Подготовка к написанию сочинения по картинам А.Пластова "Первый снег" и И.Грабаря "Февральская лазурь"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

Тимохина Наталия Анатольевна

Конспект урока может быть полезен для учителей, работающих в 5 классе по УМК Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_v_5_klasse.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 классе

Тема: Подготовка к сочинению по картинам  А.Пластова «Первый снег», И.Грабаря «Февральская лазурь»

Цели:

- подготовить к написанию сочинения;

Задачи:

- учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;

- учить «читать» картину, осмысливать её идейный смысл.

- овладение умениями и навыками в производстве правильной литературной речи в устной и письменной формах;

- развитие образного и логического мышления, речи, чувства языка, языковой памяти; развитие интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей;

- формирование школьника как личности, воспитание любви к родному языку, к произведениям живописи.

Оборудование:

- репродукции картин А.А.Пластова «Первый снег», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»;       - раздаточный материал со стихотворениями русских поэтов;

- мультимедийная презентация;

-карточки с опорными словами, обозначающими цвет снег ( прикрепляются на доску по мере обсуждения признака)

- аудиозаписи П.И.Чайковский «Времена года» («Декабрь», «Январь»), Свиридов «Метель»;

-элементы декорации класса.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Подготовка к восприятию темы. Создание положительной мотивации.

- Послушайте загадку. О каком времени года идёт речь? (слайд 1)

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Тёплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

- Зима (слайд 2)

-Давайте закроем глаза и отправимся в зимний лес. Прислушайтесь, присмотритесь к тому, что вы там увидите.

(слайд 3. Звучит произведение П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь»)

- Каким вы увидели зимний лес? Что услышали? Что почувствовали? Вам понравилось в зимнем лесу? Постарайтесь остаться в этом состоянии на протяжении всего урока.

II. Формулировка темы, целей и задач урока.

- Что сразу возникло в вашем сознании, когда вы услышали слово «зима»? Без чего не бывает зимы в России? (без снега)

- Чтение эпиграфа (слайд 4):

И стало вдруг белым-бело,

Земля притихла и смирилась.

Очарование прошло.

Снег выпал. Чудо совершилось.

                              И.Кравченко.

- А какого цвета снег? (белый)

- Я об этом спросила не зря. Взглянуть – не значит увидеть. А иногда и увидеть мало. Надо всмотреться. Но прежде, чем всмотреться, прислушаемся к тем, кто цвет ощущает лучше других – к художникам. Однажды к художнику Илье Ефимовичу Репину отправилась целая делегация молодых живописцев, желающих найти ответ на один-единственный вопрос: какого цвета снег. Репин был занят, его с трудом удалось оторвать от работы. Когда он выглянул из двери комнаты, у него спросили: «Какого цвета снег?». «Только не белый», - коротко ответил художник и скрылся в дверях своей комнаты.

 Немногословный, но достаточно красноречивый ответ.

- Сегодня мы тоже постараемся найти ответ на этот вопрос. Это и будет темой и проблемой нашего сегодняшнего урока (слайд5). А помогут нам в этом картины известных русских художников и стихотворения русских поэтов. Цель нашего исследования:    подготовиться к написанию сочинения на тему «Какого цвета снег?», в котором вы опишите снег, изображённый на рассмотренных картинах и поразмышляете, почему он именно такой.

_Перед вами карточки с отрывками из стихотворений, которыми мы будем дополнять наши наблюдения;

Таблица, в которую мы будем записывать вспомогательные слова;

Снежинки, которые будем прикреплять на доску, после того ,как обсудим определённый цвет снега ( на них записаны прилагательные, обозначающие цвет)

И назначена группа консультантов, которые будут помогать в словарной работе.

По ходу урока будем составлять план нашего сочинения. А любая письменная работа начинается со вступления. Мы уже поговорили о вашем восприятии зимы. Как мы можем озаглавить первый пункт план, соответствующий вступлению.

  1. Моё восприятие зимы. (записать на доске)

Какой тип речи  будем использовать? (Рассуждение)

Продолжаем работу и отправляемся у путь познания и исследования.

III.1. Знакомство с картинами, проведение словарной работы.

Перед нами репродукции картин русских художников Аркадия Александровича Пластова «Первый снег»  и Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». (слайд 6)

- Я упомянула слова репродукции картин. А что такое картина? (произведение живописи в красках). Подберите синонимы к этому слову. (полотно, произведение, холст, шедевр) (слайд 7)

  -  А почему мы употребляем слова репродукция картины? Что оно обозначает? (воспроизведение картин, рисунков путём фотографирования или типографским способом)

- Что объединяет эти картины? Что на них изображено? (природа)

- А как называется картина или рисунок, изображающая виды природы? (пейзаж)

- А художник, рисующий пейзажи? (пейзажист)

- Составьте предложение, используя фамилии художников и слово пейзажитс.( Пластов, Грабарь – художники-пейзажисты.) Объясните постановку тире в этом предложении.

