Конспекты уроков русского языка по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Вам предлагаются  уроки и презентации к ним по русскому языку на  темы: 
«Образование прилагательных при помощи приставок.  Слитное и раздельное написание НЕ  с прилагательными»,

«Разряды прилагательных.  Качественные прилагательные»,

«Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных»,

составленные по  программе Бабайцевой с учетом моей педагогической концепции (см. на сайте)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема  урока  по программе Бабайцевой: «Образование прилагательных при помощи приставок.  Слитное и раздельное написание НЕ  с прилагательными».

Цели урока:

  • повторить приставочный и суффиксальный способ образования имен прилагательных, познакомить с правописанием НЕ с ними, формировать умения находить морфемы в слове, обозначать орфограмму «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными», применять полученные знания в собственной письменной речи
  • развивать аналитическое и образное мышление, все виды памяти (аудиальной, визуальной, кинестетической), орфографическую зоркость, выборочное внимание,  устную и письменную речь учащихся, формировать навыки самопроверки
  • расширять кругозор учащихся

Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска, карточки.

* Большее внимание уделяется развитию левого полушария у всех учащихся, разноуровневые задания составлены с учетом развития у школьников орфографических навыков (на 3, 4, 5)

Ход урока

Что развивается

1

 Проверка домашнего задания

1.2 ученика работают по карточкам:

  • Антисоветский2,6, заокеанский2,безвкусный2
  • Прекрасный2, придорожный2,6, превкусный2,6

2.Все остальные работают  с текстом  (на слайде):  День-деньской русские мужики из рыбацкого поселка на волжском берегу выходят на рыбацкой лодке за рыбой. Но однажды июльским утром подул резкий ветер и поднялись на реке гигантские волны.

 Послушать текст, на слух выписать все прилагательные с суффиксами  К и СК. Прочитать его на слайде, выписать  пропущенные прилагательные. Обозначить в них орфограмму, объясняющую правописание суффиксов.

Добавить к тексту предложения, включив в них следующие имена прилагательные: дет..ие (голоса),  дерз…ий (поступок).

  • Какими способами образуются имена прилагательные?

Включение всех каналов восприятия информации.

Развитие аудиальной, визуальной  памяти.

2

Актуализация знаний.

А).Определите по лексическому значению слово и запишите его.

  1. Грубый, невоспитанный человек (невежа)
  2. Человек, которому не сидится на месте (непоседа).
  3. Недоучившийся, мало знающий человек (недоучка)
  4. Неуклюжий, неловкий человек (недотепа)

-Что объединяет все записанные вами существительные? (Они характеризуют человека, все они общего рода)

-Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля? (Недоучка, недотепа)

-Почему все эти слова пишутся с не слитно?

Б ). Не был в школе; не правда, а ложь, невнимание к человеку, недоумевал по поводу случившегося.

-Какие правила правописания мы повторили?

Определение темы и цели урока.

-Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

-Почему так решили? Для чего нам это нужно знать?

-Запишите тему урока в тетради.

-Попытайтесь сформулировать задачи, стоящие перед нами на уроке.

Развитие орфографической зоркости, логического мышления.

Развитие познавательной мотивации.

3

Переход к новой теме.

Исследовательская работа.

-На доске опорная таблица. Поработаем с ней.

Не с существительными

Не с прилагательными

1.Неряха

1.Неряшливый

2.Нерешительность

2.Нерешительный

3.Не правда, а ложь.

3.Не правдивый, а лживый

 

4.Вовсе не вкусный

 

5.Пруд неширокий, а рыбный.

-Что общего между написанием не с существительными и прилагательными?

В чем разница? Сделаем вывод.

Рассмотрим таблицу.

Какой пункт нами не был еще оговорен? (2,3 раздельно)

  • Послушайте фрагмент правила для старшеклассников: Примечание 1. Раздельно пишется не с прилагательными только при наличии таких пояснительных слов, которые усиливают отрицание, к ним относятся:
    отрицательные местоимения и наречия (начинающиеся с ни): никому не известный писатель, никому и нигде не знакомые песни, никому не нужные сведения, ничем не привлекательная картина, ни в каком отношении не правильные выводы, но: в заявлении истца не было ничего незнакомого (местоимение ничего не поясняет слово незнакомого, а само определяется им: ничего какого? — незнакомого);

    частицы далеко, отнюдь, вовсе: далеко не известный писатель, отнюдь не знакомые песни, вовсе не интересная книга.

    Примечание 2.
    Наречия меры и степени абсолютно, более чем, весьма, в высшей степени, крайне, настолько, необычайно, очень, полностью, почти, решительно, слишком, совершенно, удивительно, чрезвычайно и некоторые другие усиливают утвердительный смысл следующих за ними прилагательных и поэтому последние пишутся с не слитно: заслуги его очень невелики, ('очень малы'), совсем неприспособленный ('совсем бесполезный'), весьма нелегкая задача ('весьма сложная'), очень несовершенный рассказ, абсолютно неверное решение, крайне некрасивое поведение, почти незнакомый текст; С непривычки все казалось ему удивительно невкусным (Чак.)
  • Дополним таблицу этими пунктами
  • Учебник п.106, синий- стр.122, орф.

Развитие логического, аналитического мышления.

Опора на визуальный канал восприятия информации.

Развитие левого полушария головного мозга, аналитических способностей.

Опережающее обучение

4

Словарная работа

  • Корреспондент, университет.
  • Невежливый, невежественный, незнакомый, не калужский, нисколько не знакомый

Составьте словосочетания «сущ+прил», объясните  правописание НЕ.

Попробуйте связать словосочетания по смыслу в 1 предложении.

Развитие речи

5

Физкультминутка.

Долго мы, друзья, трудились и,  наверно,  утомились.

