Повторение по теме "Лексика" (урок-сказка)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 5-6 кл. в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aristarkhova_t.v._sosh_10.rar10.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок повторения по теме «Лексика» в форме игры-сказки

5 класс (6 класс)

Цели  урока.

  1. Обучающие:

- систематизировать и расширить серьезные знания учащихся по данной теме в игровой форме.

2. Развивающие:

-развивать речь учащихся

- развивать логическое и образное мышление учащихся, смекалку .

3. Воспитывающие:

- воспитывать бережное отношение к слову.

Оборудование: макет теремка; таблички со словами синонимы, антоним, омонимы, образные слова; карточки со словами почта,   почтальон, корреспонденция, мансарда, бандероль, метафор,; почтальон Печкин; журнал; конверты, в которых таблички со словами синонимы, антонимы, омонимы, образные слова; медиапроектор, компьютер, экран

                                                                              Ход урока

- Сегодня у нас необычный урок. В форме игры-сказки мы повторим все, что изучали по теме «Лексика».

- Посмотрите, какой красивый сказочный теремок! (У доски макет теремка из картона).

В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

                                                     Кто, кто в теремочке живет?

                                                     Кто, кто в невысоком живет?

- А чтобы ответить на вопрос, кто живет, нужно отгадать загадку: не мед, а ко всему липнут.

                 (Слова)

- Как называются все слова языка?

                        ( Лексика)

- А для чего служат слова?

               ( Обозначают предметы, признаки, действия)

- Вот сейчас мы и попытаемся найти слова, которые обозначают предметы, признаки,  действия)

- На экране стихотворение М. Белки        *****

                                                               Возят почту корабли,

                                                         Самолеты, поезда,

                                                          Мчат во все концы земли:

                                                          В степи, в горы, в города.

                                                          Почту в дальние районы

                                                          Доставляют почтальоны.

- Назовите слова, которые обозначают предметы, признаки, действия.

- Есть ли среди них однокоренные?

                                ( Почта, почтальон)

- Попытаемся определить их лексическое значение.

- У кого на столе Толковый словарь?

- Выясним, однозначные или многозначные эти слова.

( Уч-ся читают статью в словаре, делают вывод)

- А как называют людей, которые разносят почту?

- Посмотрите, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по тропинке и вот-вот подойдет к нашему теремку? (Прикрепляется рисунок с почтальоном Печкиным или выводится этот герой на экране)

- Да это всем нам известный почтальон Печкин!

- Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию.

- Запишем это слово в тетрадь (по Толковому словарю уч-ся выясняют его лексическое значение)

- Приступаем к вручению писем адресатам.

- Этот конверт предназначен словам, близким по значению

- Что это за слова?

               ( Синонимы)

- Они живут в квартире №1.Одного из братьев зовут Смелый. Назовите имена остальных братьев.

                            (Храбрый, Мужественный, Отважный, Бесстрашный)

- Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух:

 «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам». (Уч-ся должны отредактировать текст, используя слова-синонимы)

Текст письма (можно вывести на экран)

После гибели Муму Герасим пошел в  родную деревню. Герасим шел полями и лугами всю ночь, радостно глядел по сторонам, вдыхал запах родных полей. Когда Герасим пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать.

-Проверяем, исправляем ошибки.

                                                          Жильцов квартиры №2

                                                          Застать сумели мы едва.

                                                          Они стояли у порога,

                                                          Уже готовые в дорогу.

- Угадайте, кто они: один высокий,  другой низкий; один толстый,  другой тонкий, один грустный, другой веселый?

                                   (Антонимы)

- Что это за слова?

                            ( С противоположным значением, одной части речи)

- Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо - и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно.

- Помогите братьям прочитать письмо. Оно у вас на столах (можно на экране)

«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых. Я хочу, чтобы вы выросли людьми смелыми ...

                                            (щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, честными)

- Проверяем.

- Окна квартиры №3 распахнуты настежь. Давайте попробуем угадать, кто там живет

Мы слова из русской  речи, из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.

Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам  вопреки мы по смыслу далеки.

- Что это за слова?

                              (Омонимы)

- А омонимам почтальон Печкин принес их любимый журнал «Каламбур». Там всегда много интересного.

