Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 8 – 9 классов (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
материал по русскому языку (8 класс)

Карачёва Елена Валентиновна

Карточки по русскому языку составлены на основе произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Карточки предназначены для обучающихся 8 - 9 классов. Материал поможет учащимся закрепить знания о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактический материал. Карточки  по теме

«Простые предложения с однородными членами и сложные предложения»

для учащихся 8 – 9 классов (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

Карточка 1

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Матушка шутить этим не любила и пожаловалась батюшке.

2. Доложили что мусьё давал мне свой урок.

3. Надобно знать что для меня выписана была географическая карта.

4. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги.

5. Батюшка вошёл в то самое время как я прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды.

6. Бопре в смятении хотел было привстать и не мог: несчастный француз был мёртво пьян.

Карточка 2

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку что она уронила ложку в кастрюльку и слёзы потекли по её лицу.

2. Накануне батюшка объявил что намерен писать со мною к будущему моему начальнику и потребовал пера и бумаги.

3. Батюшка прочёл его со вниманием положил перед собой на стол и начал своё письмо.

4. Я не сводил глаз с пера батюшкина которое двигалось довольно медленно.

5. Служба о которой за минуту думал я с таким восторгом показалась мне тяжёлым несчастьем.

6. Барин произнёс над ним несколько сильных выражений в виде надгробного слова и предложил мне сыграть партию.

Карточка 3

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Он поглядел на меня как бы с сожалением; однако мы разговорились.

2. Я совершенно был убеждён и с большим прилежанием принялся за учение.

3. Зурин взглянул на часы положил кий и объявил мне что я проиграл сто рублей.

(Кий – палка, употребляемая в бильярдной игре)

4. Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошёл за моим долгом.

5. Мне было жаль бедного старика; но я хотел вырваться на волю и доказать что уж я не ребёнок.

6. Он явился с известием что лошади готовы.

Карточка 4

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Я не мог не признаться в душе что поведение моё в симбирском трактире было глупо и чувствовал себя виноватым перед Савельичем.

2. Я непременно хотел с ним помириться и не знал с чего начать.

3. Чтобы утешить бедного Савельича я дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одною копейкою.

4. Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко которое принял было сперва за отдалённый холмик.

5. Ямщик изъяснил мне что облачко предвещало буран.

6. Я слыхал о тамошних метелях и знал что целые обозы бывали ими занесены.

Карточка 5

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Но ветер показался мне не силён; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.

(Станция – пункт остановки и смены лошадей на больших дорогах, почтовых трактах)

2. Облачко обратилось в белую тучу которая тяжело подымалась росла и постепенно облегала небо.

3. Ветер завыл; сделалась метель.

4. Я приказал ехать на незнакомый предмет который тотчас стал подвигаться нам навстречу.

5. Я находился в том состоянии чувств и души когда существенность уступая мечтаниям сливается с ними в неясных видениях первосония.

6. Первою мыслию моею было опасение чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почёл бы его умышленным ослушанием.

Карточка 6

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения.

2. Вижу комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами.

3. Тогда мужик вскочил с постели выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны.

4. Я хотел бежать…и не мог; комната наполнилась мёртвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах.

5. Было так темно что хоть глаз выколи.

6. Савельич внёс за мною погребец потребовал огня чтобы готовить чай который никогда так не казался мне нужен.

Карточка 7

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Я взглянул на полати и увидел чёрную бороду и два сверкающих глаза.

2. В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому чашку чая; мужик слез с полатей.

3. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза таки бегали.

4. волосы были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

5. Я поднёс ему чашку чая; он отведал и поморщился.

6. Между тем я расположился ночевать и лёг на полу.

Карточка 8

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Савельич решился убраться на печь; хозяин лёг на полу.

2. Я расплатился с хозяином который взял с нас такую умеренную плату что Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его.

3. Я позвал вожатого благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку.

4. В самом деле, тулуп из которого успел и я вырасти был немножко для него узок.

5. Старый полинялый мундир напоминал воина времён Анны Иоанновны а в его речи сильно отзывался немецкий выговор.

