Главные вкладки

    «Сложноподчиненное предложение» в 9-11 классах (на материале книги Архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и другие рассказы») Дидактический материал при изучении темы.
    методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

    Дидактический материал при изучении темы.

     «Сложноподчиненное предложение» в 9-11 классах

    (на материале книги Архимандрита Тихона  (Шевкунова) «Несвятые святые» и другие рассказы»)

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didakticheskiy_material_po_sintaksisu_9-11_klass.docx37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Негосударственное общеобразовательное учреждение

    Гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца

     «Сложноподчиненное предложение» в 9-11 классах

    (на материале книги Архимандрита Тихона  (Шевкунова) «Несвятые святые» и другие рассказы»)

    Дидактический материал при изучении темы.

    подготовила

    учитель русского языка и литературы

    высшей категории

    Коковина Евгения Юрьевна

    Сургут-2013

    Пояснительная записка

    Данный дидактический материал может быть использован учителем на уроке для организации  индивидуальной работы на этапе первичного закрепления и проверки изученного по  теме «Сложноподчиненное предложение» в 9-11 классах.  

    1. Спишите, вставьте  пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, определите вид придаточного.

    1. Но мы вновь все отл…жили  хотя с того дня больше (ни)когда не возвращались к прежним эксп…риментам.

    2. Тем более что Евангелие оказалось единстве(н,нн)ым лекарством спасающим от тех самых мрака и отчаяния которые время от времени возвращались  беспощадно накатывая на душу.

    3. Только через год я окончательно пр…знался себе  что жизнь без Бога будет лишена для меня всякого смысла.

    4. Когда па(с,сс)ажиры вышли из вагонов  я принялся напряж…(н,нн)о выискивать своего пр…подавателя среди людского потока.

    5. Внутри монастыря (не)ожида(н,нн)о оказалось так уютно и красиво что нельзя было (не)залюбоваться.

    6. Жил Августин  в келье вместе с матерью  воспитывался под руководством горных старцев и (не)помышлял о том  что(бы) оставить свое пусты(н,нн)ое уед…нение.

    7. Когда я вошел  два послушника в ч…рных одеждах до пола и с волосами  собра(н,нн)ыми в к…сички  заж…гали лампады.

    8. Откуда же мне было знать  что этот человек определит всю мою судьбу  станет одним из главных открытий в моей жизни и навсегда останется образцом христ…анина  м…наха и свяще(н,нн)ика.

    9. Все было соверше(н,нн)о нормально  кроме того  что я почему(то) чу(?)ствовал себя здесь безмерно чужим.

    10.Единстве(н,нн)ое место  где я чу(?)ствовал себя хорошо  был храм.

    11. Я (в)первые увид…л архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в 1982 году  когда приехал в Псково-Печерский монастырь.

    12. Молодой м…настырский эконом отец Филарет  подхватив под руку отца Иоанна  почти бегом тащил его за собой  так что тот еле посп…вал за своим келейником.

    13. И лиш(?)  позже мы с изумлением открыли для себя  что все эти тысячи людей ждали от отца Иоанна вовсе (не)мудрого совета.

    14. Мы  конечно  (не)могли заподозрить отца Иоанна в вульгарном противлении медиц…не  встречающ…мся  хотя и очень редко  в духовной среде.

    15. Случаются трагедии  когда (не)разумные свяще(н,нн)ики начинают мнить себя старцами и при этом повел…вать  самонадея(н,нн)о приказывать и  наконец совершать абсолютно (не)позволительное в духовной жизни — подавлять свободу своих духовных детей.

    16. Отец Агафодор сам отправил меня в Печоры к духовнику  что(бы) тот разр…шил мои пр…блемы.

    17. А после того как отпала тревога по поводу закрытия Печор для п…ломников именно отец Иоанн благосл…вил просить Святейшего о пр…образовании подворья в Сретенский монастырь.

    18. Отец Иоанн всегда (не)пок…лебимо и радостно исповед…вал драгоце(н,нн)ую и очевидную для него истину о том  что жизнь христ…анина на земле и жизнь Церкви Небесной связа(н,нн)ы (не)расторжимыми духовными нитями.

    19. В м…настыре его все поч…тали и любили хотя и относились со страхом точнее  с трепетом  как к человеку  живущ…му на земле с Богом  как к живому св…тому.

