подготовка к ГИА по русскому
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Руф Юлия Сергеевна

тренировочные упражнения для подготовки к написанию сжатого изложения

Скачать:


Предварительный просмотр:

2.4. Способы подготовки к написанию сжатого изложения. Тренировочные упражнения с текстами для сжатого изложения.

Способы подготовки к написанию сжатого изложения:

  1. Выделение микротем в тексте.
  2. Работа над абзацами.
  3. Выделение основной информации от второстепенной;
  4. Написание опорного конспекта (опорные слова);
  5. Составление плана сжатого изложения;
  6. Написание варианта сжатого изложения.

Тренировочные упражнения с текстами для сжатого изложения.

Работа с текстом: «Занятия детей в дворянской семье».

На основе текста и плана скажите, что составляло теплоту и интерес семейных отношений в доме Иртеньевых.  ( Способность ощущать  внутреннюю связь с близкими, любовь к ним, душевность).

Сжатие текста: выделение существенного в нём, исключение дополнительной информации,  обобщение однородных членов предложения.

-Обозначьте буквой С особенно важное в тексте, а дополнительную информацию заключите в скобки.

-При записи текста возможно изменение структуры предложения, перестановка слов и изменение их формы.

Текст.

«Часу в одиннадцатом я обыкновенно приходил в гостиную, [большей частью после чаю], когда уже дамы сидели за занятиями. Около первого окна, [с опущенной на солнце небеленой холстинной сторой, сквозь скважины которой яркое солнце кладёт на всё, что ни попадется, такие блестящие огненные кружки, что глазам больно смотреть на них], стоят пяльцы, [по белому полотну которых тихо гуляют мухи].За пяльцами сидит Мими,[беспрестанно сердито встряхивая головой и передвигаясь с места на место от солнца, которое, вдруг прорвавшись где-нибудь, проложит ей то там, то сям на лице или руке огненную полосу].[Сквозь другие три окна, с тенями рам, лежат цельные яркие четырехугольники;] на некрашеном полу гостиной, [на одном из них, по старой привычке,] лежит Милка и, [насторожив уши, вглядывается в ходящих мух по светлому четырехугольнику]. Катенька вяжет или читает, [сидя на диване, и нетерпеливо отмахивается своими беленькими, кажущимися прозрачными в ярком свете ручками или, сморщившись, трясет головкой, чтобы выгнать забившуюся, в золотистые густые волоса бьющуюся там муху.]Любочка или ходит <...> по комнате, [заложив за спину руки, дожидаясь того, чтобы пошли в сад,] или играет на фортепьяно какую-нибудь пьесу, [которой я давно знаю каждую нотку.]Я                                        сажусь, где-нибудь, слушаю эту музыку или чтение и дожидаюсь того, чтобы мне можно было самому сесть за фортепьяно.

               1 часть                                                                                                    

После обеда я иногда удостоивал девочек  ездить верхом с ними [(ходить гулять пешком я считал несообразным с моими годами и положением в свете)].И наши прогулки, [в которых я провожу их по необыкновенным местам и оврагам,]бывают очень приятны. С нами случаются иногда приключения, в которых я себя показываю молодцом, и дамы хвалят мою езду и смелость и считаю меня своим покровителем.

                2 часть                                                                                                    

Вечером, ежели гостей никого нет, после чаю, который мы пьём в тенистой галерее, и после прогулки с папа по хозяйству я ложусь на старое своё место, в вольтеровское кресло, и , слушая Катенькину или Любочкину музыку, читаю и вместе с тем мечтаю по-старому. Иногда, оставшись один в гостинной, когда Любочка играет какую-нибудь старинную музыку, я невольно оставляю книгу, и [вглядываясь в растворенную дверь балкона, в кудрявые висячие высоких берез, на которых уже заходит вечерняя тень, и в чистое небо, на котором, как смотришь пристально, вдруг показывается как будто пыльное желтоватое пятнышко и снова исчезает, и, вслушиваясь в звуки музыки из залы, скрыпа ворот, бабьих голосов и возвращающегося стада на деревне,]я вдруг живо вспоминаю и Наталью Савишну, и maman, и Карла Иваныча, и мне на минуту становится грустно.

