Тесты по русскому языку. 6 класс.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Каныгина Наталья Викторовна

Методические материалы к урокам контроля знаний. Папка содержит диктанты и тесты по всем изучаемым в течение года темам. Хорошее подспорье для учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon В помощь учителю русского языка73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы к итоговой аттестации учащихся. 6 класс(трад.)

 

Нулевой срез.

                                                               Русский лес.

   Хорош русский лес ранней весной. Гибкие ветки берез густо покрыты смолистыми почками. Молоденькие осинки выстроились на опушке леса стройными рядами. Они ждут тепла. Ветерок весело бежит от березки к осинке. В высоком небе купаются вершины сосен.  К старой ели подлетели птицы. Ветки закачались.

     В воздухе пахнет свежестью. Слышно журчание ручейка. У ручья красуется ива. Над ее золотистым пушком жужжат пчелы. На поляне раскинулся могучий дуб. Хорошо передохнуть под его тенью. Скоро все зазеленеет, зацветет, оживет.

   Лес—богатство нашей страны. Берегите лес!

 

Диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе».

   В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идем в лес.

   За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберезовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

   Вот у березки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.

   День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлету на юг.

Тест по теме «Лексика. Фразеология». 6 класс (трад.).

1. Какое из данных слов является устаревшим?

а) коробейники; б) бурак; в) былинный; г) мольберт.

2. Какое из устаревших слов является архаизмом?

а) крепостник; б) перст; в) кольчуга; г) конка.

3.В каком словосочетании есть профессионализм (профессиональное слово)?

а) лисий след; б) кухонный нож; в) корабельный кок; г) морская вода.

4. Какое слово является неологизмом?

а) колхоз, б) челобитная; в) спутник; г) файл.

5. Найдите ответ. Диалектные слова—это: а) словарный запас языка; б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности; в) слова, употребляемые только жителями той или иной местности; г) новые слова, возникшие в языке; д) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

6. Отметьте неправильное словоупотребление: а) первый снег; б) первый класс; в) первое боевое крещение; г)первый день.

7. Как называются слова, объединенные в данные группы слов: начало—конец, холод—жара, свет-тьма?

а) профессионализмы, б) неологизмы; в) синонимы; г) антонимы.

8. Укажите верное толкование слова ПУНКТУАЛЬНЫЙ.

а) аккуратный, точный; б) прерывающийся; в) точечный; г) местный.

9. Признаком заимствованного слова НЕ ЯВЛЯЕТСЯ: а) приставка контр-; б) сочетания хт, шт; в) наличие гласной в начале слова; г) наличие в слове корня био.

10. Какие слова являются заимствованными?

а) полотер; б) весна; в) акварель; г) станция; д) благородство.

11. В каких предложениях есть фразеологические обороты?

А) «Я тебе покажу, где раки зимуют»,-- сказал рассерженный папа.

Б) Птицы зимуют в теплых краях.

В) Герасим стоял как вкопанный.

Г) Капли росы поблескивали на солнце.

12. Объясните значение фразеологических оборотов: а) кожа да кости; б) на всех парусах; в) рукой подать; г) из рук валится.

13. Закончите фразеологические обороты: а) дрожит как….; б) знать как…; в) сидеть…

14. Отредактируйте предложение, вычеркнув лишнее. Художник написал свой автопортрет.

Диктант по теме « Словообразование и орфография».

   

  Леса в Мещере глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру.

  Путь в лесах—это километры тишины, безветрия.

   Я люблю лесные сумерки, когда их мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.

   Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца еще касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе еще тлеет зорька.

   Вот и озеро. Здесь под березой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет.

Контрольный диктант по теме «Словообразование и орфография».

    Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.

  Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах еще расстилался туман.

   Узкая дорожка привела нас к речке. Легкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.

   Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили все вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.

   К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.

Имя существительное.

 Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

   Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных  зверюшек.

  В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

  «Здравствуй, зима!»--радостно говорят люди.

                                                                 Русская зима.

  Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

   Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

   Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

Имя прилагательное.

   Пятые сутки геолог пробирался через непроходимый лес. Ненастье мешало ему двигаться быстрее, но сегодня снегопад прекратился.

  Кончились запасы пищи, и теперь он питался шишками. Ножом он вытаскивал зернышки, набирал их в горсть и долго жевал.