    20. Особую радость нам дост…вляло  когда мы получали послушание пом…гать отцу Нафанаилу в проведении экскурсий по м…настырю.

    21. Вдруг оказалось что единстве(н,нн)ым монастырем на те(р,рр)итории России никогда  даже в советское время  (не)закрывавш…мся а значит  сохранивш…м драгоце(н,нн)ую пр…емственность монашеской жизни была именно Псково-Печерская обитель.

    22. Когда ночью  заскучав от долгих м…литв  я клал поклоны у входа в пещеры  (по)зади меня вдруг раздался такой грохот  словно обрушились тысячи листов громыхающ…й жести.

    23. Рука дьякона с вознесе(н,нн)ым кадилом  затряслась так что на весь алтарь раздался зловещий звон драгоце(н,нн)ых цепей.

    24.Однажды когда он работал где(то) на горных те(р,рр)асах в огороде  а мать хл…потала по хозяйству  на их келью набрели абхаз(?)кие охотники.

    25. Для своего тр…умфа в грядущих битвах Хрущев остановил выбор на тысячелетней Русской Церкви и  объявляя ей войну  торжестве(н,нн)о пообещал перед всем миром  что скоро покаж…т по телевидению последнего русского попа.

    26. (Не)смотря на всю праг(м,мм)атичность и даже подчеркнутую пр…земленность отца Алипия  его крепкую практическую сметку  блестящее  часто весьма резкое остроумие  пор…зительную находчивость  многие совреме(н,нн)ики поч…тали его как святого.

    2. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте  знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, определите вид придаточных,  вид подчинительной связи придаточных с главным.

    1.Мы поняли  как(н…) фантастически это звучит  что на нас объявили охоту могуществе(н,нн)ые (не)ведомые нам силы и избавить от их порабощения может разве только Бог.

    2. Узнав  что скоро будет следующая литургия и что приедет арх…ерей я поднялся к Михайловскому храму  расположе(н,нн)ому на высоком холме  и отстоял еще одну службу.

    3. Келья  куда меня поселили  находилась на первом этаже корпуса самого наместника м…настыря  чьи покои распол…гались прямо над нами.

    4. Помню  когда я был еще совсем молодым послушником  ко мне подошел один из п…ломников(москвичей) и поведал историю  свидетелем которой только что оказался.

    5. Батюшка готов был уг…варивать  ув…щевать  готов был даже ум…лять об исполнении того  что  как он знал  (не)обходимо для обратившегося к нему человека.

    6. Отношения мои с наместником м…настыря архимандритом Агафодором по моей вине (на)столько испортились  что я решительно (не)знал  что делать и как поступать.

    7. Его любовь к человеку вера и надежда на Промысл Божий были столь велики  что люди  приезжая к нему даже с  казалось(бы)  самыми (не)разрешимыми пр…блемами  выходили из батюшкиной кельи исполне(н,нн)ые  (не)просто ут…шения  а новых сил к жизни.

    8. К тому времени в Русской Церкви было возр…ждено уже триста шестьдесят м…настырей  которые хотели иметь свои подворья в столице и так донимали п…триарха  что Святейший на одном из собраний духовенства очень твердо предупредил  что(бы) с подобными просьбами к нему впредь не обращались.

    9. Когда наст…ятель вошел в кабинет  отец Иоанн так обрадовался увидев собрата(свяще(н,нн)ика)  с которым они множество раз вместе совершали Божественную литургию  что бросился ему на шею!

    10. Об одном из древних святых отцов было написа(н,нн)о, что он от избытка любви в(о,оо)бще забыл  что такое зло.

    11. Был случай  когда один из наместников м…настыря и правящий арх…ерей убеждали батюшку пр…подать благосл…вение на уже принятое ими решение  с которым отец Иоанн был принципиально (не)согласен.

    12. Но нельзя (не)сказать и о том  что отец Иоанн  когда  (не)обходимо бывал  (на)столько строг и умел находить такие слова обличения  после которых его соб…седнику  (по)человечески  (не)позавиду…шь.

    13. Но даже после к…нчины отца Иоанна те  кому выпало счастье обща(т,ть)ся с ним  чу(?)ствуют его любовь  поддержку  молитвы и заботу которые  (не)оставляют нас и теперь  когда отец Иоанн уже в другом мире.

