Проект на тему: "Применение электронного учебно-методического комплекса в процессе преподавания русского языка и культуры речи в условиях дистанционного обучения"
проект по русскому языку по теме

Клименко Елена Александровна

Индивидуальный проект повнедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации города Новый Уренгой

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5

        

Индивидуальный проект

по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, реализуемого в рамках регионального публичного конкурса грантов «Новый Учитель Ямала»

Применение электронного учебно-методического комплекса  в процессе преподавания русского языка и культуры речи в условиях дистанционного обучения

Клименко Елена Александровна

учитель русского языка и литературы

г. Новый Уренгой

2013 г.

1. Обоснование необходимости проекта

Применение электронного учебно-методического комплекса может обеспечить возможность повышения эффективности педагогической деятельности, оказать значительное положительное влияние на формирование навыков самостоятельной работы и стремление к самовоспитанию. Применение электронного учебно-методического комплекса позволяет расширить и углубить знания обучающихся, развить познавательные способности, сформировать умения по теме, значительно повысить эффективность усвоения информации в процессе обучения.

Дистанционное обучение в его современном понимании уже широко распространилось по многим странам мира. В начале 90-х годов, когда дистанционная форма обучения делала лишь первые робкие шаги, многие сводили его к возможности использования удаленных информационных ресурсов или обучению с помощью электронных средств.

В настоящее время практически все специалисты в области дистанционного обучения понимают под этим термином учебный процесс под руководством преподавателя, будь то в вузе или в школе, полностью сетевой или интегрированный с традиционным обучением. Основа его – компьютерные телекоммуникации, Интернет-технологии и т.д. В этих целях в учебных заведениях ведется работа по разработке электронных учебно-методических комплексов.

Для обеспечения максимальной реализации потенциальных возможностей дистанционного обучения необходимо создание информационно-учебной среды. Информационно-учебная среда — совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов информационно-учебного взаимодействия между обучаемым, преподавателем и средствами новой информационной технологии, а также формированию познавательной активности обучаемого при условии сочетания среды с предметным содержанием определённого курса. Выполнение данных условий обеспечивает внедрение электронных учебно-методических комплексов и т.д.

Проблемами разработки учебно-методических комплексов занимались Д.Д. Зуев, И.Я. Лернер, Н.М. Шахмаев, Л.Я. Зорина и другие исследователи. Существуют работы и в области создания и использования различных мультимедийных средств - С.А. Христочевского, Е.С. Полат и др.

Использование электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе направлено на повышение эффективности обучения. Разные дисциплины за время своего долгого существования накопили огромный объём интересных и важных задач, фактов, методов решений, который в значительной степени проходит мимо студентов  в силу недоступности литературы, сложности поиска нужной информации, недостатка учебного времени. Вносить эти материалы в содержание обычных учебно-методических комплексов нецелесообразно - большинство этого материала никогда не будет использоваться студентами.

Разработка электронного учебно-методического комплекса по любой образовательной дисциплине, в том числе и по программному обеспечению ЭВМ, имеет целью обеспечение эффективной самостоятельной работы особенно при дистанционном обучении потому, что облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.; сокращение времени обучения, так как позволяет избежать  громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров; предоставление широчайших возможностей для самопроверки на всех этапах работы.

Электронное учебное пособие полезно также на практических занятиях в специализированных аудиториях потому, что позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации; позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта; позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания студентов, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.

