Рабочая программа по русскому языку для 10 класса.
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Рабочая программа составлена на основе  примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_-_10_klass.docx61.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

Рассмотрено

на заседании

методического совета

Протокол №___

от «___» ________ 20___г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

МБОУ Токаревской

СОШ № 1

_____________/ Титова Т.В.

«___» ________ 20___г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ Токаревской

СОШ № 1

_____________/ Летуновская Л.Д.

Приказ № _____

«___» ________ 20___г.

 

Рабочая программа по учебному предмету

«Русский язык»

   10   класс

 

филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения Токаревской средней общеобразовательной школы  № 1

в селе Троицкий Росляй

 2013-2014 учебный  год

 

                                                                                      Учитель: Симонова О.Н.,

                                                                         учитель русского языка и литературы

 Троицкий Росляй, 2013 год

I. Пояснительная записка

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Задачей обучения в 10 классе является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Цели обучения:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

        Общие методы решения поставленных задач (общедидактические): научность, систематичность и  последовательность,  преемственность, перспективность, доступность, связь теории с практикой, учет индивидуальных особенностей учащихся, наглядность.

        Для решения    поставленных задач в русском языке применяются методы, свойственные только данной науке: взаимосвязь изучения грамматики и лексики, морфологии и синтаксиса, фонетики и морфологии, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации; связь занятий по русскому языку с работой по развитию речи; взаимосвязи устной и письменной речи, изучения пунктуации с обучением выразительному чтению и другие, обусловленные спецификой русского языка. Изучаемая категория, факт рассматриваются всесторонне.

       В зависимости от того, какой источник знаний используется более активно и каковы формы проявления деятельности учителя и ученика на уроке, определяются методы русского языка, представленные в схеме:

Деятельность учителя:

Метод

Деятельность учащихся:

- излагает материал;

- рассказывает;

- объясняет, обобщает

Слово учителя

- активно слушают,

- воспринимают;

- усваивают

- задает вопросы;

- обобщает

Беседа

- отвечают на вопросы;

- спрашивают;

- приходят к выводам

- организует наблюдения;

- выдвигает задачи;

- обобщает

Наблюдение и анализ языковых явлений

- наблюдают;

- анализируют;

- делают выводы

- организует самостоятельную работу, контролирует

Самостоятельная работа учащихся

- добывают знания, выполняют упражнения, отчитываются о проделанной работе

       Формы работы на уроках русского языка разнообразны. Одни из них могут быть систематическими (урок, уголок русского языка, регулярно выпускаемая стенная газета и другие) и эпизодическими (олимпиады, конкурсы, выставки и другие).

 Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога, - составлена на основе требований федерального компонента государственного образовательного стандарта общего (полного) образования базового уровня, примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), тематического и поурочного планирования по русскому языку к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко.

       Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

       В соответствии с Годовым календарным учебным графиком  МБОУ Токаревской СОШ № 1  на 2013-2014 учебный год   продолжительность учебного года составила  35 недель, из них четыре дня  отведены на проведение Дней здоровья.

       Количество часов в неделю - 1,  35 часов  в год:

Учебная четверть

I

II

III

IV

В год:

Количество недель

8,5

7,5

10

9

35

Количество часов

8

8

10

9

35

Механизмы формирования ключевых компетенций определяются целями и задачами конкретного урока.

            Формы контроля: письменные работы (тестирование, списывание, диктант, работы по развитию речи (обучающие и контрольные изложения и сочинения)).

По предмету проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проверки текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.    

      В качестве контрольных работ (текущих и итоговых) проводятся обычно диктанты с грамматическим заданием (полным или частичным разборами слов и предложений, пропуском изученных орфограмм и.т.д.), тестирование и другие формы контроля знаний.

II. Содержание программы

 10 класс

 

Введение

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка, типы норм. Норма и культура речи. Понятие о функциональных стилях; основные функциональные стили современного языка.