(Анна Иоанновна (1693 – 1740) – русская царица)

6. В Оренбурге делать нечего; рассеяние вредно молодому человеку.

(Рассеяние – здесь: развлечения, приятное времяпровождение)

Карточка 9

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Строгая немецкая экономия царствовала за его столом и я думаю что страх видеть иногда лишнего гостя за своею холостою трапезою был отчасти причиною поспешного удаления моего в гарнизон.

2. На другой день я простился с генералом и отправился к месту моего назначения.

3. У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломой.

4. Я пошёл в сени и отворил дверь в переднюю.

5. Она разматывала нитки которые держал распялив на руках кривой старичок в офицерском мундире.

6. Савельич стал в ней распоряжаться; я стал глядеть в узенькое окошко.

Карточка 10

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Наискось стояло несколько избушек; по улице бродило несколько куриц.

2. Старуха стоя на крыльце с корытом кликала свиней которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем.

3. Вчера узнал я о вашем приезде; желание увидеть наконец человеческое лицо так овладело мною что я не вытерпел.

4. Вы это поймёте когда проживёте здесь ещё несколько времени.

5. Я догадался что это был офицер выписанный из гвардии за поединок.

(Выписанный – здесь: исключённый, вычеркнутый из списков)

6. Разговор его был остёр и занимателен.

Карточка 11

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Мы остановились было смотреть на учение; но он попросил нас идти к Василисе Егоровне обещаясь быть вслед за нами.

2. Инвалид и Палашка накрывали на стол.

3. Я взглянул на Марью Ивановну: она вся покраснела и даже слёзы капнули на её тарелку.

4. мне стало жаль её и я спешил переменить разговор.

5. Капитан с капитаншею отправились спать; а я пошёл к Швабрину с которым и провёл целый вечер.

6. Прошло несколько недель и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною но даже и приятною.

Карточка 12

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. В богоспасаемой крепости не было ни смотров ни учений ни караулов.

2. Я стал читать и во мне пробудилась охота к литературе.

3. По утрам я читал  упражнялся в переводах а иногда и в сочинении стихов.

4. Я уже сказывал что я занимался литературою.

5. Однажды удалось мне написать песенку которой был я доволен.

6. Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово издеваясь надо мной самым колким образом.

Карточка 13

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкою в руках: по препоручению комендантши он нанизывал грибы для сушенья на зиму.

2. Я кое-как стал изъяснять ему должность секунданта но Иван Игнатьич никак не мог меня понять.

3. Я отвёл его в сторону и уведомил его о своём разговоре с Иваном Игнатьичем.

4. Иван Игнатьич заметив во мне знаки неудовольствия и вспомня своё обещание смутился и не знал что ответить.

5. Мы сняли мундиры остались в одних камзолах и обнажили шпаги.

(Камзол – короткая мужская одежда без рукавов, вроде жилета)

6. Мы повиновались с досадою; солдаты нас окружили и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем который вёл нас в торжестве шагая с удивительной важностью.

Карточка 14

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Мало-помалу буря утихла; комендантша успокоилась и заставила нас друг друга поцеловать.

2. Мы разговаривали вполголоса Марья Ивановна с нежностию  выговаривала мне за беспокойство причинённое всем моею ссорою с Швабриным.

3. Марья Ивановна заикнулась и покраснела.

4. Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое.

5. Я понял упорное злоречие которым Швабрин её преследовал.

6. Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне ещё сильнее и я с нетерпением стал ожидать удобного случая.

Карточка 15

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. На другой день когда сидел я за элегией и грыз перо в ожидании рифмы Швабрин постучался под моим окошком.

2. Я оставил перо взял шпагу и к нему вышел.

3. Я оглянулся и увидел Савельича сбегающего ко мне по нагорной тропинке.

4. В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже плеча; я упал и лишился чувств.

5. Проснувшись подозвал я Савельича и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос её меня приветствовал.

6. Вскоре я выздоровел и мог перебраться на мою квартиру.

