«Стилистические фигуры как средство художественной изобразительности»
план-конспект урока (русский язык, 10 класс) по теме

Урок с точки зрения деятельностного метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kaltyginoy_zh.v.odt20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Калтыгина Жанна Васильевна

МБОУ СОШ №72

Общий педагогический стаж 17 лет.

Стаж работы в  данном учреждении 17 лет.

Высшая категория .

Тема урока: «Стилистические фигуры как средство художественной изобразительности» с точки зрения деятельного подхода.

Учитель: Калтыгина Ж.В.

МОУ СОШ № 72

Класс: 10 (общеобразовательный)

Предмет: русский язык

Программное обеспечение:  учебник  10-11 класс под редакцией   Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М., Программа для общеобразовательных школ под редакцией Шанского Н.М. (базовый уровень).

Тема урока: «Стилистические фигуры как средство художественной изобразительности».

Тип урока: открытие новых знаний

Технология деятельностного метода

Цели урока:

  • Продолжить на более высоком уровне изучение cложных средств художественной изобразительности, применяемых в определенных стилях речи;
  • Продолжить обучение умению видеть затруднения в изучаемом материале, установлению их причин и проектированию способов их преодоления;
  • Развивать аналитические умения, умения отличать различные виды изобразительно-выразительных средств, определять из роль в текстах различных стилей;
  • Воспитывать интерес к языку, стремление учиться писать и говорить ярко, образно, выразительно.

                                         Ход урока, его этапы:

Слово, слово – великое дело.

Ф. Достоевский

Когда потеряют значения

Слова и предметы,

На землю для их обновления

Приходят поэты

Н. Матвеева

I этап.

 Мотивация

  • Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете значение 1-ого эпиграфа (Великий мастер Слова Ф.М.Достоевский считал слово не просто единицей языка, а великим делом. Мы хорошо знаем, что слово может спасти погибшего, обогреть замерзшую душу человека, но слово может не только и полки за собой повести, как это не раз было на фронтах Великой Отечественной Войны, но словом можно унизить, обмануть, разрушить веру и даже погубить человека. Слово – это Дело, поступок, мелкое оружие. Никогда не надо забывать об этом).
  • Желаю всем вам всегда помнить о том, что слово – великое дело.
  • Прочитаем второй эпиграф, слова современной поэтессы Новеллы Матвеевой.

Как вы понимаете их значение? Какое отношение эти поэтические сточки могут иметь к нашему уроку?

(Я думаю, что слова, как и предметы, могут изнашиваться, ветшать, становиться неяркими, не образными, и только поэты (в широком смысле) в состоянии придать слову блеск, новое звучание, яркость и образность).

II этап.

 Актуализация

        В течение ряда лет мы изучали различные  стили речи, сферу их применения и средства, которыми один стиль отличается от другого.

        Проведем проверочный тест. Я буду говорить утверждающие формулировки, а вы в тетрадях будете под цифрами записывать: верное или неверное это утверждение.

Например: 1 – верное, 2 – неверное.

  1. Стили речи отличаются один от другого только наличием или отсутствием средств художественной выразительности
  2. Средства художественной выразительности – это тропы и стилистические фигуры.
  3. Изобразительные средства присущи только художественному стилю речи.
  4. Все изобразительные средства делают устную или письменную речь яркой, образной, выразительной.
  5. Изобразительные средства необходимо применять умело, не превращая речь в цветистую, не увлекаясь «красивостью».
  6. Стилистические фигуры трудно отличить от тропов, они практически одинаковы.

Ключ: 1 – неверно; 2 – верно; 3 – неверно; 4 – верно; 5 – верно; 6 – неверно.

Итак, нужно ли уметь отличать тропы от стилистических фигур?

(Нужно, потому что при определенной схожести назначения стилистические фигуры отличаются от тропов значением и ролью в речи)

Выполним пробные действия.

        Выберите среди средств художественной выразительности стилистические фигуры и, если они употреблены не все, дополните ряд.

         Все ли вы сумеете выполнить в данном задании?

Нет.

( Мы не уверены, что сможем четко отличить тропы от стилистических фигур и что знаем все стилистические фигуры, но можно попробовать выполнить).

        Попробуйте выполнить задание:

  1. Аллегория
  2. Анафора
  3. Эпифора
  4. Рифмы
  5. Метафора
  6. Синекдоха
  7. Литота
  8. Эллипсис
  9. Градация
  10. Гипербола

Уверены ли вы в том, что правильно и полностью выполнили пробные задания?

Почему?

