Анализ учебника по русскому языку для 5 кл. под ред. Е.А. Быстровой
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Березина Елена Борисовна

Новый учебник русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyy_uchebnik_russkogo_yazyka_e.a._bystrovoy.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Новый учебник русского языка

Учебник «Русский язык. 5 класс под  ред. Е.А. Быстровой» включен в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях.

Охарактеризуем некоторые особенности учебника. Разрабатывая его,  авторы опирались на традиции, сложившиеся в практике создания учебной литературы, в то же время были учтены утверждающиеся сегодня тенденции в обновлении учебно-методического аппарата учебника, в представлении в нем содержания предмета, решающего новые цели обучения.

Создавая учебник, мы исходили из следующих посылок.

1. Традиционно обучение русскому языку было ориентировано на овладение знаниями, умениями, навыками. Сегодня развитие личности школьника — ведущая цель в системе целеполагания предмета «Русский язык».

2. Содержание учебника реализует  компетентностный подход, взаимосвязь когнитивного и речевого развития учащихся, формирование не только предметных, но и метапредметных умений и способов деятельности.

3. 5–6 классы — переходный этап от элементарного курса в значительной мере практического усвоения русского языка в начальной школе к систематическому курсу.

4. В основу учебника положено разграничение понятий «язык» и «речь», которое является важнейшей характеристикой представления содержания предмета «Русский язык». Соответственно выделено два аспекта обучения русскому языку: познание системы языка и совершенствование речевой деятельности в ее основных видах: чтение, аудирование, говорение и письмо.

Формирование лингвистической (языковой) компетенции

Изучение системы языка включает осознанное усвоение научных определений, правил, языковых явлений, фактов, сознательное осмысление сведений о морфологических и синтаксических категориях и явлениях.

1. Известно, что учащиеся испытывают большие трудности в усвоении знаний о языке. Теоретический материал часто вводится в форме свернутых научных определений и правил. Учащиеся большей частью механически заучивают их, а затем также механически воспроизводят их, не осмысливая сути явления. В предлагаемом учебнике теоретический материал вводится преимущественно в форме текстов объясняющего характера, иногда в форме беседы авторов учебника с учеником, что в значительной мере способствует преодолению сложившейся установки на заучивание.

Сегодня особое внимание уделяется работе с лингвистическим текстом. В учебнике эта тенденция получила дальнейшее развитие. Предложена, наряду с традиционными формами, иная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. 

Теоретические сведения излагаются с выделением микротем под цифрами I, II и т.д., более объемный материал дается блоками (I, II и т.д.) с соответствующим закреплением каждого из них в упражнениях.

После чтения учебно-научного текста учащиеся отвечают на вопросы, данные к этому материалу, выявляющие понимание ими ключевых лингвистических понятий, выполняют задания, направленные на понимание и на осмысление лингвистической теории и языковых явлений, извлекают информацию из схем, таблиц, составляют планы, таким образом,  приходят к формулированию правил и выводов в форме пересказа текста или сообщения, сочинения на лингвистическую тему.

Приведем примеры таких вопросов:

Как вы понимаете выражение: «слова в предложении связаны по смыслу»? Расскажите, используя примеры упражнения.

Как вы понимаете выражения: «смысловая законченность предложения» и «интонационная законченность предложения»? и др.

Как вы понимаете: «определение согласуется с определяемым словом»?

Такая организация материала не только формирует навыки чтения, пересказа учебно-научного текста, говорения на лингвистические темы. Речь, по сути дела, может идти о новой организации урока. В процессе самостоятельного чтения-ознакомления с учебно-научным текстом, раскрывающим содержание лингвистического понятия, рассказывающим о явлениях и фактах языка, ведущей становится познавательная деятельность самого ученика. Ученик – субъект познавательного процесса. Учитель может не объяснять новую тему, а планирует, организует этот процесс изучения и освоения нового самими учащимися, прогнозирует возможные трудности, возникающие у них, помогает их преодолевать. Таким образом учащиеся самостоятельно добывают новые знания на основе работы над учебным текстом под управлением учителя, ведущей становится продуктивная, а не репродуктивная, воспроизводящая деятельность учащихся. От коллективной деятельности начального этапа обучения, выполняемой под руководством учителя, в 5 классе учащиеся переходят к индивидуальной речемыслительной деятельности.

Предлагаемая организация учебно-познавательной деятельности учащихся будет способствовать самостоятельному постижению ими знаний о системе языка. В то же время она будет формировать у них такие важные в условиях становления информационного общества общепредметные (метапредметные) умения, как адекватное понимание информации, способность извлекать ее из различных источников, умение вести самостоятельный поиск нужной информации.