Пришло время нам чуть – чуть посидеть и отдохнуть.

Мы сейчас расправим плечи, дадим спинам отдохнуть.

Не забудем потянуться и при этом улыбнуться.

А теперь посмотрим вниз. Мышцы шеи напряглись.

Возвращаемся обратно. Расслабление приятно.

Повертели головами, поболтали все ногами.

Встали, сели. Встали, сели. Вновь работать захотели.

6

Закрепление изученного.

1.Первичная проверка понимания материала.

  • Объяснительный диктант.

Невзрачный на вид; неизвестный художник; далеко не большое расстояние; небрежный почерк; не красна изба углами, а красна пирогами, неглубокая речонка.

  • Прослушайте стихотворение Бориса Заходера. (Тексты на каждой парте)

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица
не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна-Смеяна.
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы
не.

Выпишите все слова с НЕ в два столбика. (2 человека у доски)

Не
с существительными

Не
с прилагательными

 

 

(Проверка) Какое слово с НЕ нельзя поместить ни в один из столбиков? Почему? (неуклюже)

2.Разноуровневые задания (Выполняют на карточках)

1уровень (3)

Задание: раскрыть скобки

(Не)красивый;(не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка;

2уровень (4)

Задание ? : отметьте случаи слитного написания плюсиком

? (не)опытный юноша

? (не)исправный прибор

? далеко(не)единственный

? очень (не)обычный

? (не)жаль

? (не)приятель

? (не)лепый поступок

? (не)широкая.,а глубокая

? Нисколько (не)умен

? (не)большой, но уютный

? (не)учтивый человек

? Вовсе(не)опасное предложение

3уровень (5)

Задание: исправьте ошибки

Не брежный почерк

Несладкий чай

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Некаменный дом

Невысокий, но худой

Река неглубока

3.Работа всех учащихся с текстом. (Текст на слайде)

Приморская тайга - удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой.

(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть (не )приметные.

У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни.

Прочитайте и озаглавьте текст.

Письменно:

  1. Определите стиль и тип речи.
  2. Найдите прилагательные с не и объясните их правописание.
  3. Подберите синоним и антоним к слову некрупными.
  4. Выполните разборы по 3 вариантам:
  • 2 предложение – синтаксический разбор
  • Небольшие (морфологический разбор)
  • Расцветают (морфемный и орфографический  разбор)

Опора на преобладающий канал восприятия информации

Развитие выборочного внимания с опорой на аудиальный канал восприятия  информации, формирование  навыков самопроверки

Дифференциация заданий в зависимости от уровня знаний учащихся

Развитие письменной речи, умения включать слова со вновь изученной орфограммой в собственную речь, развитие образного мышления, творческих способностей.

7

Рефлексия.

Задание: выполните тест, проверьте по ключу и оцените свои знания по теме.

Тест. Отметьте номера правильных ответов.

1.Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:

  1. если слово не употребляется без не-;
  2. если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;
  3. если в предложении есть противопоставление с союзом а.

2.Слово не употребляется без не- в предложении:

  1. Его(не)ряшливый вид всегда отпугивал.
  2. В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.
  3. День выдался (не)жаркий.

3.Слово с не- можно заменить синонимом в предложении:

  1. Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.
  2. Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.
  3. (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.

4.Слово с не пишется слитно в предложении:

  1. (Не)приятельская армия отступила.
  2. Эта книга далеко (не)проста.
  3. Нам продали (не)вкусное мороженое.

5.Слово с не- пишется раздельно:

  1. Посетитель был вовсе (не) скучен.
  2. Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.
  3. Её (не)годующий взгляд остановил нас.

6.Допущена ошибка в написании не- в предложении:

  1. Не широкая речонка поблескивала на горизонте.
  2. Океан был совсем неспокойным.
  3. В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.

Ключ

№задания

1

2

3

4

5

6

Ответ

1,2

1,2

1,3

1,3

1,2

1,3

Умение самопроверки и самооценки знаний по вновь изученной теме, подготовка к ЕМЭ

8

Подведение итогов урока.

Задайте вопросы по изученной теме тому, кто ошибся в тесте. Объясните ошибку товарища.

Формирование умения формулировать вопросы по теме, объяснять ошибки

9

Задание на дом:

Всем – п.106, орф. Стр. 122, упр.357 (п)

«Правополушарным»: упр.178 (Раб. тетр. Угроватовой  - устно)

«Левополушарным»:  упр.177 (Раб. тетр. Угроватовой  - устно)

Амбидекстрам («равнополушарным):  упр. 176 (Раб. тетр. Угроватовой  - устно)

Учет особенностей доминирования полушарий головного мозга

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Образование прилагательных при помощи приставок. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными». Антисоветский 2,6 , заокеанский 2 ,безвкусный 2 Прекрасный 2 , придорожный 2,6 , превкусный 2,6

Слайд 2

Работа с текстом День-деньской русские мужики из рыбацкого поселка на волжском берегу выходят на рыбацкой лодке за рыбой. Но однажды июльским утром подул резкий ветер и поднялись на реке гигантские волны. дет .. ие (голоса), дерз … ий (поступок )

Слайд 3

Подбери слово с НЕ Грубый, невоспитанный человек (? ) Человек, которому не сидится на месте ( ? ) Недоучившийся, мало знающий человек ( ? ) Неуклюжий, неловкий человек ( ? )

Слайд 4

Вспомни правила правописания (Не)был в школе; (не)правда , а ложь, (не)внимание к человеку, (не) доумевал по поводу случившегося.

Слайд 5

опорная таблица Не с существительными 1.Неряха 2.Нерешительность 3.Не правда, а ложь. Не с прилагательными 1.Неряшливый 2.Нерешительный 3.Не правдивый, а лживый 4.Вовсе не вкусный 5.Пруд неширокий, а рыбный.