(при анализе текста мы в основном обращаем внимание на тропы, стилистические фигуры знаем плохо, не умеем находить из и не осознаем роли каждой фигуры в тексте, и поэтому у нас возник ряд затруднений)

III. Этап

 Постановка проблемы

  • Итак, восстановим действия, которые вы совершали (несколько раз перечитывали термины, отбирали из них хорошо нам знакомые тропы, сосредотачивались на других терминах, некоторые из них мы знаем, что это – стилистические фигуры, другие – относили к фигурам по остаточному принципу, полностью составить словарь стилистических фигур не смогли, потому что не хватает знаний)

IV. Этап

Проект выхода из затруднений

  • Итак, мы подошли к тому, чтобы сформулировать тему урока.

Какие цели мы перед собой поставили, чтобы устранить возникшие затруднения?

  1. Узнать полный перечень стилистических фигур и раскрыть значение каждого термина
  2. Научиться находить стилистическую фигуру в тексте
  3. Научиться определять стилистическую роль фигуры в раскрытии особенностей стиля речи, приданию тексту выразительности и образности

Какой  вы предлагаете план реализации данных целей:

  1. Составить план стилистических фигур
  2. Раскрыть значение каждой фигуры
  3. Определять ее роль
  4. Находить стилистическую фигуру в примерах

Что может нам помочь в выполнении плана и достижению целей урока?

(составление моделей)

Предложите такую модель:

V. Этап

Реализация проекта

Вам розданы карточки. На каждой карточке – троп и стилистическая фигура.

Вы выписываете в тетрадь  стилистическую фигуру

  1. Аллегория – рефрен
  2. Метонимия – градация
  3. Эвфемизм – многосоюзие
  4. Ирония – парцелляция
  5. Умолчание – эпитет
  6. Эпифора – метафора
  7. Эллипсис – синекдоха
  8. Инверсия – гипербола
  9. Сравнение – риторический вопрос
  10. Олицетворение – риторическое обращение
  11. Символ – анафора
  12. Тавтология – перифраз
  13. Литота – бессоюзие
  14. Антитеза – оксюморон
  15. Синтаксический параллелизм – эмблема

Проверка – на доске записаны все стилистические фигуры в алфавитном порядке с пропуском двух строчек.

  1. Анафора
  2. Антитеза
  3. Бессоюзие
  4. Градация
  5. Инверсия
  6. Многосоюзие
  7. Парцелляция
  8. Рифмы
  9. Риторический вопрос
  10. Риторическое обращение
  11. Тавтология
  12. Синтаксический параллелизм
  13. Умозаключение
  14. Эллипсис
  15. Эпифора

Справились ли вы с 1-ой частью плана?

Что у нас получилось??

Вторую часть плана – раскрытие значений каждой стилистической фигуры – будем выполнять, используя один из видов теста «Найди соответствие».

На доске – плакат – написаны значения стилистических фигур вразброс. Напротив каждого термина впишите его значение.

  1. Построение предложений, в которых однородные члены не связаны союзами.
  2. Соединение в предложении или строфе слов, словосочетаний с противоположным значением или эмоциональной окраской.
  3. Нарушение привычного порядка слов.
  4. Прием создания художественного образа посредством сходного построения смежных предложений или фрагментов.
  5. Разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных предложений (знаком препинания, интонацией, паузой).
  6. Цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости.
  7. Повторение созвучий или одинаковых слов в начале каждой строки.
  8. Поэтический оборот, в котором эмоциональная значимость подчеркивается вопросительной формой, хотя ответа не требует.
  9. Повторение одного и того же союза в сложном предложении, периоде.
  10. Сознательное недоговаривание, пропуск значимой части высказывания.
  11. Повторение одних и тех же строчек после каждой значимой части произведения.
  12. Повторение одних и тех же слов в конце предложения.
  13. Близкое расположение одинаковых слов для усиления эмоционального звучания.
  14. Пропуск элементов высказывания, легко восстанавливаемый в предложении.
  15. Эмоциональное отвращение к неодушевленному предмету.

VI. Этап

Первичное закрепление.

Какие новые способы действия мы усвоили? (составление словаря языковых терминов, самостоятельное раскрытие с помощью теста их значения).

Что дают нам эти знания и умения? (умение работать с трудными понятиями, раскрывать их значения для грамотной работы различного вида с текстом).

VII. Самостоятельная работа.

 У вас на партах карточки с текстом или предложением, стихотворной строкой. Работа в парах в связи со сложностью задания. Вам необходимо внимательно вдуматься в текст, найти стилистическую фигуру (не спутать с тропом), постараться определить ее роль. (карточки пронумерованы)

  1. Милый друг, в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня;

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня.

Эпифора.

(Усиливает одиночество,  неприкаянность лирического героя).

  1. Вечно светит лишь сердце поэта/В целомудренной силе стиха

Н. Заболоцкий

Инверсия.

