Главные вкладки

    Русский язык 4 класс.Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».
    план-конспект урока по русскому языку по теме

    Бардина Ирина Борисовна

    Конспект урока с технологической картой урока и презентацией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_yazyk_4_klass.docx27.13 КБ
    Файл bezudarnye_okonchaniya_im.sushch.obobshchenie.pptx1.24 МБ

    Предварительный просмотр:

      Технологическая карта урока. Русский язык 4класс

    Тема урока.  «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».

    Цели для ученика

    Образовательные. 

    1,Обобщить знания учащихся о  правописании падежных окончаний имён  существительных единственного числа;

    1. Научиться обосновывать выбор гласных в окончании существительных.

    Воспитательные. 1) воспитывать культуру речи, внимательность;

    2) формировать интерес к русской культуре и искусству;

    3) воспитывать чувство гордости за Родину и её защитников

    Цели для учителя

    Образовательные.  

    1обобщить и закрепить знания учащихся о  правописании падежных окончаний имён  существительных единственного числа;

    2.учить обосновывать выбор гласных в окончании существительных.

     Развивающие. 1) развивать и обогащать устную и письменную речь  учащихся;

     2)совершенствовать учебно-интеллектуальные навыки (анализ, обобщение);

     3) развивать навык общения (монолог, диалог);

    Воспитательные.. 1) воспитывать культуру речи, внимательность;

    2) формировать интерес к русской культуре и искусству;

    3) воспитывать чувство гордости за Родину и её защитников

    Тип урока..Комбинированный

    Форма урока. Мультимедийный  комбинированный закрепление и обобщение знаний.

    Средства обучения. Презентация, компьютер, интерактивная доска.

    Новые понятия.

    Формы контроля. Фронтальная. Групповая.

    Домашнее задание

    Этап

    урока

    Деятельность учителя

    Деятельность

    ученика

    Используемые методы, приёмы, формы.

    Формируемые

    УУД

    Результат

    взаимодействия

    (сотрудничества)

    Организационный этап.

    Мне хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы вы вынесли с урока не только знания, но и хорошее настроение. Вы поможете мне в этом?

    - Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.

    Слайд№2

    «Терпенье и труд к успехам приведут!»                  

    -Как вы понимаете эту пословицу?

    Отвечают на вопросы.

    Отвечают на вопросы.

    Рассуждение.

    Ф

    1. Извлекать информацию из разных источников .

    (текст, серия рисунков).

    2. Определять цель деятельности на уроке.

    3. Слушать и понимать других

    Хорошее настроение, включение в учебную деятельность.

    Этап мотивации и актуализации знаний.  

    -   Какую тему изучаем? (Имя существительное)

    - Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)

    - Назовите постоянные признаки имён существительных. (Род, склонение)

    - Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж)

    - Как правильно писать безударные окончания имён существительных? (Алгоритм).

    Слайд 3

    1. Определить падеж существительного.

    2.Определить склонение.

    3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

    4. Проверить с помощью слова-опоры («волшебного»)

        2.Чистописание

    Слайд 4,5

    - Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске.

    -Сегодня на чистописа нии мы вспомним способы соединения буквы о.  

    - Спишите строчку с буквой, обратите внимание на соединение букв:  - Прочитайте.

    Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

    Верно ли это высказывание?

     - Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)

    -Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения  непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково). Сообщение темы урока и постановка целей.

    - Мы только что убедились в том, что в русском языке встречаются слова, так похожие друг на друга, что их можно перепутать. Они одинаково выглядят на письме, а читаются по-разному. В зависимости от произношения меняется смысл слова и всего высказывания. Другие одинаково читаются, но написание их отличается. Слайд 6

    - Вернёмся к слайду о написании  безударных окончаний имён существительных.

    -Почему выбрали именно эти слова-опоры? (ударные окончания)

    - Получается по ударному окончанию проверяем безударные, то есть орфограмму.

    - Выведем тему урока.

    - Сегодня мы будем  находить  в речи случаи, когда друг на друга похожи не только целые слова, но и части слов. И связана наша работа будет с правописанием безударных окончаний имён существительных в единственном числе

     -   Мы   вспомним  и обобщим все, что знаем о правописании окончаний имён существительных.

    Ответы на вопрос.

    Работа в тетради

    Ответы детей

    Ф

    Г

    1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

    3. Слушать и понимать других.

    Актуализация знаний.

     Сотрудничество в совместной учебной деятельности

    Работа над темой урока.

    (2 человека к закрытым доскам)

    - Что называется склонением?

    - Сколько склонений

    русском языке?

    Слайд 7

    - Какие существительные относятся к 1 склонению?

    - Какие существительные относятся ко 2

    склонению?