Мы говорим: «Художник изображает». А как по-другому можно назвать это действие? Подберите синонимы к слову «изображать». (рисовать, писать, создавать образ, передавать красками)

III.2. Как приходит зима?

- На какой из картин изображено начало зимы? (слайд 8. Пластов «Первый снег»)

Краткая справка о художнике: Аркадий Александрович Пластов (слайд 9) родился в селе Прислониха недалеко от Симбирска. Учился в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества. После обучения вернулся в родное село и как самый образованный был избран председателем колхоза, который возглавлял долгие годы. После того. Как отошёл от колхозных дел посвятил себя полностью рисованию.

(Слайд 10)

-Что убеждает нас в том, что это действительно начало зимы? (автор показал снег,  только что выпавший и продолжающий падать. На картине есть ещё кусочки земли. Нет сугробов)

- Снег идёт. Снег падает. А холст неподвижен. Как удалось передать движение? (ветви деревьев наклонены, словно дует ветер)

- Кого изобразил автор на переднем плане ? Опишите их (девочку и мальчика, которые выбежали из дома и смотрят на первый снег)

- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег (их очень заинтересовал первый снегопад, они рады ему)

 - А какое стихотворение тоже описывает восторг ребёнка, увидевшего первый снег?

Мама! Глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

            Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

       Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней –

      Погляди хоть ты!

Словно кто-то тароватый

Свежей, белой, пухлой ватой

    Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

     Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

- Ну, скорей гулять!

                              А.А.Фет

- Каким увидел первый снег ребёнок из стихотворения А.А.Фета? (не колючий, светло-синий)

- С чем он у него ассоциируется? На что он похож? (на белую пухлую вату)

 - Как называется такой изобразительно-выразительный приём? (сравнение)

- А какого цвета снег на  картине? (белый, чистый. Свежий)

- Что означает прилагательное «чистый»? (неиспачканный, незагрязненный)

- Присмотритесь, какие краски использовал художник, чтобы показать нам белый снег? (сероватый, зеленоватый, коричневатый)

- Прикрепим необходимые карточки на доску. Запишем эти слова. Выполним морфемный разбор.

Сероватый, зеленоватый, коричневатый.

 - Какое значение вносят суффиксы –оват-, -еват-? (чуть-чуть, слегка)

- Определите орфограмму в корнях этих слов. Докажите правильность их написания.

- Художник не использует ярких цветов, а снег кажется белым, чистым. Почему? (использует контрастные тона: белый снег и неприкрытая снегом земля, чёрная ворона)

 -Подведём итог нашим наблюдениям. Какие цвета использует художник для изображения снега? А какие из записанных слов помогают понять замысел Пластова?  (важно было показать белизну, чистоту первого снега, передать радость от увиденного первого снега, заразить этим чувством зрителя)

III.3. А теперь мы побываем в зимнем лесу Художника Игоря Эммануиловича Грабаря. (слайд 11)

Краткая справка о художнике: Увлекался рисованием с раннего детства. После окончания лицея он поступил учиться в Петербургский университет на юридический факультет. Позже закончил Петербургскую академию художеств. Он был архитектором, замечательным реставратором. В начале ХХ века был директором Третьяковской галерее в Москве, а затем Русского музея города Санкт-Петербурга.

Какой месяц описывает художник?

Именно февральские краски стали для Грабаря волнующими и привлекательными?

 - Рассмотрим картину художника. (слайд 12)  звучит музыка Чайковского «Времена года. «Январь»

Об истории создания полотна: «Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей, заглядевшись на неё. Я уронил палку, нагнулся, чтобы поднять её. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, я обомлел от открывшегося передо мною зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба! Если бы хоть десятую часть этой красоты передать, то и это будет бесподобно»,- подумал я. И это видение изобразил художник на картине «Февральская лазурь». (слайд 14)

 - Какой цвет покорил художника? (голубой)

 - Именно голубой цвет он и хотел подчеркнуть. Его и включил он в название картины. Давайте попробуем объяснить значение слова «лазурь». (светло-синий, синева)

 - И действительно, автор использует множество его оттенков. Каким ещё красками наполнен февральский день?  Каково небо?(голубой, бирюзовый, тёмно-синий, ярко-синий)

- Когда бывает такое небо?  (в морозный солнечный день)

- Что помогает понять, что день солнечный, ведь солнца нет на картине? (тени от деревьев, ярко освещены стволы деревьев)

-Каким увидел снег Грабарь в февральские дни? (розоватый, лиловый, сиреневый, голубой в тени деревьев, переливающийся, солнечный)

- Что изобразил художник на переднем плане картины? (берёзу)

 -  И почему Грабарь изобразил именно берёзу? Найдём ответ на этот вопрос, прочитав отрывки из стихотворений.

