Тема: «Жанры публицистического стиля»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Урок 11 класса по русскому языку на тему «Жанры публицистического стиля»

Скачать:


Предварительный просмотр:

11 класс

Тема: «Жанры публицистического стиля»

Учитель:      Кудрявцева Т.М.  

Москва.

 

Тема:   « Жанры публицистического стиля».

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • знакомство с особенностями устного выступления, доклада, очерка;
  • закрепление основных понятий стилистики.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса, мотивации к изучению предмета;
  • развитие мышления и внимания;
  • формирование потребности в приобретении знаний и умений.

Воспитательные:

  • воспитание сознательной дисциплины на уроке;
  • воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения.

Оборудование:

  • компьютер;
  • презентация;
  • индивидуальные карточки.

Ход урока.

1. Организационный момент. (1 мин.)

 Приветствие учащихся.

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. (5 мин.)

1) – На предыдущих занятиях мы познакомились с понятием публицистического стиля и его особенностями.

     Скажите, пожалуйста, в каких сферах жизни используется этот стиль?

(СМИ, судебная речь, выступления на собраниях, доклады)

     Верно, каждая из этих сфер обладает своими особенностями и, следовательно, требует определенный жанр.

2) – Попытаемся сформулировать цель нашего занятия

(дать понятие жанра, определить основные особенности изучаемых жанров, попытаться определить особенности того или иного жанра на примере текстов)

3) – Запишите число и тему урока (Слайд 1).

 

3. Изучение нового материала. (15 мин.)

1) – Публицистика уходит корнями в глубокую древность. За тысячелетия публицистика эволюционировала, развилась во многих отношениях, в том числе и в жанровом. Вспомним, что под жанром подразумевается исторически сложившийся и развивающийся тип произведения. (Слайд 2)

Публицистика включает разнообразные жанры:  интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фельетон, доклад, дискуссия и т.д.  Остановимся подробнее на некоторых жанрах. В первую очередь нас интересуют те, с которыми мы постоянно сталкиваемся, которые необходимы нам в работе: очерк, устное выступление, доклад.

2) Работа с учебником:

1 учащийся анализирует жанр очерка (стр.248-249)

2 учащихся анализируют жанр устного выступления (стр.265-266)

2 учащихся анализируют жанр доклада (стр. 276-277)

- Вам необходимо дать понятие жанра и найти его особенности.

3 слайд: очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Различают путевой, портретный и проблемный очерки.

Особенности: документальность;

                        достоверность фактов, событий;

                        использование изобразительно-выразительных средств;

                        наличие важной проблемы (для проблемного очерка).

4 слайд: устное выступление – речь, главная задача которой общение, возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.

Особенности: разговорная, общественно-политическая лексика;

                        простые предложения;

                        неполные предложения;

                        обращения;

                        фразеологизмы;

                        образные средства

5слайд: доклад – развернутое рассуждение, отличающееся полнотой раскрытия темы и законченностью.

Особенности: строится в виде рассуждения;

                         Использование слов следует, нужно, необходимо, должно быть.

4. Закрепление знаний. (12 мин.)

Работа с текстом: определить жанр, найти жанровые особенности.

(6 слайд)                             

Тишина

Как-то осенью ехал я поездом из Саян. Я сошёл в Шарье, пересел на   пригородный поезд Киров-Кострома и через несколько часов уже трясся на верхней полке по перелескам Костромщины. Справа и сзади осталось величественное Галичское озеро.

Старинный городок, почти ровесник Москве, лежал на широком выступе берега в предутренней дымке. Город казался погруженным в медлительные величавые воспоминания. О  тех временах, когда Галич был далёкой заставой на таёжном севере Руси в океане бесчисленных черемисских племен.

И начинаешь верить, что нет на земле места спокойнее и тише.

(Достоверность фактов, документальность, изобразительно-выразительные средства (7 слайд):

Эпитеты:

Величественное

Предутренней

Медлительные

Величавые

Бесчисленных

Олицетворение:

Городок лежал

5. Самостоятельная работа. (7 мин.)

1) Работа на карточках:

 –  Сейчас вы самостоятельно попробуете определить жанр текста и доказать правильность своего выбора.

1 карточка

Адвокат Ф.Н. Плевако на суде решил защищать обвиненную в воровстве чайника старушку:

- Много бед, много испытаний пришлось вынести России за ее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла старый чайник, ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно.

Речь Плевако оказалась решающей для присяжных заседателей. Они единодушно высказались за оправдание старушки.

2 карточка

На каждом спектакле Высоцкий играл, как в последний раз, особенно в конце жизни. И для меня он тогда открыл формулу таланта, что ли.