Слайд 7

НЕ с прилагательными (примечание) слитно Наречия меры и степени абсолютно , более чем, весьма, в высшей степени, крайне, настолько, необычайно, очень, полностью, почти, решительно, слишком, совершенно, удивительно, чрезвычайно с овершенно неизвестный писатель , совсем незнакомые песни, весьма неинтересная книга раздельно отрицательные местоимения и наречия начинающиеся с ни : никому не известный писатель, нигде не знакомые песни , ничуть не трудный пример , ничем не привлекательная картина , частицы далеко, отнюдь, вовсе : далеко не известный писатель, отнюдь не знакомые песни, вовсе не интересная книга .

Слайд 8

Словарная работа К орре сп о ндент , ун и в е рс и тет. (Не)вежливый , (не) вежественный , ( не )знакомый , (не)калужский , нисколько (не)знакомый Составьте словосочетания « сущ+прил », объясните правописание НЕ. Попробуйте связать словосочетания по смыслу в 1 предложении .

Слайд 9

Физкультминутка. Долго мы, друзья, трудились и, наверно, утомились. Пришло время нам чуть – чуть посидеть и отдохнуть. Мы сейчас расправим плечи, дадим спинам отдохнуть. Не забудем потянуться и при этом улыбнуться. А теперь посмотрим вниз. Мышцы шеи напряглись. Возвращаемся обратно. Расслабление приятно. Повертели головами, поболтали все ногами. Встали, сели. Встали, сели. Вновь работать захотели .

Слайд 10

Объяснительный диктант. Невзрачный на вид; неизвестный художник; далеко не большое расстояние; небрежный почерк; не красна изба углами, а красна пирогами, неглубокая речонка.

Слайд 11

Стихотворение Бориса Заходера Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не Посмотрел я вокруг с доуменьем : Что за лепое положение ! Но кругом было тихо-тихо, И кругом была разбериха , И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки . И погода стояла настная , И гуляла собака счастная И, виляя хвостом уклюже , Пробегала пролазные лужи . Мне навстречу без всякого страха Шел умытый причесанный ряха . А за ряхой по травке свежей Шел суразный дотепа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна-Смеяна . Очень жаль ,что только во сне Есть страна без частицы не . Выпишите все слова с НЕ в два столбика. Не с существительными Не с прилагательными

Слайд 12

1уровень (3). Р аскройте скобки. (Не)красивый;(не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка; 2 уровнь (4). Отметьте случаи слитного написания плюсиком ( не)опытный юноша (не)исправный прибор далеко(не)единственный очень (не)обычный (не)жаль (не)приятель (не) лепый поступок ( не)широкая, а глубокая нисколько (не)умен (не)большой, но уютный (не)учтивый человек вовсе(не)опасное предложение 3 уровень ( 5) Исправьте ошибки. Не брежный почерк Несладкий чай Вовсе не привлекательный человек Очень не красивый Не мелкая, а глубокая река Ребенок не здоров Не дорогой , но удобный портфель Не учтивый человек Ничуть неинтересный фильм Некаменный дом Невысокий, но худой Река неглубока

Слайд 13

Прочитайте и озаглавьте текст. Приморская тайга - удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой. (Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть ( не) приметные . У подножия сопок стоят (не) взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни. Письменно: -Определите стиль и тип речи. -Найдите прилагательные с не и объясните их правописание. -Подберите синоним и антоним к слову некрупными . -Выполните разборы по вариантам: 1в. 2 предложение – синтаксический разбор 2в. Небольшие (морфологический разбор) 3в. Расцветают (морфемный и орфографический разбор)

Слайд 14

1.НЕ с полными и краткими прилагательными пишется слитно : если слово не употребляется без не-; если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-; если в предложении есть противопоставление с союзом а.

Слайд 15

2.Слово не употребляется без НЕ- в предложении: Его(не) ряшливый вид всегда отпугивал. В (не) настную погоду хорошо сидеть в тепле. День выдался (не)жаркий.

Слайд 16

3.Слово с НЕ- можно заменить синонимом в предложении: Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме. Прохожий был одет в (не) взрачный костюм. (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.

Слайд 17

4.Слово с НЕ- пишется слитно в предложении: ( Не)приятельская армия отступила. Эта книга далеко (не)проста. Нам продали (не)вкусное мороженое.

Слайд 18

5.Слово с НЕ пишется раздельно: Посетитель был вовсе (не) скучен. Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку. Её (не) годующий взгляд остановил нас.

Слайд 19

6.Допущена ошибка в написании НЕ - в предложении: Не широкая речонка поблескивала на горизонте. Океан был совсем неспокойным . В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.

Слайд 20

Ключ №задания Ответы 1) 1,2 2) 1,2 3) 1,3 4) 1,3 5) 1,2 6) 1,3

Слайд 21

Задание на дом: Всем – п.106, орф . Стр. 122, упр.357 ( п ) «Правополушарным» : упр.178 (Раб. тетр . Угроватовой - устно) « Левополушарным »: упр.177 (Раб. тетр . Угроватовой - устно) Амбидекстрам (« равнополушарным ): упр. 176 (Раб. тетр . Угроватовой - устно)



Предварительный просмотр:

Тема урока по программе Бабайцевой: «Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных».

Цели урока:

  • познакомить учащихся с правилами написания Н и НН в суффиксах имен прилагательных, формировать умения находить морфемы в слове, обозначать орфограмму, применять полученные знания в собственной письменной речи
  • развивать аналитическое и образное мышление, все виды памяти (аудиальной, визуальной, кинестетической), орфографическую зоркость, выборочное внимание,  устную и письменную речь учащихся
  • формировать чувство коллективизма, умение работать в группе

Оборудование: компьютерная программа «Обучающий тренажер по русскому языку «Фраза», проектор, интерактивная доска, мяч, карточки.

