5 класс.Что я знаю об имени существительном?(на материале дневника учащегося Самарской области)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Жидкова Инга Евгеньевна

Предмет        русский язык                                                                                                                                                                                             Класс            5

 

Тема урока:   Что я знаю об имени существительном?

 

Тип урока: урок повторения (на материале дневника учащегося Самарской области)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_syzran_2013.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

о

Предмет        русский язык                                                                                                                                                                                             Класс            5

Тема урока:   Что я знаю об имени существительном?

Тип урока: урок повторения (на материале дневника учащегося Самарской области)

Представление о результатах:

- личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

- метапредметные: умение работать со справочным материалом; умение грамотно строить устное монологическое высказывание;

- предметные: умение на практике применять теоретические знания об имени существительном (из курса начальной школы); овладение навыками анализа морфологических признаков имени существительного.

Цели урока: закрепить имеющиеся знания об имени существительном; формировать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся; прививать интерес к изучению истории родного края.

       

           

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Организацион-ный момент

Организовать направленное внимание на начало урока.

Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроя учащихся на урок.

Приготовление к уроку.

Приветствие учителя.

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

-

2. Актуализация знаний

Убедить детей в

возможности  совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, используя материалы Дневника школьника Самарской области, расширяя при этом знания о символике родного края.

Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний.

Предлагает детям:

- вспомнить экскурсионный, материал (заочная экскурсия на внеклассном мероприятии)

-демонстрирует фото,

-сообщает, какие есть интересные задания, связанные  с этим материалом;

-читает слова губернатора области, помещённые вверху первой страницы дневника

Вопрос:

Как вы понимаете словосочетание из высказывания – «историческая память»?

Вспоминают  материал заочной экскурсии по   области.

Отвечают на поставленный вопрос.

В это время у доски работает 1 ученик над синтаксическим разбором обсуждаемого словосочетания.

Проявление познавательной активности

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Синтаксичес-кий разбор словосочета-ния

3. Постановка цели урока

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Задает вопрос:

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Сообщает о том, что в конце урока дети  должны будут сформировать представление о том, что такое государственная символика, а также какими морфологическими признаками обладает имя существительное

Дети выясняют, что им необходимо, чтобы достичь поставленную в начале урока цель.

Развитие чувства патриотизма в отношении родного края.

Развитие умения  постановки познавательной цели с помощью учителя.

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Определение лексического значения слова

4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Сформировать у детей представление о символике Самарской области с помощью материалов, размещённых в дневнике

Определение грамматических категорий указанных существительных

Сформировать представление детей о Сызрани как о городе, имеющем свою древнюю интересную историю

Организует самостоятельную работу с учебником

Демонстрирует фото-материалы, предлагает сопроводить их трансляцию рассказом о гербе и флаге  .

Выяснить значение слов ГЕРБ, ФЛАГ, обратившись к Толковому словарю Ожегова и Шведовой

- Определите у названных  существительных РОД, ПАДЕЖ, СКЛОНЕНИЕ

Предлагает детям послушать в своём исполнении отрывка из рассказа о городе(на страницах дневника)

Стр.45 учебника. Самостоятельные наблюдения

Работа со словарём

Самостоятельно определяют указанные категории, взаимопроверка.

Слушают и выписывают имена существительные собственные.

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах  деятельности.

Проявляют познавательную самостоятельность и активность

Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.

Осознание ответственности

за общее дело

Учиться проявлять самостоятельность в разных видах  деятельности.

Аргументация своего мнения.

Выполнение действий по заданному алгоритму.

Контроль деятельности по ходу выполнения задания.

Высказывание своего мнения.

Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в полученной информации.

 по ходу выполнения задания.

Выполнение действий по образцу.

Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Грамотное построение устного высказывания.

Работа со справочной литературой, определение лексического значения слова

Определение рода, падежа , склонения имён существитель-ных.

Закрепление знаний о собственном имени существитель-ном

5. Динамическая пауза (этап физической разрядки)

 

Смена вида деятельности

 Создает условия для снятия переутомления у детей. Предлагает обучающимся пройти к столам с «пазлами» (для 5 групп)

Собирают пазл (из разрезанных открыток с достопримечатель-ностями Сызрани, о которых идёт речь в дневнике школьника).

Работа по группам

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Выполнение действий по образцу.

Взаимодействие в группе.

           

             -

6.  Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Создать у детей представление о родном городе как о современном, чистом, уютном городе, бережно относящемуся к своему историческому прошлому.

Воспитать у детей уважительное отношение к символам своей области.

Предлагает открыть дневник  и прочитать информацию о современном Сызрани; записать предложение №1; вспомнить, как отличить имена собственные от нарицательных.

В презентации демонстрирует фотографии  города начала XX века и начала XXI в., а также символику

Предлагает ответить на вопросы викторины по материалам дневника школьника

Читают текст дневника. Записывают предложение №1; выписывают из него имена собственные и нарицательные, аргументируют свой выбор.

Объясняют значение цвета на государственных символах

Отвечают на вопросы

Учиться проявлять самостоятельность в разных видах  деятельности

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Осознавать необходимость в том, чтобы гордиться   родным краем

Анализ, синтез, классификация.

Сравнение.

Высказывание своего мнения.

Аргументация своего мнения.

Работа с разными видами информации.

 Анализ, синтез.  

Высказывание своего мнения.

Аргументация своего мнения.

Самостоятельно отвечать на вопросы, используя свои знания о символике нашей области

Закрепление знаний об именах собственных и нарицательных.

Закрепление знаний о символике  города и области

7. Рефлексия деятельности

8. Домашнее задание

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Самостоятельное закрепление материала

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.

Синквейн со словами ПАМЯТЬ и ИСТОРИЯ

Синквейн составляется на фоне песни о Сызрани

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Понимать  личную ответственность за результаты деятельности

Самооценка на основе критерия успешности.

Рефлексия способов и условий действия.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Выражать свои мысли  с достаточной полнотой и точностью.

Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать  мнения одноклассников при выработке коллективного решения.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства образования и науки Самарской области №50-од от 30.03.201

Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства об...

Приказ министерства образования и науки Самарской области №239-од от 28.09.2011 “О внесении изменений в Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных

Приказ министерства образования и науки Самарской области №239-од от 28.09.2011 “О внесении изменений в Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учрежд...

КВН "Государственные символы России и Самарской области" 5–6-е классы

Методическая разработка, посвящённая Году Российской Истории для 5-6 класса.Цель и задачи занятия:закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Самарской области;воспитыв...

Познавательная игра по биологии для 6 класса «Животный и растительный мир Алексеевского района, Самарской области»

ПМетодическая разработка по биологии .Познавательная  игра  по биологии для 6 класса«Животный и растительный мир  Алексеевского района, Самарской области»( из цикла « Люблю тебя мой кра...

Сборник методических материалов: работы победителей и дипломантов Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области - 2016/ Составители: А.П. Бережнова, М.В.Мальцева – Нефтегорск, 2017. – 103 с.

Статья Батуевой Е.И.зам. директора ГБОУ СОШ «ЦО» пос.Варламово, «Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одарённой личности»...