Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудности русского языка» (для учащихся 9 класса)
    рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

    Петракова Галина Михайловна

    Новая форма экзамена (ГИА) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников 9 классов к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию – как в области русского языка, так и в других областях. В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 9_klass_elektivnyy_kurs_14g.doc126 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Иозефовская основная школа»

    РАССМОТРЕНО

    на педагогическом совете

    Протокол от 30.08.2014г. № 1

    УТВЕРЖДАЮ

    директор________Г.М.Петракова

    Приказ от30.08.2014 №1

     

    Рабочая программа

    элективного курса по русскому языку
    «Трудности русского языка»

                 

    (для учащихся 9 класса)

    Срок реализации 1 год

    уровень базовый

                    

            

     

    Составитель:
    учитель 1 категории
    Петракова Г.М.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    1.  Пояснительная записка
    2.  Общая характеристика учебного предмета.
    3.  Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
    4.  Содержание учебного предмета, курса.
    5.  календарно-тематическое планирование
    6.  Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, используемой литературы.
    7. Приложения к программе (методические рекомендации, дидактический материал)

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Количество часов 34                                                               

       

       Программа разработана на основе

    -  Обязательного минимуму содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);

    -  Федерального  компонента государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

    -  базисного  учебного  плана, программой по русскому языку и литературе 5-9  кл. общеобразовательных учреждений  с русским языком обучения

    - Учебно-методического пособия/ Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2011: Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т. М. Бандоля, Н.М.Смеречинская.

    Новая форма экзамена (ГИА) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников 9 классов к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию – как в области русского языка, так и в других областях. В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.

    Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку.

    Содержание экзаменационной работы определяется следующими нормативными документами:

    - Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);

    -  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

             Кроме того, при разработке экзаменационного материала учитывалось содержание Примерной программы основного общего образования.
    Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:

    • писать изложения разных видов
    • читать текст и анализировать его содержание
    • выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.

    Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.

    В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).

    Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.

    2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

    Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ГИА) и преодоление трудностей в изучении русского языка.

     Задачи :

    • систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
    • совершенствование умения излагать учебный текст;
    • совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.

    Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

    Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

     На занятиях используются:

    • Лекции учителя с различными видами заданий;
    • Составление обобщающих таблиц и схем;
    • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
    • Самостоятельный отбор материала;
    • Работа в группах;
    • Проведение деловых игр и практикумов;
    • Работа с пакетами КИМов;
    • Написание изложений и сочинений.

                                 3. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ КУРСА

           В результате изучения курса учащиеся должны:

    -систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

    -уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;

    -уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).

    ЗНАТЬ: 

    нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

    Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:

    -соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

    -находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

    Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

    -дать понятие о нормах языка;

    -рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;

    -познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;

    -познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.

    В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:

    • умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
    • умение понимать основную мысль прослушанного текста;
    • умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
    • умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
    • умение интерпретировать информацию звучащего текста;
    • умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
    • умение понимать главную мысль прочитанного текста;
    • умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
    • умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
    • умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
    • умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
    • умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
    • умение определять средства связи предложений в тексте;
    • умение проводить звукобуквенный анализ слова;
    • умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
    • умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
    • умение определять основные способы образования слов;
    • умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
    • умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
    • умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
    • умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
    • умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
    • умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
    • умение последовательно излагать собственные мысли;
    • умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
    • умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
    • умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

                                            Оценка знаний, умений и навыков

     Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.

    В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:

    • текст как речевое произведение;
    • смысловая и композиционная цельность, связность текста;
    • функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
    • средства связи предложений в тексте;
    • звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;
    • лексическое значение слова и фразеологического оборота;
    • морфемно-словообразовательный анализ слова;
    • основные способы словообразования;
    • морфологический анализ знаменательных частей речи;
    • морфологический анализ служебных частей речи;
    • простое предложение: главные и второстепенные члены;
    • двусоставные и односоставные предложения;
    • сложносочиненное предложение;
    • сложноподчиненное предложение;
    • сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
    • сложные предложения с разными видами связи между частями;
    • синтаксический анализ простого предложения;
    • синтаксический анализ сложного предложения.

                                               
                                                     
    4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    Знакомство с содержанием курса «Трудности русского языка»

               МОДУЛЬ I.

    Культура речи.

            Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.

            Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.

            Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

            Нормы ударения и произношения.

            Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.

            Произношение некоторых грамматических форм.

            Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.         

            Нормы ударения в современном русском языке.

            Причины отклонения от произносительных норм.

            Исторические изменения в произношении и ударении.

            Допустимые варианты произношения и ударения.

               Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

    Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ

    Выразительность русской речи.

    Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

    Средства выразительности. Тестовые задания.  

            Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.

            Лексическая сочетаемость.

            Смешение паронимов.

            Жаргонизмы.

            Речевая избыточность и речевая недостаточность.

            Грамматические нормы.

    Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

    Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов

    Синтаксические нормы.

    Словосочетание

    Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

    Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения

    Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

    Правильное построение предложений.

    Правильное построение предложений с обособленными членами.

    Знаки препинания в сложносочинённом предложении

    Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

    Синтаксический анализ сложного предложения

    Сложные бессоюзные предложения

    Сложные предложения с разными видами связи

    МОДУЛЬ II.

    ГИА-9. Методика обучения написанию сжатого изложения.