    14. Я  (не)которое время был ипод(?)яконом у отца наместника арх…мандрита Гавриила и заметил  что  когда отец Серафим входил в алтарь  наместник поспешно поднимался ему (на)встречу со своего игуменского места и приветствовал с особым п…чтением.

    15. Если всеми поч…таемый старец(патриарх) даже и место п…слушничества в своих заветных  хотя и (не)сбыточных мечтах выбрал, можно представить его непо(д,дд)ельное желание вернуться в то давнее п…слушническое состояние  когда ты (в)первые каждое мгновение ощущаешь отеческую заботу всем…гущего Промысла Божьего.

    16. Упоительное ощущение безмятежного счастья и свободы  которую (ни)кто  (не)может отнять  осознание пр…дельной защище(н,нн)ости в этом мире  потому что Бог Сам взял тебя за руку и ведет к (не)обычайной  ведомой лишь Ему цели  как раз и  составляет  (не)повторимое состояние п…слушничества.

    17. Как наместник узнал  что его келарь находи(т,ть)ся в вое(н,нн)комате  осталось (не)известным.

    18. И хотя за этим последовал такой скандал  что отцу наместнику пришлось даже ездить улаживать дело в Москву  но в результате отец Анастасий  (ни)(на)какие вое(н,нн)ые сборы отправлен  (не)был и впредь его ч…кисты  (не)беспокоили.

    19. Монахи  написали п…триарху  письмо  в котором заявили  что покидают монастырь в знак протеста против грубого  д…спотичного поведения наместника  и требовали  (не)замедлительно удалить архимандрита Гавриила из обители.

    20. М…трополит Питирим купил для издательства редкостную в те восьмидесятые годы любительскую вид…окамеру  которую я  брал  с собой  в Печоры  чтобы зап…чатлеть  (не)умолимо уходящую в вечность жизнь монастыря и в первую очередь старцев.

    21. Всп…миная о прошлом  я решился спросить у владыки Гавриила  как он жил  когда был в запр…щении.

    22. Ведь каждый понимал  что жизнь  (не)проста и с любым из нас может случи(т,ть)ся всякое.

    23. (Не)смотря на поздний час  молодые л…йтенанты требовали (не)замедлительно открыть им все храмы монастыря  устроить экскурсию и дать разобра(т,ть)ся  где прячут своих монашек окопавши…ся здесь попы.

    3. Спишите,  вставьте пропущенные буквы, раскройте  скобки и расставьте  знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, определите вид придаточных,  вид подчинительной связи придаточных с главным.

    1.Мы поняли, как ни фантастически это звучит, что на нас объявили охоту могущественные неведомые нам силы и избавить от их порабощения может разве только Бог.

    2. Узнав, что скоро будет следующая литургия и что приедет архиерей, я поднялся к Михайловскому храму, расположенному на высоком холме, и отстоял еще одну службу.

    3. Келья, куда меня поселили, находилась на первом этаже корпуса самого наместника монастыря, чьи покои располагались прямо над нами.

    4. Помню, когда я был еще совсем молодым послушником, ко мне подошел один из паломников-москвичей и поведал историю, свидетелем которой только что оказался.

    5. Батюшка готов был уговаривать, увещевать, готов был даже умолять об исполнении того, что, как он знал, необходимо для обратившегося к нему человека.

    6. Отношения мои с наместником монастыря архимандритом Агафодором по моей вине настолько испортились, что я решительно не знал, что делать и как поступать.

    7. Его любовь к человеку, вера и надежда на Промысл Божий были столь велики, что люди, приезжая к нему даже с, казалось бы, самыми неразрешимыми проблемами, выходили из батюшкиной кельи исполненные не просто утешения, а новых сил к жизни.

    8. К тому времени в Русской Церкви было возрождено уже триста шестьдесят монастырей, которые хотели иметь свои подворья в столице и так донимали патриарха, что Святейший на одном из собраний духовенства очень твердо предупредил, чтобы с подобными просьбами к нему впредь не обращались.

    9. Когда настоятель вошел в кабинет, отец Иоанн так обрадовался, увидев собрата-священника, с которым они множество раз вместе совершали Божественную литургию, что бросился ему на шею!

    10. Об одном из древних святых отцов было написано, что он от избытка любви вообще забыл, что такое зло.