- Давайте заглянем туда. Вот отрывок из рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

- Часто бывает, что слово одно, но очень по-разному служит оно.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, - сказал Матвей,- у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку! - добавил  Сашка.

- И я люблю! - сказал Матвей. - Она желтая, красивая такая! - И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это –  вкусная! Как это- с молоком?- удивился Сашка.

- Да так. А еще хороша  с маслом или сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?!- всплеснул руками Сашка.

- Как это - про что? Про овсянку!- ответил Матвей.

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую ?

- И я  про обыкновенную.  Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?!- изумился Матвей.

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую,  что ли?- рассердился Сашка и добавил: -  Айда ко мне – мою овсянку слушать.

- Айда! - согласился Матвей.- Потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

-Почему в рассказе двух людей произошла путаница? Приведите примеры омонимов. С какой целью они могут употребляться в художественной литературе?

                       ( Как средство создания юмора).

- А под самой крышей находится мансарда. Выясним значение этого слова, запишем его в тетрадь.

- Там идет заседание общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова: пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.

- Эти слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать.

- Что это за слова?

                         ( Слова в переносном значении)

- Для них почтальон Печкин принес бандероль.

- Определим лексическое значение этого слова, запишем его в тетрадь.

- В бандероли  сборник стихов. Я его открываю, зачитываю несколько строк, а вы записываете слова в переносном значении.

     Усталое солнце по небу гуляет.

     Ленивая туча над лесом скучает.

     На сонной березе щебечут синицы.

     Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

                                                    ( А. Громова)

- Как называются слова в переносном значении?

                                             ( Метафоры)

- Для чего они используются в речи?

                           ( Чтобы сделать ее красивой, яркой, образной)

-  Составьте словосочетания со словами, которые были бы употреблены и в прямом,  и в переносном значениях.

- Проверяем.

- Сила слова беспредельна. Чем больше слов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли. О словах наш народ сложил много пословиц и поговорок. ( Уч-ся было заранее дано задание подобрать пословицы и поговорки о слове, а на уроке они приводят примеры).

- Хромое слово – кривая речь. Так гласит еще одна русская народная  пословица. Чтобы речь была не  « кривой», а красивой, надо не только знать слова, но и стараться правильно употреблять их в речи.

- Об этом нам говорит В. Солоухин в стихотворении  «Слово о словах». (Один ученик читает  это стих. у доски наизусть).

          Слово  о  словах.

Когда  ты хочешь молвить слово,                                                                                                                                                                                                             Мой друг, подумай, не спеши.

      Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

      Оно то жаворонком вьется,                

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,                                                 

Не выпускай его в полет.  

                             

 Им  можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

      И камень в крошку раздолбить.

 

     Оно одарит иль ограбит,

     Пусть ненароком, пусть шутя.

     Подумай, как бы им не ранить

     Того, кто слушает тебя.

                                           (В. Солоухин)

- Ну вот и опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова ее заполним. Пишут письма обитатели теремка, пишите и вы, ребята.

- А домашнее задание вам – написать сочинение-миниатюру на одну из тем:

1.Гулял по лесу ветерок

2.Бежал веселый ручеек

- А в нем должны быть слова в переносном значении, синонимы, антонимы.

- Подведение итогов, выставление оценок.

 

                                               

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.

Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс"  направлен не только  на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...

Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"

Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний  и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...

Подготовка к ЕГЭ. Повторение художественно-изобразительных средств и стилистических фигур речи.Повторение пунктуации в СПП.

Повторение и обобщение знаний учащихся о художественно-изобразительных средствах и стилистических фигурах речи; подготовка к выполнению задания №24 ЕГЭ по русскому языку; развитие ключевых компетенций...

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различных исходных положений. Повторение техники нижней прямой и верхней прямой подач».

Данная методическая разработка предназначена для подготовки преподавателя по дисциплине «Физическая культура» по теме: «Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различн...

Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Повторение верхней и нижней передачи в прыжке. Повторение прямого нападающего удара в прыжке"

Задачи урока: совершенствовать технику приема и передачи мяча сверху и снизу, развивать быстроту, ловкость и прыгучесть, воспитать смелость, настойчивость, волю, трудолюбие и товарищескую взаимопомощь...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...