* Учащиеся разбиты на группы в зависимости от особенностей канала восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестетики).

Ход урока

Что развивается

1

 Игра «Сенсорный волейбол»

(Подбирается ассоциация: слышу-вижу-чувствую. Учащиеся садятся в круг, произнося фразу и передавая  мяч следующему игроку.)

Я слышу шум дождя и вижу….(пузыри и круги на лужах) -я вижу пузыри и круги на лужах и чувствую…(воду в ботинках или капли дождя на носу)-я чувствую воду в ботинках и слышу… и т.д.

Включение всех каналов восприятия информации.

Развитие творческого мышления: увеличение доступа к хранимой информации, создание новых творческих связей,  

активный поиск ассоциаций, подкрепляющих аудиальную, визуальную, кинестетичекую память.

2

Актуализация знаний. (Запись текста под диктовку)

В дождливый день свинцовые тучи заволакивают небо. Раскатистый гром сотрясает все вокруг. Холщовые и ситцевые рубашки не спасают от холода.

  • Выделите в кружок проверяемые безударные гласные в корне, зачеркните непроверямые  безударные гласные в корне слова. Сколько тех и других? (6 и 1)
  • Подчеркните имена прилагательные, выделите  в них суффиксы. Правописание каких суффиксов зависит от ударения?  После какой буквы они стоят? Обозначьте в этих словах орфограмму.

Опора на преобладающий канал восприятия информации: зрительный, слуховой, кинестетический.

Развитие орфографической зоркости, выборочного внимания.

3

Переход к новой теме.

НН

  1. луна+н=лунный,  старина+н= старинный (искл. свиной, юный)

  1. клюква+ енн=клюквенный (искл. ветреный)

  1. традиция+онн=традиционный

Н

  1. лебедь+ин=лебединый

  1. кожа+ан=кожаный, серебро+ян=серебряный

(искл. стеклянный, оловянный, деревянный)

 

 

  • Рассмотрите опорную запись. От чего образованы прилагательные?
  • Аудиалы: сформулируйте, проговорив вполголоса, правило правописания Н и НН в именах прилагательных.
  • Визуалы: запишите правило на листке, выделите абзацы правила  (см. пункты в опорной записи) и предложите дальнейшую работу кинестетикам:
  • Разрежьте листок с правилом по абзацам, перемешайте и попробуйте воспроизвести правило в другой последовательности.

Зарифмованное правило.

(Текст  на доске пока закрыт)

Хоть мы умны не по годам,

Не все нам ясно и понятно.

А сколько Н писать в АН-ЯН?-

Нас мучит всех невероятно.

Для прилагательных давно

Записано в ученых книжках:

Когда АН-ЯН, то Н одно

И больше никаких излишков.

А где два Н? Простой ответ:

В окне с поверхностью стеклянной,

Где оловянный шпингалет

И подоконник деревянный.

Туман одно имеет Н,

Но если город стал туманный,

В основе Н и суффикс Н,

И получается два Н,

Запомним этот случай  странный.

(      А если суффиксы ОНН –ЕНН, в них тоже пишется две Н)

  • Какие пункты правила не вошли в стихотворение?
  • Еще раз прочитайте текс т. Попробуйте дописать стихотворение, включив пропущенную часть правила. (Можно дать это задание на дом.)

Развитие логического , аналитического мышления.

Опора на преобладающий канал восприятия информации.

Развитие аудиальной памяти.

Развитие правого полушария головного мозга, творческих способностей.

4

Словарная работа по принципу «Стратегии орфографии»:

  • Запишите слова – исключения (стеклянный, оловянный, деревянный, свиной, юный ,ветреный), поместите правильное написание напротив себя так, чтобы вы могли его легко видеть.
  • Закройте глаза, подумайте о чем-нибудь приятном и  расслабляющем.
  • Откройте глаза и еще раз посмотрите на слово.
  • Поднимите глаза вверх влево и нарисуйте правильное написание слова во внутреннем взоре.
  • Взгляните на воображаемый образ слова и запишите буквы, которые видите.
  • Сверьтесь с правильным написанием. Если ошиблись, вернитесь на шаг назад.
  • Посмотрите на воображаемый внутренний образ и напишите слово задом наперед (слева направо).
  • Проверьте написание(йыннялкетс и т.д.).Если есть ошибки, вернитесь на три шага назад.

Внутренняя визуализация образов.

Развитие визуальной памяти.

5

Физкультминутка.

Слушайте, какие прилагательные произносит учитель. Если в них пишется Н, хлопайте в ладоши 1 раз и подпрыгивайте, если НН 2 раза и приседайте.

Мы идем в старинный замок,

Видим странный коридор.

Перед нами вход стеклянный,

Деревянный черный пол.

За столом пером гусиным

Пишет старец в свитке длинном.

Он румяный, нос утиный,

Рот в усмешке, взор орлиный.

- Какую роль играют прилагательные в  тексте?

Развитие выборочного внимания, кинестетической памяти.

6

Закрепление изученного.

  1. Обозначение орфограммы «Буквы Н и НН в  суффиксах прилагательных» по образцу (стр.116 учебника под ред. Бабайцевой).

Упр.333 (письменно)

  1. Задание кинестетикам:

на отдельных карточках записаны фломастерами трех цветов суффиксы АН, ЯН, ИН (зеленый цвет),  ЕНН, ОНН (голубой цвет), Н ( розовый цвет) Добавьте  к этим суффиксам подходящие части основ,   записанных на  других карточках (жест…ой,  лебед…ый, пап…а, возвыш…ый, организации…ое, настен..ый, солом…ая). Запишите полученные слова, добавив к ним имя существительное. Обозначьте изучаемую орфограмму.

