постоянный, устойчивый ; 4)приватизация – передача собственности в частные руки.                

 6. В каком ряду лексическое значение одного из слов определено неверно?  1)коллекция- систематизированное собрание однородных предметов ;ветеринар- специалист, лечащий животных.2)оппонент – противник в споре; бюрократ – чиновник, работающий в государственном учреждении; 3) вакансия- незанятая должность в учреждении; абсурд – бессмыслица, нелепость; 4) лацкан – отворот пиджака, пальто; агентство – организация – выполняющая поручения учреждений или частных лиц.                                                                                                                                                                                                                 7.Укажите стилистические синонимы 1)текучий-текущий ; 2) могучий-могущий; 3) страж-сторож; 4)прах-порох.                           8.В каком предложении слово длительный употреблено неправильно?  1) Все свои закупки жители этого японского городка делали крайне редко, совершая длительные путешествия.  2) Канал оказался судоходным и очень длительным. 3) На это раз длительные рукоплескания превратились в овации. 4)Мастерство писателя вырастает из тонкого и длительного наблюдения за окружающими его людьми.                                                                                                                                                                                   9. В каком ряду не все слова являются синонимами? 1) подарок, дар, подношение, презент, гостинец; 2)поэт. Стихотворец, пиит, певец, лауреат ; 3) нарядиться, разодеться, разрядиться, расфрантиться, расфуфыриться; 4)объединение, союз, ассоциация, федерация,  коалиция.

10.Какая пара слов не является антонимами?1)редколесье- чаща ; 2)жизнерадостный-унылый ; 3) лицемерный-двоедушный; 4)закономерный- случайный.                                                                                                                                                                                   11.В каком ряду все слова употреблены в прямом значении?  1)цветущий сад, заснувший ребенок, потерянный взгляд ; 2)бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок ; 3) открытая дверь, натянутые отношения, приподнятое настроение; 4)текущие события, рассеянный человек, подавленное состояние.

12.В каком ряду все прилагательные употреблены в переносном значении? 1)лисья хитрость, железная воля, каменный дом ; 2)холодный ум, медвежья берлога, глубокий анализ ; 3) золотое сердце, теплый прием, чистая посуда; 4)дырявая память, туманный намек, сердечный человек.

13. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами? 1) яблоку негде упасть, пальцем ткнуть негде, как сельдей в бочке. 2) хоть отбавляй, куры не клюют, через край; 3) тертый калач, стреляный воробей, гусь лапчатый; 4) хоть шаром покати, ни кола ни двора, ни ложки ни плошки.

14.Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий»? 1) волк в овечьей шкуре; 2) тише воды, ниже травы; 3) вольная птица; 4) заячья душа.

15.В каком предложении текста использована метафора? 1) 5; 2) 6; 3) 9; 4) 11.

(5) Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что он обязан своим существованием еще и широкой гуманитарной основе нашего образования .(6) Недавно кто –то – не помню кто – сказал : не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. (9) Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (11) Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в  «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11) Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. (14) Не читая « Онегина», не зная « Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15) Да что там народ! (16) Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17) Так должны же мы как-то отстаивать себя.

16.Укажите, в каких предложениях автор противопоставляет два близких по смыслу слова, которые обычно используются как синонимы. Напишите номера предложений и слова.

1

3

11

2

2

3

12

4

3

4

13

3

4

3

14

2

5

1

15

3

6

2

16

15,16народ,население

7

3

17

8

2

18

9

2

19

10

3

20

А2.ЕГЭ. 10 класс Лексика. Вариант №2.