Дидактический эффект в этом случае достигается за счет того, что при создании электронного учебно-методического комплекса в большей мере создаются необходимые условия для функционирования образовательного процесса в соответствии с принципами и закономерностями обучения, для более качественного усвоения содержания образования, реализаций целей обучения, воспитания и развития студентов, активизации их учебно-познавательной деятельности и управления ею. Электронное учебное пособие позволяет максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычное электронное учебное пособие, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

Электронное учебное пособие удобно для преподавателя потому, что позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУП то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий; освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру; позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом; позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

В тоже время, еще не все вопросы разрешены педагогической наукой и практикой с необходимой полнотой. Массовая педагогическая практика показывает, что создание оптимального электронного учебно-методического комплекса - весьма сложная и трудоемкая задача. Для успешного ее решения педагогам недостаточно только компетентности в области преподаваемых учебных предметов и мастерства в вопросах методики формирования знаний, умений, навыков. Существующие электронные учебные пособия разрабатываются коллективами программистов как законченные продукты, ориентированные на устаревшие способы организации обучения, воспринятые со стороны учащегося. Подтверждается это также тем, что существующие классификации педагогических программных средств (электронных изданий), их описания в основном опираются не столько на методику использования продукта, сколько на наличие технических возможностей и особенностей использования программных средств. То есть большая часть методики применения диктуется самим программным продуктом и не нуждается в пояснении, а сам продукт не может изменяться.

Между тем, применение электронного учебно-методического комплекса требует наличия в нём средств адаптации к конкретному учебному процессу, в частности - реструктурирования, изменения содержания тем, добавления новых материалов, интеграции с дополнительными приложениями (например, средствами тестирования и иллюстрирования). Таких средств в составе современных электронных учебно-методических комплексов нет.

Всё это делает применение существующих электронных учебно-методических комплексов в качестве основного средства обучения невозможным, особенно на практических занятиях, например по технологии компьютерной визуализации информации, где требования к учебному материалу традиционно высоки, а обучение не может быть сведено к набору тренировочных ситуаций.

Таким образом, недостаточный уровень существующих электронных учебный пособий и низкая квалификация педагогов в области современных технологий затрудняет создание оптимального электронного учебно-методического комплекса.

Анализ литературы по проблеме разработки и применения электронного учебно-методического комплекса позволил выявить ряд противоречий:

  • между большими объемами информации, входящими в содержание обучения и ограниченным ресурсом времени, отведенного на обучение;
  • между общепринятыми требованиями к структуре содержанию и оформлению электронных учебно-методических комплексов основных средств обучения и сложившейся практикой их проектирования и использования.

Основной проблемой проектирования и применения электронного учебно-методического комплекса является недостаточный уровень проработанности вопросов, связанных с разработкой структуры электронного учебно-методического комплекса, отбором предметного содержания, выбором форм его представления, разработкой критериев эффективности применения электронного учебно-методического комплекса.

Предлагаемый проект  направлен на обеспечение условий реализации федеральной и региональной программ развития образовательной информационной среды и рассчитан на один год.

2. Цели и задачи Проекта.

В свете отмеченных выше обстоятельств цель проекта заключается в формировании электронного учебно-методического комплекса в процессе преподавания русского языка и культуры речи в условиях дистанционного обучения.

Поставленная цель проекта обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:

•        способствовать обновлению содержания и методов обучения русскому языку;

•        повысить авторитет учителя-русиста, усилить его педагогическое воздействие на учащихся благодаря использованию в соответствии с конкретными целями и задачами обучения возможностей технологии гипермедиа и тем самым способствовать усилению роли русского языка в сфере образования;

•        предложить учителю русского языка новое, электронное средство обучения, способное органично войти в учебный процесс, и систематически использоваться наряду с традиционными средствами при любых формах обучения (в том числе дистанционных), любых видах работы на уроке и дома, сочетаясь с любым выбранным типовым учебным комплектом;

•        обеспечить все основные этапы работы с учебным материалом (урок- презентация, урок-закрепление, урок-обобщение, тренировка, самостоятельная работа, контроль), организуя их на основе компьютерного моделирования учебных ситуаций с учетом возрастных особенностей учеников;

•        дать возможность учителю, используя заложенные в комплексе механизмы оперативного извлечения и представления в текстовом виде учебно- справочных, наглядных, тренировочных, контрольных материалов, самому компоновать по выбору печатные версии либо полного учебно-методического комплекса, либо его фрагментов в различных сочетаниях;

•        предложить модели обучения с применением информационных технологий для разных возрастных групп школьников с учетом их психологических особенностей и тем самым повысить мотивацию при изучении предмета;

•        обеспечить возможность полноценного овладения предметом детьми с ограниченными возможностями, в силу разных причин постоянно или временно находящихся на самообучении;

•        предоставить учителю материалы, обеспечивающие групповую и индивидуальную работу старшеклассников по двум основным частям курса русского языка в 10-11 классах - стилистике и практическому повторению курса русского языка средней школы для подготовки к новой форме проведения итогового контроля знаний (ЕГЭ).

