Урок русского языка в 5 классе по теме "Виды словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксический разбор словосочетания"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Кошлякова Галина Викторовна

Данный урок разработан к УМК  С.И.Львовой. Может быть использован как итоговое занятие по теме "Словосочетание". Материал включает в себя лингвистический диктант, творческую работу с опорой на репродукцию картины, дифференцированное домашнее задание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Виды словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксический разбор словосочетания.

Цели: 1) дать представление о видах словосочетаний по характеру главного слова;

               активизировать имеющиеся у детей сведения о словосочетании;

            2) формировать умение вычленять словосочетание из текста, классифицировать

               его тип, производить синтаксический разбор;

               способствовать развитию логического мышления,  познавательных и

              творческих способностей  детей через разнообразные виды деятельности;

            3) воспитывать культуру умственного труда, коммуникативные отношения,

               вызывать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: словарики, иллюстрации учебника, репродукции картин, алгоритмы, карточки с текстом, опорная схема, карточки для редактирования, ключи к заданиям, акварельные краски.

                                                       Ход урока.

  1. Организационный момент.

  Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, надо потрудиться,

Ведь без труда талант не в прок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мои соавторы и судьи,

Мы вместе сочиним урок!

  1. Формулировка темы и цели урока.

  1. Проверка домашнего задания.

- Что изучает синтаксис?

- Дайте определение словосочетания?

- С помощью каких средств устанавливается грамматическая связь в словосочетании?

- Назовите проиллюстрированные вами модели словосочетаний.

  1. Словарная работа.

(проводит подготовленный ученик)

  1. Лингвистический диктант.

Раздел лингвистики, изучающий звуки речи – фонетика.

Раздел лингвистики, изучающий постановку ударения и правила произношения – орфоэпия.

Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков буквами – графика.

Раздел лингвистики, который изучает лексическое значение слова – лексика.

Раздел лингвистики, изучающий правила написания слов- орфография.    

Раздел лингвистики, изучающий нормы современного русского языка – культура речи.

Название какого раздела лингвистики мы можем добавить в наш лингвистический диктант? Синтаксис.

  1. Взаимопроверка.

Ключ для проверки:

Фонетика, орфоэпия, графика, лексика, орфография, культура речи, синтаксис.

  1. Подготовка к изучению нового материала.

На доске запись:

играть в мяч                                   красивый мяч

умело играть                                 резиновый мяч

закончить игру                              волейбольный мяч

  • Докажите, что перед вами словосочетание
  • Сравните их, почему они распределены в два столбика?
  • Найдите главное слово.

Если главное слово выражено глаголом, то это глагольное  словосочетание.

Если главное слово выражено именной частью речи – именное.

  1. Физпауза.  (проводит подготовленный ученик)

  1. Составление и использование алгоритма.

Алгоритм  синтаксического разбора словосочетания.

  1. Нахожу словосочетание.
  2. Задаю вопрос.
  3. Нахожу главное слово.
  4. Определяю часть речи.
  5. Определяю вид словосочетания.
  6. Составляю модель словосочетания.
  1. Задания для закрепления.

Сейчас мы будем использовать лингвистический микроскоп и выполним следующее задание.

-Помогите Пете Ошибкину  понять, какие ошибки он допустил и определите вид словосочетаний.

красивый осень

играть  футбол

толстый книга

идти  мост

  1. Работа с учебником

Упражнение 321. Распределить данные словосочетание в два столбика.

Именное --------------------------------------- Глагольное.

(у доски).

  1. Творческая работа.

Составьте и запишите словосочетания по  репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень», используя основные модели словосочетаний.

  1. Игра  «Аукцион»

Учащиеся получают карточки со словом шарик. Задание: кто больше составит словосочетаний, характеризующих слово       дерево.

  1.  Итог.
  • Какова тема нашего урока?
  • Какие задачи мы ставили в начале урока?
  • Какие из них удалось выполнить, а над какими ещё нужно поработать?
  • Что больше всего запомнилось и понравилось?
  • Какой алгоритм мы сегодня составили?

  1.   Домашнее задание.

Страница122-124.

Упражнение 332 – сильным уч-ся,

Составьте и запишите словосочетания со словом рябина – упражнение 328.

  1. Оценки.

  1. Рефлексия.

 На столе лист бумаги с тремя полосками. Если вам понравился урок, вы довольны своим результатом, то раскрасьте первую полоску в красный цвет, если вы сомневаетесь в некоторых вопросах, то  - в зелёный, если ничего не понятно, то в синий.

 Молодец !

Нужно поработать!

Старайся!

  1. фонетика
  2. орфоэпия
  3. графика
  4. лексика
  5. орфография
  6. культура

           речи

  1. синтаксис.

                                             МОУ ООШ с.Асмётовка

                      Виды словосочетаний по характеру главного слова.

                             Синтаксический разбор словосочетания.

                                      (урок русского языка в 5 классе),

          проведённый на школьном семинаре   МО учителей  гуманитарного цикла

                   

                                                                           учитель русского языка и литературы:

                                                                                                  Кошлякова Г.В.

                     

                                                            Ноябрь, 2011год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Виды словосочетаний по способу связи слов. Синтаксический разбор словосочетаний.

Первый урок по связи слов в словосочетании, прослеживаются все этапы работы на уроке, предусматривается и исследовательская деятельность учащихся....

Урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" на тему "Главные и второстепенные члены предложения"

Конспект урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" на тему "Главные и  второстепенные члены предложения"...

Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Правописание и употребление междометий и звукоподражательных слов.

Предложен учебный фильм, дидактические таблицы для осмысления и запоминания....