 1.Какое из перечисленных слов имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»?1)галерея ; 2) бенефис ; 3) аншлаг; 4)вернисаж.                                                                                                                                                                             2. Какое из перечисленных слов имеет значение « наука, изучающая происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта разных народов мира»?1) мифология; 2)фольклор; 3)этнография; 4)библиография.                                                        3.  Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо»? 1) кураж; 2) мираж; 3) ажиотаж; 4)антураж                                                                                                                                                                      4.Какое из перечисленных слов имеет значение «политика усиления военной мощи, наращивания вооружений и активизации военных приготовлений» ? 1)реваншизм; 2) национализм; 3)шовинизм ; 4)милитаризм.                                            5.В каком ряду лексическое значение одного из слов определено неверно?  1)коллекция- систематизированное собрание однородных предметов ;ветеринар- специалист, лечащий животных.2)оппонент – противник в споре; бюрократ – чиновник, работающий в государственном учреждении; 3) вакансия- незанятая должность в учреждении; абсурд – бессмыслица, нелепость; 4) лацкан – отворот пиджака, пальто; агентство – организация – выполняющая поручения учреждений или частных лиц.                                                                                                                                                                                                  6.Лексическое значение какого слова определено неверно? 1)советник – название некоторых должностных лиц; 2) советчик – тот, кто дает советы; 3)стекольный- состоящий или сделанный из стекла, застекленный; 4) стеклянный- невыразительный, безжизненный взгляд.                                                                                                                                                                                       7.Укажите стилистические синонимы)текучий-текущий ; 2) могучий-могущий; 3) страж-сторож; 4)прах-порох                                         8. В каком предложении слово каменистый употреблено неправильно?  1)На нас чуть не обрушилась каменистая глыба.   2) На крутых склонах с каменистой почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.  3)  Долина реки прямая, в нижней части открытая и каменистая. 4) Почва на этом участке каменистая и с трудом поддается обработке.                                                         9. В каком ряду не все слова являются синонимами? 1)узы, оковы, путы ; 2) воображение, фантазия, вымысел; 3)усердие, одолжение, услуга ; 4)Холм, пригорок, возвышенность.                                                                                                                          10.Какая пара слов не является антонимами?1) лучезарный-мрачный2) милосердие-бессердечность; 3) немногословный-словоохотливый; 4)жизнерадостный-неунывающий.                                                                                                                                           11.В каком ряду все слова употреблены в прямом значении?  1)цветущий сад, заснувший ребенок, потерянный взгляд ; 2)бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок ; 3) открытая дверь, натянутые отношения, приподнятое настроение; 4)текущие события, рассеянный человек, подавленное состояние.                                                                                                             12.В каком ряду все прилагательные употреблены в переносном значении? 1)лисья хитрость, железная воля, каменный дом ; 2)холодный ум, медвежья берлога, глубокий анализ ; 3) золотое сердце, теплый прием, чистая посуда; 4)дырявая память, туманный намек, сердечный человек.

13. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами? 1) на краю света, бог знает где, за тридевять земель; 2) держать себя в руках, держать ухо востро, держать язык за зубами; 3) 1) яблоку негде упасть, пальцем ткнуть негде, как сельдей в бочке. 2) хоть отбавляй, куры не клюют, через край.

14. Какой фразеологический оборот имеет значение «совершать необдуманные поступки»? 1)курить фимиам;  2) петь дифирамбы; 3)терять голову ; 4)биться головой об лед.

15.В каком предложении текста использована метафора? 1) 5; 2) 6; 3) 9; 4) 11.

(5) Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что он обязан своим существованием еще и широкой гуманитарной основе нашего образования .(6) Недавно кто –то – не помню кто – сказал : не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. (9) Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (11) Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в  «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11) Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. (14) Не читая « Онегина», не зная « Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15) Да что там народ! (16) Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17) Так должны же мы как-то отстаивать себя.

16.Укажите, в каких предложениях автор противопоставляет два близких по смыслу слова, которые обычно используются как синонимы. Напишите номера предложений и слова.

1

4

11

2

2

3

12

4

3

3

13

2

4

4

14

3

5

2

15

3

6

3

16

15,16народ,население

7

3

17

8

1

18

9

3

19

10

4

20

А2.ЕГЭ. 10 класс Лексика. Вариант №3.

