Урок по теме: "Двусоставные и односоставные предложения" 8 класс
план-конспект урока (русский язык, 8 класс) по теме

Ларина Галина Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_8_klasse.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Методический анализ  урока русского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: русский язык

Тип урока: урок-изучение нового материала

Тема: «Предложения двусоставные и односоставные»

Продолжительность: 45 минут

Класс: 8

Технологии: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (сборники  стихотворений А.С.Пушкина)

         Перед школой 21 информационного века стоит задача развития  познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились.

Сегодня учитель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу педагога, помогают совершенствовать и развивать своё мастерство.

При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, более современные и доступные  способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать, и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания – это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.

Применение передовых технологий в своей работе  я считаю необходимым.

Самое главное — урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

Тема урока « Предложения двусоставные и односоставные» считается новой для учащихся 8-ого класса, хотя  в курсе 5-7 классов мы говорим о предложениях, в которых не бывает или подлежащего, или  сказуемого, так как в речевой практике такие предложения встречаются часто. В качестве опережающего обучения я   ввожу  термин «Двусоставные и односоставные » еще в 5 классе,  поэтому эти немногие известные  учащимся сведения об односоставных предложениях надо активно использовать, и большое внимание будет уделяться на использование таких предложений в произведениях А.С. Пушкина.

На данном уроке сочетаются различные методы и приёмы проведения занятий:  наглядная презентация по ходу выполнения заданий урока,  беседа, практическая работа, творческая работа (написание миниатюр),  фронтальный опрос.

         Цель такой формы урока – развитие навыков самостоятельной аналитической работы и публичного выступления с сообщением, приобретение опыта получения информации.

Цель применения ИКТ на уроке:

 повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения  теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;

  возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере,

  организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества,

 повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов,

 развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся, способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.

В ходе урока достигнуты следующие цели:

-совершенствование знаний о двусоставных предложениях;

 - знакомство с односоставными предложениями: с главным  членом предложения подлежащим и с главным членом сказуемым; совершенствование знаний о  распространенных и нераспространенных предложений;

  - развитие навыков определения  грамматической основы                      предложения; односоставные или двусоставные предложения на основе творчества А.С.Пушкина. развитие логических мыслительных операций (сравнение, обобщение), внимание к слову,  обогащение речи.

 -воспитание любви к литературному наследию, родному слову, природе способствовать воспитанию у учащихся познавательной активности, .

         Методика  данного урока позволила проявить учащимся  познавательную активность и интерес к изучаемой теме. Учащиеся отвечали на вопросы, делали верные выводы, делились полученной информацией и мнениями.

При актуализации знаний я обратила внимание учащихся на эпиграф, который

- создает сильную мотивационную установку процессу обучения,

- задает тон всему уроку; выполняет психологическую функцию, обостряя внимание учащихся;

- повышает работоспособность и творческий потенциал коллективной деятельности на уроке;

Эпиграф помог учащимся определить, какой материал будет использован на уроке

Высказывание мудреца в начале урока определяет взаимоотношения учителя и ученика на уроке, вызывает интерес  к изучаемому научному материалу, что повышает работоспособность обучающихся

Презентация  к уроку была выполнена с учетом интеграции ( учащиеся слушали отрывки из произведений писателя, сами читали, рисуя словесный образ и видя наглядно картины природы, отражающие лирическое настроение поэта). Это позволяет активизировать абстрактное мышление детей.

При работе над темой урока был затронут и лексический аспект языка

 ( учащиеся определяют  лексическое значение слова, подбирают синонимы ( а этот вопрос затрагивается в гиа по русскому языку), обосновывают свои ответы)

Особая роль отводится на уроке творческой работе ( сильные учащиеся пишут сочинения миниатюры на предложенное начало,  используя в тексте односоставные и двусоставные предложения, а слабые учащиеся стараются вспомнить отрывки из стихотворений А.Пушкина по словесным прозаическим картинам, нарисованные учителем)

Домашнее задание дано дифференцировано:

Простое задание :выписать 5 односоставных и 5 двусоставных предложений из произведения «Капитанская дочка»

Сложное задание: приготовить тест-презентацию по материалам темы «Двусоставные и односоставные предложения»

Я считаю, что на данном уроке поставленные цели были достигнуты, так как учащиеся усвоили теорию материала, увидели разницу между односоставными и двусоставными предложениями, увидели роль таких предложений в поэзии и прозе.

Использование ИКТ  на уроке ориентировало учеников на результативность и успех.

 Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники  уделятся здоровьесберегающим технологиям. На разных этапах урока проводилось смена деятельности, зарядка для глаз, которая органично вписывается в структуру урока.

 Этот урок вписывается в мою концепцию преподавания данного предмета, занимая своё нужное место.

ТЕМА. Предложения двусоставные и односоставные.

