Час занимательного синтаксиса и пунктуации. 8 класс.
классный час по русскому языку (8 класс) по теме

Данный материал можно использовать в рамках декады русского языка. Преназначен для работы с учащимися 8 класса, способствует повторению и обобщению изученного о простом предложении. Позволяет повысить учебную мотивацию, интерес к предмету.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Час занимательного синтаксиса и пунктуации. 8 класс.

Цели: в занимательной, игровой форме обобщить изученный материал; вызвать мотивацию, интерес к предмету.

I. Слово учителя о проводимой в школе «Неделе русского языка и литературы под девизом «Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше».

II. Конкурсы, викторины (обобщение изученного).

1. Сконструировали члены кружка «Юный техник» говорящего электронного робота, вся школа собралась на него посмотреть. Сдернули с него одеяло как со статуи. Один малыш от удивления раскрыл рот и  выронил все перья. Робот произнес «Теперьяподнимитетоже». Эту фразу каждый понял по - своему. Как? Сколько здесь может быть вариантов предложений? Что не учли ребята при создании робота? (Робот не знал о синтаксисе, о правилах построения предложения с учетом пауз и интонации).

2. Разгадайте кроссворд. В нем зашифрован фундамент предложения.

с

с

3. Известно, что слова в предложении связываются при помощи окончаний, служебных слов, интонации, порядка слов и пауз, которые на письме выражаются соответствующими знаками препинания. Насколько это важно, видно в стихотворной шутке.

В реке там рыба, на бугре

Мычит корова, в конуре

Собака лает, на заборе

Поет синичка, в коридоре

Играют дети, на стене

Висит картина, на окне

Узоры инея, в печурке

Горят дрова, в руках девчурки

Нарядная там кукла, в клетке

Ручной щегол поет, салфетки

Там на столе лежат, коньки

К зиме готовят,  там очки

Лежат для бабушки,

Тетрадки

Всегда содержатся в порядке.

Раздели предложения знаками препинания?

4. Перед вами искусственно созданная фраза-предложение. Можно ли его разобрать по членам, не зная значения слов?

Поляндные волдряки учно тыквались по лорному вому.

5. Проводился осенний кросс, лучший бегун одного класса заболел, над командой повисла угроза проиграть. Класс волновался. Вдруг сквозь толпу стал пробираться худой, маленький мальчишка с впалой грудью.

- Куда тебе? – спросили его.

- Куда тебе! – сказал другой.

Какой смысл был вложен в эти одинаковые слова и с какой интонацией они были произнесены?

6. Игра «Стань ведущим».

Становятся вкруг. В центр выходит ведущий. Произносит три слова разных частей речи. Трижды бьет в ладоши. За это время надо придумать предложения, включающие все эти три слова. Ответивший правильно, становится ведущим.

7. Игра «В цепочку».

Играющие становятся вкруг. Ведущий обращается к первому, произнося какое-нибудь слово – самостоятельная часть речи. Тот должен быстро согласовать с ним какое-либо другое слово и обратиться к следующему с новым словом.

Выигрывает тот, кто ни разу не прервал «цепочку».

8. Чудесные знаки.

Известный писатель Виктор Гюго был человеком серьезным, но иногда любил пошутить. В день выхода своей книги он захотел узнать, как идет распродажа. По просьбе Гюго секретарь послал издателю записку, в которой вверху стоял только один знак: «?».

Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листке бумаги внизу издатель написал «!».

Знаки препинания, даже в одиночку несут огромную смысловую нагрузку.

9. Определите основу предложения.

Живет Балда в пановом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых.

10. Узда для языка – голова.

Длинный язык – это лестница, по которой в дом входит несчастье.

11. Исправь ошибку.

Перед вами слова: «Вещий Олег пирует с дружиною при веселом звоне стакана».

Измените порядок слов так, чтобы восстановить стихотворные строчки.

И молва стала трезвонить: пропала царская дочка!

В тот день враг изведал немало, что значит русский удалой бой, наш рукопашный бой!

12. Строители завершили строительство дома? Можно, как известно, превратить в повествовательное. А какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательное таким способом?

13. Растение, насекомое, журнал, плакат.

Это сказуемое, выраженное существительным. Подберите к этим сказуемым подлежащие, которые бы не повторялись ни у кого.

14. Перед нами предложение:

Дело не обходилось без столкновений и перестрелок.

Какое слово надо опустить, чтобы предложение стало бессоюзным?

15. Человеку по работе воздается честь.

Какое это предложение, личное или безличное? Какое слово надо изменить, чтобы превратить его в неопределенно-личное?

III. Подведение итогов, награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет "Синтаксис и пунктуация" 5 класс

Урок в форме игры по станциям.Цель: обобщить и закрепить знания по теме;проверка сформированности знаний по теме (контроль за сформированностью умений и навыков)1 стол  Словосочетание. Слов...

Открытый урок русского языка в 5 классе "Путешествие в Страну синтаксиса и пунктуации"

Урок - игра предназаначен для обучающихся 5 класса. Использован нестандартный подход к усвоению и обощению изученного материала....

Секреты синтаксиса и пунктуации в 5 классе

Урок русского языка проводится после изучения темы "Синтаксис и пунктуация" как обощающе-повторительный. Содержит занимательные задания, интересные для учащихся 5 класса...

Программа учебного курса « Серьёзный и занимательный синтаксис» для 8 класса

Программа   учебного курса « Серьёзный  и занимательный синтаксис» для 8 класса  - новая модель современного школьного курса, которая построена в основном на углубленном изучении с...

Тест "Синтаксис и пунктуация" (обобщение курса за 5 класс, повторение в 6 классе материала 5 класса)

Тест позволяет проверить знания по разделам "Синтаксис", "Пунктуация". В контрольную работу включены темы по словосочетанию, членам предложения, способам выражения главных и второстепенных членов пред...

План открытого мастер-класса по русскому языку в 5 классе "Повторение синтаксиса и пунктуации в 5 классе" с презентацией

Разработка данного урока  с использованием сингапурской методики позволяет повторить и систематизировать знания учащихся по синтаксису и пунктуации в 5 классе в форме групповой работы....

презентация к мастер-классу по теме "Повторение синтаксиса и пунктуации в 5 классе"

В презентации отражены  основные этапы урока с названиями обучающих структур и  образец для самопроверки....