Таким образом, достигаются метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Русский язык», охарактеризованные речевые умения являются для школьника общепредметными, а русский язык выступает уже орудием познания в системе школьного образования.

В учебнике представлен и другой путь усвоения теоретического материала, уже утвердившийся в практике школы. Процесс обучения строится как совместный поиск, познание фактов, явлений языка. Правила и понятия вводятся через решение задач, рассуждения учащихся.

2. Особое место в усвоении сведений о языке, в формировании навыков познавательной деятельности учащихся в учебнике занимает описание способов действия, представляющее по сути изложение правила, только в иной формулировке. Эти описания даются под рубрикой «Рассуждайте так» или «Рассуждать можете так». Например, учащимся предлагается объяснить, какое значение у выделенных слов прямое, а какое переносное, пользуясь образцом рассуждения: «В сочетании круглый мяч у слова круглый прямое значение, так как оно конкретно обозначает «имеющий форму круга». В сочетании круглый невежда оно имеет иное, отвлеченное значение «совершенный, полный».

Широкое целенаправленное представление описаний способов действия обеспечивает опознание языковых явлений, формирует умения анализировать языковой материал, объяснять, доказывать, в то же время способствует развитию учебно-научной речи.

3. Направленность обучения на развитие школьника как субъекта познания, развития его аналитических, познавательных способностей  проявляется в формировании осознанного отношения к собственной познавательной деятельности, становлении умений определять цель познавательной деятельности, в том числе и собственной. В учебнике эта направленность реализуется в системе вопросов и заданий, формирующих у школьников навыки самооценки и самоанализа, способности к рефлексии, призванной помочь им осмыслить свою деятельность, полученные результаты, значимость изучаемого материала. Еще в 1977 г. Д.Н. Богоявленский писал о том, что наряду с вопросом «Почему ты так думаешь?» необходимо постоянно задавать вопрос «Как ты это узнал?» [1]

Приведем примеры.

Рефлексивные вопросы, цель которых:

осознание цели, задачи деятельности, значимости изучаемого материала:

  • Зачем нужно изучать фонетику?
  • Зачем надо хорошо знать алфавит?
  • Почему важно уметь различать книжную и разговорную речь?
  • Одного мальчика спросили, когда он употребляет синонимы? Он ответил: Когда не знаю, как писать слово.
  • Расскажите, когда и зачем вы употребляете синонимы в своей речи?

осознание последовательности учебной деятельности:

  • Почему омонимы мы изучаем после многозначных слов?
  • Почему в нашем учебнике пунктуация изучается в одном разделе с синтаксисом?

осознание, осмысление своей деятельности, самоанализ:

  • Какой тип речи представлен в тексте? Как вы это определили?
  • Расскажите, как вы нашли подлежащие? Как они грамматически связаны со сказуемым?
  • Как вы думаете, выделенные слова – омонимы или многозначные слова? Как вы это определили?

осознание изучаемых понятий, явлений языка:

  • Почему правила ведения телефонного разговора изложены в данном параграфе? (параграф «Диалог и монолог»)?
  • Почему обстоятельства обычно относятся к глаголам-сказуемым?
  • Значение каких слов нельзя изобразить с помощью рисунка, фотографии? Почему?

Формирование и развитие коммуникативной компетенции

В учебнике по-новому решена проблема синтеза освоения сведений об устройстве русского языка, его явлении и обучения речи, по-новому представлен речевой аспект курса. Изменена традиционная структура учебника. Как известно, учебники часто начинаются с повторения материала, изученного в начальной школе. Затем это повторение проводится при изучении каждого раздела.

В предлагаемом учебнике повторение не выделено в отдельный раздел, оно сопутствует изучению нового материала. Кроме того, каждый блок заканчивается повторением (Проверяем себя), которое включает задания обобщающего характера и тестовые задания.

Наш учебник начинается со специального раздела «Речь» (теория и практика), который организует всю последующую работу по формированию коммуникативной компетенции. В нем осуществляется повторение, систематизация речеведческих понятий, уже известных в начальной школе, расширяется круг этих сведений.

Мы исходили из того, что этот материал по сути дела основа формирования и развития видов речевой деятельности, он определяет речевую направленность всего курса, всех его разделов. Раздел содержит речеведческие понятия, которые являются теоретической основой изучения связной речи и получают раскрытие во всем учебнике. Таким образом в определенной мере усиливается роль речеведческих знаний в формировании речевых умений и навыков. Раздел включает также практический материал, способствующий формированию умений и навыков связной речи.