(урок русского языка  на материале  творчества А.С.Пушкина)

ЦЕЛЬ:

 -совершенствование знаний о двусоставных предложениях;

 - знакомство с односоставными предложениями: с главным  членом предложения  подлежащим и с главным членом сказуемым;      распространенные и нераспространенные предложения;

  - развитие навыков определения  грамматической основы                      предложения; односоставные или двусоставные предложения на основе творчества А.С.Пушкина.

 -воспитание любви к литературному наследию, родному слову, природе

Оборудование: мультимедийный проектор; ноутбук, презентация; портрет А.С.Пушкина, сборники стихотворений А.С.Пушкина;

Ход урока

 1. Организационный момент (Слайд 1

  2. Актуализационная часть. (слайд 2)

Обратим внимание на эпиграф нашего урока:

«Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который, как в сказке,   поит                 « живую воду»  всех, кто прикоснется к ней». (слайд 3)

Беседа с классом:

- Почему именно эти слова я записала как эпиграф? ( Сегодня на уроке мы будем говорить о Пушкине и о его стихах).

- Какие вопросы вы зададите по записанному эпиграфу? ( предложения учащихся)

- Что в записанном предложении требует объяснения? ( правописание слов неиссякаемый, прикоснется) 

  ( учащиеся объясняют написание и делают морфемный разбор слов)

                                             

-Итак, мы будем говорить  сегодня  о творчестве Пушкина.(слайд 4)

Один мудрец сказал:

« Я сорвал цветок – и он завял,                                        

   Я поймал жука - и он умер у меня на ладони.

   И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

   можно только сердцем».(слайд 5)

И поэзия Пушкина помогает нам всем именно вот в этом: прикасаться к красоте  сердцем.

Значит, говоря о стихах Пушкина, можно говорить о сердце, душе, языке.

 Обратимся  к Пушкинским строкам (записываем в тетради): (слайд 6)

          Фонтан любви! Фонтан живой!

          Принес я в дар тебе две розы.

          Люблю немолчный говор твой

          И поэтические слезы.

          Твоя серебряная пыль

          Меня кропит росою сладкой.

          Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

          Журчи, журчи свою мне быль …

                                               («Фонтану Бахчисарайского дворца»)

Словарная работа: отрадный – приносящий удовольствие, радость.

Задание по вариантам:

выделить грамматические основы

        II. РАБОТА ПО ТЕМЕ.

Мы выделили грамматические основы. На какие группы по строению  грамматической основы делятся простые предложения?  

    ( Односоставные и двусоставные)

- Как определить, двусоставное или односоставное предложение нам дано?

 ( Определяем наличие подлежащего и сказуемое, или только одного из них.)

                   Запишем  предложение( слайд 7)

     Дни поздней осени бранят обыкновенно,

     Но мне она мила, читатель дорогой,

     Красою тихою, блистающей смиренно.

                                              (А.С.Пушкин)

Какую картину рисует поэт?

Что мы видим за несколькими словами поэта?

Подберите синонимы к слову бранить. (Ругать, выговаривать, отчитывать, порицать, журить.)

Почему именно этот глагол берется в данном предложении?

 Почему красота осени  тихая, смиренная?(слайд 6)Выделите односоставное  предложение.

Как вы думаете, почему именно строки об осени мы записали? Ведь у Пушкина много стихов о природе?

 (Осень – самая любимая пора  поэта, она его вдохновляла).

                                     Слайд 8

      «Осень подходит, – писал Пушкин  Плетневу. – Это – любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов нарастает».                      

                                           (слайд 9)

                    И с каждой осенью я расцветаю вновь;

                    Здоровью моему полезен русский холод;

                    К привычкам бытия вновь, чувствую любовь,

                    Чредой слетает сон, чредой находит голод;

                    Легко и радостно играет в сердце кровь,

                    Желания кипят – я снова счастлив, молод,

                    Я снова жизни полон - таков мой организм.

   4. Запишем строчки из стихотворений А.С.Пушкина об осени и определим, двусоставные или односоставные  предложения использованы в данных отрывках. (слайд 10)

А) Роняет лес багряный свой убор,

     Серебрит мороз увянувшее поле.  («19 октября».)

Б)  Октябрь уж наступил  - уж роща отряхает

     Последние листы с нагих своих ветвей. («Осень».)

В) Унылая пора! Очей очарованье!

     Приятна мне твоя прощальная краса.   (« Осень».)                                                                                                                                                                                                                  

           

   5. А что говорил он  о других временах года?

                           ( слайд 11)

Г)  Ах, лето красное! Любил бы я тебя,

     Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.  (« Осень».)

                       

                             Слайд 12

Д)   Пришла, рассыпалась клоками,

       Повисла на суках дубов… (« Евгений Онегин».)

Е)   Зима. Что делать нам в деревне?  (« 2 ноября».)

Ж)  Мороз и солнце! День чудесный! ( «Зимнее утро».)