3. Участники проекта.

Основной целевой аудиторией проекта являются  ученики 5-11 классов МБОУ № 5  г. Новый Уренгой. Специальный отбор и формирование целевых групп не предполагается. В качестве таких групп будут выступать существующие классы.

4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Предлагаемый проект ориентирован на педагогов (учителей русского языка и литературы общеобразовательных средних школ), использующих различные средства информационных технологий (цифровые образовательные ресурсы, программные средства и пр.) в учебном процессе и внеурочной деятельности, обладающих лидерскими качествами.

 Принципиально новый подход к обучению русскому языку и литературе заключается в  применении электронного учебно-методического комплекса в целях закрепления учебного материала и практических занятий по пройденному материалу.

Механизмы реализации.

выбор программы разработчика электронного пособия;

концептуальное проектирование. На данном этапе формируется концепция ЭУП, специфицируются его основные функции, разрабатывается архитектура и содержательная направленность, принимаются принципиальные дидактические и программно-технические решения;

детальное проектирование. Этап связан с разработкой интерфейса(ов) пользователя(ей) и структуры информационной базы, созданием шаблонов типовых информационных компонентов (кадров, страниц) и, при необходимости, прототипа ЭУП, а также - разработкой алгоритмов;

реализация. Этап предусматривает программную реализацию программного обеспечения ЭУП, подготовку и включение в информационную базу учебного материала и заданий для самоконтроля и проверки знаний, а также создание эксплуатационной документации;

подготовка продукта к распространению. На данном этапе разработанный ЭУП оформляется как коммерческий интеллектуальный продукт.

Вариативные методики работы с дидактическими материалами комплекса  в первую очередь учитывают:

уровень оснащенности школы ИКТ (при создании концепции ЭУМК учитывался весь возможный диапазон - от самого низкого уровня (один компьютер в классе) до самого высокого, перспективного (сетевой компьютерный класс + проекционное оборудование);

уровень подготовки учителя и учеников к работе с ИКТ и инструментарием ЭУМК (приступать к полноценному использованию материалов комплекса можно обладая первичными навыками владения компьютерными технологиями, остальные возможности ЭУМК становятся доступными с возрастанием степени свободы в обращении с ИКТ).

В то же время при выборе формы и способов работы учителя с ЭУМК будут играть роль и другие факторы:

уровень общей культуры и лингвистической подготовки учащихся (от уровня к уровню расширяется спектр видов работы на уроке и дома);

желание разнообразить формы учебной деятельности с целью поддержания мотивации посредством их варьирования.

Условия применения электронного учебно-методического комплекса в процессе преподавания дисциплины в условиях дистанционного обучения в рамках преподавания русского языка:

        наличие в образовательных учреждениях современных технических средств, позволяющих реализовать информационные технологии обучения (компьютеры и их локальные сети, средства мультимедиа, локальные - на CD ROM - базы данных и необходимые педагогические программные средства);

        достаточный уровень компетентности педагогического коллектива для осуществления образовательного процесса с использованием современных информационных технологий;

        готовность осваивать новое, наличие положительной психолого-педагогической установки субъектов обучения (учащихся и педагогов) к применению ИТ;

        создание интегрированных учебных курсов предметов, адекватных новым целям образования и происходящему в обществе процессу информатизации.