Карточка 16

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. С Василисой Егоровной и с её мужем я ещё не объяснялся; но предложение моё не должно было их удивить.

2. Ни я ни Марья Ивановна не старались скрывать от них своих чувств и мы заранее были уже уверены в их согласии.

3. Жестокие выражения на которые батюшка не поскупился глубоко оскорбили меня.

4. Я просил у него прощения; но старик был неутешен.

5. Я взял из рук его бумагу: это был ответ Савельича на полученное им письмо.

6. Марья Ивановна почти со мной не говорила и всячески старалась избегать меня

Карточка 17

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Любовь моя разгоралась в уединении и час от часу становилась мне тягостнее.

2. Я потерял охоту к чтению и словесности.

3. Всё было уже тихо или казалось таковым; начальство слишком легко поверило мнимому раскаянию лукавых мятежников которые злобствовали втайне и выжидали удобного случая для возобновления беспорядков.

4. У коменданта нашёл я Швабрина Ивана Игнатьича и казацкого урядника.

5. В комнате не было ни Василисы Егоровны ни Марьи Ивановны.

6. А пуще всего содержите это в тайне чтоб в крепости никто не мог о том узнать преждевременно.

Карточка 18

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Иван Кузмич оставшись полным хозяином тотчас послал за нами а Палашку запер в чулане чтоб она не смогла нас подслушать.

2. Она догадалась что была обманута мужем и приступила к нему с допросом.

3. Иван Кузмич не был приготовлен к таковому вопросу; он запутался и пробормотал что-то очень нескладное.

4. Тут Иван Игнатьич заметил что проговорился и закусил язык.

5. Комендант немедленно посадил урядника под караул а Юлая назначил на его место.

6. Я взглянул на него и содрогнулся.

Карточка 19

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. У него не было ни носа ни ушей.

2. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали ещё огнём.

3. Участь Марьи Ивановны живо представилась мне и сердце у меня так и замерло.

4. Разговор у коменданта продолжался но я уже в него не мешался и ничего не слушал.

5. Я с жаром её поцеловал и поспешно вышел из комнаты.

6. Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам откуда Марья Ивановна должна была выехать и там проститься с нею в последний раз.

Карточка 20

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Мысль что Марья Ивановна не успеет выехать ужаснула меня; я поспешно дал капралу несколько наставлений и тотчас бросился к коменданту.

2. Я летел по улице как услышал что зовут меня.

3. Швабрин стоял подле меня и пристально глядел на неприятеля.

4. Люди разъезжающие в степи заметя движение в крепости съехались в кучку и стали между собою толковать.

5. Комендант велел Ивану Игнатьичу навести пушку на их толпу и сам приставил фитиль.

6. Ядро зажужжало и пролетело над ними не сделав никакого вреда.

Карточка 21

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Наездники рассеясь  тотчас ускакали из виду и степь опустела.

2. Тут она взглянула на меня и с усилием улыбнулась.

3. В это время из-за высоты находившейся в полверсте от крепости показались новые конные толпы и вскоре степь усеялась множеством людей вооружённых копьями и сайдаками.

(СайдАк – лук с колчаном и стрелами)

4. Комендант подозвал  капрала и велел ему взять  лист из рук убитого казака.

5. Капрал вышел в поле и возвратился ведя под уздцы лошадь убитого.

6. Вскоре пули начали свистать около наших ушей и несколько стрел воткнулись около нас в землю и в частокол.

Карточка 22

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Маша бледная и трепещущая подошла к Ивану Кузмичу стала на колени и поклонилась ему в землю.

2. Я глядел  вослед Марьи Ивановны: она оглянулась и кивнула мне головой.

3. Тут Иван Кузмич оборотился к нам и всё внимание его устремилось на неприятеля.

4. Мятежники съезжались около своего предводителя и вдруг начали слезать с лошадей.

5. В эту минуту раздался страшный визг и крики; мятежники бегом бежали к крепости.

6. Комендант подпустил их на самое близкое расстояние и вдруг выпалил опять.

Карточка 23

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились.