    Изложение. Виды изложений

    Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

    Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

    Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

    Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

    Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

    Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

    Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

    Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.

    Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения

    Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста )

    Извлечение информации из различных источников

    Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)

    МОДУЛЬ III.

    ГИА-9. Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения

    Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

    Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему : тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

    Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему

               

                                        5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 1

    Общее количество часов: 34

    ДАТА

    ЧАСЫ

    СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

    1

    1

    МОДУЛЬ I.

    Культура речи. Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют?

    2

    1

    Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы (А4 – А5)

    Лексические нормы

    3

    1

    Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.

    4-5

    2

    Выразительность русской речи. Средства выразительности.

    6

    1

    Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения

    7

    1

    Правописание корней

    Трудности современной русской орфографии.

    8

    1

    Правописание приставок

    Тестовая работа

    9

    1

    Правописание суффиксов

    10

    1

    Словосочетание

    Синтаксические нормы.

    11-12

    2

    Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения

    13-14

    2

    Простое осложнённое предложение. Знаки препинания

    15

    1

    Знаки препинания в сложносочинённом предложении Тестовая работа

    16

    1

    Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Тестовая работа

    17

    1

    Синтаксический анализ сложного предложения. Тестовая работа

    18

    1

    Сложные бессоюзные предложения. Тестовая работа

    19-20

    2

    Сложные предложения с разными видами связи. Тестовая работа

    21-22

    2

    МОДУЛЬ II.

    Изложение. Виды изложений. Методика обучения написанию сжатого изложения. 

    Способы и приемы компрессии текста: грамматические, логические, синтаксические .

    23

    1

    Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

    Соотношение микротемы и абзацного строения текста

    24

    1

    Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

    25

    1

    Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.        

    26-27

    2

    Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста

    28-29

    2

    Извлечение информации из различных источников

    Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости

     (сжатое изложение содержания прослушанного текста)

    30-31

    2

    МОДУЛЬ III.

    Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 1

    Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

    31-32

    2

    Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи.

    33-34

    2

    Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

    Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему

    Изложений - 1  , сочинений - 2

    6. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

    Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс.

    Подготовка к ГИА-2011: УМП для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.

    Львова С. И. ГИА 2011. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс – М.: Эксмо, 2011.

    Сычева В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. – М.:Экзамен, 2011.

    При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ:

    1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений / Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение; Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

    2) Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа.

    К экзамену можно готовиться также по другим учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства».

    В качестве дополнительных источников информации по вопросам, связанным с подготовкой к итоговой аттестации по русскому языку в IX классе, рекомендуется использовать следующие:

    1) Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

    2) Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2015.

    Рекомендуется практиковать проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, тем более что в последнее время наблюдается расширение тренировочных и контролирующих информационных программ типа «Фраза», «Диктант». Обращает на себя внимание серия программ «Уроки от Кирилла и Мефодия».

    Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ:

    - документы,  регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2015 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант  экзаменационной работы);

    - учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ  выпускников 9-х классов 2015 г.;

    - перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену. www:fipi.ru

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003 - №2.- С.47-50.
    2. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Паронимия. // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - №2.- С. 18-22.
    3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
    4. Давайте говорить правильно!: Трудности грамматического управления в современном русском языке: Краткий словарь-справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2004. – 176 с.
    5. Давайте говорить правильно!: Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник/ Л.А.Вербицкая и др. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2005. – 160 с.
    6. Давайте говорить правильно!: Трудности современной русской фразеологии: Краткий словарь-справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2004. – 288 с.
    7. Единый государственный экзамен. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов /Авторы Капинос В.И., Гостева Ю.А., Львов В.В. и др. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2002. – 96с.
    8. Елистратов В.С. Древние рецепты хорошей речи // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 23-27.
    9. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989. – 383с.
    10. Ильин М.И. Критерии и нормы оценки по русскому языку в 5-11 классах русской и нерусской школы (в таблицах, схемах, с иллюстративным материалом): Пособие для учителя – Йошкар-Ола, 2001. – 51с.
    11. Кохтев Н.И. Риторика. - М.: Просвещение, 1996. – 207с.
    12. Красных В.И. О лексических паронимах в современном русском языке // Русский язык в школе. – 2001 - №5.- С. 66-70.
    13. Лунёва Л.П. «На ошибках … учимся» (тесты по культуре речи) // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 11-16.
    14. Морозова А.В. Речевая избыточность и речевая недостаточность как одна из проблем при работе над курсом «Русский язык и культура речи» // Русская словесность. – 2004 - №6.- С.75-78.
    15. Нарушевич А. Культура речи «желает лучшего». Лексические ошибки // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - №1.- С. 2-9.
    16. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.
    17. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.
    18. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н., Соколова Н.В. ЕГЭ 2005. Русский язык. Типовые тестовые задания. 2005 –М.: «Экзамен», 2005. – 112с.
    19. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2005. – 256с.
    20. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? – Лениздат, 1963. – 332с.
    21. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта +, 2001. – 704с.
    22. Язовицкий Е.В. Говорите правильно – Москва – Ленинград: Просвещение, 1964. – 272с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.

    Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов....

    Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»

    Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» на 2017 – 2018 учебный год

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       элективного курса «Подготовка к ОГЭ  по русскому языку»на 2017 – 2018 учебный год...

    Рабочая программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы русского языка"

    Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...

    Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

    Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»...