Русский язык 4 класс. Тема:" Личные местоимения"..
план-конспект урока по русскому языку по теме

Бардина Ирина Борисовна

Конспект урока  по русскому языку в 4 классе с технологической картой урока и презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  МАОУ  «Средняя общеобразовательная школа №6» г. о. Троицк.                                                                                        

  Технологическая карта урока.

Тема урока.  Личные местоимения.

Цели для ученика

Образовательные. Распознавать местоимения в тексте и правильно их употреблять; обучающиеся получат возможность научиться: заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст ), изменять местоимения по числам и падежам; употреблять личные местоимения в нужной форме; находить и исправлять ошибки в употреблении личных местоимений. 

Развивающие. Развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; уметь анализировать предложенный материал; развивать навыки устной и письменной речи; развивать умение работать самостоятельно.

Воспитательные. Воспитывать аккуратность, ответственное отношение к обучению.

Цели для учителя

Образовательные.  Познакомить с ролью местоимений в речи; формировать умение распознать их в тексте, правильно употреблять; обеспечить усвоение учащимися личных местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. 

Развивающие. Развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; развивать логическое мышление, способность анализировать предложенный материал; развивать навыки устной и письменной речи; развивать умение работать самостоятельно.

Воспитательные.Формировать познавательный интерес; воспитывать аккуратность, ответственное отношение к обучению.

Тип урока. Комбинированный.

Форма урока. Мультимедийный комбинированный урок обобщения  и систематизации знаний.

Средства обучения. Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Новые понятия. Значение числа и рода личных местоимений.

Формы контроля. Индивидуальный, групповой, фронтальный.

Домашнее задание стр14 упр 26

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Используемые методы, приёмы, формы.

Формируемые

УУД

Результат

взаимодействия

(сотрудничества)

1. Оргмомент

Подготовительная работа (настрой на работу)- 1 слайд.

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно.

Сообщение темы урока.
Учащимся предлагается сформулировать цель урока.

Учащиеся записывают в тетради число, тему урока.


Формулируют цель урока: продолжим знакомство с личными местоимениями.

Фронтальная.

1. Извлекать информацию из разных источников .

(текст, серия рисунков).

2. Определять цель деятельности на уроке.

3. Слушать и понимать других

Хорошее настроение, включение в учебную деятельность.

2. Актуализация ранее полученных знаний

 2-3 слайд.

 Отгадайте загадку:

Утром так заведено-
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет 
оно
Розовой жар – птицей,
А стемнеет – 
он придет:
Тоненький, смущенный.
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел – плывет 
она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна...

(Е.Кач)

Что можете сказать об этих словах – отгадках?

 Давайте вспомним все, что мы знаем об имени существительном

Какие слова помогли вам отгадать загадку?

Слова ОНО, ОН, ОНА в загадке заменили имена существительные, т.е. заняли их место. Как такие слова называются?

Учащиеся отгадывают загадки.

 Работа в тетрадях – 3 слайд.

Записывают слова – отгадки в тетрадь (в столбик).

Это имена существительные.

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет. Нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные. Грамматические признаки: род, число, падеж, в предложении является подлежащим, дополнением.

(оно, он, она)

Местоимения

Интерактивная гипертекстовая таблица с открывающимися вложениями для групповой работы.

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Слушать и понимать других.

Актуализация знаний.

 Сотрудничество в совместной учебной деятельности

3. Предъявление нового материала

Слайд-4.

Прочитайте стихотворение

Вывод Слайд-5

слайд 6.

 Местоимения в речи могут заменять не только имена существительные, но и имена прилагательные и даже числительные.

 слайд 7.

- Рассмотрите таблицу, расскажите по ней о грамматических признаках личных местоимений.

Один ученик вслух читает, концовку – дети хором.

Вывод: Местоимения – это слова, которые заменяют в речи имена существительные. В тексте они занимают место имени существительного. Они не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они). Слайд – схема 5.

Рассматривают таблицу с местоимениями.

Вывод. (По числам не изменяются, каждое местоимение употребляется только в форме ед.ч. или мн.ч., род только в 3 лице ед.ч.)

Задание из нескольких предложений для фронтальной работы 

Интерактивная  таблица  для групповой работы.

Фронтальная

Интерактивная игра  обучающая цель которых: 1) повторить определение личных местоимений  2) научиться различать местоимения 1,2, 3 лица

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать своидействия.

5. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

6. Договариваться о правилах общения и поведения.

7.Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Использованием современных технологий  повышает эффективность обучения и развития школьников.

Групповая форма организации сотрудничества в учебной работе

Физминутка

Фронтальная.

 Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Редактирование текста – слайд 8.

 А теперь отгадайте загадку.

Всех зверей она хитрей, 
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост ее краса,
А зовут ее... 
(Лиса). Прочитайте текст.

- Что вы заметили, какая ошибка допущена?

- Чтобы исправить ошибку, текст нужно отредактировать: заменить имена существительные, которые повторяются слишком часто, местоимениями.

 Вы – редакторы.

Игра “Четвертое лишнее” - слайд 9.

Доказать, почему “лишнее” слово в каждой строчке.

 Записать в тетрадь все слова, кроме “лишних”.

Отгадывают загадку

Читают текст.

(допущена речевая ошибка, слово лиса часто повторяется).

Доказывают, почему слово “лишнее”.

Записывают в тетрадь все слова, кроме “лишних”.

Фронтальная практическая работа.

Практическая

Групповая.

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать своидействия.

