Активизация внимания учащихся при проверке домашнего задания
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

Помощь учителю при подготовке к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

 ПРИ ПРОВЕРКЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

        Если спросить любого школьника, что на уроке русского языка кажется ему самым скучным, ответ можно предсказать почти безошибочно: проверка домашнего задания. А между тем проверка домашнего задания — неотъемлемый компонент едва ли не каждого школьного урока; очень часто она не достигает своей цели, ученики не исправляют домашние упражнения. И происходит это из-за неправильной организации работы.

Часто домашние упражнения проверяются так: учитель берет для индивидуальной проверки одну из тетрадей, а затем вызывает учеников по одному, и они зачитывают слова или предложения по своим тетрадям. Предполагается, что весь класс следит за ответами и попутно делает у себя необходимые исправления, однако именно этого-то нередко и не бывает. Упражнение достаточно надоело дома, во время его выполнения, интереса не вызывает, и половина класса занимается своими делами, не обращая на отвечающих никакого внимания. Проверкой занимаются вызванный ученик и сам учитель, и проверяется при этом не столько уровень, сколько сам факт выполнения работы. (Еще обнаженнее эта цель—установление факта выполнения задания — выступает при таких способах проверки, как доклад дежурного о количестве выполненных и не выполненных работ или просматривание идущим по рядам учителем открытых на партах тетрадей.) Если учителю такая проверка хоть что-то все-таки дает (он узнает, насколько добросовестно работает дома тот или иной ученик), то дети не получают от нее ровно ничего. (Впрочем, и для учителя полученные сведения явно избыточны: ведь предполагается, что тетради все равно рано или поздно будут проверены!) Проверка имеет смысл только-тогда, когда каждый ученик смотрит в свою тетрадь, сравнивает свою работу с демонстрируемым образцом, исправляет ее. Следовательно, задача учителя состоит в том, чтобы заново привлечь внимание ученика к уже выполненной работе.

    1. Самый простой способ — это введение игрового момента, организация на материале домашнего упражнения грамматической игры. Например, можно организовать проверку следующим способом: допустим, в УI классе было задано на дом упражнение на правописание суффиксов -о, -а в наречиях с приставками.

Учитель вызывает первого ученика и называет ему любое слово из этого упражнения, например,  изредка. Ученик отвечает: «Суффикс -а, так как приставка на-. И тут же сам выбирает в домашнем упражнении другое слово (пусть это будет налево), называет его и сам вызывает второго ученика. Тот отвечает: «Суффикс -о, так как при- ставка на-», вызывает третьего ученика и т. д., пока все слова не будут проверены. Тот, кто неправильно ответил на вопрос, не смог задать свой вопрос или назвал уже разобранное слово, выходит к доске и получает заранее заготовленную учителем карточку с индивидуальным аналогичным заданием (для данного упражнения возможна карточка с заданием: выделить суффиксы и приставки в наречиях влево, издавна, добела и т. п.). Так попутно осуществляется принцип дифференцированного обучения: более слабые ученики выполняют дополнительные задания.

Эту же игру можно проводить и при проверке упражнений по грамматике:

упражнения на разбор слова по составу, на различные способы словообразования, на изучение отдельных грамматических категорий (например, наклонений, времен и видов глагола) и т. п.

Объяснять условия игры придется только на первом уроке, дальше достаточно будет сказать, что проверка домашнего задания сегодня пойдет «по цепочке».

      2. Гораздо сложнее способ проверки, который условно можно назвать «Однотипные примеры». Применяется он для проведения упражнений обобщающего характера, включающих в себя примеры на несколько орфограмм (как правило, в конце изучения темы) в хорошо подготовленном классе.

Основа проверки такая же, как в первой игре: учащиеся по очереди вызывают друг друга. Суть же игры заключается в том, что ребята должны осмыслить домашнее упражнение, выявить представленные в нем орфограммы и придумать свои примеры на эти орфограммы.

     Задание объясняется, дается время на обдумывание. Первый ученик называет свой пример, а вызванный им ученик пишет это слово на доске и находит в своей тетради один-два примера на это же правило. Затем он называет свое слово с другой орфограммой и т. д.  Задание можно упростить, убрав игровой момент: учитель сам вызывает учеников, а они только придумывают примеры и находят им аналогии в домашнем упражнении.

Такая проверка требует от учащихся навыков сопоставления и обобщения, развивает мышление, характеризует сознательное усвоение орфограмм.

     При изучении грамматики таким способом можно проверить упражнение на словообразовательный анализ. Например, в домашнем упражнении есть слово подорожник, образованное с помощью приставки и суффикса. Ученик должен найти слово, образованное таким же способом (допустим, подстаканник), назвать его, вызвать следующего ученика, а тот должен разобрать слово подорожник.

    3. Очень проста и эффективна работа с карточками.  Проверка, правда, не вызывает большого оживления среди учеников, но зато гарантирует участие в работе всего класса. Этот способ применяется для проверки домашнего задания только на одно орфографическое правило. Например, изучается тема «Приставки пре- и при-». дома ребята делают две карточки размером в половину тетрадного листа, на которых фломастерами или цветными карандашами пишут красным цветом пре-, синим — при- (условные цвета — для облегчения работы учителя).

Во время проверки один из учеников выходит вперед с тетрадью и читает домашнее упражнение, а остальные поднимают нужную карточку, справляясь в своих тетрадях. Если ошибающихся много, слово тут же объясняется, если ошиблись один-два человека, им дается индивидуальное задание.

Преимущества работы — простота, темп, массовость, возможность дифференцированного подхода.

    4. Не обеспечивает полной массовости, но развивает логическое мышление и прививает навыки самостоятельной работы способ «самостоятельных систематизирующих вопросов».

