Главные вкладки

    Подготовка и контрольная работа по русскому языку в 8 классе на тему "Стили речи"
    план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

    Голубева Ольга Алексеевна

    В учебнике по русскому языку для 8 класса С.И. Львовой и В.В. Львова подробнейшим образом дан материал по стилистике. После изучения этого материала необходимо провести урок закрепления и урок контроля. Моя статья посвящена этому.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование навыков изучающего чтения в процессе проведения речеведческого анализа текста

    Урок русского языка в 8 классе: контрольная работа по теме «Стили речи»

    Учитель Дынина Ольга Алексеевна (МАОУ Правдинская СОШ №2)

    В учебнике русского языка для 8 класса С.И. Львовой и В.В. Львова в отдельную тему вынесена стилистика: ряд уроков про программе С.И. Львовой посвящен изучению функциональных стилей речи и работе с ними. Объем информации, данной в учебнике, большой. Здесь можно применять разнообразные формы работы с ним: классическое чтение и конспектирование, работа в группах, объяснение учителя, наблюдения за языковым материалом и т.п.

    Материл, который  представлен в этой статье, я использовала в качестве подготовки и непосредственно контрольной работы после изучения темы «Стили речи».

    1. Подготовка к контрольной работе на тему «Стили речи»

    Цель урока: на конкретных примерах показать, как можно использовать полученные на предыдущих уроках знания; обучить навыкам изучающего чтения; обучить речеведческому анализу текста с точки зрения его стилистической принадлежности; научить пользоваться информацией, данной в справочной литературе, использовать ее для собственной работы; подготовиться к контрольной работе.

    Оборудование: лист с текстами, интерактивная доска, учебник по русскому языку для 8 класса С.И. Львовой, В.В. Львова, рабочая тетрадь.

    Содержание урока:

    1. Каждый из учащихся получает лист А4, в котором даны задание, тексты и специальные графы у каждого из текстов для записи ответов. Здесь важно то, что дети смогут вести наблюдение за языковым материалом и графически работать с ним (подчеркивать, выделять примеры и т.п.).
    2. Учитель ведет ту же работу, но на доске. Так дети смогут соотносить свои записи и пометки с работой учителя.
    3. Задание:

    Определите стиль речи каждого из  данных текстов, проанализируйте каждый текст, отметьте примеры специальными графическими символами. Используйте для анализа таблицу «Функциональные разновидности языка» в приложении учебника (с.299-302):

    Электронный паспорт содержит в себе данные, которые разнесены по четырем основным функциональным блокам. Первый из них — это персональные данные. Этот функциональный блок включает в себя имя, фамилию, отчество, год рождения, семейное положение, прописку, сведения о детях и прочую информацию о гражданине.

    Вторым функциональным блоком является информация о визах. Эта информация выносится в отдельную группу, поскольку она обновляется и дополняется гораздо чаще.

    Третьим блоком являются биометрические данные. К ним относятся фотография гражданина в формате jpg, отпечатки пальцев, снимок сетчатки глаза и любые другие данные, которые физиологически подтверждают личность человека.

    Четвертый блок — это криптографические данные, которые представляют собой цифровой ключ, благодаря которому осуществляется защита целостности и проверка подлинности информации.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Сидорович плохо спал ночью, то и дело просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха и представлять, что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

    Он думал о Тайге…

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свою искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Петрову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствии с условиями коллективного договора ООО «Пример».

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ёу, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башню. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне все равно: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Каждый текст учитель читает вместе с учениками. Дети определяют его стиль. Теперь важно это доказать. Для доказательства обращаемся к таблице в конце учебника. Допустим, первый текст мы относим к научному стилю. Значит, на сточках, которые даны под текстом, пишем: Научный стиль речи. 1) Задача и основные особенности: сообщение научной информации, текст носит обобщённо-отвлеченный характер, логично и точно построен, информативный, безОбразный. 2) Лексические средства: здесь учащиеся должны прочитать материал, данный в таблице и найти примеры тех или иных лексических средств в анализируемом тексте. Запись будет выглядеть так: абстрактная лексика (соответствующим подчеркиванием обозначаем примеры абстрактной лексики в самом тексте), научные термины (так же подчеркиваем примеры научных терминов в тексте) и т.д. 3) Морфологические средства: по тому же принципу: находим примеры заявленных в таблице морфологических средств, подчеркиваем их и записываем в ответ. 4) Синтаксические средства: так же находим в тексте заявленные в таблице синтаксические средства, придумываем для них условное обозначение, выделяем и выносим условное обозначение в ответ под текстом. 5) Тип речи и жанр: определяем тип речи и жанр данного текста и записываем ответ.