Определяет  акцентно ударное слово как главное по значению (светит сердце).

  1. В минуту музыки печальной,

Я представляю желтый плёс,

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берез,

И первый снег под небом серым

Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры

Гонимых к ветру облаков.

(Многосоюзие, инверсия второстепенных членов, анафора союзов, лексический повтор стилистическая фигура, не названная в словаре)

  1. Все грани чувств, все грани правды/стерты в мирах, в горах, часах.

А. Белый

Градация на убывание,  лексический повтор.

( Усиливает мироощущение поэта, определяют его внутреннее состояние как человека, не видящего жизни, в каждом ее часе ни чувств, ни цели).

  1. Я царь – я раб. Я червь – я Бог.

Антитеза.

(Полное противопоставление себя как человека, как личности).

  1. Зверю – берлога

Страннику – дорога

Мертвому – дрожь

Каждому – свое.

Эллипсис.

(Пропущенное слово не требуется, оно восстанавливается, а стихотворение получает динамизм и необычность звучания)

  1. Приветствую тебя, пустынный уголок!

Риторическое обращение.

 (Радость от встречи с любимым уголком родной земли).

  1. Когда ж неведомым страданьям,

Когда жестоким испытаньям

Придет медлительный конец?

Риторический вопрос.

(Ответа нет).

  1. Татьяна в оглавление кратком

Находит азбучным порядком

Слова: бор, буря, ведьма, ель,

Еж, мрак, мосток, медведь, метель.

А.С. Пушкин

Бессоюзие.

(Усиливает динамичность стихотворения, показывает сплетенное, лихорадочное состояние внутреннего мира героини).

  1. Ну что? Не видишь ты!

Что он с ума сошел?

Скажи серьезно:

Безумный!! Что он тут за чепуху несет?

Грибоедов

Парцелляция.

(Разделение одного предложения на части, не связанные между собой дает яркое представление о состоянии человека, его слиянии, его желании поверить самому и убедить других в правоте своего мнения).

VII. Этап

Самопроверка.

(Лучше всего ответы написать на доске или плакате).

Успешно ли справились с заданием?

Что помогло вам добиться успеха в определении стилистических фигур и их роли в тексте

(Новые знания и умения. Конечно, мы и сейчас считаем, что эта тема – очень трудная, поэтому будем и дальше осваивать ее).

Выполнили вы цели урока?

VIII. Этап

Включение в систему знаний.

А) где применяются полученные сегодня знания и умения?

(при комплексном анализе текста,  при написании сочинений, при подготовке к ЕГЭ)

Используем полученные знания и умения при анализе следующего текста.

(на слух).

И в День Победы, нежный и туманный,

Когда заря, как зарево, красна,

Вдовою у могилы безымянной

Хлопочет запоздалая весна.

Весна с колен подняться не спешит,

Весна, дохнет на почку, весна траву погладит,

И бабочку с плеча на землю  ссадит,

И первый  одуванчик распушит весна.

(Инверсия определения, тавтология слова «весна»).

Это поэтичная тавтология, она подчеркивает сравнение для победы с весной – расцветом жизни и природы, делает стихотворение лиричным, жизнерадостным.

IX. Этап

 Рефлексия.

Вернемся к эпиграфам. Раскрыли ли мы их содержание?

(Да, мы убедились, что слово – действительно, великое и трудное дело, и поэты (в широком смысле слова) не зря приходят на землю. Они, действительно, способны придать даже обычным словам яркое, необычное выразительное звучание).

Какой вид работы вам больше всего понравился?

Что было для вас самым сложным? Самым простым?

Убедились ли вы, что любые трудности можно преодолеть?

Что для этого нужно?

Домашнее задание

  1. Найдите в учебнике или в произведениях примеры на неиспользованные стилистические фигуры.
  2. Докончите полностью модель.
  3. Напишите небольшой текст (художественный или публицистический), используя 3-4 стилистические фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства художественной изобразительности. Тренажёр.

Тренажёр предназначен для отработки навыков определения вида тропов. (Задание В-8 ЕГЭ)Использованные материалы:шаблон презентации Павлова Е.Г.                ...

3. Презентация иллюстративно-тестового характера «Словесные средства художественной изобразительности»

Данную презентацию можно рассматривать как  своеобразное пособие по стилистике, в котором содержатся краткие теоретические сведения об основных словесных средствах художественной изобразите...

Средства художественной изобразительности.

Материал для подготовги к ЕГЭ. Средства художественной изобразительности....

Средства художественной изобразительности

В материале приведены наиболее популярные в тестовых заданиях средства художественной изобразительности, их определения, примеры использования, есть ссылки на близкие по значению средства изобразитель...