Лексика. Фразеология. Лексикография  

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы, паронимы и их употребление. Синонимы, антонимы и их употребление.

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Фонетика. Графика. Орфоэпия  

Основные правила произношения.

Морфемика. Словообразование. Орфография  

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Основные способы формообразования в современном языке. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц. Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Приставки ПРЕ- и ПРИ- Гласные И  и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

Морфология

Имя существительное  

Имя существительное как часть речи.

Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение способа выражения рода несклоняемых существительных и аббревиатуры. Число имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Падеж и склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний.

Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи.

Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных.

Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имён прилагательных.

Правописание окончаний имён прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ИЙ. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи.

Лексико-грамматические разряды числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов. Морфологический разбор имён числительных.

Склонение имён числительных. Правописание имён числительных.

Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи.

Разряды и особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления возвратного, притяжательного и определительных местоимений.

Глагол  

Глагол как часть речи.

Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность / непереходность глагола.

Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Категория времени глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования. Морфологический разбор глагола.

 Спряжение глаголов. Две основы глаголов. Формообразование глаголов. Правописание глаголов.

Причастие  

Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.  

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие  

Деепричастие как особая глагольная форма.

Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий.

Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие  

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

Слова категории состояния.

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи

Предлог

Предлог как служебная часть речи.

Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов.

Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова.

Союз как служебная часть речи.

Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов.

Правописание союзов.

Частицы

Частицы как служебная часть речи.

Разряды частиц. Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

 

III. Требования к уровню подготовки учащихся,

Учащихся 10 класса по данной программе  на конец учебного года

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электрон ном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдений за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

IV. Учебно-тематическое планирование

по  русскому языку

Класс – 10 «в».

Учитель – О.Н. Симонова

Количество часов:

- всего – 35 ч.;

- в неделю – 1 ч.

Плановых контрольных уроков – 3.

Административных контрольных уроков (в том числе) – 2.

Планирование составлено на основе авторской  программы  «Русский язык. 10-11 классы»  

Учебник:  Русский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. -  М.: Просвещение, 2011.

Дополнительная литература:  Т. В. Раман  Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 10 кл. - М.: Экзамен XXI, 2010.  

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество  часов

1

Введение

3

2

Лексика. Фразеология. Лексикография  

4

3

Фонетика. Графика. Орфоэпия  

1

4

Морфемика. Словообразование. Орфография  

8

5

Морфология

17

6

Повторение пройденного за курс 10 класса

2

Итого:

35


V. Календарно -тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе

урока

Тема

Кол-во

часов

по теме

Сроки изучения

Требования к уровню подготовки обучающихся

Примечание

По плану

Факти-

чески

Введение – 3 часа

 Русский язык в современном мире.

1

Знать:

  • о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.

Уметь:

  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

Стили и типы речи.

1

Понятие о норме литературного языка. Типы норм.

1

Лексика. Фразеология. Лексикография – 4 часа

Слово и его лексическое  значение. Однозначность и многозначность слова.

1

Знать: 

  • лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русскую лексику с точки зрения ее происхождения; изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов;
  • историю происхождения некоторых фразеологизмов;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Уметь: 

  • видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи;
  •  обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • создавать собственный текст;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Тропы  и фигуры речи как выразительные средства языка.

1

Омонимы и их употребление. Синонимы, антонимы и их употребление.

1

Фразеология. Употребление фразеологизмов.

1

 Фонетика. Графика. Орфоэпия  - 1 час

Основные правила современной орфоэпии.

1

Знать и активно употреблять в речи нормы произношения, быть интересным и понятным собеседником.

Уметь  участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.

  Морфемика. Словообразование. Орфография  -  8 часов

Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв.

1

Знать морфемы, способы словообразования.

Уметь  соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Употребление Ъ и Ь.

1

Состав слова. Основные способы образования слов.

1

Правописание гласных в корне слова. Правописание гласных после шипящих и ц.

1

Правописание согласных в корне слова. Двойные согласные.