Задание визуалам:

рассмотрите рисунки, подберите подходящие прилагательные с изученными суффиксами, образуя их от существительных. Составьте предложения с  этими прилагательными. Обозначьте изучаемую орфограмму.

     

     

     

  1. Задание аудиалам:

прослушайте стихотворение, выпишите из него словосочетания «сущ.+ прил.». Обозначьте изучаемую орфограмму.

Парнишка слышит марш военный,

Старинный, бодрый, вдохновенный.

Идет со взглядом ледяным

К авиационным мастерским.

*Несколько человек в это время выполняют на оценку задание на компьютере («Фраза»)

  1. Задание всему классу (на оценку – самопроверка):

Запишите словосочетания в 2 колонки (Н-НН),  сделайте морфемный разбор прилагательных.

Тыквенная каша, глиняная посуда, ледяная горка, лошадиное ржание, ураганный ветер, мамина помощь, жизненная ситуация, ветреный день, оловянная ложка, мужественный поступок.

Таблица для самопроверки на доске (2 ученика делают в ней  морфемный разбор прилагательных):

Н

НН

глиняная посуда

тыквенная каша

ледяная горка

ураганный ветер

лошадиное ржание

жизненная ситуация

мамина помощь

оловянная ложка

ветреный день

мужественный поступок

5-ни одной ошибки

4-1-2 ошибки

3-3-4 ошибки

2-более 4 ошибок

  1. Р/Р . Составьте связный текст на тему  «Опасное приключение», включив в него все прилагательные из предыдущего задания.

Примерный текст (показывается после прослушивания текстов учащихся):

Однажды ветреным утром, съев оловянной ложкой из глиняной посуды тыквенную кашу, я решил покататься на ледяной горке. Только я пришел на горку, как поднялся ураганный ветер, стало темно. Я испугался, так как ни разу не оказывался в такой опасной жизненной ситуации. Вдруг я услышал лошадиное ржание. Вовремя пришла мамина помощь. Ради меня она совершила мужественный поступок: отправилась за мной в непогоду.

Опора на преобладающий канал восприятия информации

Развитие выборочного внимания с опорой на аудиальный канал восприятия  информации, формирование  навыков самопроверки

Развитие письменной речи, умения включать слова со вновь изученной орфограммой в собственную речь, развитие образного мышления, творческих способностей.

7

Подведение итогов урока.

Задайте друг другу вопросы по изученному материалу.

Формирование умения формулировать вопросы по теме

8

Задание на дом.

«Правополушарным»:

Допиши текст зарифмованного правила (см. пункт 3 урока),

рабочая тетрадь Угроватовой (часть 1) упр.163

«Левополушарным»:

рабочая тетрадь Угроватовой (часть 1) упр.165 стр. 151

Амбидекстрам («равнополушарным):

рабочая тетрадь Угроватовой (часть 1) упр.167

Учет особенностей доминирования полушарий головного мозга

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НН луна+н=лунный , старина+н= старинный ( искл . свиной,юный ) клюква+ енн=клюквенный ( искл . ветреный ) традиция+онн=традиционный Н лебедь+ин=лебединый кожа+ан=кожаный , серебро+ян=серебряный ( искл . стеклянный, оловянный, деревянный) Правописание Н и НН в прилагательных

Слайд 2

Зарифмованное правило Какой пункт правила не вошел в стихотворение? Допиши недостающие строчки. Хоть мы умны не по годам, Не все нам ясно и понятно. А сколько Н писать в АН-ЯН?- Нас мучит всех невероятно. Для прилагательных давно Записано в ученых книжках: Когда АН-ЯН, то Н одно И больше никаких излишков. А где два Н? Простой ответ: В окне с поверхностью стеклянной, Где оловянный шпингалет И подоконник деревянный . Туман одно имеет Н, Но если город стал туманный, В основе Н и суффикс Н, И получается два Н, Запомним этот случай странный

Слайд 3

Мы идем в старинный замок, Видим странный коридор. Перед нами вход стеклянный, Деревянный черный пол. За столом пером гусиным Пишет старец в свитке длинном. Он румяный, нос утиный, Рот в усмешке, взор орлиный. Н - хлопайте в ладоши 1 раз и подпрыгивайте, НН - хлопайте 2 раза и приседайте.

Слайд 5

Тыквенная каша, глиняная посуда, ледяная горка, лошадиное ржание, ураганный ветер, мамина помощь, жизненная ситуация, ветреный день, оловянная ложка, мужественный поступок. Распредели словосочетания в 2 столбика: Н и НН в прилагательных

Слайд 6

Таблица для самопроверки (Сделать морфемный разбор прилагательных ): 5 – ни одной ошибки 4 -1-2 ошибки 3 -3-4 ошибки 2 -более 4 ошибок Н глиняная посуда ледяная горка лошадиное ржание мамина помощь ветреный день НН тыквенная каша ураганный ветер жизненная ситуация оловянная ложка мужественный поступок

Слайд 7

Однажды ветреным утром, съев оловянной ложкой из глиняной посуды тыквенную кашу, я решил покататься на ледяной горке. Только я пришел на горку, как поднялся ураганный ветер, стало темно. Я испугался, так как ни разу не оказывался в такой опасной жизненной ситуации. Вдруг я услышал лошадиное ржание. Вовремя пришла мамина помощь. Ради меня она совершила мужественный поступок: отправилась за мной в непогоду. Образец текста, составленного из словосочетаний

Слайд 8

« Правополушарным»: Допиши текст зарифмованного правила (см. пункт 3 урока), рабочая тетрадь Угроватовой (часть 1) упр.163 « Левополушарным »: рабочая тетрадь Угроватовой (часть 1) упр.165 стр. 151 Амбидекстрам (« равнополушарным ): рабочая тетрадь Угроватовой (часть 1) упр.167 Задание на дом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Метод «Матрешки» Перепишите имена прилагательные, определите их лексическое значение, разряд: БЕСК О РЫСТНЫЙ , АКК УРАТНЫЙ, Т А ЛАНТЛИВЫЙ, СОВ Е СТЛИВЫЙ , О ТВАЖНЫЙ . Запоминайте выделенные непроверяемые гласные и согласные. Для этого вложите в «МАТРЕШКУ» слова по мере значимости для вас этих нравственных качеств человека. «Откройте» матрешку. Почему именно в этой последовательности вы расположили слова? Каким , по-вашему, в первую очередь должен быть Человек?