3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Групповое взаимодействия в учебной работе,

 повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища.

Групповое взаимодействия в учебной работе,

 повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища.

Выполнение продуктивных заданий по теме.

Работа с учебником.

Игра “Сколько местоимений?” - слайд 10. Сосчитать количество местоимений в тексте из рассказа К.Паустовского. Победителем считается тот, кто правильно определит число местоимений. (Текст читает учитель).

(Всего - 17 местоимений в тексте).

Выполняют упражнение.

Считают местоимения.

Индивидуально и парами.

Практическая

Фронтальная и индивидуальная.

1. Строить речевое высказывание в устной форме.

 2. Делать выводы на основе анализа объектов.

3. Осуществлять синтез.

4. Планировать свои действия.

5. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

6. Оформлять свои мысли в письменной форме..

7.Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Охвачен одновременно весь класс. Тема урока  хорошо понята сильными учениками, сильные ученики помогают слабым.

Итог урока.

Закончи предложения – слайд 11

Самооценка.

Каждый из вас может оценить свою работу на уроке.

- Если вы плодотворно работали на уроке и остались довольны, вы поднимите руку на красный магнит.

- Если урок прошёл для вас хорошо, но могло быть и лучше, то вы поднимите руку на зелёный магнит.

Если урок не отличался от прежних и ничего нового он вам не принёс – синий магнит.

 А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке- чёрный магнит.

Оценивание учителем всей работы на уроке.

Дети оценивают свою работу на уроке.

Фронтальная.

Индивидуальная.

1. Строить речевое высказывание в устной форме.

 2. Делать выводы на основе анализа объектов.

3. Осуществлять синтез.

4. Планировать свои действия.

5. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

6. Оформлять свои мысли в письменной форме.

7.Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

 Эффективность формирования компонентов учебной деятельности.

Успешность решения учебных задач.

Повышение уровня развития межличностных взаимоотношений.

Составила педагог начальных классов                       И.Б.Бардина


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 4 класс Личные местоимения. МАОУ СОШ № 6 БАРДИНА И. Б . Г.О. ТРОИЦК

Слайд 2

Срок прошел – плывет ______ В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна… А стемнеет – __ придет: Тоненький, смущенный. Он на цыпочках войдет Долькою лимонной Утром так заведено- Разомкнешь ресницы, И к тебе идет ____ Розовой жар – птицей, оно он она

Слайд 3

оно Солнце - Месяц - Луна - он она

Слайд 4

Как называются эти слова: и и и и и и и и и - Это, без сомнения, Всё местоимения ! Я , ты, мы, нам, вам, Кто что, какой сколько, Этот, тот, такой столько, Наш ваш, мой, твой, Их, его, ее свой?

Слайд 5

Вывод: Местоимения – это слова, которые заменяют в речи имена существительные. В тексте они занимают место имени существительного. Они не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Слайд 6

Местоимения занимают в речи место имен существительных, прилагательных и числительных Имена Местоимения Существительные ( ученики, стол, река, море). Прилагательные (зеленый, добрый, дедушкин, лесной). Числительные (пять, десять, тридцать, сто, четвертый). Какой, чей, этот, тот, такой, мой, твой, наш, ваш, его, её, их. Кто, что, я, ты , он, она, оно, мы, вы, они. Сколько, столько, несколько, нисколько, который.

Слайд 7

Личные местоимения Ед.ч. Мн.ч. 1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо я мы ты вы он, она, оно они М.р. Ж.р. С.р.

Слайд 8

Про лису дурная слава ходит , будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут. она она она ей нее

Слайд 9

Игра «Четвертое лишнее». Я, он, на, ты Мы, они, вы, но Нас, нами , нос , нам Оно, его, ему , яму Мной, меня, мни , мне Тебя, тебе, тобой, табун

Слайд 10

Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца, и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету. я мне Она меня меня я нее она его я ей Он мной мне их их Она

Слайд 11

Закончи предложения: Местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только … Я знаю такие личные местоимения: … Местоимения 1-го лица: … 2-го лица: … 3-го лица: … По родам изменяются только местоимения … лица … числа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Личные местоимения"

Тема урока "Личные местоимения"  Учитель: Агафонова Вера Васильевна. Статья отнесена к разделу "Коррекционная педагогика"Цель урока: Обобщить знания детей по теме: "Местоимение". Совершенствовать...

Разработка урока по русскому языку по теме "Личные местоимения" для 6-го класса.

Урок в 6-м классе по теме «Личные местоимения»с применением интерактивной доски.( по программе C. И. Львовой,В.В. Львова)Цели:Обучающая:- познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их...

Урок русского языка по теме "Личные местоимения"

Урок русского языка по теме "Личные местоимения", который решает следующие цели:                                   ...

Конспект урока русского языка по теме "Личные местоимения " 6 класс

Тема: Личные местоимения. Склонение личных местоимений Задачи урока:  Образовательные: расширить знания о личных местоимениях;  сформировать знания об особенностях их склонения.Развиваю...

Урок русского языка на тему: "Личные местоимения".

Урок по русскому языку для 8 класса на тему: "Личные местоимения"....

Урок русского языка в 6 классе Тема: «Личные местоимения»

Урок русского языка в 6 классеТема: «Личные местоимения»...

Конспект урока по русскому языку на тему "Личные местоимения" для 7 класса

Урок на тему «Личные местоимения» разработан для учащихся 7 класса, изучающих «Русский язык и развитие речи» по основному учебному плану в соответствии с адаптированной ос...