2. Барабан умолк; гарнизон бросил ружья; меня сшибли было с ног но я встал и вместе с мятежниками вошёл в крепость.

3. Комендант раненный в голову стоял в кучке злодеев которые требовали от него ключей.

4. Вдруг закричали в толпе что государь на площади ожидает пленных и принимает присягу.

5. Народ повалил на площадь; нас погнали туда же.

6. Колокольный звон утих; настала глубокая тишина.

Карточка 24

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Наш урядник выступил из толпы и указал на Ивана Кузмича.

2. На её перекладине очутился верхом изувеченный башкирец которого допрашивали мы накануне.

3. Он держал в руке верёвку и через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича вздёрнутого на воздух.

4. Пугачёв махнул опять платком и добрый поручик повис подле своего старого начальника.

5. Он подошёл к Пугачёву и сказал ему на ухо несколько слов.

6. Пугачёв дал знак и меня тотчас развязали и оставили.

Карточка 25

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени.

2. Они отряхиваясь подходили к рук Пугачёва который объявлял им прощение и принимал в свою шайку.

3. Он объявил отцу Герасиму что будет обедать у него.

4. Вдруг она взглянула на виселицу и узнала своего мужа.

5. Тут молодой казак ударил её саблей по голове и она упала мёртвая на ступени крыльца.

6. Я всё стоял на одном месте и не мог привести в порядок мысли смущённые столь ужасными впечатлениями.

Карточка 26

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Всё было пусто; стулья столы сундуки были переломаны; посуда перебита; всё растаскано.

2. Я взбежал по маленькой лестнице которая вела в светлицу и в первый раз отроду вошёл в комнату Марьи Ивановны.

3. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках у разбойников.

4. Я горько горько заплакал и громко произнёс имя моей любезной…

5. В эту минуту послышался лёгкий шум и из-за шкафа явилась Палаша бледная и трепещущая.

6. Я бросился вон из комнаты мигом очутился на улице и опрометью побежал в дом священника ничего не видя и не чувствуя.

Карточка 27

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Гости требовали вина хозяин кликал сожительницу.

2. Проходя мимо площади я увидел несколько башкирцев которые теснились около виселицы и стаскивали сапоги с повешенных; с трудом удержал я порыв негодования чувствуя бесполезность заступления.

3. Начинало смеркаться когда пришёл я к комендантскому дому.

4. Тело бедной комендантши всё ещё валялось под крыльцом у которого два казака стояли на карауле.

5. Казак приведший меня отправился про меня доложить и тотчас же воротившись ввёл меня в ту комнату где накануне так нежно прощался я с Марьей Ивановной.

6. Сосед мой молодой казак стройный и красивый налил мне стакан простого вина до которого я не коснулся.

Карточка 28

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю.

2. Каждый хвастал предлагал свои мнения и свободно оспоривал Пугачёва.

3. Гости выпили ещё по стакану встали из-за стола и простились с Пугачёвым.

4. Вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны что я не мог не усмехнуться.

5. Я оставил Пугачёва и вышел на улицу.

6. Я пришёл к себе на квартиру и нашёл Савельича горюющего по моём отсутствии.

Карточка 29

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Я последовал его совету и поужинав с большим аппетитом заснул на голом полу утомлённый душевно и физически.

2. Там строились уже толпы пугачёвские около виселицы где всё ещё висели вчерашние жертвы.

3. Оно было отнесено немного в сторону и прикрыто рогожею.

4. Один из старшин подал ему мешок и он стал их метать пригоршнями.

5. Взоры наши встретились; в моём он мог прочесть презрение и он отворотился с выражением искренней злобы и притворной насмешливости.

6. Он отворотился и отъехал не сказав более ни слова.

Карточка 30

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Дядька мой держал в руках  свой реестр и рассматривал его с видом глубокого сожаления.

2. Видя моё доброе согласие с Пугачёвым он думал употребить оное в пользу; но  мудрое намерение ему не удалось.

3. Я не стал было его бранить за неуместное усердие и не мог удержаться от смеха.