    11. Был случай, когда один из наместников монастыря и правящий архиерей убеждали батюшку преподать благословение на уже принятое ими решение, с которым отец Иоанн был принципиально не согласен.

    12. Но нельзя не сказать и о том, что отец Иоанн, когда необходимо, бывал настолько строг и умел находить такие слова обличения, после которых его собеседнику по-человечески не позавидуешь.

    13. Но даже после кончины отца Иоанна те, кому выпало счастье общаться с ним, чувствуют его любовь, поддержку, молитвы и заботу, которые не оставляют нас и теперь, когда отец Иоанн уже в другом мире.

    14. Я некоторое время был иподьяконом у отца наместника архимандрита Гавриила и заметил, что, когда отец Серафим входил в алтарь, наместник поспешно поднимался ему навстречу со своего игуменского места и приветствовал с особым почтением.

    15. Если всеми почитаемый старец-патриарх даже и место послушничества в своих заветных, хотя и несбыточных мечтах выбрал, можно представить его неподдельное желание вернуться в то давнее послушническое состояние, когда ты впервые каждое мгновение ощущаешь отеческую заботу всемогущего Промысла Божьего.

    16. Упоительное ощущение безмятежного счастья и свободы, которую никто не может отнять, осознание предельной защищенности в этом мире, потому что Бог Сам взял тебя за руку и ведет к необычайной, ведомой лишь Ему цели, как раз и  составляет неповторимое состояние послушничества.

    17. Как наместник узнал, что его келарь находится в военкомате, осталось неизвестным.

    18. И хотя за этим последовал такой скандал, что отцу наместнику пришлось даже ездить улаживать дело в Москву, но в результате отец Анастасий ни на какие военные сборы отправлен не был и впредь его чекисты не беспокоили.

    19. Монахи  написали патриарху письмо, в котором заявили, что покидают монастырь в знак протеста против грубого, деспотичного поведения наместника, и требовали незамедлительно удалить архимандрита Гавриила из обители.

    20. Митрополит Питирим купил для издательства редкостную в те восьмидесятые годы любительскую видеокамеру, которую я  брал  с собой  в Печоры, чтобы запечатлеть неумолимо уходящую в вечность жизнь монастыря и в первую очередь старцев.

    21. Вспоминая о прошлом, я решился спросить у владыки Гавриила, как он жил, когда был в запрещении.

    22. Ведь каждый понимал, что жизнь не проста и с любым из нас может случиться всякое.

    23. Несмотря на поздний час, молодые лейтенанты требовали незамедлительно открыть им все храмы монастыря, устроить экскурсию и дать разобраться, где прячут своих монашек окопавшиеся здесь попы.

    Использованная литература

    1. Архимандрит Тихон (Шевкунов).  Несвятые святые и другие рассказы (с фильмом) - М.:  Сретенский монастырь, 2012

    Приложение № 1

    Ответы

    1. Спишите, вставьте  пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте  знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, определите вид придаточного.

    1. Но мы вновь все отложили, хотя с того дня больше никогда не возвращались к прежним экспериментам.

    2. Тем более что Евангелие оказалось единственным лекарством, спасающим от тех самых мрака и отчаяния, которые время от времени возвращались, беспощадно накатывая на душу.

    3. Только через год я окончательно признался себе, что жизнь без Бога будет лишена для меня всякого смысла.

    4. Когда пассажиры вышли из вагонов, я принялся напряженно выискивать своего преподавателя среди людского потока.

    5. Внутри монастыря неожиданно оказалось так уютно и красиво, что нельзя было не залюбоваться.

    6. Жил Августин  в келье вместе с матерью, воспитывался под руководством горных старцев и не помышлял о том, чтобы оставить свое пустынное уединение.

    7. Когда я вошел, два послушника в черных одеждах до пола и с волосами, собранными в косички, зажигали лампады.

    8. Откуда же мне было знать, что этот человек определит всю мою судьбу, станет одним из главных открытий в моей жизни и навсегда останется образцом христианина, монаха и священника.

    9. Все было совершенно нормально, кроме того, что я почему-то чувствовал себя здесь безмерно чужим.

    10.Единственное место, где я чувствовал себя хорошо, был храм.

    11. Я впервые увидел архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в 1982 году, когда приехал в Псково-Печерский монастырь.

