План урока русского языка в 11 классе по теме "Основные жанры публицистического стиля. Эссе о России. В. Набоков "Кембридж"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Работа учащихся 11 класса по теме "Основные жанры публицистического стиля". 

Практическая работа над составлением эссе о России.

Разбор текста В.Набокова "Кембридж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_esse_11kl.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

городского округа- город Камышин

План урока русского языка в 11 классе по теме: 

 

«Основные жанры публицистического стиля.

                    Эссе о России.

 В. Набоков «Кембридж».

Учитель Солодовникова Е.К.

2014 г.

Тема урока: Основные жанры публицистического стиля.

                    Эссе о России. В.Набоков «Кембридж».

Класс: 11

Цель урока:

Обучающая:

Знать: определение очерка, эссе, их основные признаки, различия;

            основные художественные средства создания текста.

Уметь: определять «решающую идею» эссе;

             определять жанр, особенности эссе по сравнению с

             очерком и путешествием;

             анализировать текст по составленным вопросам и заданиям;

             составлять схемы, таблицы, тезисы;

             находить лексические особенности, средства художественной  

             выразительности,  использованные автором;

             определять синтаксическую организацию текста;

             собирать материал к созданию творческой работы в жанре эссе.

Развивающая: формирование опыта выявления главных признаков жанров

                          очерка и эссе ;

                         расширение смыслового значения слов, словарного запаса;

                         обретение опыта  поиска аналогий, выделять главное,

                         составлять тезисы, таблицы, схемы;

                         уметь видеть проблему, формулировать ее, выдвинуть  

                         гипотезу, планировать, анализировать и оценивать

                         свою деятельность.

Воспитательная: формирование опыта продуктивного общения в группах,

                              обретения опыта эмпатийного взаимодействия в  

                              творческой группе;

                              обретение опыта поиска личностных смыслов в

                              содержании прочитанного, опыта участия в дискуссии;

                              развитие личности учащихся, создание условий ее

                              проявления.

Оборудование: портрет В.Набокова,

                          текст эссе В.Набокова «Кембридж»,

                          картины русских художников- пейзажистов,

                          памятки по развитию речи, по работе с текстом,

                          учебники русского языка, справочники,

                          рабочая тетрадь «Сочинение в жанре эссе».

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя. .Создание проблемной ситуации. Сообщение темы урока.

Каждый день в кабинете литературы вас встречают молчаливые портреты великих русских писателей и поэтов. Но приходит время , и каждый из этих портретов вдруг приобретает «голос». Сегодня нашим собеседником будет...

(портрет В.Набокова)... В.Набоков.

  • «Есть милая поговорка: на чужбине и звезды из олова. Не правда ли?»

Слышали ли вы эти слова? (ответы учащихся)

  • Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали это выражение?

(русские пословицы: «На чужой сторонушке рад своей воронушке» и др.)

  • А знаете , откуда эти слова?... Это слова –первые строчки эссе В.Набокова, которое он назвал «Кембридж». Хотите познакомиться с

размышлениями автора, а возможно, даже поспорить, ведь недаром писатель приглашает к разговору : «Есть милая поговорка: на чужбине и звезды из олова. Не правда ли?».

Итак, тема нашего урока- «В. Набоков. «Кембридж». Эссе?..или очерк?»

(Подготовленный ученик читает выразительно текст эссе.)

2.Целеполагание. Составление технологической карты.

  • Как определил автор свое произведение? (эссе). А может , все-таки это

очерк, так хорошо нам знакомый?  (короткое обсуждение).

  • Ваши предложения.?..

(сравнить жанр очерка и эссе, найти признаки жанра и сделать вывод)

  • Составьте технологическую карту 1. (высказываются: надо определить, какими признаками отличается очерк, и проанализировать данный текст В. Набокова «Кембридж»)

  • Итак , основная задача нашего урока...(проанализировать произведение

            В.Набокова «Кембридж» и определить его жанр)

Наша задача и состоит еще и в том, чтобы поближе познакомиться с писателем, с его размышлениями о Родине, продолжить наблюдения над тем,

как пишется сочинение- размышление (очерк или эссе),в чем его особенности, иными словами , мы попытаемся учиться у Набокова, а свои

размышления по теме «Родина» отразить в предстоящей творческой работе.

  • Будет ли полезна  эта работа для вас? ( Этот материал пригодится при подготовке к ЕГЭ по русскому языку).

3.Поиски решения поставленной проблемы.

  • Составим технологическую карту 2. Как будем действовать?

(обсуждение «Мозговой штурм»( проводить анализ текста по вопросам: композиция, синтаксис, лексика текста, художественные

 средства, название текста, проблема произведения.)

В результате составляется технологическая карта 2:

1. Анализ композиции эссе, как  определил жанр этого произведения сам автор.