4. При сих словах он поскакал назад держась одной рукою за пазуху и через минуту скрылся из виду.

5. Я надел тулуп и сел верхом посадив за собою Савельича.

6. Старик слушал меня со вниманием и между тем отрезывал сухие ветви.

Карточка 31

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Поднялся ропот и я услышал явственно слово «молокосос» произнесённое кем-то вполголоса.

2. Тут он остановился и стал набивать свою трубку.

3. Я гордо посмотрел на чиновников которые между собой перешёптывались с видом неудовольствия и беспокойства.

4. Вспомня решение совета я предвидел долговременное заключение в стенах оренбургских и чуть не плакал от досады.

5. Легко можно себе вообразить что жизнь в Оренбурге была самая несносная.

6. Все с унынием ожидали решения своей участи; все охали от дороговизны которая в самом деле была ужасна.

Карточка 32

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Артиллерия тщетно гремела с высоты вала а в поле вязла и не двигалась по причине изнурения лошадей.

2. Однажды когда удалось нам как-то рассеять и прогнать довольно густую толпу наехал я на казака отставшего от своих товарищей.

3. Прискакав в город я отправился прямо к генералу и опрометью к нему вбежал.

4. Я испугался увидя его завлечённого в военные рассуждения и спешил его прервать.

5.Я потупил голову; отчаяние мною овладело.

6. Я оставил генерала и поспешил на свою квартиру.

Карточка 33

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Мы приехали к городским воротам; караульные нас пропустили; мы выехали из Оренбурга.

2. Прямая дорога занесена была снегом но по всей степи видны были конские следы ежедневно обновляемые.

3. Не зная пароля я хотел молча проехать мимо их; но они меня тотчас окружили и один из них схватил лошадь мою за узду.

4. Я выхватил саблю и ударил мужика по голове: шапка спасла его однако он зашатался и выпустил из рук узду.

5. Прочие смутились и отбежали; я воспользовался этой минутой пришпорил лошадь и поскакал.

6. Я поехал скорее и вскоре очутился снова между караульными мужиками остановившими меня несколько минут тому назад.

Карточка 34

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Они стащили старика с его клячи и готовились вязать.

2. Они с криком бросились на меня и мигом стащили с лошади.

3. Я не противился; Савельич последовал моему примеру и караульные повели нас с торжеством.

4. Мы перебрались через овраг и вступили в слободу.

5. На улице я встретил множество народу; но никто в темноте нас не заметил и не узнал во мне оренбургского офицера.

6. У ворот стояло несколько винных бочек и две пушки.

Карточка 35

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Я взглянул на Савельича; старик крестился читая про себя молитву.

2. Хлопуша и Белобородов не сказали ни слова и мрачно смотрели друг на друга.

3. Две молодые казачки дочери хозяина избы накрыли стол белой скатертью принесли хлеба ухи и несколько штофов с вином и пивом и я вторично очутился за одною трапезою с Пугачёвым и с его страшными товарищами.

4. Пугачёв задремал сидя на своём месте; товарищи его встали и дали мне знак оставить его.

5. Пугачёв весело со мною поздоровался и велел мне садиться с ним в кибитку.

6. Лошади тронулись колокольчик загремел кибитка полетела…

Карточка 36

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Лошади поскакали; народ на улице останавливался и кланялся в пояс.

2. Через минуту мы выехали из слободы и помчались по гладкой дороге.

3. Через несколько часов должен я был увидеться с той которую почитал уже для меня потерянною.

4. Я вспомнил взятие Белогорской крепости но не почёл нужным его оспоривать и не отвечал ни слова.

5. Расскажу тебе сказку которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка.

6. Пугачёв посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал.

Карточка 37

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Татарин затянул унылую песню; Савельич дремля качался на облучке.

2. Народ узнал колокольчик Пугачёва и толпою побежал за нами.

3. Он был одет казаком и отрастил себе бороду.

4. Он трусил перед ним а на меня поглядывал с недоверчивостью.

5. Швабрин стал искать у себя в карманах и сказал что не взял с собою ключа.