Слайд 5

Попробуйте продолжить рекламу качественных прилагательных: В стране Морфологии в семье прилагательных особое место занимают качественные прилагательные. Используйте чаще их в своей речи, потому что они …

Слайд 6

Задание на дом: П.99 , словарные слова («Стратегия орфографии»), упр. 273 (3), 274 (4-5)



Предварительный просмотр:

Тема урока по программе Бабайцевой : «Разряды прилагательных.  Качественные прилагательные».

Цели урока:

  • Ввести понятие «разряд прилагательного», познакомить с 3 разрядами прилагательных, формировать умение находить качественные прилагательные, отличать их от других  по значению и особенностям изменения, умение использовать в собственной речи качественные прилагательные.
  •  Развивать образное и логическое мышление, аудиальную, визуальную память, внимание.
  • Формировать  общечеловеческие ценности.

Оборудование: компьютер, презентация, таблица, иллюстрация

* Делается акцент на развитие логического мышления у всех учащихся.

Ход урока

Что развивается

1

 Проверка домашнего задания.

  • выразительное чтение наизусть правила (Какая часть речи называется именем прилагательным?)
  • упр.264 (1 человек у доски – составляет словосочетание прилагательного со словами  костюм, пуговица)
  • правополушарным -  словарные слова из этого упражнения включить в единый текст (1 человек читает),
  • левополушарным – упр.261 (1 человек у доски - письменно),
  • равнополушарным – упр.262 (1 человек у доски – пишет получившиеся  словосочетания со словами-синонимами)

Опора на особенности развития полушарий головного мозга

2

Актуализация знаний.

Послушайте стихотворение. Выпишите из него прилагательные  в столбик:

Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы, "
прекрасное",
Не скажем "
безобразное"
Не скажем маме "
милая,
Красивая, любимая".
Отцу, и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти
 замечательные
При-ла-га-тель-ные.

Докажите, что это, действительно, прилагательные.

Развитие логического мышления

Опора на аудиальный канал восприятия информации

3

Переход к новой теме.

  • Какой признак они обозначают? (Выберите из таблицы оттенков значений):

Оттенки значений

Пример

Антоним

Вопрос

1

величина

2

возраст

3

вес

4

внешний вид

5

внутренние качества

6

цвет

7

оценка

8

материал,

из чего сделан

9

место

10

время существования

11

назначение предмета

12

принадлежность кому (чему) - либо

  • Добавьте прилагательные в оставшиеся колонки из этого предложения (записываем его):

Молодой человек невысокого роста в темной спортивной куртке и папином шерстяном шарфе шел по вечерней городской  улице.

  • Подберите антонимы к данным прилагательным.

Вывод: если прилагательное имеет свою противоположность, значит, оно может сравниваться с другим, признак может проявляться в большей или меньшей степени (большой - больше, очень большой, красивый – красивее, очень красивый). Это прилагательное имеет краткую форму (добрая-добра).

  • Какие прилагательные из таблицы не имеют антонима, не сравниваются с другим, не имеет краткой формы? К каким прилагательным нельзя подставить слово «очень»?
  • Задайте ко всем прилагательным вопрос. Какие прилагательные отвечают на вопрос ЧЕЙ? Что они обозначают?
  • На сколько групп можно разделить все прилагательные? Что обозначают прилагательные в каждой группе 

Вывод:  По своему значению прилагательные делятся на 3 разряда.

Рассмотрим таблицу: что обозначают качественные, относительные и притяжательные прилагательные?

Оттенки значений

Разряд

1

величина

2

возраст

3

вес

         качественные

4

внешний вид

       степень сравнения

5

внутренние качества

       краткая форма

6

цвет

       сочетание с «очень»

7

оценка

8

материал,

из чего сделан предмет

 

9

место

        относительные  

10

время существования

11

назначение предмета

12

принадлежность кому (чему) - либо

        притяжательные

Развитие аналитического мышления

4

Словарная работа.

Метод «Матрешки»

  • Перепишите имена прилагательные, определите их лексическое значение, разряд: БЕСКОРЫСТНЫЙ, АККУРАТНЫЙ, ТАЛАНТЛИВЫЙ, СОВЕСТЛИВЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.
  •  Запоминайте выделенные непроверяемые гласные и согласные. Для этого вложите в «МАТРЕШКУ» слова по мере значимости для вас этих нравственных качеств человека.
  • «Откройте» матрешку. Почему именно в этой последовательности вы расположили слова? Каким, по-вашему, в первую очередь должен быть Человек?

Расширение лексикона

Визуализация образов

Формирование  

общечеловеческих

ценностей

5

Физкультминутка.

Рук вверх – качественные прилагательные

Наклоны в сторону - относительные

Приседания – притяжательные.

Шепот. Робкое дыханье. Трели соловья.

Серебро и колыханье сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени.

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений милого лица.

Я сестрицын шарф ношу, правда, скоро свой свяжу.

Лисью шапку нацеплю, побыстрей гулять пойду.