1.Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, занимающийся покупкой и продажей подержанных и старинных книг, печатных изданий?»1) библиофил ; 2)филателист ; 3) букинист; 4)дантист.                                                                                           2. Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо»? 1) кураж; 2) мираж; 3) ажиотаж; 4)антураж.                                                                                                                                                               3. Какое из перечисленных слов имеет значение « наука, изучающая происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта разных народов мира»?1) мифология; 2)фольклор; 3)этнография; 4)библиография.                                              4.Какое из перечисленных слов имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»?1)галерея ; 2) бенефис ; 3) аншлаг; 4)вернисаж                                                                                                                                                                              5.В каком ряду лексическое значение одного из слов определено неверно?  1) цензура- надзор за печатью, средствами массовой информации; триумф-успех, торжество; 2)рутина – консерватизм, застой; делегат-выборный представитель ; 3)стажер-лицо, проходящее испытательный срок; сувенир-подарок ко дню рождения ; 4)штудировать – тщательно изучать что-либо; симпатичный- располагающий к себе.                                                                                                                                    6.Лексическое значение какого слова определено неверно? 1) экономный – требующий умеренных затрат, способствующий экономии, скромный в расходах. 2) экономический – бережливо расходующий что-либо, соблюдающий экономию; 3) жалостливый- проявляющий, выражающий жалость, сострадание к кому-либо, склонный к жалости; 4) жалостный – взывающий к сочувствию, состраданию, возбуждающий их у кого- либо.                                                                                          7.Укажите стилистические синонимы:1)огородить-оградить ; 2)предсказывать-предрекать ; 3)отремонтировать-починить ; 4).дорогостоящий- драгоценный.                                                                                                                                                                                 8.В каком предложении слово длительный употреблено неправильно?  1) Все свои закупки жители этого японского городка делали крайне редко, совершая длительные путешествия.  2) Канал оказался судоходным и очень длительным. 3) На это раз длительные рукоплескания превратились в овации. 4)Мастерство писателя вырастает из тонкого и длительного наблюдения за окружающими его людьми.                                                                                                                                                                                       9. В каком ряду не все слова являются синонимами? 1)узы, оковы, путы ; 2) воображение, фантазия, вымысел; 3)усердие, одолжение, услуга ; 4)Холм, пригорок, возвышенность.                                                                                                                             10.Какая пара слов не является антонимами?1) баснословный- мизерный; 2)благоговейно-непочтительно ; 3) равнодушие-индифферентность; 4)сумасбродство-благоразумие.

11.В каком ряду все прилагательные употреблены в прямом значении? 1)громкий голос, громкий крик, громкое дело, громкий выстрел; 2)ледяная глыба, ледяная гора, ледяной взгляд, ледяные просторы ; 3) холодный чай, холодное сердце, холодный ветер, холодный день; 4)теплый свитер, теплые сапоги, теплый дом, теплая кофточка.

12.В каком ряду все прилагательные употреблены в переносном значении? 1)лисья хитрость, железная воля, каменный дом ; 2)холодный ум, медвежья берлога, глубокий анализ ; 3) золотое сердце, теплый прием, чистая посуда; 4)дырявая память, туманный намек, сердечный человек.

13. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами 1)важная птица, птица высокого полета, сильные мира сего ; 2) в мгновение ока, в два счета, одним духом ; 3)во весь голос, во всю ивановскую, во время она; 4)сломя голову, что есть мочи, во все лопатки.

14. Какой фразеологический оборот имеет значение «совершать необдуманные поступки»? 1)курить фимиам;  2) петь дифирамбы; 3)терять голову ; 4)биться головой об лед.

15.В каком предложении текста использована метафора? 1) 5; 2) 6; 3) 9; 4) 11.

(5) Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что он обязан своим существованием еще и широкой гуманитарной основе нашего образования .(6) Недавно кто –то – не помню кто – сказал : не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. (9) Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (11) Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в  «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11) Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. (14) Не читая « Онегина», не зная « Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15) Да что там народ! (16) Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17) Так должны же мы как-то отстаивать себя.

16.Укажите, в каких предложениях автор противопоставляет два близких по смыслу слова, которые обычно используются как синонимы. Напишите номера предложений и слова.

1

3

11

4

2

3

12

4

3

3

13

3

4

4

14

3

5

3

15

3

6

2

16

15,16; народ,население

7

2

17

8

2

18

9

3

19

10

3

20

А2.ЕГЭ. 10 класс Лексика. Вариант №4.