6. Пугачёв толкнул дверь ногою; замок отскочил дверь отворилась и мы вошли.

Карточка 38

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств.

2. Я кинулся к ней; но в эту минуту очень смело в комнату втёрлась моя старинная знакомая Палаша и стала ухаживать за своею барышнею.

3. Пугачёв вышел из светлицы и мы трое сошли в гостиную.

4. Тут он оборотился к Швабрину и велел ему выдать мне пропуск во все заставы и крепости подвластные ему.

5. Швабрин его сопровождал; а я остался под предлогом приготовлений к отъезду.

6. В самую эту минуту дверь отворилась и Марья Ивановна вошла с улыбкою на бледном лице.

Карточка 39

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Я схватил её руку и долго не мог вымолвить ни одного слова.

2. Мы говорили и не могли наговориться.

3. Она сначала колебалась: известное ей неблагорасположение отца моего её пугало.

4. Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно: ничто на свете не может нас разлучить.

5. Она чувствовала что судьба её соединена была с моею.

6. Через час урядник принёс мне пропуск подписанный каракульками Пугачёва и позвал меня к нему от его имени.

Карточка 40

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Швабрин и народ толпящийся около нас помешали мне высказать всё чем исполнено было моё сердце.

2. Пугачёв увидя в толпе Акулину Памфиловну погрозил пальцем и мигнул значительно.

3. Я долго смотрел на белую степь по которой неслась его тройка.

4. Всё было готово к нашему отъезду; я не хотел более медлить.

5. Я хотел её проводить но она просила меня оставить её одну.

6. Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону.

Карточка 41

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Наконец мы выехали из крепостных ворот и навек оставили Белогорскую крепость.

2. Я вышел из кибитки и требовал чтоб отвели меня к их начальнику.

3. Вахмистр оставил меня при карауле и пошёл обо мне доложить.

4. Он сам вышел на улицу извиняться перед Марьей Ивановной в невольном недоразумении и приказал вахмистру отвести ей лучшую квартиру в городе.

5. Я благодарил Савельича и лёг спать в одной комнате с Зуриным.

6. Я замолчал и вскоре последовал его примеру.

Карточка 42

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Она признала их благоразумие и тотчас со мною согласилась.

2. Зима затруднявшая военные распоряжения проходила и наши генералы готовились к дружному содействию.

3. Бунтующие деревни при виде наших войск приходили в повиновение; шайки разбойников везде бежали от нас и всё предвещало скорое и благополучное окончание.

4. Речки разлились и дороги стали непроходимы.

5. Он явился на сибирских заводах собрал там новые шайки и снова начал злодействовать.

6. Вскоре весть о взятии Казани и о походе самозванца на Москву встревожила начальников войск беспечно дремавших в надежде на бессилие презренного бунтовщика.

Карточка 43

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Правление было повсюду прекращено; помещики укрывались по лесам.

2. Через несколько дней должен я был опять очутиться посреди моего семейства увидеть опять мою Марью Ивановну.

3. Со мною сели два гусара с саблями наголо и я поехал по большой дороге.

4. надели мне на ноги цепи и заковали наглухо.

5. На другой день тюремный сторож меня разбудил с объявлением что меня требуют в комиссию.

6. Два солдата повели меня через двор в комендантский дом остановились в передней и впустили одного во внутренние комнаты.

Карточка 44

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Я был глубоко оскорблён словами гвардейского офицера и с жаром начал своё оправдание.

2. Я спокойно взглянул на Швабрина но не сказал ему ни слова.

3. Он усмехнулся злобной усмешкою и приподняв свои цепи опередил меня и ускорил свои шаги.

4. Меня опять отвели в тюрьму и с тех пор уже к допросу не требовали.

5. Марья Ивановна принята была моими родителями с тем искренним радушием которое отличало людей старого времени.

6. Вскоре они к ней искренне привязались потому что нельзя было её узнать и не полюбить.

Карточка 45

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Старики успокоились и с нетерпением стали ждать благоприятных вестей.

