«Культуроведческий подход при изучении синтаксиса на примере темы «Согласованные и несогласованные определения». 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Трикуц Ирина Алексеевна

Данный урок  формирует представление о языке как едином разнообразном процессе, средстве общения и отражения окружающего мира, носителе культуры нации ,в том числе  и особенностей культуры, быта и уклада жизни  национально-этнических групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_8_klasse_publikatsiya.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Культуроведческий подход при изучении синтаксиса на примере темы «Согласованные и несогласованные определения».

(УМК М.М. Разумовской, 8 класс).

Одним из развивающихся направлений в преподавании гуманитарных дисциплин (русского, родного, иностранного языка, литературы и др.) является освоение школьниками культуроведческого содержания школьного предмета. Культуроведческий аспект в обучении способствует обогащению предметно-содержательного плана речи, вносит значительный вклад в воспитание, образование и развитие личности нового типа.

Данный урок формирует представление о языке как едином разнообразном процессе, средстве общения и отражения окружающего мира, носителе культуры нации, в том числе и особенностей культуры, быта и уклада жизни национально-этнических групп.

Урок открывает тему « Второстепенные члены предложения. Определение»,

проводится на материале лингвистического краеведения , т. к. статус школы « казачья» определяет особое отношение к региональному компоненту образования, поэтому мы сочли целесообразным рассмотреть данную тему на региональном материале, поскольку он органично вписывается в тему « Согласованные и несогласованные определения», позволяет раскрыть особенности речи казаков, способствует изучению истории казачества.

Модель урока демонстрирует опыт работы по проведению уроков с использованием регионального компонента.

Региональный компонент как составляющая культуроведческой компетенции позволяет реализовать содержание лингвистической компетенции.

Тексты, используемые в уроке, носят информационную направленность ( казачья народная песня, текст из журнала «Юный натуралист»). Таким образом, реализуется региональный компонент, который даёт возможность формировать культуроведческую компетенцию школьников. Основной вид деятельности - комплексная работа с текстом (система работы с КАТ Т.И. Пахновой).

Культуроведческая компетенция требует коммуникативно-деятельностного подхода.

Цели для учителя:

Образовательная: создать условия для усвоения теоретических понятий (согласованные и несогласованные определения). Исходя из особенностей темы и учитывая приоритет лингвистической и речеведческой компетенций, уделять должное внимание правописной компетенции, осуществлять попутно орфографический и пунктуационный анализы.

Развивающая: совершенствовать у учащихся монологическую речь; развивать умение употреблять согласованные и несогласованные определения в устной и письменной речи. Обучать на достаточно высоком уровне трудности, отбирать смешанный языковой материал, включая виды заданий и их формулировки, характерные для КИМов ЕГЭ.

Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к донской культуре (донскому фольклору), осуществлять МПС с литературой (согласованные определения часто выступают в роли эпитетов, а несогласованные употребляются в переносном значении).

Цель для учащихся:

знать, какие определения называются согласованными, а какие

несогласованными;

уметь: различать согласованные и несогласованные определения,

находить их в тексте; строить устное и письменное высказывание,

используя определения.

Оборудование урока: доска (цели, опорные слова), учебник М.М.Разумовской, раздаточный материал (тексты для анализа, таблицы), интерактивная доска ( таблица, деформированный текст).

Согласованные определения

Несогласованные определения

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Знать определения, уметь находить в тексте, использовать их в устной и письменной речи для нас очень важно, т. к. они делают нашу речь яркой, образной, выразительной, эмоциональной. Сегодня мы рассмотрим, каково значение определений в казачьей народной речи.

.

Актуализация опорных знаний.

Ребята, давайте вспомним, что такое определение, что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражено, приведите примеры.

Посмотрите на доску. Можно ли данную запись считать текстом?

Работа над деформированным текстом. (Запись текста на доске, карточки на столах). Работает весь класс.

Заманчиво в летний день совершить по Дону прогулку на катере или лодке.

Дон - река широкая и красивая. Он медленно и величаво несёт свои воды в Азовское море.

Задание: - восстановить текст;

- назовите орфограммы и пунктограммы, встретившиеся в тексте;

- определить средства связи между предложениями;

- назвать слова, которые делают текст красочным и выразительным;

- какой частью речи они выражены?

- каким членом предложения они являются?

- подчеркните их как члены предложения.

Тема нашего урока: «Согласованные и несогласованные определения».

Сегодня на уроке мы должны:

· узнать виды определений,

· научиться определять согласованные и несогласованные определения,

· находить их в тексте,

· строить с ними устное и письменное высказывание.

Итак, запишите число, классная работа, тема урока: «Согласованные и несогласованные определения».

1. Из нашего текста выпишите словосочетания с определениями, давайте их распределим по типам подчинительной связи.

Согласование:

Управление:

широкая река

прогулку на катере

летний день

прогулка по Дону

красивая река

свои воды

Отсюда следует вывод, что определения можно разделить на два вида: согласованные и несогласованные.

Откройте учебники на стр. 51, параграф 13, прочитайте, что такое согласованные и несогласованные определения.