    В том случае, если из заявленных в таблице средств мы не нашли ни одного примера в анализируемом тексте, пишем фразу: «Данные средства в тексте не представлены». Важно, чтобы в сознании детей уложилось, что все тексты как под копирку одинаковыми быть не могут. Мы знакомимся с наиболее распространенными их свойствами, но бывают и отхождения от тенденции.

    Аналогичным образом анализируем каждый текст. Дети – на листах, учитель - с ними на доске.

    Таким образом мы соотносим изученную ранее информацию с конкретными примерами текстов и учимся доказывать свою точку зрения.

    1. Контрольная работа на тему «Стили речи».

    Цель урока: провести контроль знаний, умений и навыков учащихся, полученных на предыдущих уроках.

    Оборудование: лист с текстами, учебник по русскому языку для 8 класса С.И. Львовой, В.В. Львова.

    Задание:

    1 вариант

    Определите стиль речи каждого из  данных текстов, проанализируйте каждый текст, отметьте примеры специальными графическими символами. Используйте для анализа таблицу «Функциональные разновидности языка» в приложении учебника (с.299-302):

    Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вы когда-нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы деревни на его кольцах? Конечно, нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, насколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто?

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня». Золото было получено, однако это живодера не остановило, и он даже не пытался помочь бедным созданиям, ставшим жертвой его вопиющих экспериментов. Сложно сказать, чем чревато такое открытие, однако, учитывая тенденции в поведении «ученого», можно сделать вывод, что он явно замышляет захват власти над миром.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2 вариант

    Автобиография.
    Я, Петров Пётр Петрович, родился 1 января 1983 году в селе Иваново
    Вологодской области в семье рабочего.
    В 1989 году поступил в первый
    класс школы № 444 города Вологда.
    В настоящее время закончил 9 класс школы № 444 г. Вологда.
    Мой отец, Петров Пётр Петрович, 1955 года рождения, работает в школе. Моя мать, Петрова Зинаида Ивановна, 1955 года рождения, работает воспитательницей в детском саду.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

    К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Учащимся  разрешено пользоваться таблицей в конце учебника.

    В сильном классе дети справляются с данной работой примерно за 30-35 минут, поэтому в таком случае количество текстов для анализа можно увеличить.

    В слабом классе работа может занять весь урок, но целесообразно придумать дополнительное задание для тех, кто выполнит эту работу рано.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диагностическая контрольная работа по русскому языку 8 класс 1-2 вариант (Подготовка к ГИА)

    Данная контрольная работа предполагает подготовку к экзамену по русскому языку в новой форме (ГИА). Работа максимально приближена к КИМам по русскому языку в 9 классе. Учителя могут использовать данны...

    Диагностическая контрольная работа по русскому языку 7 класс 1-2 вариант (Подготовка к ГИА)

    Данная контрольная работа предполагает подготовку к экзамену по русскому языку в новой форме (ГИА). Работа максимально приближена к КИМам по русскому языку в 9 классе. Учителя могут использовать данны...

    Контрольная работа по русскому языку (Анализ текста: определение типа речи)

    Контрольная работа предназначена для пятиклассников. Главная задача - научить правильно оформлять письменную речь, пользуясь книжной речью....

    Контрольная работа по русскому языку. 9 класс.(Подготовка к ГИА)

    Контрольная работа по русскому языку. 9 класс....

    Контрольная работа по русскому языку по теме "Служебные части речи", 7 класс

    Итоговая контрольная работа, проверяющая качество знаний учащихся, сформированность умений и навыков по темам "Предлог", "Союз", "Частица"....


     

    Комментарии

    Голубева Ольга Алексеевна

    Источники информации
    1) Учебник С.И. Львовой В.В. Львова по русскому языку 8 класс
    2) Сайт http://shard-copywriting.ru/copywriting-basics/text-styles-examples