                3 часть                                                                                                    

Но душа моя так полна в это время жизнью и надеждами, что воспоминание это только крылом касается меня и летит дальше».

План по исходному тексту.

1.Часу в одиннадцатом.

2.Дамы за занятиями:

а) за пяльцами Мими;

б) Катенька вяжет или читает;

в) Любочка  ходит или играет на фортепьяно.

3. Я слушаю музыку или читаю.

4. После обеда ездим верхом.

5. Вечером -  чай, прогулка  с папа, музыка, чтение, мечты.

6. Живое воспоминание  детства.

7. «…Только крылом касается меня».

Вариант сжатого изложения.

Часу в одиннадцатом я обыкновенно приходил в гостиную. Когда дамы уже сидели за занятиями. Около первого окна стоят пяльцы. За пяльцами сидит Мими. На некрашеном полу гостиной лежит Милка.  Катенька вяжет или читает. Любочка или ходит по комнате, или играет на фортепьяно какую- нибудь пьесу. Я сажусь где-нибудь, слушаю эту музыку или чтение и дожидаюсь того, чтобы мне можно было самому сесть за фортепьяно.

    После обеда я иногда удостаивал девочек ездить верхом с ними.

И наши прогулки бывают очень приятны. Снами случаются иногда приключения, в которых  себя показываю молодцом, и дамы хвалят мою езду и смелость и считают меня своим покровителем.

   Вечером, ежели гостей никого нет, после чаю, который мы пьём в тенистой галерее, и после прогулки с папа по хозяйству я ложусь на старое своё место, в вольтеровское кресло, и, слушая Катенькину или Любочкину музыку, читаю и вместе с тем мечтаю по старому. Иногда, оставшись один, когда Любочка играет какую - нибудь старинную музыку, я невольно оставляю книгу, и, вдруг живо вспоминаю и Наталью Савишну, маман, и Карла Иваныча, и мне на минуту становится грустно.

   Но душа моя так полна в это время жизнью и надеждами, что воспоминание это только крылом касаются меня и летит дальше.

Работа с текстом: «Домашнее чтение».

Текст «Домашнее чтение» (совместная работа над вариантом сжатого изложения)

Домашнее чтение вслух сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если эта книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.

Когда я смотрю книги, что стоят у нас на полках, я могу мысленно разделить их на несколько отделов: сочинения классиков, современные книги, справочники, словари и так далее. Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе вслух. Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находиться же оно для того,чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не просиживаем иногда перед ним часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору!

Советую вам, прошу вас, уговариваю- попробуйте! Попробуйте читать дома вместе вслух! Было же такое в совместном чтении, если о нём с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений.

Когда  книгу читает вслух кто- нибудь из домашних, то, что происходит на её страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за этим столом. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто раньше читал эту книгу, читая её теперь своим близким, испытывает радость,приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало ему одному и чем он теперь одаривает других.

Словом, попробуйте, и я надеюсь, я уверен: вы не пожалеете об этом.

План.

  1. Домашнее чтение вслух сближает.
  2. Особая  полка – полка с книгами для чтения вслух.
  3. Время для семейного чтения.
  4. « Попробуйте читать дома вслух».
  5. Радость общения для семейного чтения.
  6. « Попробуйте – вы не пожалеете».

Вариант сжатого изложения.

Домашнее чтение вслух сближает. Происходит обмен мыслями.

Когда я смотрю на книги, которые стоят в шкафу, я могу мысленно собрать их на особенную полку. На ней будут книги, прочитанные вместе вслух.

Где же найти время для совместного чтения? Если можно его выбрать для просмотра телевизионных программ, то можно уделить время и домашнему чтению.

Было же что-то такое в совместном чтении, если о нем с волнением вспоминают люди разных поколений.

Попробуйте читать дома вместе. Ведь при этом все чувства усиливаются и обостряются.

Попробуйте, и я надеюсь, что вы не пожалеете об этом.

Работа с текстом: «Вечный маскарад».

Задание. Прочитайте текст. Разделите его на абзацы. Сформулируйте главную мысль каждого абзаца. Напишите план текста.