Когда я думаю о Высоцком, вспоминаю его в театре, на репетициях, на гастролях, просто в кругу друзей, я вижу его маленькую складную фигурку, и мне его до спазм в горле жалко. Я понимаю, какая была у него уникальная способность собрать и отдать людям. Ощущение жизни как высшего долга.

3 карточка

- Ни шагу назад! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже Родины, дороже сердца Родины нашей – Москвы, гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле.

Встанем стеной против смертельного врага… Над Москвой нависла угроза…

Настанет час, когда мы перейдем к решающей фазе войны – наступательному удару по германскому фронту. Но чтобы перейти к этой фазе войны, нужно сейчас, и немедленно, остановить врага…

4 карточка

Об Андроникове трудно говорить, потому что комментировать, как-то объяснять, популяризировать его труды и личность излишне – этого человека знают все, да и сам он кого хочешь объяснит. Андроников без посредников обращается к аудитории своих читателей, слушателей, зрителей.

Достаточно было Андроникову переступить порог музея, издательства, редакции, библиотеки или архива, как вокруг него тотчас собиралось человек пять-шесть.

5 карточка

Я ходил берегом озера устраивать свою квартиру на Ботике. У озера два берега: один – древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками, другой – низкий, болотистый у воды, и в воде песок. Овраг здесь называется по-старинному враг: первый от Горицкого  Шутов-враг, речка очень маленькая при деревне Веськово с Мемской-горой, за Веськовым-врагом – Вознесенский и гора Князек, и тут рядом Гремячая гора с Гремячим ключом. Вот на этой Гремячей горе и хранится, как мощи, ботик Петра Первого, и потому вся усадьба называется Ботик.

2) – А сейчас подпишите свои карточки и сдайте на проверку

5. Итоги урока. Рефлексия. (3 мин.)

- А теперь давайте вспомним, о каких жанрах публицистического стиля сегодня на уроке шла речь? Что нового вы для себя сегодня узнали? Что для вас было интересным?

- Итак, урок наш подошел к концу. Пора подводить итоги.

(Выставление оценок за работу на уроке)                

6. Домашнее задание. (2 мин.)

- Домашним заданием вам послужит работа с текстом (текст раздается на карточках). Текст этот имеет для нас большое значение, так как он представляет собой проблемный очерк и служит основой для написания сочинения-рассуждения при подготовке к ЕГЭ.

Вам будет необходимо: (8 слайд)

-  определить проблему текста;

- определить авторскую позицию;

- подобрать аргументы к своей собственной точке зрения.

На следующем занятии мы будем писать сочинение по данному тексту.

Текст (9 слайд)

(1) Существует точное человеческое наблюдение:  воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать.  (2) Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить» . (3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим. (4) Но все же, неправда, - замечаем. (5)Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским дождем, когда облагорожен грозовыми разрядами. (6)Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. (7)Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха.

(8)По обыденности, по нашей незамечаемости  нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. (9)Мы привыкли, что мир – зеленый.(10)Ходим, мнем, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колесами, срезаем лопатами, соскабливаем ножами бульдозеров, наглухо захлопываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем железным, цементным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. (11)Льем на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи. (12)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (13)Подумаешь! (14)Сколько там травы? (15)Десять квадратных метров. (16)Не человека же засыпаем, траву. (17)Вырастет в другом месте.

(18)однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, там, где стояла машина – на лужайке под окнами нашего деревенского дома. (19)Антифриз растекся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог.(20)Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее черное пятно. (21)Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом уж плешина снова затянулась травой.

(22)Под окном, конечно, заметно. (23) Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. (24)Но ведь это под собственным окном! (25)Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. (26)Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? (27)Жалко ли ее? (28)Ну, высыпали шлак, ну, придавили несколько миллионов травинок.

(29)Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка. (30)Трава? (31)Трава она и есть трава. (32)Ее  много. (33)Она везде. (34)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне… (35)Разве что вот в пустыне ее поменьше. (36)Начинаешь замечать, что оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (37)Страшное, жуткое, безнадежное зрелище! (38)Представляю себе человека в безграничной, бесправной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или некосмической катастрофы наша земля, обнаружившего на обугленной поверхности планеты единственный зеленый росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.

(39)Глоток воздуха, когда человек задыхается. (40)Зеленая живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. (41)А вообще-то –  трава. (42)Скобли ее ножами бульдозеров, заваливай мусором, заливай горячим асфальтом, глуши бетоном, обливай нефтью, топчи, губи, презирай…

(43)А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость а его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых – вот одно из побочных назначений всякого растения.

(По В. Солоухину)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жанры публицистического стиля

Слайд 2

жанр Под жанром подразумевается исторически сложившийся и развивающийся тип произведения.