Кроме того, после изучения блоков языкового материала, также обязательно предусматривающих развитие речи, дается материал для специальных уроков развития речи, как правило, на основе текста под условной рубрикой «Читаем, говорим, пишем». Основные умения, формируемые на этих уроках: чтение текста, определение его темы, основной мысли, заголовка, отражающего тему или основную мысль, составление плана; определение типа речи текста; пересказ текста, различные виды переработки текста, создание устных и письменных высказываний; описаний, повествования, рассуждений и т.д., в то же время проводится повторение и закрепление языкового материала предшествующего блока.

Развитие речи является обязательным компонентом, оно пронизывает всю систему обучения русскому языку. Мы уже говорили об особенностях предъявления теоретических сведений о языке, структурировании разделов учебника, способствующих речевому развитию учащихся. Упражнения по усвоению грамматического материала, как правило, включают и задания, предполагающие развитие умений и навыков связной речи. В целом в учебнике осуществляется постоянная и целенаправленная взаимосвязь усвоения сведений о языке и обучения речевой деятельности, совершенствование речи учащихся.

В обучении речи на переднем плане формирование навыков речевого общения с учетом сферы, ситуации, адресата общения, социальной роли говорящих.

Путь к достижению этой цели — речевая направленность самого учебного процесса, приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать у учащихся необходимость общения, потребность в нем, учить ему.

В нашем учебнике мы пытались создать условия для речевого общения и учить общению, вовлекать учащихся в процесс овладения русским языком как средством коммуникации.

Главным средством создания возможностей общения в нашем учебнике в соответствии с современными тенденциями является широкое использование коммуникативных упражнений, создающих и поддерживающих потребность в общении, последовательно формирующих коммуникативные умения и навыки, обеспечивающих переход от воспроизводства речи к самостоятельной продукции и далее к неподготовленной речи в различных ситуациях общения.

Каковы основные характеристики этих упражнений? Это прежде всего коммуникативные целевые установки как элемент учебного общения. Под коммуникативными установками понимаются те словесные действия, которые организуют общение учащихся, вовлекают их в коммуникацию.

В учебнике сокращено количество заданий типа: «Спишите», «Откройте скобки», «Вставьте слова» и т.п., вместо них введены установки, формирующие у учащихся умение выражать свое отношение к явлениям, фактам, согласие, уточнение: сравните, сопоставьте, докажите, объясните, продолжите, поправьте, возразите и т.д.; побуждающие к действию или его запрещающие: попросите, предложите; установки, требующие уточнения, выяснения предмета разговора: объясните, уточните и т.д. Эти установки призваны формировать мотивы общения школьника.  Нередко в одно упражнение включается несколько установок, определяющих последовательность действий ученика. Коммуникативные установки побуждают учащихся к общению, вовлекают их в него, но сами по себе еще не могут обеспечить это общение.

Вторая особенность коммуникативных упражнений в учебнике состоит в том, что в них часто создаются ситуации, которые требуют участия школьника в данном речевом общении. Например:

  • Расскажите, какие оценки ставит вам учитель в дневник. Как вы называете их в разговоре с товарищем, в беседе с родителями? Чем различаются эти синонимы?

1) В одной из школьных газет был объявлен конкурс  на тему «Моя школа в ХХI веке». Прочитайте отрывок из сочинения одного из участников конкурса о том, какой он видит свою школу в новом столетии.

[…]

2) Какой вы представляете себе школу будущего? Напишите об этом небольшое сочинение-описание или рассуждение.

  • Понаблюдайте за речью учителей на уроках. С какими предложениями по цели высказывания они чаще обращаются к вам? Расскажите почему.

Важной характеристикой коммуникативности является широкое включение в учебник текстов, которые составляют основу предлагаемой системы обучения русскому языку. Текст является в учебнике основной единицей обучения языку и речи.

Как правило, на материале текстов осуществляется изучение единиц языка, его грамматических форм, явлений и структурам. Текст выступает в качестве средства овладения устными и письменными формами русской речи, как в плане понимания и чтения написанного, так и в плане речепроизводства, в конечном счете — средства формирования речевой деятельности во всех ее видах (чтения, понимания, говорения, письма).

Важное место занимают тексты, обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, восприятие и принятие им культуры русского народа, ее традиций и ценностей.