Текст «Вечный маскарад»

В русской живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, вена, зима — любимые темы русской пейзажной живописи. И главное в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные:  осень ранняя и поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза. Зимнее солнце, выглянувшее из-за зимних мрачных облаков. Всё в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Деревья то с голыми ветвями, то с яркой живописной листвой. Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса, иней, снег. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий. В России особенно суровая зима и особенно жаркое лето, длинная, с богатыми красками весна, затяжная осень, в которой есть и самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, воспетое Тютчевым, и особой тишиной, свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин. В России в отличие от юга, особенно где — нибудь на берегах Белого моря, необыкновенно длинные вечера с закатным солнцем, которое создаёт переливы красок, меняющиеся каждые пять минут. Бывают моменты, когда солнце «играет», точно его гранил опытный гранильщик. Белые ночи и черные, темный дни в декабре создают многообразную эмоциональную палитру. Характерная особенность русского пейзажа есть у Венецианова. Есть она и в ранней весне Васильева. Она мажорно сказалась и в творчестве Левитана. Это непостоянство и зыбкость времени — черта, как бы соединяющая людей России с её пейзажами.

                                                                                   ( По Д.С. Лихачеву)

Текст «Вечный маскарад». Работа над абзацами.

В русской живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, вена, зима — любимые темы русской пейзажной живописи. И главное в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные:  осень ранняя и поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза. Зимнее солнце, выглянувшее из-за зимних мрачных облаков.

 Всё в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Деревья то с голыми ветвями, то с яркой живописной листвой. Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса, иней, снег. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий.

В России особенно суровая зима и особенно жаркое лето, длинная, с богатыми красками весна, затяжная осень, в которой есть и самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, воспетое Тютчевым, и особой тишиной, свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин.

В России в отличие от юга, особенно где — нибудь на берегах Белого моря, необыкновенно длинные вечера с закатным солнцем, которое создаёт переливы красок, меняющиеся каждые пять минут. Бывают моменты, когда солнце «играет», точно его гранил опытный гранильщик. Белые ночи и черные, темный дни в декабре создают многообразную эмоциональную палитру.

Характерная особенность русского пейзажа есть у Венецианова. Есть она и в ранней весне Васильева. Она мажорно сказалась и в творчестве Левитана. Это непостоянство и зыбкость времени — черта, как бы соединяющая людей России с её пейзажами.

                                                                                   ( По Д.С. Лихачеву)

План.

  1. Времена года – любимые темы русских  живописцев.
  2. Всё в русской природе непостоянно.
  3. Особенности времён года в России.
  4. Разнообразная палитра красок на юге и севере страны.
  5. Российский пейзаж в картинах русских художников.

Вариант сжатого изложения.

В русской живописи многие произведения посвящены временам года.

Любимые темы художников - осень, весна, зима.

  Всё в русской природе непостоянно по окраске и состоянию: вид деревьев, воды, воздуха,  дорог. Происходит вечная смена красок и линий.

   В России суровая зима, жаркое лето, затяжная осень и богатая красками весна.

  Различна эмоциональная палитра севера и юга России. В декабре мы наблюдаем белые ночи на севере и чёрные, тёмные дни на юге.

   В картинах Левитана, Венецианова, Васильева отразились все особенности русского пейзажа.

Работа с текстом: «Историческое и культурное наследие страны».

Текст «Историческое и культурное наследие страны»

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств - признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину.

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, России, Кваренги, Захарова, Воронихена. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. Пусто там, где он стоял, пусто в душе. И-горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны, материальные примеры прошлого всегда связаны с определённой эпохой, с конкретными мастерами.

На земле остаётся всё меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится земли. Всё дело в том, что патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И ещё - с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, своё - пусть и непонятное тебе - родное слово.

 

План.

Опорный конспект.

  1. Историческое и культурное наследие надо оберегать.

  1. Невиданное поругание народной святыни.

  1. Путевой дворец Растрелли снесли – « пусто там, где он стоял, пусто в душе».

  1. Патриотизм надо воспитывать.

5. Любовь к родному краю начинается с малого.

Культурное наследие, оберегать, горестные картины.

Бородинское поле, невиданное поругание, взорван памятник Багратиону.

Снесли Путевой дворец Растрелли, пусто на том месте,  пусто в душе, утрата невосполнима.

