Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Летом».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Конспект урока по подготовке к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Летом». Поможет обучению учащихся  правилам сбора и систематизации материла,  редактированию текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_sochinenie_po_kartine_plastova_letom.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  № 29-30

Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Летом».

Написание сочинения по картине А.А.Пластова «Летом»

Цель: 1. Знакомство с типом речи «описание».   2. Знать об использовании прилагательных при описании изображенного на жанровой картине.    3. Уметь устно описывать изображенное на жанровой картине  4. Обучение правилам сбора и систематизации материла,  редактированию текста.

Ход урока.

1. Орг.момент.

2.Рассмотрите в учебнике первую цветную иллюстрацию.

На ней репродукция картины А.А. Пластова «Летом».

- Какое впечатление производит картина?

Упр. 106.

3. Вступительное слово учителя о художнике А. А. Пластове и его картинах.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, широко известный в нашей стране и за рубежом как певец русской деревни и русской природы. Пластов родился в деревне Прислонихе (бывшая Ульяновская область). Здесь прошло его детство. В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводит большую часть своей жизни. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки – присутствуют почти в каждом его полотне («Витя-подпасок», «Первый снег»). Картины А. А. Пластова радуют нас своими звонкими, сочными красками.(презентация)

Особенно художника привлекает лето – время года, когда вся природа находится в расцвете. В картине «Летом» (1945) Пластов показал богатство и щедрость родной земли, заслуженный отдых простых тружеников, утомленных сбором грибов и ягод. (презентация)

4. Беседа по картине «Летом».(презентация)

- Что прежде всего привлекло ваше внимание?( Яркая, солнечная опушка леса, здесь отдыхают девочка и женщина. Корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. Красная косынка на голове у девочки и зелёная трава.)

- Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник?  

- Опишите каждого более подробно, начните с описания с женщины. (На картине мы видим женщину и девочку. Наверное, это мать с дочкой или бабушка с внучкой. Женщина в синем платье, в фартуке. Она, видимо, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу, собирая грибы и ягоды, и теперь лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой.)

-Как вы думаете, почему художник так отчетливо изобразил руки женщины? Какие они? (Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, - сразу видно, что она много работает. Художник хотел показать, что эта женщина – труженица.)

- Опишите девочку: как она сидит, что делает, как  одета? (Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые, сочные ягоды малины и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок.)

- Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? (Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку, притягивает наш взгляд, и мы внимательно всматриваемся в её лицо. Её смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие чёрные брови несколько подняты вверх. Тёмные длинные волосы выбиваются из-под платка, одна волнистая прядь спадает на грудь.)

- Что вы можете сказать о собаке, изображенной на картине? (собака тоже устала и легла отдохнуть. Она лежит около девочки, вытянула вперёд лапы и положила на них свою морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, висят как два лопуха.)

- Где расположились грибники? Почему они выбрали именно это место? (Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёзок, чтобы скрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной, изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими лепестками, желтые козлобородники).

- Как художник показал, что стоит солнечный тихий день? (Ослепительное солнце озаряет всю поляну окрашивает её  в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета. Цветы, трава листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно.)

- Какие цвета использовал художник в своей картине? (Яркие, сочные краски, здесь преобладают зеленый, желтый, белый, светло-коричневый, розовый, красный.)

5. Слово учителя о цветовой гамме картины.

С помощью цвета художник создает образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение. Желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называют теплыми. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, темно-голубой, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они обычно вызывают чувство грусти, печали.

- Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом»? (Хочется долго смотреть на картину. Природа, которая изображена на ней, нам очень близка и понятна. На картине много ярко-зеленого, желтого, белого, розового цветов. Эти цвета вызывают у нас радостное настроение.)

6. Сбор словесного материала и его оформление в таблице по образцу. (слайд)

План описания

Рабочие материалы

Женщина

Устала и уснула на свежем воздухе, натруженные работой руки, спокойный сон...

Девочка

Яркий красный платок, он притягивает наш взгляд...

Собака

Верный друг, устала бегать по лесу, в тени...

Природа

Изумрудно-зеленая трава, стебель белой ромашки, яркий летний день, ослепительный луч солнца, солнечные зайчики... и т.д.

7. Обсуждение возможного начала описания(презентация)

На картине А.А. Пластова изображен знойный летний полдень…

и финала описания:

Богатство цветущей природы художник передает праздничным сочетанием красок. Использует контрастные, яркие, насыщенные цвета, которые придают картине особую красоту и жизнерадостность, создают светлое настроение.

8.  Работа над составлением плана

1. Вступление. Слово о художнике.

2. Описание картины «Летом»

       а)внешний вид, выражение лиц, позы героев;

       б) собака

       в) пейзаж, поляна

3. Заключение (настроение, которое создает картина)

8. Написание чернового варианта сочинения.

9. Редактирование написанного текста.

10. Написание чистового варианта сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"

Конспект, презентация, сопровождаемая музыкой, к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...

презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"

Конспект, презентация к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...

Конспект урока "Сочинение – описание картины А. А. Пластова «Летом»

Цель урока:учить обучающихся как можно более полно описыватьизображённое на картине; активизировать лексику по теме «Лето»;обогатить речь учащихся оценочными прилагательными; ...

Урок развития речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Летом".

Уроки развития речи (сочинения-описания по картине) - уроки творчества. Это одни из самых сложных и самых интересных уроков русского языка в моей практике. Сложных в плане подготовки, интересных...

Подготовка к написанию сочинения по картинам А.Пластова "Первый снег" и И.Грабаря "Февральская лазурь"

Конспект урока может быть полезен для учителей, работающих в 5 классе по УМК Ладыженской...

Подготовка к написанию сочинения-описания картины А.А. Пластова «Жатва»

Цели урока: познакомить с творчеством художника А.А.Пластова; на примере творчества А.А.Пластова раскрыть взаимосвязь человека и природы в произведениях живописи и литературы....