   Геолог расположился на ночлег под раскидистой елью, разложил костер около смолистого пня, набросал еловых веток и прилег прямо на них.

   Языки пламени костра то замирали, то вспыхивали. От костра расстилался душистый дымок. Глаза слипались. Геолог чувствовал ужасную усталость.  Он знал, что ему предстоит долгий и опасный путь через глухую местность.

  Ночь преобразила лес. Сугробы снега превращались в причудливые фигурки.

   Геолог прислушался и вдруг ясно услышал рев машины. «Неужели близко дорога?»--подумал он.

   Он поднялся, затоптал костер и пошел на шум машины.

 Глагол.

   Солнце—самая близкая и единственная в нашем космическом доме звезда. Она кажется огромной, потому что находится сравнительно близко от нас. Другие звезды располагаются далеко и кажутся песчинками, маленькими точечками.

  Но как их много! Люди с давних пор пытались сосчитать звезды, чтобы лучше ориентироваться  на небе. Они разделили условно весь небосклон на районы, а самые яркие звезды соединили линиями. Так появились созвездия, которым ученые дали разные названия.

   Спрячьте однажды вечером свои учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к  звездному небу. Вы заметите созвездия Лебедя, Рака, Рыбы. Если бы вы поискали на небе Полярную звезду, вы ее легко нашли бы.

   Если вы посмотрите на небо в темноте, то вы увидите разные звезды: маленькие и большие, белые и красные. Цвет звезды зависит от ее температуры. Если звезда горячая, то ее цвет белый, серебряный или голубой. Самые холодные звезды красного цвета.

  Ноябрь—предзимний месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой.

  Ноябрь—начало ненастий. Еще моросят по России затяжные дожди, но уже время от времени кружится в воздухе белый снежок.

  Снег пятнами ложится в долине, украшает деревья, кусты на берегах речонок, на склонах оврагов.

   На окраине деревни пируют дрозды. Они приютились на рябине и перелетают с ветки на ветку, обирают с нее спелые ягоды.

   Принялся за обновки заяц. Белеет зайчонок с ног, меняет шубку под цвет снега. Так его труднее заметить.

   Все крепче забирает зима, все чаще непогода. Крутится поземка, переползает через дороги, овраги, покрывает неровности земли. Дни прибавляются, а рассвет с сумерками в полдень встречаются. Природа замирает в ожидании зимы.

 

              Тест по теме « Имя числительное» 6 класс.

1.Какие из этих слов являются числительными?

1) пять; 2) пятерка; 3) впятером; 4) пятый; 5) пятеро; 6) пятерня.                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                              2.Распределить числительные по группам и записать их в колонки.Надписать заголовки колонок.

Семь тетрадей,трое ребят,три пятых класса,двое щенят,пять флагов,пятеро ножниц,две седьмых площади,одна девятая леса,шестнадцать дней,три четверти груза,десять домов,четверо суток.

3.Найдите « третье лишнее» слово, выпишите его.

А) двадцать пять, сорок шесть, двести двадцатый;

Б) четвертый, двенадцатого, восьмым, пятьсот одиннадцать;

В) восемнадцать, пятого, двое,четыре;

Г) тринадцать, сорок,трехсот,десятый.

                                                                                                                                                                         4. Найдите  числительные,которые изменяются по родам:

1) один, 2) два, 3) третий, 4) оба), 5) четверо, 6) три седьмых.

5. Напишите словами следующие количественные числительные:

        55, 77, 82, 517, 629, 979.

6. Напишите словами следующие порядковые числительные:

        7, 10, 11, 15, 22, 48.

        

7.Найдите по 3 ошибки в склонении сложных количественных числительных:

Им. п.семьсот восемьдесят шесть                       Им. п. пятьсот семьдесят четыре

Р. п. семиста восьмидесяти шести                      Р. п. пятисот семидесяти четырех

Д. п. семистам восьмидесяти шести                   Д.п. пятиста семидесяти четырем

В. п. семьсот восемьдесят шесть                         В.п. пятьсот семьдесят четыре

Т. п. семистами восьмидесятью шестью            Т. п. пятьюстами семидесятью четырьмя

П.п. семистах восьмидесяти шести                     П. п. пятиста семидесяти четырех

8. Найдите « третье лишнее» слово, выпишите его:

  А) обоих учеников, обоих собак, обеих книг;

  Б) обеих стен, обоих шалашей, обоих учениц.