Ориентация на современные информационные технологии объясняется реализацией следующих положений:

        в принципах обучения - модульность; обучение «до результата»; вариативность траектории и времени обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности учащегося;

        в формах и методах обучения - активные методы, возможность дистанционного обучения; индивидуализация обучения;

        в методиках контроля и управления образовательным процессом - распределенный контроль по модулям; оперативный и объективный контроль; корректировка индивидуальных программ по результатам контроля; переход к автоматизированным системам управления обучением;

        в средствах обучения - компьютерные программы, тренажеры, электронные энциклопедии, базы данных, информационные поисковые системы, мультимедиа - среды.

Для решения поставленной задачи необходимо теоретико-методологическое обоснование и экспериментальная апробация психолого-педагогических требований к ЭУП инновационного типа, при использовании которых в образовательном процессе создаются условия для развития информационной компетентности студентов.

5. Продукт проекта

В результате осуществления проекта:

сформирован учебно-методический комплекс (ЭУМК), который представляет собой гипермедиа-конструктор, предлагающий авторскую инновационную программу обучения и при этом оптимально поддерживающий весь набор стабильных комплектов учебников, входящих в Федеральный перечень и использующихся в российской школе. Модульность структуры ЭУМК позволяет учителю и ученику пользоваться заданными траекториями обучения, а также произвольно формировать собственную траекторию движения по всему массиву включенного в комплекс учебного и справочно-информационного материала;

сформирован мтодический аппарат ЭУМК. который способствует достижению учащимися требований, прописанных в стандарте, и формированию следующих предметных компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой, а также обеспечивает:

совершенствование речемыслительной деятельности; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

освоение знаний о русском языке, его устройстве; об основных нормах русского литературного языка;

формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Предполагаемая продолжительность проекта и его основные этапы

Сроки реализации проекта: с 1 сентября 2013 года по 31 августа 2014 года.

Предварительный этап: сентябрь 2013 г. - октябрь 2013 г.

  • формирование требований к ЭУМК
  • проведение предпроектного исследования
  • разработка концептуальной модели ЭУМК
  • подготовка документации
  • выбор разработчика УЭМК

1 этап: ноябрь 2013 г. - декабрь 2013 г. 

формируется концепция ЭУМК,

специфицируются его основные функции,

разрабатывается архитектура и содержательная направленность,

принимаются принципиальные дидактические и программно-технические решения

2 этап: январь 2014 г. - февраль 2014 г. 

формирование структуры ЭУМК;

ввод, редактирование и форматирования текста (текстовый редактор);

подготовка статической иллюстративной части (графический редактор);

подготовка динамической иллюстративной части (звуковых и анимационных фрагментов);

подключение исполняемых модулей, реализованных с применением других средств разработки.

3 этап: март 2014 – август 2014 

  • внедрение проекта
  • проведение исследования результатов апробации модели

Способы и средства оценивания продуктов и результатов проекта

Бюджет проекта

Бюджет проекта представлен в Приложении.


