Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Байгачёва Оксана Михайловна

Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставок

Класс: 6

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок 

Задачи урока:

Предметные:

1.организовать деятельность учащихся по выведению правила употребления «Буквы Ы-И в корне после приставок»;

2.формировать навыки обоснованного выбора гласных Ы и И в изучаемой орфограмме;

3.формировать исследовательские умения;

4.поддерживать познавательный интерес к родному языку, способствовать развитию внимания, орфографической зоркости

Метапредметные:

1. Познавательные УУД:

- формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию.
2. Регулятивные УУД:

 - формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность.

3. Коммуникативные УУД:

 - формировать умение работать в паре;

- учить приёмам представления результата своей деятельности и результата деятельности пары

Личностные результаты:

- создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету

Планируемый результат:

Знать: способ определения написания гласных Ы и И в корне слова после приставок  

Уметь: писать слова с гласными    Ы и И в корне после приставок; правильно употреблять их в речи

Оборудование: мультимедийный проектор, орфографические словари, маршрутные листы

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy_y_i_i_posle_pristavok_6_klass.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА

Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставок

Класс: 6

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок  

Задачи урока:

Предметные:

1.организовать деятельность учащихся по выведению правила употребления «Буквы Ы-И в корне после приставок»;

2.формировать навыки обоснованного выбора гласных Ы и И в изучаемой орфограмме;

3.формировать исследовательские умения;

4.поддерживать познавательный интерес к родному языку, способствовать развитию внимания, орфографической зоркости

Метапредметные:

1. Познавательные УУД:

- формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию.
2. Регулятивные УУД:

 - формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность.

3. Коммуникативные УУД:

 - формировать умение работать в паре;

- учить приёмам представления результата своей деятельности и результата деятельности пары

Личностные результаты:

- создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету

Планируемый результат:

Знать: способ определения написания гласных Ы и  И в корне слова после приставок  

Уметь:  писать слова с гласными    Ы и И в корне после  приставок; правильно употреблять их в речи

Оборудование: мультимедийный проектор, орфографические словари, маршрутные листы

КОНСПЕКТ УРОКА

1. Организационный момент. Слайд 1

- Доброе утро ребята! Я рада вас приветствовать на нашем уроке. Чтобы нам настроится на учебную деятельность, я попрошу вас выйти ко мне и образовать круг.

Проблемная ситуация 1. Слайд 2

- Ребята, а кто мне скажет, сколько букв в нашем алфавите? (33 буквы)

- А на какие группы они делятся? (гласные, согласные)

- Молодцы! А со всех ли букв могут начинаться слова? (нет)

- А какие буквы не могут стоять в начале слова? (ь, ъ)

- Подумайте, на какую еще букву вы сейчас не сможете найти пример? (ы)

- Конечно, на эту букву очень трудно подобрать пример. Но я подготовила для вас такие слова. Известная поисковая система «Яндекс» опубликовала статистику. Оказалось, что в России есть 27 городов, названия которых начинаются на букву «Ы». Слайд 3 Большинство этих городов и населенных пунктов расположены на территории Якутии: например, Ытык-Кюель, Ыныкчан или Ыб.

- Так что теперь, когда будете играть с товарищами в города, можете смело их называть!

- Но давайте посмотрим, какие это слова? Из нашего ли они языка? (это заимствованные)

- Правильно! Они заимствованные из якутского языка.

- Из этого следует, что только заимствованные слова могут начинаться с «Ы».

2. Актуализации и мотивации на изучение нового материала

Подготовка к работе (маршрутный лист)

- Сегодня на уроке мы станем настоящими исследователями. У вас на партах находятся маршрутные листы (приложение 1), которые помогут оценить вашу активность на уроке. Подпишите их

- Пожалуйста, оцените свою работу на первом этапе (задание 1).

 В колонке оценка ученика.  

- Вверху у вас находятся критерии оценки.

0 баллов – был неактивен

1 балл – был недостаточно активным

2 – был активен

- Итак, работа оценена. Теперь приступим к выполнению второго задания в маршрутном листе.

Работа с однокоренными словами. Слайд 4

- Прочитайте текст на слайде (приложение 1).

-  Есть ли в этом тексте однокоренные глаголы? Выпишите их в маршрутный лист (задание 2) и выделите корень. (разыгралось и заиграло)

- А какое слово является их родителем? (игра)

 - Что должно быть одинаковым у однокоренных слов? (корень)

- Так ли это в наших примерах? (нет)

 Слайд 5

- У нас получается, что корень в слове разыгралось начинается с буквы Ы? И оно образованно от слова Ыгра? А есть такое слово в русском языке?

- Может тогда это слово написано неверно?

- А где мы это можем проверить? Кто наш помощник? (словарь)

- Найдите данное слово в словаре? как же оно правильно пишется?

- Получается, все правильно!

- Тогда какой вопрос у нас возникает? (почему здесь И, а там Ы)

- А в какой части слова он возникает?

- Что стоит впереди?

- А если мы уберем приставку? Будет ли этот вопрос?

- Проверим это…Прочтем слова без приставки. Какую мы букву будем писать? (И)

- Еще раз уточним.. Где возникает вопрос? (после приставки в корне)

- Может кто-то готов сказать почему в одних случаях пишется Ы, в других – И?

3. Фиксация затруднений в пробном действии; постановка проблемы, целеполагание. Слайд 6

- Тогда скажите, какая цель нашего урока? Что мы должны найти? (найти способ их разграничения)

- Кто догадался, какая тема урока?