Как перекликаются первые три предложения текста и последнее?

2. В чем смысл названия?

Как заголовок отражает одно из свойств жанра?

3. Почему, несмотря на кажущуюся близость, нельзя назвать эту          

работу очерком или путешествием?

4. Какова синтаксическая организация текста?

5. Каковы лексические особенности эссе?

6 .Какие  художественные средства  использует автор?

4.Аналитическая деятельность и развитие речи учащихся.

  • Определите, какие вопросы вам интереснее, по которым вы могли высказать свое мнение, провести анализ текста. Распределитесь по творческим  группам.(Рассаживаются по группам).
  • Во время работы вы можете пользоваться памятками, таблицами, учебником , справочниками, советоваться друг с другом, вырабатывать общее мнение.
  • Проследим по тексту В.Набокова, как заставляет автор думать, размышлять вместе с ним, наша задача—найти характерные признаки (эссе или очерка), увидеть и почувствовать волнующую его мысль, тему.

(Учащиеся , анализируя текст, работают с памятками:

---Памятка для анализа текста.

---Памятка для анализа текста-рассуждения.

----Очерк.

---Композиция сочинения.

---Критерии оценки сочинений.

---Выразительность речи.)

 (сравнение, сопоставление, формулирование выводов,  наблюдение над языковыми средствами.)

5.Работа учащихся  в группах по вопросам.

1группа. Анализ композиции эссе, как  определил жанр этого произведения сам автор.

Как перекликаются первые три предложения текста и последнее?

2группа. В чем смысл названия?

Как заголовок отражает одно из свойств жанра?

3 группа. Почему, несмотря на кажущуюся близость, нельзя назвать эту          

работу очерком или путешествием?

4 группа. Какова синтаксическая организация текста?

5 группа. Каковы лексические особенности эссе?

6 группа. Какие художественные средства  использует автор?

(Рекомендации учителя: составьте план действия своего исследования по вопросу, распределите задания в группе, составьте схемы, таблицы, тезисы

по своим наблюдениям.

Используйте в работе методы активного чтения. Например:

  1. Условные обозначения при чтении и анализе текста:

?- сомнение, вопрос

!!!- важно обратить внимание

!- хорошо запомнить

(  )- выписать

  1. Заполнение таблицы в ходе чтения и после него:

Что  мне известно из текста

Что нового я узнал из текста

  1. Составление вопросов, на которые бы хотел получить ответ в тексте.
  2. Расположение ключевых предложений в логической последовательности, составление опорной схемы, которая отражает развитие мысли, смысловое развертывание текста.
  3. Постановка прямых и скрытых вопросов к тексту.
  4. Поиск в тексте ответов на поставленные вопросы.)

1группа.(анализирует композицию эссе: свободная композиция, индивидуальны впечатления и соображения по конкретному поводу, не претендующие на исчерпывающую трактовку предмета.

Вспомним схемы, представляющие как бы модель мыслительных процессов эссеиста( автора эссе)

Писатель, как видно из схем, характеризует то или иное явление со всех сторон, не охватывая при этом его полностью. В эссе предмет или явление

служит словно бы предлогом для мысли пишущего (схема 2).

проявления

Или автор ходит кругами  вокруг конкретной темы, словно «плетет кружево» или «паутину» повествования (схема 1).

Первые 3 предложения и последнее связаны единой мыслью- мыслью о родине: «Хороша природа за морем, да не наша и кажется нам бездушной, искусственной... я задумываюсь все глубже – о многом, о природе, о причудах судьбы, о моей родине и о том, что лучшие воспоминания стареют с каждым днем, а заменить их пока еще нечем...» - тоска по родине.

2 группа—размышляет о названии эссе( Заглавие лишь приблизительно

отражает содержание работы(как соотношение части и целого), является первоначальной точкой рассуждения автора, не связано напрямую с тематикой эссе. Эссе посвящено философским проблемам, рассказывая об автобиографических фактах, похоже дневник или исповедь.)

(выступление оппонентов из других групп)

3 группа работает , опираясь на теоретический материал учебника по теме

«Очерк», составляя план-схему:

Очерк путевой

*дорожные впечатления(зарисовки природы, быта людей), цель- лучше понять окружающую природу, проникнуть в глубь природных явлений.

Очерк портретный

*раскрывает личность человека, его характер, герой очерка- конкретный человек с достоинствами и недостатками.

Проблемный очерк

*поднимается социально значимая проблема, предлагаются , анализируются пути ее решения, автор очерка вступает в полемику со своими оппонентами.

Характерные особенности очерка –документальность, достоверность фактов, событий.

Сравнивают очерк со схемами эссе.(полемика с другими группами)

4 группа рассматривает вопрос: какова синтаксическая организация текста.