 С.Есенин

И стоит берёза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне,

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

М.Пляцковский

Новый, новый у берёз наряд,

Искры, искры, серебром горят.

Ветер, ветер заметает свет,

Лучше,  лучше  этой сказки нет.

Г.Шилов

В ней столько нежности и силы.

Смотрю, восторга не тая,

В берёзке – вся моя Россия

И  песня русская моя.

- Как относятся авторы этих строк к берёзе? Совпадает ли их мнение с мнением художника? Почему вы так считаете? (любовь, уважение; берёза – символ России)

-Подведём итог нашим наблюдениям. Каким изобразил снег Грабарь? Что дорого художнику в этот февральский день (снег искрящийся, радужный, передающий солнечное настроение, снег февральского лучистого дня, показать красоту русской природы)

-Мы поговорили о том, каким видят снег русские художники. Как озаглавим следующий пункт плана? Можно ли его распространить, сделать более подробным? Какой тип речи будем использовать?

2. Снег на картинах русских художников:

   А) первый снег на холсте А.А.Пластова;

   Б) февральский снег на полотне И.Э.Грабаря. (описание+рассуждение)

 IV. Словарь чувств (слайд 15)

Какие чувства, навеянные встречей с зимой, снегом, хотят передать нам художники? А какие испытываете вы? Выберите те слова, которые помогут вам их передать. Зачеркните лишнее.

Радость

Восторг

Страх

Удивление

Восхищение

Тревога

Испуг

Грусть

Интерес

V. Работа со стихотворными отрывками. Отработка умения использовать в речи тропы.

Сегодня мы увидели, как художник с помощью красок может нарисовать великолепную картину. А с помощью чего не менее великолепный пейзаж может изобразить поэт? (слова) (слайд 16) Что помогает украсить речь? (изобразительно-выразительные средства)

- Постарайтесь найти изобразительно-выразительные средства языка, которые помогли поэтам показать образ снега, зимы. Подчеркните их . Они помогут нам сделать нашу речь  яркой и выразительной.

С.Есенин

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася cосна.

Ф.И.Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

А.С.Пушкин

Пришла, рассыпалась клоками.

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

- Попробуем тоже украсить наши высказывания. Составьте предложения о снеге и зиме , используя изобразительно-выразительные средства, которые мы отметили.

- В какой части сочинения вы можете их использовать?

VI. Подведение итогов.

 - Какого же цвета снег? От чего зависит цвет снега на картинах? (не только от состояния природы, но и от замысла художника, который с помощью цвета передаёт своё отношение к изображаемому) Можем ли мы сказать, что открыли секрет художника?

- О чем мы будем писать в заключении? Как его озаглавим. Определить тип речи.

3. Секрет художника (рассуждение).

Какой вид плана мы составили? Обратим внимание на знаки препинания при оформлении плана.

VII. Рефлексия (слайд 17)

Покрывая всю землю, с утра

Хлопья снежные падают с неба.

Сочинила зима сама

Еле слышную музыку снега.

Звучит вальс Свиридова «Метель».

Чтение стихотворения К.Бальмонта «Снежинка»

 Понравился ли урок? Что узнали нового? Что запомнилось?

VIII. Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Какого цвета снег?»

IX. Оценки

Карточка ученика

Тема:

 

Снег на полотнах художников

Аркадий Александрович Пластов

«Первый снег»

Игорь Эммануилович Грабарь

«Февральская лазурь»

Белый, чистый, свежий;

Неиспачканный, незагрязнённый;

Сероватый, зеленоватый, коричневатый

Небо: светло-синий, лазурь, голубой, бирюзовый;

День: морозный, солнечный;

Снег: искрящийся, радужный, передающий солнечное настроение, снег февральского лучистого дня, розоватый, лиловый, сиреневый, голубой в тени.

Словарь чувств

Восторг

Радость

Страх

Удивление

Восхищение

Тревога

Испуг

Грусть

Интерес

План сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения по картине И.И. Фирсова "Юный живописец"

Представлена презентация и вспомогательный материал  к уроку  "Сочинение по картине И.И. Фирсова "Юный живописец". Презентация знакомит с биографией писателя, планом сочинения, историей напи...

Презентация к уроку "Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели" с использованием ИКТ (5 класс)

Данная презентация является приложением к уроку"Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели", конспект которого также дан в моём сайте....

презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"

Конспект, презентация, сопровождаемая музыкой, к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...

Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Открытый урок по теме:«Подготовка к написанию сочинения  по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»...

Подготовка к написанию сочинения по картине Грабаря "Февральская лазурь"

Презентация рассказывает учащимся о художнике, в ней представлена таблица, при заполнении которой учащиеся описывают фрагменты картины. Музыкальное сопровождение помогает учащимся погрузиться в мир кр...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему: "Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э. Граборя "Февральская лазурь"....