1

Правописание приставок. Международные словообразовательные элементы.

1

Правописание сложных слов. Правила переноса слов.

1

Контрольная работа по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография». Работа над ошибками.

1

Морфология – 17

Самостоятельные части речи – 14 часов

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных.  

1

Знать:    

  • грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Уметь:

  • отличать  самостоятельные части речи от служебных частей речи и междометий;
  • производить морфологический разбор слова;  
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электрон ном виде на различных информационных носителях.

 

Правописание имён существительных.

1

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.

1

Правописание имён прилагательных.

1

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных

1

Правописание имён числительных.

1

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности потребления местоимений. Правописание местоимений.

1

Глагол как часть речи.

Основные грамматические категории и формы глагола.

1

Правописание глаголов.

Причастие как особая глагольная форма.

1

Правописание причастий.

1

Деепричастие как особая глагольная форма. Правописание деепричастий.

1

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Правописание наречий.

1

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.

1

Контрольный тест по теме «Самостоятельные части речи». Работа над ошибками.

1

Служебные части речи – 3 часа

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов.

1

Знать:    

  • грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Уметь:

  • отличать  служебные части речи от самостоятельных  частей речи и междометий;
  • производить морфологический разбор слова;  
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электрон ном виде на различных информационных носителях.

Союз как служебная часть речи. Союзные слова.

1

Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц.

1

Повторение и обобщение изученного – 2 часа

Контрольный диктант по теме «Повторение и обобщение изученного». 

1

Знать:  правила выполнения работы над ошибками. 

Уметь:  применять полученные знания, осуществлять самоконтроль, развивать способность к самооценке.

Работа над ошибками в контрольном диктанте по теме «Повторение и обобщение изученного».

1

Знать:  правила выполнения работы над ошибками. 

Уметь:  применять полученные знания, осуществлять самоконтроль, развивать способность к самооценке.


VI. Перечень учебно-методического   обеспечения

  1.  Греков, В. Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. - М.: Просвещение, 2011 г.
  2. Раман, Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 10 кл. к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко / Т. В. Раман. - М.: Экзамен XXI, 2004.
  3. Русский язык. 10-11 классы: развернутое тематическое планирование по учебнику В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко / авт.-сост. Г. В. Цветкова. - Волгоград: Учитель, 2011.

VII. Список литературы (основной)

  1. Владимирова А.В. Русский язык: орфография и пунктуация в алгоритмах. – М.: Эксмо, 2007.
  2. Львова С.И. Словообразование - занимательное о серьезном: практические задания. – М.: Эксмо, 2006.
  3. Методика русского языка./ Баринова Е.А., Л.Ф. Боженкова, Лебедев В.И. – М.: Просвещение, 1974. - 368 с.
  4.  Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  5. Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М.: ООО Центр педагогического образования, 2007.
  6. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. М.Т. Баранов,  Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009.

Список  литературы (дополнительной)

  1. Баранов М.Т., Т.А. Костяева, Прудникова А.В. Русский язык: справочные материалы.- М., 2008.
  2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М., 2005.
  3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – М., 2001.
  4.  Жуков В.П. Школьный фразеологический  словарь русского языка. – М., 2008.
  5. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 1991.
  6. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 1991.
  7. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М., 1991.
  8. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1991.
  9. Панов Б. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 2008.
  10. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. – М., 1991.
  11. Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 1991.
  12. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 2010.
  13. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. – М., 1990.
  14. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М., 2003.

VIII. Приложение

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

 I. Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки   «5»,   но   допускает   1-2   ошибки,   которые  сам   же   исправляет,   и   1-2   недочета  в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:  

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;  

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего

раздела изучаемого  материала, допускает ошибки в  формулировке  правил и определений.

Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

II. Оценка диктантов

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии:

  • 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок;
  • 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок;
  • 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при:

  • 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках;
  • 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте:

  • 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок;
  • 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок;
  • 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок;
  • 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...