9. Составьте словосочетания и запишите их:

50 (килограммы) (томаты)             более 90 (килограммы) (абрикосы)

11 (тонна) (баклажаны)                   2,5 (тонна) ( апельсины)

18 (место)

10. Запишите предложения, подчеркните числительные как члены предложения.

Три—нечетное число.Семь и семь – четырнадцать.Картины эти нарисовал один художник.Семеро  ребят отправились в поход. Первый луч солнца разбудил девочку.

11. Заполните таблицу, записав следующие количественные числительные словами.

 

Им.

5

11

50

Р. п.

7

40

300

Д. п.

14

60

500

В. п.

15

80

700

Т. п.

8

70

900

Тест по теме «Местоимение». 6 класс.

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Найдите местоимения, определите разряд, подчеркните их как члены предложения.

Кто ..вляет..ся автором н..родных сказок? Созд..вались они (не)извес..ными сказочниками и перед..вались из поколения в поколение из уст в уста. Эти сказки л..гли в основу тех сказок, которые по..же созд..вались п.сателями.

  У каждого народа свои сказки. Они различны и чем(то) похожи.Различны потому, что в..зникли

в разных странах, и в них отразились м..чты народов о счасть.., их вера в победу добра над злом.

   Самые ра..ие  сведения о русских сказках относ..тся к две..адцатому веку.

2.Образуйте от данных в первой колонке вопросительных местоимений относительные, неопределенные, отрицательные. Таблицу перечертите в тетрадь.

Вопросительные

Относительные

Неопределенные

Отрицательные

Образец: что?

Что

Что-то, кое-что, что-нибудь.

Ничто, ничего

Кто?

Сколько?

Какой?

Чей?

3.Спишите,вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

(Кое) о ком вспомнить, (кто)нибудь поможет, кого(либо) позвать, кому(то) позвонить, что(либо) привезти, (кое) в чем сомневаться, (кое)кого расспросить, (кое) (в) чем не согласиться, кому(нибудь) довериться, кого(нибудь) разыскать.

4.Спишите,вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

(Н..) какого впечатления, (н..) кого (не) пригласил, (н..) (о) чем (не) расспрашивал, (н..)( к) кому  обратит..ся, (н..) от кого (не) получал писем, по какому(то) (не)доразумению, о чем(то) спр..сить,

(н..) (в ) (чем) (не) хочет помоч.., (н..)чем удивить, (н..) (у) кого (не) узнавал, (н..)чьими советами не пренебрегал, (н..) (о) чем (не) вспомнил, (н..)(за) что (не) отвечает, (не) боится (н..)каких пр..пятствий.

5.Отгадайте загадки! Запишите отгадки.

  1. В каком местоимении два звука, но одна буква?
  2. Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?
  3. Сколько личных местоимений в слове СЕМЬЯ?
  4. Первый слог—личное местоимение, второй—детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну держаться на месте.
  5. Первый слог—личное местоимение, второй—звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.

 

6.Найдите и выпишите «лишнее» слово, учитывая разряд местоимения.

А) этот, таков, иной, столько.   Б) свой, собой, мой, наш.

В) никакой, ничто, кто-то, нисколько.  Г) меня , нами, у него, у себя.

Итоговый диктант.

 Небо перед утренней зарей прояснилось. На нем нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжелая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал легкий ветерок. Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

  Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словосочетание. Тест по русскому языку в 8 классе

Презентация в форме тестовых заданий помогает определить уровень знаний учащихся по данной теме....

Тест по русскому языку за первую четверть для 5 класса

Данный тест проводится в конце первой четверти по изученныму материалу....

Тесты по русскому языку 4 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

     В архиве представлена подборка тестов, которые помогут проверить учителю качество усвоения учащимися тем первой  четверти как фронтально, так и индивидуально. Можно рекомендовать их и как трениро...

Тесты по русскому языку, итоговый тест для 5 класса, тест "Выразительные средства", уроки по произведениям Воронковой и Чивилихина

Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ. Можно использовать в качестве контрольной работыТест для отработки знаний задания В8Итоговый тест для 5 классаМетодические разработки уроков по произведениям ...

Тесты по русскому языку 5 класс.

Тематические тесты содержат 4-7 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А,В,С). Задания типа А - задания  с выбором ответов. Задания типа В - задания с...

Итоговый тест по русскому языку в 6 классе

Тесты помогут при аттестации учащихся в конце года...