Урок "Повторение по теме "Орфография""
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок проводится в форме игры-путешествия по островам Знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_povtorenie_po_orfografii.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс. 22.10. Тема:  Повторение   по  теме  «Орфография».   Подготовка   к   контрольной  работе.

Форма: игра.

Цели:

  • Повторить и обобщить знания учащихся по разделу «Орфография»;
  • Повторить основные способы проверки слов с орфограммами;
  • Продолжать развивать орфографические навыки;
  • Продолжать воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: а) рисунок корабля;

                              б) маршрут путешествия;

                             в) наглядный материал для конкурсов на о. Цветов и   «Рыбалка»

                             г) раздаточный материал;

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Положительный настрой на урок. Объявление темы и целей  урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный день, и мы с вами отправимся на этом прекрасном корабле в плавание по загадочному и великому морю Орфография.

        Мы повторим с вами различные виды орфограмм, вспомним способы проверки слов с орфограммами и, я надеюсь, просто получим удовольствие от общения друг с другом. (Запись в тетради числа и «классная работа»)

  1. Старт        

Итак, я приглашаю вас на борт корабля, где сама являюсь капитаном. Поднять якорь! Отдать швартовые!

Отправным пунктом является о. Интерес, ну а в результате должны попасть на о. Знание. Вперед! (карта путешествия на доске).

  1. Остров «Докторов»

Ребята, мы прибыли на о. Докторов. Он так называется, потому что мы должны будем вылечить слова, в которых пропущены буквы и найти среди них «третье лишнее». Мой диагноз – пропуск буквы, а в качестве рецепта должно быть правило.

Учащиеся: Рассказывают правило о проверке безударной гласной в корне слова.

На столах лежат карточки №1 с заданиями.

Вставь пропущенные буквы. Найди « третье лишнее».

а) быстро разв..валось , хорошо прив..лось , разв..валось по ветру;

б) к..рмить , н..чной , зап..х;

в) уд..вление , по..вление ,пл..сать;

г)пос..дел с горя ,зас..делся,заб..жал.

Итак, по цепочке, начиная с 1 парты читаем слова, вставляем нужную букву, подобрав проверочное и записываем в тетрадь.

  1. Остров Умников  (инд. работа)        

Ребята, поступил сигнал бедствия с острова, который лежал вдалеке от нашего маршрута и нам нельзя терять время, но и оставить его в беде мы не можем. Предлагаю отправить туда группу Умников, а сами продолжим путь. Они выполнят задание и присоединяться к нам.

Раздаются карточки с заданиями 5-6 сильным учащимся.

Вставь пропущенную букву и в скобках запиши проверочное слово.

а) св..ла (                      ) гнездо,    св..ла (                      ) с тропинки;

б) пол  скать (                         ) котенка,       пол..скать (                         ) бельё;

в) прим..рять (                         ) друзей,   прим..рять (                         ) костюм;

г) сп..шите (                          ) на работу ,   сп..шите.(                           ) правильно;

д) ж..знь (                  ) , ш..рокий (                        );е) б..льшой (                 ) ,подхв..тил (                   );

ж) ост..новка (                 ) ,м..ленький (               );з) н..бесный (              ) , пр..лестный (                ).

  1. Остров Цветов     (5мин)

Ребята, мы прибыли с вами на о. Цветов. Посмотрите, какая яркая поляна. Но за этими цветами прячутся слова с непроверяемой гласной в корне. Вот сейчас мы и проверим, как вы знаете правописание словарных слов. К доске вызывается следующие ребята по цепочке, вставляют пропущенную букву, а все остальные записывают слова в тетрадь.  Слова: ветеран, береза, пастух, печаль, комната, облака, огород.

  1. Остановка на рыбалку      (5мин)

Ребята, я предлагаю остановиться в тихой гавани Согласных и порыбачить. На каждой из этих рыбок (детская игра «поймай рыбку») сзади написаны слова с выбором глухой или звонкой согласной. Вам нужно подобрать проверочное слово.

 Учащиеся выходят дальше по цепочке, снимают рыбку и отвечают, остальные записывают в тетрадь вместе с проверочными).

Слова: 1лодка          2  узкий,         3  молотьба                   4     косьба        

                5жидкий               6  скользкий       7   хрупкий             8    сказки

                9меткий                  10  крепкий           11      вязкий

                12просьба                 13 чуткий                  14слежка

  1. Остров Мягкий    

Чтобы преодолеть и последний остров, мы должны вспомнить правило о правило о правописании Ь после шипящих и выполнить задание.

Учащиеся рассказывают правило.

У вас на столе лежат таблички, я буду читать слова, а вы под соответствующим номером будете писать либо Ь, если это слово пишется с ним, и ставить прочерк, если без него.

Слова:   

1. идешь

                   2. с крыш

                   3. лечь

                   4. луч

                   5. дочь

                   6. отрежь

                   7. из училищ

                   8. врач

                   9. полночь

                  10. плащ.

Взаимопроверка – обменяйтесь листочками, я буду читать правильные ответы, а вы оцените работы друг друга по данной шкале.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ь

-

Ь

-

Ь

Ь

-

-

Ь

-

«5» - 0 ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - 5 и более.

Сдайте листочки с оценками.

  1. Остров незабудок.

Какое правило мы не должны забывать при написании частицы не с глаголами? (проверка д/з – загадки с не)

  1. Окончание путешествия    

Итак, ребята, поздравляю вас вы прибыли на остров Знание и доказали, что вы действительно владеете знаниями и отличная команда. Я подведу итоги и выставлю вам оценки.

А еще я желаю вам всем всегда так удачно путешествовать по морю Орфографии и интереснейшей стране, имя которой Русский язык!