Главные вкладки

    Буквы Ы –И после Ц
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    план-конспект урока по русскому языку, 5 класс. учебник: под ред Шакировой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ur._5_kl.russ_.yaz_.safina_uch.goda_.docx30.76 КБ
    Файл urok_5_kl_.russ_.yaz_.safina.pptx211.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Буквы Ы –И после Ц

      Цель: 1) закрепить навыки правописания Ы-И после Ц;

      2) развивать внимание, логическое мышление, речевой слух у обучающихся , навык графического обозначения данной орфограммы;  

    3) воспитать любовь к русскому языку, воспитать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе.

    Планируемые реультаты

    1. Предметные УУД

    - познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»

    - формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы

    - развивать орфографическую зоркость

       2.  Метапредметные УУД

               -  формировать умение  находить информацию в тексте

               -  учить анализировать, сравнивать  и обобщать на основе фактов

              -  учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде

      3.   Личностные УУД

        -   Строить отношения с людьми

    Тип урока: изучение нового материала

    Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные

    Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор,

    Структура и ход  урока

    Добрый день, ребята! Начинаем наш урок. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным. У меня всё получится! Я справлюсь со всеми заданиями на уроке»

    1. Повторение изученного материала- проверка домашнего задания.

    Орфографическая пятиминутка с последующей  самопроверкой (Слайд № 1)

    1. Вставить пропущенные буквы и графически обозначить условия выбора орфограммы.

    Работа с карточками Слайд№1

    Образуйте новые слова, добавляя нужные суффиксыОбразуйте новые слова, добавляя нужные суффиксы

    Машина, учить, барабан,

     заяц, водить, палец,

    снег, кот, гвоздь, дом

    Самопроверка Слайд №2

    Машинист, учитель, барабанщик, зайчонок,

    водитель, пальчик, снежок, котенок, гвоздик, домик

    1. Изучение нового материала

    Цели: учащиеся должны

    - знать условия выбора написания букв И-Ы после Ц ;

    - уметь владеть способом действия при выборе букв и-ы после ц в однокоренных словах.

    1.Подготовительный этап (А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте) 

    Учитель читает стихотворение: слайд №4

    Цыпленок в цирке выступал,
    Играл он на цимбалах, 
    На мотоцикле разъезжал,
    И цифр он знал немало.
    Он из цилиндра доставал 
    Морковь и огурцы
    И только одного не знал
    Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

    - Цыпленок не знал. А вы знаете?

    Словарная работа Слайд №3

    (Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струннами, по которым играя, ударяют молоточками)

    Цилиндр- геометрическое тело образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.            

    Открывается запись на доске:

    Станция

    Огурцы

    Цирк

    Синицын

    цыпленок

    Учитель произносит слова еще раз.

    - Какие звуки слышатся во всех словах ? (цы)

    - А посмотрите, как написаны слова, обратите внимание на морфемы? (Цы и ци.)

    - Почему?

    Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.

    - Какова же тема урока? Сформулируйте ее.

    - «Правописание ы-и после ц»

    /Учитель пишет на доске, а дети в тетрадях/.

    -Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему./ Познакомиться с правилом написания букв И-Ы после Ц/

              2. Работа с опорным конспектом слайд№ 5

    В словах после Ц пишется

          И          Ы

                      1.͡                                        1.^

                      2.на –ция                           2.□

    - Посмотрите на опорный конспект и расскажите об условиях написания буквы И-Ы после Ц.

    - Давайте посмотрим, верно ли мы сформулировали правило.

    Работа с электронным учебником(чтение правила с электронного учебника) 

    - Что нового узнали? /Есть слова-исключения: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц, цыкнуть/

    Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: «Цыц!» /Слайд № 6/

     

    Ф и з м и н у т к а  «Чудесное дерево» : сорвать чудесный плод, прочитать вслух слово, объяснить, какую орфограмму нужно вставить и почему. (каждый ученик встаёт и выходит к доске, на котором « чудесное» дерево).\(С,с)очи, (Р,р)оссия, ол(и, е)мпиада, (а,о)гонь,г(о,а)ра,феврал(ь),з(а,о)лотая медаль

    Учитель: Ребята, какими событиями связаны эти слова?(зимняя олимпиада в Сочи).Правильно. Ребята в России не только проводится зимняя олимпиада, она богата своими культурными ценностями. К сожалению, эти ценности годами теряются, но мы должны эти культурные ценности сохранять. Недаром 2014 год объявлен годом культуры. Слайд № 7

    VI. Закрепление учебного материала.

    Цели: закрепить изученное правило; запомнить способ определения написания букв И-Ы после Ц.

    1.Объяснительное письмо. /Слайд №8/

    -Спишите, объясняя написание в данных словах орфограммы и-ы после ц

    Ц..фра, ц..ркуль, ц..рк, ц..ган, ц..трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.