    Подготовка к такой проверке проводится в течение нескольких уроков. Сначала учитель на 5—б уроках (не обязательно подряд) задает классу однотипные вопросы: «На какую орфограмму составлено домашнее упражнение? Какие орфограммы здесь повторяются попутно? Выберите примеры на уже знакомые вам орфограммы. Как пишется такое-то слово и почему? А такое-то? (Выбираются наиболее трудные слова.)

    На следующем этапе подготовки весь комплекс вопросов задается одному ученику. А на следующих уроках учитель вызывает одного из учеников и предлагает классу задавать ему вопросы по домашнему упражнению. для разнообразия можно сделать и наоборот: поставить в положение учителя не класс, а вызванного ученика — пусть он придумывает вопросы, которые можно задать классу, и вызывает своих товарищей.

    5. Весьма распространена такая проверка домашнего задания, когда ученик, отвечающий у доски, делает на ней те или иные записи.

Но здесь, как и при устном опросе, класс в работу часто не включается. Сделать работу массовой можно несколькими способами.

1) Самое простое: двое вызванных (без тетрадей) пишут на доске слова из домашнего упражнения (или делают их разбор) под диктовку класса, а не учителя. Метод применяется для проверки упражнений, состоящих из отдельных слов или словосочетаний.

2) Немного сложнее проверка упражнения, состоящего из целых предложений. В этом случае класс проводит с отвечающими выборочный диктант:

учащиеся предлагают своим товарищам отдельные предложения, а отвечающие выписывают слова на изучаемую орфограмму.

З) Следующая степень сложности — «сортировочный диктант. Усложняется при этом не задача отвечающих, а задача класса. Проводится такая работа при проверке упражнения на несколько орфографических правил. Например, в 6 классе на дом было задано упражнение на правописание ь в разных частях речи. доска делится на четыре части, делаются заголовки: «Существительное», «Прилагательное», Глагол», «Наречие». Вызываются четыре ученика. Задача класса — диктовать выбранные примеры из домашней работы всем четырем отвечающим по очереди; иными словами, называющий слово должен сам определить, к какой части речи оно относится: после слова рожь, например, нельзя диктовать ни ключ, ни навзничь, а можно только одно из прилагательных: горяч, пахуч и т. л.

Когда каждый из отвечающих напишет пять-шесть слов, можно остановить диктовку и спросить, сколько существует правил правописания ь для имен существительных, при-

лагательных и т. д., попросить отметить все случаи на доске.

Преимущество этого диктанта перед первыми двумя — большая скорость выполнения: дети не ждут, когда первый ученик допишет свое слово, а сразу же называют примеры второму, третьему...

    6. Можно привлечь внимание учеников к словам домашнего упражнения, употребив их в новом контексте: в отдельных предложениях или, что еще лучше, в связном тексте (который придется составить самому учителю). Например, в домашнем упражнении на слитное и раздельное написание наречий с приставками встречались наречия наутро, вместе, вниз, навстречу, вначале, наудачу, верх и т. п. и однокоренные существительные с предлогами. Перед уроком, на котором это упражнение проверяется, на доске пишется текст:

(На) утро мы все (в)месте спустились (в)низ и медленно двинулись (по) дну ущелья. (На) встречу нам где(то) (в)начале седьмого вышел второй отряд. Идем в тумане, кое(как), (на) удачу. Подняться (на)верх предполагаем (в) месте, которое отмечено кружочком (в)ниву нашей карты.

Вызванный к доске ученик должен раскрыть на доске скобки, а затем ответить на вопросы, которые задает ему класс: «Почему так написано то или иное слово?  «Что это за орфограмма? После этого учитель просит учеников найти в домашнем упражнении предложения, в которых в низу — существительное с предлогом и в которых встречается наречие внизу, и т. д.

      Ценность такой проверки—некоторое оживление интереса к домашней работе. Кроме того, повторение осуществляется на новой основе, требует не механического заучивания, а сознательного использования изучаемого правила.

    В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что каждый из предложенных способов проверки требует специфического материала и не может применяться произвольно. В частности, многие из этих способов занимают большое количество времени (например, игра в похожие примеры») и их применение будет обосновано и эффективно только там, где перед нами очень трудный для учащихся материал , требующий усиленного закрепления.

    Другие виды работ (например, с карточками) наоборот, экономят время, и применение их может быть более широким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверка домашнего задания на уроках математики.

Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома,...

Карточки для проверки домашнего задания в 6 классе по истории средних веков

Данные задания используются для проверки домашнего задания по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе", "Усилинение власти князей в Гкрмании и Италии"....

Тест для проверки домашнего задания по теме «Природные условия Южной Америки».

Тест для проверки домашнего задания по теме«Природные условия Южной Америки»   1. Какие горы есть в Южной Америке?     А) Кавказские    Б) Анды...

Презентация на тему" Проверка домашнего задания"

в данной презентации представлены различные формы проверки домашнего задания на уроках математики. Среди них такие как, идеальный и щадящий опрос, блиц- опрос, игра 2Верю- не верю", пресс- конференция...

Проверка домашнего задания учащихся по математике

1)Виды домашних заданий, их структура и достаточность.2)Работа над домашним  заданием – неотъемлемая часть работы ученика над изучаемым материалом....

Активизация познавательной деятельности учащихся при выполнении домашних заданий по истории России

- Развитие и активизация познавательной деятельности учащихся вне школы- На созданном сайте Google создается специальный раздел с темами и планом для самостоятельной работы учащихся- Даются ссылки на ...

АМО ДОМАШНИЙ ДОЖДЬ (проверка домашнего задания)

Активный метод позволит быстро проверить и оценить домашнюю работу...