З)   Какая ночь! Мороз трескучий;

      На небе не единой тучи …

И)  По дороге зимней, скучной

      Тройка борзая бежит.  ( « Зимняя дорога».)

К)  В поле  чистом серебрится

      Снег волнистый и рябой…

ВЫВОД: Что вы можете сказать об этих односоставных предложениях?

 (   Односоставные предложения имеют только один главный член предложения: или сказуемое, или подлежащее.) (слайд 13)

1. Зима.

2. Оглашено мое уединение.

3. Волшебная зима.

4. Рассыпалась клоками.

Односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

Найдите в записанных нами предложениях нераспространенные.

5.СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (слайд 14)

… Люблю ее снега…4 ( Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, распространенное).

6. ВЫВОД ОБ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

8. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. )

« Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются самые светлые , добрые чувства. Я беру томик А.С.Пушкина и …»

-Создать  сочинение-миниатюру с использованием односоставных  и двусоставных предложений.(сильные учащиеся 2-3 человека)

А в это время коллективно выполняется следующая работа

ВЫСЛУШАЙТЕ РАССКАЗАННУЮ МНОЮ СИТУАЦИЮ, ПРИВЕДИТЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОВ А.С.ПУШКИНА.  

( для этого предлагаю ребятам расслабиться, закрыть глаза и представить воображаемые картины)                                        

         - На улице буран. Снег валит, ветер подхватывает снежные хлопья и крутит  в бешеном танце. Ветер кричит  и воет

                      (  Буря мглою небо кроет,

                        Вихри снежные крутя,          

                        То как зверь она завоет,

                        То заплачет, как дитя.)

        - Вы проснулись. Зимнее утро. Холодно. Но светит ярко солнце. Красиво разукрасил мороз окна, и сразу вспоминаются строчки А.С.Пушкина:

                        ( Мороз и солнце! День чудесный!

                         Еще ты дремлешь друг прелестный!

                         Пора, красавица, проснись.)

- Октябрь. Роща облетела .Холодный осенний ветер.

                         

                       ( Октябрь уж наступил.Уж роща отряхает

                        Последние листы с нагих своих ветвей.

                        Дохнул осенний хлад.)  

- Вам трудно расстаться с морем, у которого вы провели прекрасные дни. Как вы с ним попрощаетесь?

                                                         

                    ( Прощай же, море! Не забуду твоей торжественной красы

                               

                      И долго, долго слышать буду твой гул в вечерние часы.)

 ПРОСЛУШИВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

              (чтение сочинений-миниатюр)

III. ИТОГ УРОКА.

-На какие группы по строению грамматической основы делятся простые предложения?

- Как определить, предложение двусоставное или односоставное?

Вспомним строчки из стихотворения М.Дудина:

« И мир живет, пока в том мире живы твоей души прекрасные порывы, оплаченные пушкинской судьбой».

                             (слайд 15)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.  

Выписать из  повести «Капитанская дочка» 5 односоставных и 5 двусоставных предложений, подчеркнуть в них грамматическую основу

  Или

 составить тест-презентацию на изученную тему  

                           (  Слайд 16)

Использованная литература:

Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка. 8 класс. – М: Просвещение, 1992.

Пушкин А.С. Избранное. – М: Детская литература.1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Презентация по теме "Двусоставное предложение". 8 класс.

В данной презентации наглядно отоброжен материал по теме " Двусоставное предложение. Главные члены предложения". Дан материал, чем может быть выражено подлежащее, какие виды сказуемого существуют. ...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Повторение по теме"Двусоставное предложение"

Разработка представляет собой конспект интерактивного урока русского языка в 8 классе "Повторение по теме "Двусоставные предложения". Цель урока - повторить знания о двусоставном предложении. Задачи: ...

Фрагмент обобщающего урока по теме "Двусоставные предложения"

Объяснить постановку знаков препинания:a) книга - духовное завещание одного поколения другому.б) человек без друзей что дерево без корнейв) плохой товарищ не подмогаг) без дела жить - только небо копт...

Разработка урока повторения по теме "Двусоставное предложение" в 8 классе

Материал включает технологическую карту урока повторения по теме "Двусоставное предложение" в 8 классе, в которой прописаны все формируемые на уроке универсальные учебные действия и презентацию к урок...

Русский язык. 8 класс. Урок – зачет по теме: «Двусоставные предложения».

Цель урока:  обобщить изученное по теме "Двусоставные предложения"; проверить знания, умения и навыки учащихся по данной теме; воспитывать любовь к  родной природе. Урок был проведён с элеме...

Конспект урока в 8 классе по теме : "Повторение по теме "Двусоставное предложение"

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Повторение по теме "Двусоставное предложение"....

Контрольная работа по теме "Двусоставные и односоставные предложения" 8 класс

Контрольная работа по теме "Двусоставные и односоставные предложения" 8 класс (по УМК М.М. Разумовской)...