Развитие произвольного внимания,

опора на аудиальный канал восприятия информации

6

Закрепление изученного материала.

  • Еще раз вспомним, как определить разряд прилагательного?
  • Что обозначают качественные прилагательные? (различные качества предмета)
  • Как проверить, что прилагательное, действительно, качественное?

Продолжите пословицы, подчеркните в них качественные прилагательные, докажите свою правоту, использовав один из способов проверки:

Никогда кривая дорога не бывает …(хорошей6).Сытый …(голодного6)не разумеет. Корень учения горек, а плод…(сладок).

Составьте текст из 3-4 предложений по картине на тему «В горах».

Подчеркните качественные прилагательные волнистой линией.

Развитие письменной речи, умение употреблять качественные прилагательные в собственном связном тексте.

Развитие выборочного внимания.

.

7

Подведение итогов урока.

Попробуйте продолжить рекламу качественных прилагательных:

В стране Морфологии в семье прилагательных особое место занимают качественные прилагательные. Используйте чаще их в своей речи, потому что  они …

Развитие образного и логического мышления, устной речи учащихся

8

Задание на дом:

 П.99, словарные слова («Стратегия орфографии»), упр. 273 (3), 274 (4-5)

Учет особенностей умственного развития (отметки 3-4-5)

Тема урока: «Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных».

Цели урока:

  • познакомить учащихся с правилами написания Н и НН в суффиксах имен прилагательных, формировать умения находить морфемы в слове, обозначать орфограмму, применять полученные знания в собственной письменной речи
  • развивать аналитическое и образное мышление, все виды памяти (аудиальной, визуальной, кинестетической), орфографическую зоркость, выборочное внимание,  устную и письменную речь учащихся
  • формировать чувство коллективизма, умение работать в группе

Оборудование: компьютерная программа «Обучающий тренажер по русскому языку «Фраза», проектор, интерактивная доска, мяч, карточки.

* Учащиеся разбиты на группы в зависимости от особенностей канала восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестетики).

Ход урока

Что развивается

1

 Игра «Сенсорный волейбол»

(Подбирается ассоциация: слышу-вижу-чувствую. Учащиеся садятся в круг, произнося фразу и передавая  мяч следующему игроку.)

Я слышу шум дождя и вижу….(пузыри и круги на лужах) -я вижу пузыри и круги на лужах и чувствую…(воду в ботинках или капли дождя на носу)-я чувствую воду в ботинках и слышу… и т.д.

Включение всех каналов восприятия информации.

Развитие творческого мышления: увеличение доступа к хранимой информации, создание новых творческих связей,  

активный поиск ассоциаций, подкрепляющих аудиальную, визуальную, кинестетичекую память.

2

Актуализация знаний. (Запись текста под диктовку)

В дождливый день свинцовые тучи заволакивают небо. Раскатистый гром сотрясает все вокруг. Холщовые и ситцевые рубашки не спасают от холода.

  • Выделите в кружок проверяемые безударные гласные в корне, зачеркните непроверямые  безударные гласные в корне слова. Сколько тех и других? (6 и 1)
  • Подчеркните имена прилагательные, выделите  в них суффиксы. Правописание каких суффиксов зависит от ударения?  После какой буквы они стоят? Обозначьте в этих словах орфограмму.

Опора на преобладающий канал восприятия информации: зрительный, слуховой, кинестетический.

Развитие орфографической зоркости, выборочного внимания.

3

Переход к новой теме.

НН

  1. луна+н=лунный,  старина+н= старинный (искл. свиной, юный)

  1. клюква+ енн=клюквенный (искл. ветреный)

  1. традиция+онн=традиционный

Н

  1. лебедь+ин=лебединый

  1. кожа+ан=кожаный, серебро+ян=серебряный

(искл. стеклянный, оловянный, деревянный)

 

 

  • Рассмотрите опорную запись. От чего образованы прилагательные?
  • Аудиалы: сформулируйте, проговорив вполголоса, правило правописания Н и НН в именах прилагательных.
  • Визуалы: запишите правило на листке, выделите абзацы правила  (см. пункты в опорной записи) и предложите дальнейшую работу кинестетикам:
  • Разрежьте листок с правилом по абзацам, перемешайте и попробуйте воспроизвести правило в другой последовательности.

Зарифмованное правило.

(Текст  на доске пока закрыт)

Хоть мы умны не по годам,

Не все нам ясно и понятно.

А сколько Н писать в АН-ЯН?-

Нас мучит всех невероятно.

Для прилагательных давно

Записано в ученых книжках:

Когда АН-ЯН, то Н одно

И больше никаких излишков.

А где два Н? Простой ответ:

В окне с поверхностью стеклянной,

Где оловянный шпингалет

И подоконник деревянный.

Туман одно имеет Н,

Но если город стал туманный,

В основе Н и суффикс Н,

И получается два Н,

Запомним этот случай  странный.

(  А если суффиксы ОНН –ЕНН, в них тоже пишется две Н)

  • Какие пункты правила не вошли в стихотворение?
  • Еще раз прочитайте текс т. Попробуйте дописать стихотворение, включив пропущенную часть правила. (Можно дать это задание на дом.)

Развитие логического , аналитического мышления.

Опора на преобладающий канал восприятия информации.

Развитие аудиальной памяти.

Развитие правого полушария головного мозга, творческих способностей.

4

Словарная работа по принципу «Стратегии орфографии»:

  • Запишите слова – исключения (стеклянный, оловянный, деревянный, свиной, юный ,ветреный), поместите правильное написание напротив себя так, чтобы вы могли его легко видеть.
  • Закройте глаза, подумайте о чем-нибудь приятном и  расслабляющем.
  • Откройте глаза и еще раз посмотрите на слово.
  • Поднимите глаза вверх влево и нарисуйте правильное написание слова во внутреннем взоре.
  • Взгляните на воображаемый образ слова и запишите буквы, которые видите.
  • Сверьтесь с правильным написанием. Если ошиблись, вернитесь на шаг назад.
  • Посмотрите на воображаемый внутренний образ и напишите слово задом наперед (слева направо).
  • Проверьте написание(йыннялкетс и т.д.).Если есть ошибки, вернитесь на три шага назад.