Используемая литература

  1. Абасов, З.А. Проектирование инноваций в структуре педагогической деятельности / З.А. Абасов // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. - 2008. - № 6. - с. 8-12
  2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. - М.: НПО «МОДЕК», 2006.-352с.
  3. Богомолова Е. В. Теория и методика обучения и воспитания информационным технологиям (web-сайт). - bogomolovaev.narod.ru
  4. Ваграменко, Я.А. Фонд компьютерных учебных программ - ресурс развития образования (Электронный ресурс) / Я.А. Ваграменко. - Режим доступа: http://www.informika.ru/windows/magaz/comprog/nl-20/nls05-06.html
  5. Ваграменко, Я.А., Зобов Б.И. Информатизация педагогического образования (Электронный ресурс) / Я.А. Ваграменко, Б.И. Зобов. - Режим доступа: http://www.mirea.ru/WWWNIIVO/mag/mag4_ 98/issled.htm
  6. Горлицкая, С.И. Метод проектов в информатизации образования -обзор и реализация / С.И. Горлицкая // Компьютерные инструменты в образовании. - 2008. - № 5. – С.21-24
  7. Горячев А.В., Шафрин Ю.А. Практикум по информационным технологиям. - М.: ЛБЗ, 1999. - 272 с.
  8. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Г. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
  9. Карабанов А. Теория и методика обучения информационным технологиям (web-сайт). - kgpu.real.kamchatka.ru
  10. Карманова, Е.В. Использование сетевых социальных сервисов в образовании: / Е.В. Карманова // Современные технологии в образовании : Сборник научных трудов 1-ой Всерос. заоч. науч.-практ. конф. - Магнитогорск: МаГУ, 2007. - С. 157 -160
  11. Карманова, Е.В. Подготовка учителя к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности: монография / Е.В. Карманова, Т.Е. Климова, Е.П. Романов. - Магнитогорск: МаГУ, 2006. -175 с.
  12. Кравченко Л.Ю. Подготовка будущих учителей к применению компьютерных технологий в условиях личностно ориентированного обучения, автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Л.Ю. Кравченко. –  Волгоград,  2008. – 58 с.
  13. Кривошеева А.О. Электронное учебное пособие - что это такое / А.О. Кривошеева. –  М., "Университетская книга", 2008. – 112 с.
  14. Крицкий С. П., Кудрявцева А. А., О деятельности лаборатории "Мультимедиа в образовании" РГУ // Материалы IX Международной конференции "Применение новых технологий в образовании", 30 июня - 3 июля 2008., Троицк, Московская область. - Троицк: Фонд "Байтик", 2008. - с. 198-200.
  15. Крючкина, Н.С. Реализация модульной системы обучения на основе новых информационных технологий. (Электронный ресурс) / Кемеровский   государственный   университет  -  Режим  доступа: http://64.233.183.104/search?q=cache:fbcmC9ruxkIJ:conference.kemsu.ru
  16. Макарова Н.В. Программа по информационным технологиям и ИКТ (системно- информационная концепция). - СПб.: Питер, 2006. - 128 с.
  17. Солопова, Н.К. Подготовка учителя-предметника в системе повышения квалификации к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности: Дисс. канд. пед. наук / Н.К. Солопова. - Тамбов, 2007. - 231 с.
  18. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информационным технологиям. - М.: Высшая школа, 2004. - 223 с.
  19. Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие (Обобщение методологии и практики использования). – 2-е изд. – М.: «Дашков и К», 2010 – 294с.
  20. Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информационным технологиям. - М.: ЛБЗ, 2001. - 256 с.
  21. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информационным технологиям в рамках дистанционного обучения. - М.: ВАКО, 2006. - 272 с.
  22. Эксперимент в образовании: Учебное пособие / А.С. Сиденко, Т.Г. Новикова. - М: АПКиПРО, 2008. – 356 ч.


Приложение

Бюджет проекта «Применение электронного учебно-методического комплекса в процессе преподавания русского языка и культуры речи в условиях дистанционного обучения»

Деятельность

по разработке и реализации проекта

Стоимость, тыс. руб.

1

Оплата труда методистам в области русского языка и литературы

25

2

Оплата труда разработчиков ЭУМК

50

3

Расходные материалы

5

Итого

80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».

Уровень опыта по степени новизны состоит  в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...

Учебно-методический комплекс дисциплины "Русский язык и культура речи".

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисципли...

Учебно-методический комплекс дисциплины "Русский язык и культура речи" для студентов заочной формы обучения по направлению "Менеджмент".

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисципли...

Учебно-методический комплекс дисциплины "Русский язык и культура речи для студентов очной формы обучения специальности "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)"

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисципли...

Статья «Особенности преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» в медицинских училищах и колледжах»

Статья опубликована в сборнике " Актуальные проблемы преподавания словесности в средних профессиональных организациях медицинского профиля" в соавторстве с преподавателем  русского языка и культу...

Статья "Преподавание русского языка и литературы с использованием технологий дистанционного обучения"

В связи с эпидемией коронавируса  школы, колледжи и вузы в России перешли на дистанционную  форму  обучения. У неё есть и свои плюсы, и свои огромные минусы, но тогда прежде всего решал...