Слайд 7

- Я вас правильно поняла? Значит тема урока «Буквы Ы и И в корне после приставок.

- Теперь оцените вашу работу в маршрутной листе (задание №3). Напоминаю, что критерии оценки находятся вверху страницы.

- Оценки выставлены. Тогда перейдем к исследованию.

- Как вы считаете, достаточно ли двух слов, чтобы провести исследование?

- Что нам нужно еще? (слова)

- Молодцы. Я подготовила новый материал.

4. Открытие новых знаний.

Исследовательская работа. Слайд 8

- В своих маршрутных листах найдите задание 4. 

Прочтите его. Все ли вам понятно?

- Предлагаю выполнить задания в парах.

- Все выполнили задание?  Положите ручки, чтобы я видела, что вы готовы.

- Скажите по какому признаку вы разделили слова? (в одних словах после приставки Ы, в других И)

- Давайте проверим, так ли это! Слайд 9

- На какие буквы заканчиваются приставки в словах с Ы? (согл)

- А с И? (гл.)

- А теперь внимательно понаблюдайте …Кто из вас может сказать, от чего зависит написание Ы и И в корнях?. (от приставки).

- Молодцы! Теперь у нас есть свое правило! Слайд 10

- Оцените свою работу.

5. Фиксации в обобщённом виде нового способа действий. Составление кластера. Слайд 11

- А что зафиксировать наше открытие, мы составим с вами кластер.

- Все знакомы с этим понятием?

- Кластер – это схема, которая помогает кратко обобщить полученные знания. В нем мы объясним, почему в одном случаи И, а в другом Ы.

- Найдите в маршрутном листе задание 5 .

- Составьте кластер. Вы можете выполнить его по образцу, а можете проявить свои творческие способности

- Выполните работу в паре.

- Проверим. Я выполнила задание схематично, кто-то из вас сделал это в письменной форме.

- Главное, что мы зафиксировали наши знания.

- Молодцы!

- Поставьте себе оценку.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Проверка исследования Слайд 12

- Теперь я предлагаю вам посетить научную лабораторию и проверить, как работает открытый нами способ.

- Прочитайте задание 6 в маршрутном листе

- Выполните его, используя наш способ. Будьте внимательны, в задании есть приставки малоизвестные вам. Поэтому в помощь вам этот слайд!

Слайд 13

- Давайте проверим, что у вас получилось. Сверьте со слайдом.

Слайд 14

- Что-то не так? Ведь вы делали все по правилу? Какие слова вызвали у вас затруднение?

- У нас опять возник вопрос? Кто же ошибся? Я или вы?

- Куда теперь мы можем обратиться за помощью? (в учебник)

- Откройте стр. 147. Прочтите правило.

- Что мы уже доказали?

- А что для нас стало новым?

- Оцените свою работу!

Составление кластера

- Нужна ли это информация в наш кластер?

- А для чего?

- Хорошо. Добавьте ее.

- Проверим, что вышло!

- Кто может озвучить результаты исследования по кластеру?

- Молодцы! Отличная работа! Слайд 15

7. Этап включения в систему знаний и повторения. Закрепление материала. Работа с таблицей

- Теперь нам нужно закрепить наши знания и получить заслуженную оценку.  

- Посмотрите задание 7 в маршрутном листе.

- У вас есть вопросы по его выполнению?

- Приступайте к работе.

- Готовы?  

- Посмотрим, что у вас должно получиться.

Проверка по слайду 16

- Проверьте свои слова, если есть ошибки – исправьте.

Выставите в маршрутном листе отметку.

Слайд 17

- Кто выполнил работу без ошибок?

-  У кого одна ошибка?

-  У кого они есть- не расстраивайтесь. У вас есть возможность их исправить.

 Итог урока

- Все задания выполнены. Теперь вспомним, какова была цель урока.

Слайд 18

- Удалось ли нам ее достигнуть?

- Нашли ли мы способ?

- Научились его применять?

- Где мы его зафиксировали?

- Домашний заданием для вас будет повторение данного кластера и озвучивания его другим учащимся. Ведь настоящие ученые всегда делятся своими трудами. И выполнение задание из учебника стр. 148 упр. 339.

8. Рефлексия.

 - Теперь я предлагаю вам, используя оценки своего маршрутного листа, выбрать подходящий для вас фразеологизм и подчеркнуть его.

- Теперь мы узнаем, чем вы занимались на уроке.

- Самые смелые, озвучьте свои фразеологизмы!

- Наш урок закончен! Мне было приятно с вами работать! Вы молодцы.

Анализ работы детей на уроке и результаты урока

   Урок результативен, созданы благоприятные условия для творческого и познавательного развития учащихся, роста их самостоятельной активности, коммуникативных умений. Цели и задачи урока достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Буквы и-ы в корне слова после приставок"

Разработка урока с использованием интерактивной доски...

Урок русского языка в 6 классе: Буквы Ы и И после приставок.

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему: Буквы Ы и И после приставок....

Конспект урока русского языка в 6 классе «Буквы Ы и И после приставок».

Тип урока: открытия новых знанийЦели урока:  Образовательные: Повторить теоретические сведения по теме «Словообразование»; правописание гласных в корнях с чередованием.Познакомиться с...

Урок русского языка в 6 классе "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"(ФГОС)

Урок русского языка в 6 классе "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"(ФГОС)...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"(ФГОС)

Данная презентация предназначена для урока получения новых знаний. Используется системно-деятельностных подход....