1.Какое из перечисленных слов имеет значение «презрительно-надменный?»1) высокомерный ; 2)фамильярный ; 3) тщеславный; 4)алчный.                                                                                                                                                                                              2.Какое из перечисленных слов имеет значение « наука, изучающая происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта разных народов мира»?1) мифология; 2)фольклор; 3)этнография; 4)библиография.                                             3. Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо»? 1) кураж; 2) мираж; 3) ажиотаж; 4)антураж.                                                                                                                                                           4.Какое из перечисленных слов имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»?1)галерея ; 2) бенефис ; 3) аншлаг; 4)вернисаж                                                                                                                                                                                              5.В каком ряду лексическое значение одного из слов определено неверно?  1) достоверный-соответствующий действительности; трельяж-трехстворчатое зеркало; 2) актуальный- очень важный, злободневный; адресант – лицо, отправляющее письмо; 3) докер- рабочий в порту; экспорт- ввоз товара в страну; 4) деликатес- изысканное кушанье; дезинформировать – сообщить искаженные или ложные сведения.                                                                                                                            6. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно? 1) дипломат- должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью; 2) дипломант- человек, действующий тонко, умело; 3) демократический – основанный на принципах демократии, осуществляющий демократию, отражающий ее, принадлежащий ей; 4) демократичный – содержащий элементы демократичности, демократизма, простой, относящийся к народу.                                                         7.Укажите стилистические синонимы1)огородить-оградить ; 2)предсказывать-предрекать ; 3)отремонтировать-починить ; 4).дорогостоящий- драгоценный.                                                                                                                                                                                  8. В каком предложении слово каменистый употреблено неправильно?  1)На нас чуть не обрушилась каменистая глыба.   2) На крутых склонах с каменистой почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.  3)  Долина реки прямая, в нижней части открытая и каменистая. 4) Почва на этом участке каменистая и с трудом поддается обработке.                                                             9. В каком ряду не все слова являются синонимами? 1) подарок, дар, подношение, презент, гостинец; 2)поэт. Стихотворец, пиит, певец, лауреат ; 3) нарядиться, разодеться, разрядиться, расфрантиться, расфуфыриться; 4)объединение, союз, ассоциация, федерация,  коалиция.                                                                                                                                                                 10.Какая пара слов не является антонимами?1) приспособленец- конъюнктурщик; 2) дружелюбно-враждебно ; 3) желторотый-матерый; 4)общительный-нелюдимый                                                                                                                                              11.В каком ряду все прилагательные употреблены в прямом значении? 1)громкий голос, громкий крик, громкое дело, громкий выстрел; 2)ледяная глыба, ледяная гора, ледяной взгляд, ледяные просторы ; 3) холодный чай, холодное сердце, холодный ветер, холодный день; 4)теплый свитер, теплые сапоги, теплый дом, теплая кофточка.

12.В каком ряду все прилагательные употреблены в переносном значении? 1)лисья хитрость, железная воля, каменный дом ; 2)холодный ум, медвежья берлога, глубокий анализ ; 3) золотое сердце, теплый прием, чистая посуда; 4)дырявая память, туманный намек, сердечный человек.

13. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами 1)важная птица, птица высокого полета, сильные мира сего ; 2) в мгновение ока, в два счета, одним духом ;3)сорвать маску, вывести в люди, вывести на чистую воду; 4) тянуть лямку, гнуть спину, проливать пот.

14.Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий»? 1) волк в овечьей шкуре; 2) тише воды, ниже травы; 3) вольная птица; 4) заячья душа.

15.В каком предложении текста использована метафора? 1) 5; 2) 6; 3) 9; 4) 11.

(5) Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что он обязан своим существованием еще и широкой гуманитарной основе нашего образования .(6) Недавно кто –то – не помню кто – сказал : не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. (9) Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (11) Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в  «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11) Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. (14) Не читая « Онегина», не зная « Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15) Да что там народ! (16) Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17) Так должны же мы как-то отстаивать себя.

16.Укажите, в каких предложениях автор противопоставляет два близких по смыслу слова, которые обычно используются как синонимы. Напишите номера предложений и слова.

1

1

11

4

2

3

12

4

3

3

13

3

4

4

14

2

5

3

15

3

6

2

16

15,16народ,население

7

2

17

8

1

18

9

2

19

10

1

20