    2. Буквенный диктант. /Слайды №9,10/

    И или Ы

    1) птиц…н, дворц…, лекц…я

    2) ц…плёнок, ц…линдр, овц….

    3) ц…клон, ц…клоп, ц….ферблат

    4)секц…я, полиц…я, ц…кнуть

    1.

    Ы

    Ы

    И

    2.

    Ы

    И

    Ы

    3.

    И

    И

    И

    4.

    И

    И

    Ы

    3.Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» /Слайд №11/

    1) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?

                   а) ц..нк

              б) куц…й хвост

    в) черепаший панц..рь

                              г) акац..я

    2) В каком слове на месте пропуска пишется И?

                   а) светлолиц..й  юноша

              б) громко ц..кнуть

    в) солёные огурц..

                              г) нефтяная ц..стерна

    3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?

                     а) ц..ферблат

              б) новый ц..линдр

    в) ц..рковое представление

                              г) пушистый ц..плёнок

    4) В каком слове на месте пропуска пишется И?

                     а) вакц..на против гриппа

              б) птиц..но перо

    в) мелкие крупиц..

                              г) встать на ц..почки

    5) В каком слове на месте пропуска не  пишется Ы?

                     а) строительство гостиниц..

              б) ц..гейковая шуба

    в) красавиц..

                              г) щипц..

    «Минута редактора»(карточки)

                               Письмо Незнайки профессору Спицину.

    Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятная: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.

    Работа с учебником (Выполнение упражнения  №355-учебник под ред. Шакровой)

    V. Подведение итогов.

    • Какое правило, мы сегодня изучили?
    • Вспомните способ определения написания букв и-ы после ц.
    • Какие слова-исключения из этого правила вы должны запомнить?

    VI. Задание на дом.

    1. Выучить изученную на уроке орфограмму «И-Ы после Ц»
    2. Выполнить упражнение № 354, зад. к упр.

    Рефлексия.

    - Довольны ли вы своей работой на уроке?

    -С каким настроением работали?

    - Что вызвало затруднение?

    Что вам нужно выучить?


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Проверка домашнего задания Образуйте новые слова, добавляя нужные суффиксы. Машина, учить, барабан, заяц, водить, палец, снег, кот, гвоздь, дом

    Слайд 2

    Самопроверка Машинист, учитель, барабанщик, зайчонок, в одитель, пальчик, снежок, котенок, гвоздик, домик.

    Слайд 3

    Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым играя, ударяют молоточками. Цилиндр-геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.

    Слайд 4

    Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

    Слайд 5

    В словах после Ц пишется И Ы 1.͡ 1.^ 2. на – ция 2. □

    Слайд 6

    Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: « Цыц»

    Слайд 7

    Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года культуры». Культура Татарстана, воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия . Уникальность объектов культурного наследия Татарстана подтверждена включением в 2000 году историко-культурного комплекса Казанского Кремля в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В этот же Список номинированы Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник и Свияжский историко-архитектурный и природно-ландшафтный комплекс

    Слайд 8

    Объяснительное письмо. Спешите, объясняя написание в данных словах орфограммы ы-и после ц Ц..фра , ц.. ркуль , ц.. рк , ц.. ган , ц.. трусовый , авиац..я , традиц ..я, сестриц..н , птиц.., пальц .., круглолиц..й , куниц..н .

    Слайд 9

    Буквенный диктант И или Ы 1) птиц…н, дворц …, лекц …я 2) ц…плёнок, ц… линдр , овц …. 3) ц…клон, ц…клоп, ц…. ферблат 4) секц …я, полиц …я, ц… кнуть

    Слайд 10

    Ответы 1. Ы Ы И 2. Ы И Ы 3. И И И 4. И И Ы

    Слайд 11

    Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» В каком слове на месте пропуска пишется Ы? а) ц.. нк б ) куц…й хвост в) черепаший панц .. г) акац ..я 2) В каком слове на месте пропуска пишется И? а ) светлолиц..й юноша б ) громко ц.. кнуть в) солёные огурц .. г ) нефтяная ц.. стерна 3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы? а) ц.. ферблат б) новый ц.. линдр в) ц.. рковое представление г) пушистый ц..плёнок 4) В каком слове на месте пропуска пишется И? а) вакц ..на против гриппа б) птиц..но перо в) мелкие крупиц.. г) встать на ц..почки 5) В каком слове на месте пропуска не пишется Ы? а) строительство гостиниц.. б) ц.. гейковая шуба в) красавиц.. г) щипц ..

    Слайд 12

    Словарно-смысловой диктант 1)Встать на кончики пальцев 2)Род перчаток с отделением для большого пальца 3)Систематизированное собрание каких-либо предметов

    Слайд 13

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Буквы И-Ы после Ц

    Урок-презентация "Буквы И-Ы после Ц" в 5 классе...

    Буквы о,ё после шипящих в корне слова

    презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

    Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

    Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

    Буквы о,ё после шипящих в корне слова

    презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...

    Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"

    Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....

    дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"

    дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...