Внутренняя визуализация образов.

Развитие визуальной памяти.

5

Физкультминутка.

Слушайте, какие прилагательные произносит учитель. Если в них пишется Н, хлопайте в ладоши 1 раз и подпрыгивайте, если НН 2 раза и приседайте.

Мы идем в старинный замок,

Видим странный коридор.

Перед нами вход стеклянный,

Деревянный черный пол.

За столом пером гусиным

Пишет старец в свитке длинном.

Он румяный, нос утиный,

Рот в усмешке, взор орлиный.

- Какую роль играют прилагательные в  тексте?

Развитие выборочного внимания, кинестетической памяти.

6

Закрепление изученного.

  1. Обозначение орфограммы «Буквы Н и НН в  суффиксах прилагательных» по образцу (стр.116 учебника под ред. Бабайцевой).

Упр.333 (письменно)

  1. Задание кинестетикам:

на отдельных карточках записаны фломастерами трех цветов суффиксы АН, ЯН, ИН (зеленый цвет),  ЕНН, ОНН (голубой цвет), Н ( розовый цвет) Добавьте  к этим суффиксам подходящие части основ,   записанных на  других карточках (жест…ой,  лебед…ый, пап…а, возвыш…ый, организации…ое, настен..ый, солом…ая). Запишите полученные слова, добавив к ним имя существительное. Обозначьте изучаемую орфограмму.

Задание визуалам:

рассмотрите рисунки, подберите подходящие прилагательные с изученными суффиксами, образуя их от существительных. Составьте предложения с  этими прилагательными. Обозначьте изучаемую орфограмму.

     

     

     

  1. Задание аудиалам:

прослушайте стихотворение, выпишите из него словосочетания «сущ.+ прил.». Обозначьте изучаемую орфограмму.

Парнишка слышит марш военный,

Старинный, бодрый, вдохновенный.

Идет со взглядом ледяным

К авиационным мастерским.

*Несколько человек в это время выполняют на оценку задание на компьютере («Фраза»)

  1. Задание всему классу (на оценку – самопроверка):

Запишите словосочетания в 2 колонки (Н-НН),  сделайте морфемный разбор прилагательных.

Тыквенная каша, глиняная посуда, ледяная горка, лошадиное ржание, ураганный ветер, мамина помощь, жизненная ситуация, ветреный день, оловянная ложка, мужественный поступок.

Таблица для самопроверки на доске (2 ученика делают в ней  морфемный разбор прилагательных):

Н

НН

глиняная посуда

тыквенная каша

ледяная горка

ураганный ветер

лошадиное ржание

жизненная ситуация

мамина помощь

оловянная ложка

ветреный день

мужественный поступок

5-ни одной ошибки

4-1-2 ошибки

3-3-4 ошибки

2-более 4 ошибок

  1. Р/Р . Составьте связный текст на тему  «Опасное приключение», включив в него все прилагательные из предыдущего задания.

Примерный текст (показывается после прослушивания текстов учащихся):

Однажды ветреным утром, съев оловянной ложкой из глиняной посуды тыквенную кашу, я решил покататься на ледяной горке. Только я пришел на горку, как поднялся ураганный ветер, стало темно. Я испугался, так как ни разу не оказывался в такой опасной жизненной ситуации. Вдруг я услышал лошадиное ржание. Вовремя пришла мамина помощь. Ради меня она совершила мужественный поступок: отправилась за мной в непогоду.

Опора на преобладающий канал восприятия информации

Развитие выборочного внимания с опорой на аудиальный канал восприятия  информации, формирование  навыков самопроверки

Развитие письменной речи, умения включать слова со вновь изученной орфограммой в собственную речь, развитие образного мышления, творческих способностей.

7

Подведение итогов урока.

Задайте друг другу вопросы по изученному материалу.

Формирование умения формулировать вопросы по теме

8

Задание на дом.

«Правополушарным»:

Допиши текст зарифмованного правила (см. пункт 3 урока),

рабочая тетрадь Угроватовой (часть 1) упр.163

«Левополушарным»:

рабочая тетрадь Угроватовой (часть 1) упр.165 стр. 151

Амбидекстрам («равнополушарным):

рабочая тетрадь Угроватовой (часть 1) упр.167

Учет особенностей доминирования полушарий головного мозга

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 7 классе"Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных" с ЭОР.

Урок - введение нового материала и самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР (электронно-образовательных ресурсов)  пробуждает интерес к изучаемому предмету, способствует во...

Конспект урока русского языка "Разряды имен прилагательных"

Конспект урока русского языка "Разряды имен прилагательных" с ЭОР для 6 класса...

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Имя прилагательное».

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Имя прилагательное»....

План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"

Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:"Способы образования прилагательных. Морфологический разбор прилагательных".

Данный конспект урока можно использовать на уроках русского языка при изучении разделов:"Словообразование" и "Имя прилагательное". Здесь используются разные формы работы и ставятся цели для достижения...

Конспект урока русского языка "Склонение полных прилагательных" , 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Склонение прилагательных", 6 класс. Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Цели урока: расширить понятие о правописании падежн...

Конспект урока русского языка Тема: «Притяжательные прилагательные» (6 класс)

Рассматривается сценарий современного урока русского языка в 6 классе.Тип урока: урок "открытия" нового знания.Структура и содержание данного урока соответствуют требованиям Федерально...