"Теория и практика написания сочинения на ЕГЭ"
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме

Бахтин Сергей Федорович

Программа элективного курса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

«Реконструкторская СОШ»

Программа элективного курса для 11 класса

«Теория и практика написания сочинения части «С» Единого Государственного Экзамена»

Учитель Бахтин С.Ф.

П..Реконструкция 2013 год

1. Пояснительная записка

Элективный курс “Теория и практика написания сочинений разных жанров” предназначен для учащихся 11 класса.

Несмотря на то, что подготовка к выполнению части «С» Единого Государственного Экзамена начинается с начальной школы, практика  показывают, что не все учащиеся должным образом владеют навыками написания сочинения, так как не всегда умеют анализировать исходный текст и логически правильно и аргументировано построить свой ответ. Этим обстоятельством объясняется необходимость ведения данного элективного курса, который позволит систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся по теории сочинения, творчески применить их на практике.

2. Цели курса

-Подготовка учащихся к выпускному экзамену.

-Развитие творческих способностей учащихся.

-Развитие связной монологической речи.

-Развитие логического мышления.

-Привитие любви к родному языку.

3. Задачи курса

Основными задачами курса являются:

– обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;

– совершенствование навыков написания сочинения-рассуждения;

  •  развитие продуктивного мышления через анализ текста;
  • творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;
  •  развитие способности к самостоятельной деятельности;
  •  привитие стремления к приобретению знаний.

4. Структура курса

Элективный курс “Теория и практика написания сочинений разных жанров” рассчитан на 35 часов и состоит из четырех разделов:

– введение (1 ч);

– теория сочинения (17 ч);

– практика сочинения (10 ч);

– рецензирование сочинений, редакторская правка (7 ч).

5. Программа курса “Теория и практика написания сочинений разных жанров” (35 часа)

I. Введение (1 ч)

Введение. Цели и задачи элективного курса “Теория и практика написания сочинения-рассуждения”.

Анализ особенностей сочинений ЕГЭ, основные ошибки.

II. Теория сочинения (17 ч)

Сочинение как вид письменной работы по русскому языку. Требования к сочинению. Оценка сочинений.

Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений: академическое, личностное, “киношное”, дневниковое, цитатное. Виды концовок. Кольцевая композиция.

Сочинение, подразумевающее выражение личностного отношения к прочитанному тексту. Особенности подобного сочинения.

Определение проблемы текста и способы ее выражения. Приемы «фишбоун», клястер, как способы выявления проблемы.

Комментарий, виды комментария: от противного, вслед за автором, краткий пересказ и другие.

Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы. Способы цитирования.

Выражение собственной позиции.

Аргументация в сочинении. Приемы введения аргументов. Подбор аргументов для сочинения.

Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения.

Точность и выразительность речи.

Комплексный анализ текста. Примерная схема анализа.

III. Практика сочинения (10 ч)

Практическая работа № 1. Общий анализ формулировок проблем, входящих в “пакет” для выпускного экзамена, конкретизация проблем, формулировки.

Практическая работа № 2. Практикум: определение и систематизация проблем. Построение вопросно-проблемной схемы.

Практическая работа № 3. Отработка теоретического материала по теме “Позиция автора текста. Способы ее выражения.

Практическая работа № 4  “Способы выражения авторской позиции ”. Виды формулировок авторской позиции. Цитирование (повторение теории способов введения цитат.)

Практическая работа № 5 «Написание комментариев различных видов по проблеме»

 Практическая работа № 6. « Устный комментарий актуальных проблем»

Практическая работа № 7. «Подбор аргументов». Устное сочинение.

Практическая работа № 8. «Систематизация аргументов, составление энциклопедии аргументов».

Практическая работа № 9. «Способы введения аргументов в текст, многофункциональность». Написание части текста.

Практическая работа № 10. Написание сочинения по тексту.

IV. Рецензирование сочинений, редакторская правка (7ч)

Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения.

Виды ошибок в сочинении: нарушение языковых и речевых норм.

Точность и выразительность речи.

Этические ошибки. Фактические ошибки. Как избежать ошибок в сочинении. Выполнение тренировочных упражнений.

Анализ сочинения по критериям ЕГЭ.

Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.

6. Требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате реализации данного факультативного курса учащийся

должен знать:

– способы формулирования проблемы текста;

– виды вступлений и заключений;

- Виды комментария;

– основные особенности сочинения ЕГЭ;

– основы анализа текста;

– способы аргументации в сочинении;

– виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;

должен уметь:

– логично выстраивать сочинение по тексту;

– убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;

– выполнять лингвостилистический анализ текста;

– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;

– не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения.

7. Тематическое планирование.

Тема занятия

Дата изучения

Форма проведения

1

Требования к экзаменационному сочинению.

Лекция с иллюстративным материалом

2

Критерии оценки сочинений.

Исследование

3

Повторение теории «Тема».

Конференция

4

Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения

Дискуссия

5

Проблематика.

Комбинированное занятие

6

Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования. Упражнения по стилистике.

Практическая работа

7

Смысловая точность эпиграфов и цитат. Повторение правил цитирования. Способы введения цитат.

Практическая работа

8

Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.

Комбинированное занятие

9

Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка. Определение типа ошибки и её редактирование.

Практическая работа

10

Подбор аргументов.

Дискуссия

11

Типы сочинений. Практикум определения типов сочинения и постановки задач.

Комбинированное занятие

12

Типы вступлений. Практикум подбора типов вступления к разным темам и написание их.

Урок-практикум

13

Практическая работа. Написание вступления.

Практическая работа

14

Редактирование черновика сочинения. Знакомство с рецензией учителя

Практическая работа

15

Критерии 1-4. Проверка сочинения по критериям.

Групповая работа

16

План и логичность. Последовательность изложения. Типы планов.

Дискуссия

17

Написание рецензии на работу товарища. Обсуждение работ.

Комбинированное занятие

18

Работа над речевыми и стилистическими ошибками. Установление их типологии.

Практическая работа

19

Грамматические и фактические ошибки.

Лекция с иллюстративным материалом

20

Стилистические упражнения

Урок-практикум

21

Нормы литературного языка. Практикум по написанию сочинения.

Практическая работа

22

Тип сочинения – групповая характеристика. Составление плана. Подбор фактического материала.

Лекция с иллюстративным материалом

23

Редакторская правка и написание рецензии на работу товарища. Обсуждение работ.

Групповая работа

24

Совершенствование черновика сочинения

Урок-практикум

25

Практическая работа: проверка сочинения по критериям.

Урок-практикум

26

Повторение лексики. Практикум нахождения языковых средств.

Практическая работа

27

Технология написания, анализ образцов, шаблоны.

Исследование

28

Анализ сочинений-образцов.

Групповая работа

29

Редактирование черновика сочинения, устранение речевых недочётов.

Практическая работа

30

Стилистические упражнения.

Урок-практикум

31

Нормы литературного языка

Конференция

32

Предупреждение речевых ошибок

Комбинированное занятие

33

Повторим теорию. Работа по теории.

Конференция

34

Практикум по написанию сочинения.

Урок-практикум

35

Практикум по написанию сочинения.

Урок-практикум

8. Технологии  проведения занятий.

Для получения высоких практических результатов необходимо использовать активные формы обучения: семинар, конференция, исследование, практическая работа и другие.

Работа может проводиться фронтально,  в парах или сменных группах, индивидуализированно.

9. Литература

  1. Единый государственный экзамен 2012. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: В.И.Капинос, Л. И. Пучкова, И. П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2011.
  2. ЕГЭ-2012: Русский язык / ФИПИ авторы-составители: И.П. Цыбулько А.Ю. Бисеров,  Н.В. Соколова, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, И.Б. Маслова, – М.: Астрель, 2010.
  3. Александров В.Н., Соловьева Т.В. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
  4. Тренировочные задания. Русский язык/ ФИПИ авторы- составители: Л.С. Степанова, И.Б. Маслова, А.В. Терентьева – М.: Эксмо, 2011.
  5. ЕГЭ. Русский язык. Тематические тестовые задания/ФИПИ авторы: Ю.Н. Гостева, В.В. Львов – М.: Экзамен, 2011.
  6.  ЕГЭ-2012. Русский язык. 10 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. – М.: Национальное образование, 2011.
  7.  Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: Просвещение, 2010.
  8. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Москва, Айрис-пресс. 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста"

Курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста" - это  специальный курс  для учащихся старших классов, готовящихся к ЕГЭ. Изучение курса позволит старшеклас...

Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"

Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"

   Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

    Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов.      На изучение данного курса отводится 34 часа...

Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"

Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...