В качестве одного из критериев отбора текстов в учебнике положен принцип обучения языку как полифункциональному явлению. В учебник включены тексты учебно-научной, художественной, публицистической литературы; включены отрывки, фрагменты из изучаемых произведений русской литературы. Привлекаются тексты из учебников по другим предметам (математики, информатики, истории, обществознанию). Широко используются произведения детской литературы, близкой учащимся этого возраста, отвечающей опыту общения их в реальной жизни. Особое место занимают тексты проблемного характера. Широко используются любимые детьми рассказы о жизни животных, материал детских журналов. Таким образом, обучение проводится на фоне мира детства, его информационного пространства. Многие тексты, может быть, уже знакомы учащимся, но авторы сочли возможным включить их в учебник, так как сложные явления русского языка целесообразнее усваивать на более простом текстовом материале.

Иногда тексты выходят за рамки нормы кодифицированного литературного языка. Однако это дает возможность формировать у учащихся представление о двух разновидностях русского языка – книжной и разговорной, отразить реальную речевую среду сверстников. При этом обращается особое внимание на возможность использования этих разновидностей в зависимости от ситуации общения.

Тексты различны по объему и степени сложности, что должно обеспечить возможность вариативного их использования в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Формирование культуроведческой компетенции учащихся

В учебнике реализован культуроведческий аспект. В него включены тексты, формирующие представление о родном языке как духовной ценности русского народа, способствующие освоению социокультурных норм русского речевого общения. Учебник открывает параграф «Наш родной русский язык». Используются материалы по истории русского языка, по этимологии - в разделе «Знаете ли вы, что…». Особое место уделено познанию русского языка как средства выражения национальной культуры, его самобытности, рассмотрению явлений, фактов русского языка сквозь призму изучаемых иностранных языков. Выделена рубрика «Русский язык в мире других языков». На сопоставлении русского и иностранных языков, в результате сопоставлений, на фоне знакомства с чужой культурой учащиеся начинают глубже осознавать самобытность, уникальность русского языка, видят то общее, что объединяет эти языки. В определенной мере осуществляется знакомство с русской языковой картиной мира.

В основе учебника — дифференцированный подход в предъявлении материала и отработке соответствующих умений и навыков, учет уровня подготовки школьника, развития его способностей, жизненного опыта, интересов. В учебнике теоретический и практический материал дифференцирован на основной, дополнительный и повышенной сложности. Кроме того, включены задания по выбору («Напишите сочинение на одну из тем…» или «Напишите сочинение-описание или сочинение-рассуждение на тему…» и др.).

Такое предъявление материала создает условия для работы с более подготовленными учащимися, в то же время формирует мотивы учебной деятельности слабых.

Учебник реализует межпредмстные связи в обучении. В него включены упражнения, ориентирующие на взаимосвязь с уроками литературы, иностранного языка, математики, информатики.


[1] Богоявленский Д.Н. Усвоение грамматических понятий: Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. — М., 1977. — С. 198.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ учебника по английскому языку ‘’Spotlight-2’’.Авторы: В. Эванс, Дж. Дули, Н. И. Быкова, М.Д.Поспелова.

Анализ учебника по английскому языку ‘’Spotlight-2’’.Авторы: В. Эванс, Дж. Дули, Н. И. Быкова, М.Д.Поспелова....

Имя прилагательное (Урок-повторение по учебнику «Русский язык» 6 класс под редакцией Е.А. Быстровой)

Цели урока. 1. Обобщение и систематизация  знаний об имени прилагательном как части речи. 2. Формирование  УУД:  личностные, познавательные, коммуникативные, информационные и регу...

Отчет по апробации учебника «Русский язык 5 класс» под редакцией Е.А. Быстровой

Общие сведения:Регион: Республика Башкортостан, Стерлитамакский районВид ОУ: МБОУ  средняя общеобразовательная школа с. ПервомайскоеКоличество часов на предмет в неделю: 6 ч (шесть)Апробиру...

Отчет по апробации учебника «Русский язык 6 класс» под редакцией Е.А. Быстровой

Общие сведения:Регион: Республика Башкортостан, Стерлитамакский районВид ОУ: МБОУ  средняя общеобразовательная школа с. ПервомайскоеКоличество часов на предмет в неделю: 6 ч (шесть)Апробиру...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)...

Методическое пособие по русскому языку к учебнику Разумовской "Русский язык 7 класс".

Методическое пособие по русскому языку к учебнику Разумовской "Русский язык 7 класс"....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по УМК Е.А. Быстровой

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе: - требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2008 г.; - Положения о рабочей ...