    12. Молодой монастырский эконом отец Филарет, подхватив под руку отца Иоанна, почти бегом тащил его за собой, так что тот еле поспевал за своим келейником.

    13. И лишь позже мы с изумлением открыли для себя, что все эти тысячи людей ждали от отца Иоанна вовсе не мудрого совета.

    14. Мы, конечно, не могли заподозрить отца Иоанна в вульгарном противлении медицине, встречающемся, хотя и очень редко, в духовной среде.

    15. Случаются трагедии, когда неразумные священники начинают мнить себя старцами и при этом повелевать, самонадеянно приказывать и, наконец, совершать абсолютно непозволительное в духовной жизни — подавлять свободу своих духовных детей.

    16. Отец Агафодор сам отправил меня в Печоры к духовнику, чтобы тот разрешил мои проблемы.

    17. А после того как отпала тревога по поводу закрытия  Печор для паломников, именно отец Иоанн благословил просить Святейшего о преобразовании подворья в Сретенский монастырь.

    18. Отец Иоанн всегда непоколебимо и радостно исповедовал драгоценную и очевидную для него истину о том, что жизнь христианина на земле и жизнь Церкви Небесной связаны нерасторжимыми духовными нитями.

    19. В монастыре его все почитали и любили, хотя и относились со страхом, точнее, с трепетом, как к человеку, живущему на земле с Богом, как к живому святому.

    20. Особую радость нам доставляло, когда мы получали послушание помогать отцу Нафанаилу в проведении экскурсий по монастырю.

    21. Вдруг оказалось, что единственным монастырем на территории России, никогда, даже в советское время, не закрывавшимся, а значит, сохранившим драгоценную преемственность монашеской жизни, была именно Псково-Печерская обитель.

    22. Когда ночью, заскучав от долгих молитв, я клал поклоны у входа в пещеры, позади меня вдруг раздался такой грохот, словно обрушились тысячи листов громыхающей жести.

    23. Рука дьякона с вознесенным кадилом  затряслась так, что на весь алтарь раздался зловещий звон драгоценных цепей.

    24. Однажды, когда он работал где-то на горных террасах в огороде, а мать хлопотала по хозяйству, на их келью набрели абхазские охотники.

    25. Для своего триумфа в грядущих битвах Хрущев остановил выбор на тысячелетней Русской Церкви и, объявляя ей войну, торжественно пообещал перед всем миром, что скоро покажет по телевидению последнего русского попа.

    26. Несмотря на всю прагматичность и даже подчеркнутую приземленность отца Алипия, его крепкую практическую сметку, блестящее, часто весьма резкое остроумие, поразительную находчивость, многие современники почитали его как святого.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактический материал по теме "Сложноподчиненное предложение" Русский язык. 9 класс.

    Дидактический материал по теме "Сложноподчиненное предложение" содержит СПП с разными видами придаточных. Может быть использован для индивидуальной и групповой работы при освоении названной темы....

    Дидактический материал-исследование на тему"Обособленные конструкции как один из видов осложнения простого предложения

    Дидактический материал-исследование на тему"Обособленные кострукции как вид осложнения простого предложения"...

    Дидактический материал-исследование на тему"Обособленные конструкции как один из видов осложнения простого предложения

    Дидактический материал-исследование на тему"Обособленные кострукции как вид осложнения простого предложения"...

    Дидактический материал к изучению темы "Имя прилагательное" в 5 классе

    Данный материал поможет провести уроки по изучению Имени прилагательного интереснее в 5 классе....

    Дидактический материал. "Закрепление изученного по теме "Причастие"

      Перфокарты. "Закрепление по теме "Причастие":  "Н-НН в суффиксах причастий,  отглагольных прилагательных прилагательных", "Не  с причастиями", "В каких случаях НЕ пи...

    Дидактический материал. Карточки по теме "Простые предложения с однородными членами и сложные предложения" для учащихся 5 класса (В.П.Астафьев "Васюткино озеро")

    Карточки предназначены не только для обучающихся 5 класса. Такие карточки можно раздавать и в 6 - 7 классах. В 5 классе по программе В.Я. Коровиной изучается произведение В.П. Астафьева "Васюткино озе...

    Дидактический материал для изучения темы «Глагол»

    Дидактический материал для изучения темы «Глагол» на уроках изучения нового материала и на обобщающих уроках в 5-6 классах...