Работа с учебником (№ 84 3 предложения).

Закрепление нового материала.

На доске записаны словосочетания:

казачья станица, его успехи, донская степь, казак лет двадцати пяти, широкий баз, яйцо вкрутую, ветряная мельница, возможность понаблюдать.

Значения всех ли слов вам понятны? ( Баз - двор, двор для скота; станица – большое поселение)

Задание: определите, какие из них имеют в своём составе согласованные определения, а какие несогласованные, запишите их в таблицу (продолжают работу с таблицей), распределяя по колонкам, обозначьте, какими частями речи выражены определения.

Составьте с двумя, тремя словосочетаниями предложения.

Например:

Казачий хутор стоял среди донской степи. Вдоль берега Дона раскинулась казачья станица. Когда приезжаешь в станицу Вёшенскую, появляется возможность понаблюдать за жизнью и бытом казаков. По просёлочной дороге шёл казак лет двадцати пяти. В дорогу казак берёт хлеб, солёное сало, картошку, яйца, сваренные вкрутую.

В русском языке можно проследить такое явление как синонимичность конструкций, например:

- казачий хутор - хутор казаков;

- двадцатипятилетний казак - казак лет двадцати пяти.

Комплексный анализ текста.

Ты поле моё, поле чистое!

Ты раздолье моё, ты широкое!

Ничево ты, поле, не породило,

Породило поле куст ракитовой.

Как под тем кустом, под ракитовым,

Там лежит-то убит добрый молодец,

Млад донской казак малолеточник.

Он не всмерть-то убит, больно раниной

Во широкую грудь сквозь простреленный.

Задание: - прочитать выразительно текст казачьей народной песни ;

- на какие слова вы обратили внимание при чтении текста;

Словарная работа:

куст ракитовый - ивовый кустарник, растущий по берегам рек;

малолеточник – юный, сложное сущ. с уменьшительно-ласкательным суффиксом (диалектное);

млад- молод (усеченная основа отражает связь устной казачьей речи с фольклором);

ничево, раниной – орфоэпическая основа письменной речи.

- определить стиль текста, тип речи;

- какова интонация песни, каков характер слов;

- какое настроение создаёт песня (грусти, печали);

Слова этой песни, действительно очень грустные, т. к. казачество всегда жило трудно, вынуждено было отстаивать свою свободу, участвовало во всех войнах - всё это нашло отражение в народном песенном и поэтическом творчестве, в быту.

- В чем своеобразие казачьей песни?

- Употребление каких слов и выражений доказывает, что текст художественного стиля?

- Какие слова употребляются в переносном значении, какими художественными приёма они являются?

- Назовите эпитеты, каким членом предложения они являются?

- Выпишите их в таблицу, распределяя по колонкам.

Скажите ребята, почему песенное и поэтическое творчество казаков нам особенно интересно?

Потому что мы живём на донской земле и должны знать её историю, а в песнях, стихах, художественной литературе отразились жизнь, быт, традиции, уклад казачества.

Задание: напишите мини-сочинение на тему: «Донская степь», используя согласованные и несогласованные определения . (Чтение 2-3 работ вслух).

Обобщение, подведение итогов.

Как вы думаете, достигнуты ли цели нашего урока?

- Сегодня на уроке мы узнали, что определения бывают согласованными и несогласованными, научились находить их в тексте, составлять с ними высказывания, рассмотрели особенности употребления эпитетов в казачьей народной речи, поэтому можно сделать вывод, что цели урока достигнуты.

Скажите, для чего важно знать определения и уметь их различать?

Для того, чтобы красиво, ярко, образно выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Домашнее задание.

Правильно, в связи с этим домашнее задание будет следующим:

1) № 84 закончить (для слабоуспевающих);

2) № 84 и синтаксический разбор предложения (для учащихся со средним уровнем подготовки);

3) выписать из произведений художественной литературы предложения с согласованными или несогласованными определениями (для сильных учащихся).

Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект урока русского языка в 8 классе "Определение. Согласованное и несогласованное определение"

Данный урок по учебнику Русский язык: Учебник для 8 класса/  С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др. – М.:Просвещение, 2007г.  в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация...

Тест по русскому языку по теме "Согласованные и несогласованные определения в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри" 8 класс

Данный тест можно использовать на уроке русского языка в 8 классе при изучении темы "Согласованные и несогласованные определения". Я проводила интегрированный урок русского языка и литературы по теме ...

Проверочная работа по теме «Согласованные и несогласованные определения», 8 класс

Данная разработка позволяет проверить усвоение материала по теме "Согласованные и несогласованные определения"...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Согласованные и несогласованные определения"

Конспект поможет учителю провести урок в 8 классе по согласованным и несогласованным определениям легко. Учащиеся смогут проявить свои возможности в различных упражнениях и заданиях....

Урок русского языка в 8 классе.Тема:Согласованные и несогласованные определения.

Урок разработан в контексте требований ФГОС с использованием новых образовательных технологий деятельностного типа....