Всё меньше мест для памятников культуры, надо воспитывать патриотизм.

Любовь к родному краю, уважение к семье, к дому, к родному слову.

Вариант сжатого изложения.

Историческое и культурное наследие своей страны надо оберегать. Но так происходит не всегда: память пробуждает горестные картины. Известен тот факт, как невиданное поругание народной святыни — уничтожение памятника Багратиону на Бородинском поле. В конце шестидесятых годов снесли Путевой дворец Растрелли. Теперь пусто там, где он стоял, пусто и в душе. Утрата невосполнима. На земле остаётся все меньше места для памятников культуры не потому, что земли мало. Все дело в том, что к патриотизму надо не призывать, а его надо воспитывать с самого детства.

Любовь к родному краю начинается с малого.

  1. Ковалева Г. С., Роговик Т. Н. Учебно-справочные материалы для 9 класса. «Итоговый контроль: ГИА. Русский язык. Государственная итоговая аттестация».  М. «Просвещение» 2011.

  1. Н. А. Сенина «Русский язык . 9 класс».  «Подготовка к государственной итоговой аттестации». Издательство «Легион»,  Ростов – на Дону, 2009.
  2. Фалина Т. М . «Словарно- стилистическая подготовка учащихся к изложениям разных типов. Пособие для учителей по методике преподавания русского языка для написания исследовательско - проектных работ.   М. 2011.
  3. Фалина Т. М. «Подготовка к сжатому изложению по отрывку из повести Л.Н. Толстого «Юность». М. 2005.

  1. Цыбулько  И.П., Степанова Л.С.. «Русский язык. ГИА 2009. Экзамен в новой форме» 9 класс. АСТ.  Астрель. М. 2009.

 



Предварительный просмотр:

При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы, но пропускаются излишние подробности. Для этого необходимо отобрать в тексте ОСНОВНОЕ и СУЩЕСТВЕННОЕ, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить новый текст.

1. При сжатии любого текста обычно

- опускаются диалоги,

- пространные описания природы,

- описания чувств, настроений.

2. При этом сохраняются

- ключевые слова и обороты речи,

- наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи  которых передается колорит исходного текста.

3.  Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания  можно преобразовать стиль текста и его тип. Но, например, при сжатии рассуждения необходимо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное.                                

4. Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста:

- уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст;

-  определение стиля исходного текста;

- определение типа речи;

- анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части);

- выполнение чернового варианта;

- проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых

  языковых средств.

Способы сжатия текста:

1) исключение второстепенной информации, подробностей, деталей;

2) обобщение частной информации, конкретных, единичных явлений;

     При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

- исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений,

- исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов,

- исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций,

- исключение одного или нескольких предложений.

     При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.

К приемам сжатого изложения относятся:

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов

    предложения;

2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений,

    повествующих об одном и том же предмете речи;

З) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5) перевод прямой речи в косвенную;

6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.


IV. Практическая работа на уроке.

    Для закрепления возьмём такие примеры и попытаемся применить названные способы. 

Отрывок из исходного текста

Текст сжатого пересказа

    «Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения».

 «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».

«На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки».

« На лугу росли цветы».

Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник –  то, что находится под окном; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…»

«Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник –  то, что находится под окном».

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в     вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

Мы набирали  огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами    пропитывались их горьким запахом.

Мы набирали огромные букеты и пропитывались их запахом.

АЛГОРИТМ

 написания сжатого изложения.

  1. прочитайте абзац и определите в нем основную, дополнительную и избыточную информацию;
  1. подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию;
  1. опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла;
  1. опустите предложения, которые представляются вам избыточными;
  1. переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. (Если необходимо, объедини те два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматических конструкций…)
  1. составьте план, каждый пункт которого  будет сопровождаться опорными словами и словосочетаниями;
  1. обязательно  перечитайте черновик изложения и проверьте соблюдение микротем, способ связи предложений, совпадение основной мысли исходного текста и вашего текста.
  1. орфографию проверяйте с последнего слова текста, поднимаясь к началу изложения.
  1. посчитайте количество слов (90-100 слов) норма вашего сжатого изложения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...