Слайд 3

Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Различают путевой, портретный и проблемный очерки. Особенности: документальность; достоверность фактов, событий; использование изобразительно-выразительных средств; наличие важной проблемы (для проблемного очерка).

Слайд 4

Устное выступление – речь, главная задача которой общение, возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения. Особенности: разговорная, общественно-политическая лексика; простые предложения; неполные предложения; обращения; фразеологизмы; образные средства

Слайд 5

Доклад – развернутое рассуждение, отличающееся полнотой раскрытия темы и законченностью. Особенности: строится в виде рассуждения; использование слов следует, нужно, необходимо, должно быть.

Слайд 6

Тишина Как-то осенью ехал я поездом из Саян. Я сошёл в Шарье, пересел на пригородный поезд Киров-Кострома и через несколько часов уже трясся на верхней полке по перелескам Костромщины . Справа и сзади осталось величественное Галичское озеро. Старинный городок, почти ровесник Москве, лежал на широком выступе берега в предутренней дымке. Город казался погруженным в медлительные величавые воспоминания. О тех временах, когда Галич был далёкой заставой на таёжном севере Руси в океане бесчисленных черемисских племен. И начинаешь верить, что нет на земле места спокойнее и тише.

Слайд 7

Эпитеты: Величественное Предутренней Медлительные Величавые Бесчисленных Олицетворение: Городок лежал

Слайд 8

Задание: определить проблему текста; определить авторскую позицию; подобрать аргументы к своей собственной точке зрения.

Слайд 9

Текст (1)Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (2)Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». (3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим. (4)Но все же, неправда, - замечаем. (5)Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским дождем, когда облагорожен грозовыми разрядами. (6)Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. (7)Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха. (8)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. (9)Мы привыкли, что мир – зеленый.(10)Ходим, мнем, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колесами, срезаем лопатами, соскабливаем ножами бульдозеров, наглухо захлопываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем железным, цементным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. (11)Льем на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи. (12)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (13)Подумаешь! (14)Сколько там травы? (15)Десять квадратных метров. (16)Не человека же засыпаем, траву. (17)Вырастет в другом месте. (18)однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, там, где стояла машина – на лужайке под окнами нашего деревенского дома. (19)Антифриз растекся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог.(20)Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее черное пятно. (21)Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом уж плешина снова затянулась травой. (22)Под окном, конечно, заметно. (23) Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. (24)Но ведь это под собственным окном! (25)Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. (26)Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? (27)Жалко ли ее? (28)Ну, высыпали шлак, ну, придавили несколько миллионов травинок. (29)Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка. (30)Трава? (31)Трава она и есть трава. (32)Ее много. (33)Она везде. (34)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне… (35)Разве что вот в пустыне ее поменьше. (36)Начинаешь замечать, что оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (37)Страшное, жуткое, безнадежное зрелище! (38)Представляю себе человека в безграничной, бесправной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или некосмической катастрофы наша земля, обнаружившего на обугленной поверхности планеты единственный зеленый росточек, пробивающийся из мрака к солнцу. (39)Глоток воздуха, когда человек задыхается. (40)Зеленая живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. (41)А вообще-то – трава. (42)Скобли ее ножами бульдозеров, заваливай мусором, заливай горячим асфальтом, глуши бетоном, обливай нефтью, топчи, губи, презирай… (43)А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость а его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых – вот одно из побочных назначений всякого растения. (По В. Солоухину)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разновидности жанров публицистического стиля.

Данный элективный курс  по русскому языку расчитан на учащихся 8-9 классов...

Очерк как жанр публицистического стиля

Презентация для работы на уроке русского языка в 11 классе...

План урока русского языка в 11 классе по теме "Основные жанры публицистического стиля. Эссе о России. В. Набоков "Кембридж"

Работа учащихся 11 класса по теме "Основные жанры публицистического стиля". Практическая работа над составлением эссе о России.Разбор текста В.Набокова "Кембридж"...

Конспект урока "Основные жанры публицистического стиля"

Цель. Формирование умения работать с текстами публицистического стиля через анализ их жанровых особенностей. Задачи. Предметные. 1. Систематизировать знания обучающихся о публицистическом стиле. 2...

Презентация урока "Основные жанры публицистического стиля"

В презентации содержится материал к уроку "Основные жанры публицистического стиля"Использованные технологии, цель и задачи урока, таблица для систематизации знаний по теме "Публицистический стиль речи...

Статья «Как знакомить учащихся с жанрами публицистического стиля»

Статья  «Как знакомить учащихся с жанрами публицистического стиля»...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: "Интервью как жанр публицистического стиля"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО. На уроке используется системно-деятельностный, компетентностный, исследовательский методы, метод проектов...