(Отмечаются описательные конструкции в форме причастных и деепричастных оборотов, однородных членов предложения, вводных слов и предложений; бессоюзных сложных предложений с придаточными изъяснительными, причины.

Внимание уделяется и знакам препинания, которые служат средством выражения мыслей и чувств в письменном тексте.

Работа с опорой на таблицу.

Многоточие

Передает эмоциональное состояние автора

Тире

Привлекает и акцентирует внимание читателя

Скобки

Выделяют коммуникативно важные слова

Восклицательный

знак

Передает взволнованность, недосказанность

Вопросительный

знак

Приглашает читателя к разговору

 Приходят к выводу:

  1. пунктуация несет в себе заряд экспрессии;
  2. знаки препинания помогают писателю в создании художественной выразительности;
  3. они способны раскрыть глубину смысла.

В эссе много многоточий, тире, восклицательных и вопросительных знаков, что передает эмоциональное состояние автора, взволнованность, недосказанность , приглашает читателя к разговору.

5 группа отмечает лексические особенности эссе (разговорная интонация и лексика: не лучше сухонькой акварели, ... шмыгают велосипеды,... кудахтают мотоциклы,...кишат цари города Кембриджа- студенты,...сижу я, бывало в уголке, смотрю по сторонам,...промахнуло восемь столетий ...)-- это личное постижение мира и отношение к нему;

6 группа выделяет художественные средства, которые  использует автор

( Возможно, автор эссе силой мысли уступит и философу,  и ученому, и публицисту, для него главное- личное постижение мира и отношение к нему.  В качестве способов такого постижения он привлекает примеры, раскрывает параллели, подбирает аналогичные структуры, использует ассоциации, уподобления. Метафоры, аллегорические образы, сравнения и многое другое-

художественные средства эссеиста: ...заря вечерняя не лучше сухонькой акварели, ...выставки современных магазинов, кощунственные, как цветные карандашом набросанные рожицы на полях вдохновенной книги,...рыбкой плеснется красное словцо, ...как вещий сон, по Руси веяла смута....)

  • Каков  образ родины ,созданный В.Набоковым, возникает перед нами ?

6.Обобщение по работе всех групп, систематизация материала.

  • В.Набоков «Кембридж». Что же это : эссе? Очерк?

В тексте наблюдаются все признаки эссе:

 ---это способ рассуждения, который приглашает к беседе;

---это личное постижение мира и отношение к нему;

---это индивидуальный взгляд на тот или иной предмет, феномен природы,

   объект речи, который описывает или переживает эссеист;

--- предмет или явление служит словно бы предлогом для мысли пишущего ;

---заглавие лишь приблизительно отражает содержание работы

(как соотношение части и целого), является первоначальной точкой рассуждения автора, не связано напрямую с тематикой эссе;

---синтаксическая организация текста передает эмоциональное состояние автора, приглашает читателя к разговору;

---разговорная интонация и лексика - это личное постижение мира и отношение к нему;

---эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью.

  • «Главная задача эссеиста - заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении».

Эти слова  принадлежат О.Ванштейну.

7.Творческая мастерская.

  • Готовимся к написанию своего эссе о Родине. Пользуйтесь материалами сегодняшнего урока и памяткой «Как писать сочинения на свободные темы.»

Задания (по выбору) :

1. Продумайте проблемы , связанные с этой темой, соберите материал к эссе,

составьте план.

2.Выработайте собственные рекомендации к творческой работе по эссе.

3. Составьте размышления  над проблемой на основе высказывания:

а)«Родина- это кусочек тепла, любви, всей души своей земли»;

б)«Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, как нам Бог ее дал» (А.С.Пушкин) в форме эссе.

4)Сравните эссе В.Набокова «Кембридж» с другой работой- публицистической статьей «Родина»(отпечатана)

---Чем отличаются задачи авторов?

8.Итоги урока .Рефлексия.

Оценка активности учащихся на уроке, оценка знаний и умений.

На уроке нами была проведена аналитическая работа по тексту в жанре эссе.

На ваш взгляд, актуальна ли тема , поднятая В.Набоковым?

Была ли полезна работа, проделанная вами на уроке? Почему?

Оцените свою активность и товарищей в вашей группе, оппонентов. О чем стоит задуматься?

Что посоветовали бы вы себе? Товарищам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи

Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....

Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи

Показать необходимость владения официально-деловым стилем  речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....

Презентация к уроку русского языка "Письмо как вид эпистолярного жанра"

Презентация к уроку русского языка "Письмо как вид эпистолярного жанра"...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать сочинение-рассуждение. Анализ публицистического текста.»

Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах  исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ....

Сценарный план урока русского языка (5 класс)

          Сценарный план урока русского языка (5 класс)...