2. Однажды вечером батюшка сидел на диване перевёртывая листы Придворного календаря; но мысли его были далеко и чтение не производило над ним обыкновенного своего действия.

(Придворный календарь (годы издания 1735 – 1917), помимо календарных и других сведений, содержал списки высших военных и гражданских чинов, роспись дворцовых приёмов и др.)

3. Отец мой потупил голову: всякое слово напоминающее мнимое преступление сына было ему тягостно и казалось колким упрёком.

4. Матушка со слезами обняла её и молила Бога о благополучном конце замышленного дела.

5. Марью Ивановну снарядили и через несколько дней она отправилась в дорогу с верной Палашей и с верным Савельичем.

6. Анна Власьевна рассказала историю каждой аллеи и каждого мостика и нагулявшись они возвратились на станцию очень довольные друг другом.

Карточка 46

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась оделась и тихонько пошла в сад.

2. Утро было прекрасное солнце освещало вершины лип пожелтевших уже под свежим дыханием осени.

3. Вдруг белая английская собачка белой породы залаяла и побежала ей навстречу.

4. Марья Ивановна испугалась и остановилась.

5. Дама пристально на неё смотрела; а Марья Ивановна с своей стороны бросив несколько косвенных взглядов успела рассмотреть её с ног до головы.

6. Марья Ивановна встала и почтительно её благодарила.

Карточка 47

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Всё в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность.

2. С этим словом она встала и вышла в крытую аллею а Марья Ивановна возвратилась к Анне Власьевне исполненная радостной надежды.

3. Анна Власьевна изумилась и расхлопоталась.

4. Марья Ивановна предчувствовала решение нашей судьбы; сердце её сильно билось и замирало.

5. Она прошла длинный ряд пустых великолепных комнат; камер-лакей указывал дорогу.

6. Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала её что она с трудом могла держаться на ногах.

Карточка 48

     Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Выполните схемы предложений.

1. Через минуту двери отворились и она вошла в уборную государыни.

(Уборная – здесь: комната, где одеваются и приводят себя в порядок (от слова убраться – украситься, нарядиться)

2. Несколько придворных окружали её и почтительно пропустили Марью Ивановну.

3. Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и заплакав упала к ногам императрицы.

4. Анна Власьевна нетерпеливо ожидавшая её возвращения осыпала её вопросами на которые Марья Ивановна отвечала кое-как.

5. Она прошла длинный ряд пустых великолепных комнат; камер-лакей указывал дорогу.

6. Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала её что она с трудом могла держаться на ногах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгтовка к ЕГЭ А5. Синтаксические нормы (выбор форм согласования и управления; построение предложений с однородными членами, построение сложноподчиненных предложений)

Данная презентация в полном объеме дает материал для повторения синтаксических норм. Дана теория и несколько вариантов заданий....

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОНОГРАФИЧЕСКОЙ ТЕМЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ «А.С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Тематическое планирование монографической темы по литературе в 8 классе«А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»Литература. 8 кл.:  Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. /А...

Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.С.Пушкин "Капитанская дочка". История создания.

Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.С.Пушкин "Капитанская дочка". История создания. "Восстание Емельяна Пугачёва". Презентация представлена в сокращённом варианте....

Дидактический материал по теме "Простейшие текстовые задачи"

В материале приведена подборка заданий для подготовки учащихся к ЕГЭ по математике как базового, так и профильного уровня по теме "Простейшие текстовые задачи". Приведенные задания охватывают практиче...

Тест по литературе 8 класс А.С.Пушкин "Капитанская дочка"

Тест по литературе 8 класс А.С.Пушкин "Капитанская дочка"...

конспект урока литературы в 8 классе по повести Пушкина "Капитанская дочка" с использованием технологии проблемного обучения и личностно ориентированного подхода на тему "Милосердие"

в разработке дан материал для урока по анализу главы "Вожатый" повести А.С.Пушкина "Капианская дочка". Урок разработан с использованием технологии проблемного обучения и личностоно...

Урок литературы 8 класс А.С.Пушкин "Капитанская дочка"

Урок  литературы в 8 классе по теме: А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Урок 1...