Элективный курс по русскому языку "Принципы русской орфографии"
элективный курс по русскому языку (8 класс) по теме

Гончарова Светлана Николаевна

 

   Актуальность введения в школе элективного курса "Принципы русской орфографии"  определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 34 часа (1час в неделю).

 

  Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.

 

Дидактические принципы отбора содержания материала:

  • научность;
  • доступность;
  • последовательность и системность изложения материала;
  • преемственность и перспективность;
  • связь теории с практикой;
  • наглядность;
  • целостность.

 

   Курс "Принципы русской орфографии" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

  • закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
  • продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
  • развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).

    В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.

 

Методы обучения:

  • эвристическая беседа;
  • исследование;
  • проблемно-поисковые задания;
  • наблюдение;
  • лингвистические игры;
  • индивидуальные задания.

 

Ожидаемые результаты

 

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

 знать:

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
  • условия, от которых зависит написание;
  • норму, действующую при данных условиях;
  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
  • приёмы разграничения схожих написаний.

 

уметь:

 

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
  • правильно писать сложные слова,
  • правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
  • правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
  • правильно писать не с разными частями речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_printsipy_russkoy_orfografii_8.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс по русскому языку

"Принципы русской орфографии"

Пояснительная записка

   Актуальность введения в школе элективного курса "Принципы русской орфографии"  определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 34 часа (1час в неделю).

  Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.

Дидактические принципы отбора содержания материала:

  • научность;
  • доступность;
  • последовательность и системность изложения материала;
  • преемственность и перспективность;
  • связь теории с практикой;
  • наглядность;
  • целостность.

   Курс "Принципы русской орфографии" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

  • закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
  • продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
  • развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).

    В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.

Методы обучения:

  • эвристическая беседа;
  • исследование;
  • проблемно-поисковые задания;
  • наблюдение;
  • лингвистические игры;
  • индивидуальные задания.

Ожидаемые результаты

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

 знать:

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
  • условия, от которых зависит написание;
  • норму, действующую при данных условиях;
  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
  • приёмы разграничения схожих написаний.

уметь:

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
  • правильно писать сложные слова,
  • правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
  • правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
  • правильно писать не с разными частями речи.

Календарно-тематическое планирование

элективного курса

 "Принципы русской орфографии"

№ п/п

Темы занятий

Количе-ство часов

Дата

проведения

1.

Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе.

2

2.

Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке. Правописание непроизносимых согласных корня.        

2

3.

Правописание о/ё после шипящих в корне слова.

1

4.

Правописание приставок на -з / -с.

2

5.

Написание ы в начале корня после приставок на согласный.        

1

6.

Написание о под ударением после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных.

2

7.

Правописание непроверяемых гласных и согласных корня.

1

8.

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

2

9.

Разделительный Ъ.

1

10.

Правописание Ь как разделительного знака как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы.

1

11.

Употребление приставок пре- и при-.

2

12.

Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.

2

13.

Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).

2

14.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

1

15.

Правописание суффиксов глаголов.

2

16.

Правописание суффиксов причастий.

2

17.

Написание не с именами существительными, именами прилагательными.

2

18.

Слитное и раздельное написание не с глаголами, деепричастиями.

1

19.

Написание не с причастиями.

1

20.

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

1

21.

Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний.

1

22.

Употребление прописных букв.

1

23.

Правила переноса.

1

ИТОГО

34

Учебно-методическое обеспечение

1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.

2. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.

3. Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.

 4. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.

4. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.

5. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.

6. Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку "Принципы русской орфографии"

Элективный курс по русскому языку "Принципы русской орфографии"  Пояснительная записка    Актуальность введения в школе элективного курса "Принципы русской орфографии"...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Деловой русский язык" для 10 (11) классов

  Курс «Деловой русский язык» разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.Рабочая программа элективного курса «...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудности русского языка» (для учащихся 9 класса)

Новая форма экзамена (ГИА) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки ка...

Элективный курс по русскому языку "Стилистика русского языка"

Лингвистический элективный курс «Стилистика русского языка» предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, рассчитан на 34 часа. В предлагаемом курсе приводятся основные понятия ...