     -Какие существительные относятся к 3 склонению?

    Слайд 8.9

    -Изменение

    окончаний имён

    существительных по

    вопросам называется

    изменением по падежам или склонением.

    -три.

    -Имена

    Существительные

    мужского и женского

    рода, которые в

    начальной форме

    имеют окончание –а

    или –я.

    -Имена

    существительные

    мужского рода с

    нулевым окончанием

    в начальной форме и

    имена

    существительные

    среднего рода с

    окончаниями –о, -е

    или –ё.

    -Имена

    существительные

    женского рода с

    нулевым

    окончанием в начальной

    форме с мягкой

    основойи с твёрдой

    основой на ж, ш.

    -Распределим имена существительные по типу склонений. лиса, дядя,  дерево, кот, лошадь, рожь

    Проверка работы

    учеников  на

    закрытой доске

    Ф

    И

    И

    1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

    2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    3. Принимать и сохранять учебную задачу.

    4. Планировать своидействия.

    5. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    6. Договариваться о правилах общения и поведения.

    7.Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

    Коллективное

    взаимодействие в учебной работе,

     повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища.

    физминутка

    Упражнения для глаз

    Слайд 8

    Выполнение продуктивных заданий по теме.

    Работа с учебником

    Слайд 11

    Слайд 12  Игра «Найди свою пару»

    - Каждая пословица

    поделена на 2 части.

    Составьте предложения,

    запишите их, вставляя пропущенные буквы.

    (Самостоятельная

    работа учащихся в

    парах.)

    Проверка Слайд 13

    Работа с

    деформированным

    текстом. Слайд 14-15

    Читают задание к упр.

    Выполняют в тетради.

    Делают запись в тетради.  

    Делают запись в тетради.

    Ф  

    Г  

    Ф

    1. Принимать и сохранять учебную задачу.

    2. Планировать своидействия.

    3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    4. Договариваться о правилах общения и поведения.

    Охвачен одновременно весь класс. Тема урока  хорошо понята сильными учениками, сильные ученики помогают слабым.

    Рефлексия.

    Слайд 16

    Чему вы сегодня научились на уроке?

    С  каким настроением работали? Испытывали затруднения?

    Отвечают на вопросы.

    1. Строить речевое высказывание в устной форме.

     2. Делать выводы на основе анализа объектов.

    3. Осуществлять синтез.

    4. Планировать свои действия.

    5. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    6. Оформлять свои мысли в письменной форме.

    Успешность решения учебных задач.

    Повышение уровня развития межличностных взаимоотношений.

    Домашнее задание.

    Выставление оценок.

    Объяснение  домашнего задания.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».

    Слайд 2

    Терпенье и труд к успехам приведут.

    Слайд 3

    Чтобы правильно писать безударное окончание существительного надо: Шаг 1 Определить падеж. Шаг 2 Определить склонение. Шаг 3 Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже . Шаг 4 По «волшебному» слову проверить окончание существительного (1скл.- весна, 2скл.- окно, 3скл.- степь) Алгоритм работы :

    Слайд 4

    Третье февраля. Классная работа.

    Слайд 5

    Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

    Слайд 6

    Чтобы правильно писать безударное окончание существительного надо: Шаг 1 Определить падеж. Шаг 2 Определить склонение. Шаг 3 Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже . Алгоритм работы : Шаг 4 По опорному слову проверить окончание существительного 1скл. 2скл. 3 скл . весна окно степь

    Слайд 7

    Склонение имён существительных 1 склонение 3 склонение 2 склонение Ж.р. + М.р. -а -я 1 склонение Ж.р. 3 склонение М.р. + Ср.р. -о -е 2 склонение лиса дерево кот лошадь дядя рожь

    Слайд 8

    К рощ … На пароход … Около площад … е е и 1скл.-весна 2скл.- окно 3скл.- степь Без ошибк … и В пол … е В роскош … . и

    Слайд 9

    1 скл . 2 скл . 3 скл . Р.п. Д.п. П.п. Падежные окончания имён существительных К опушк … К опушк е У лошад … У лошад и На речк … На речк е В подъезд … В подъезд е -и,-ы -е -е -е -и -и -и -а,-я -у,-ю

    Слайд 11

    Выполните самостоятельно Работа в учебнике

    Слайд 12

    Игра «Найди свою пару» Азбука – к мудрост . Своя земля Делу время, Трус своей потех . час тен . боится ступенька и в горст . мила

    Слайд 13

    Проверь себя: Азбука – к мудрост и ступенька. Своя земля и в горст и мила. Делу время, потех е час. Трус своей тен и боится. (Д.п.,3 скл.) (П.п.,3 скл.) (Д.п.,1 скл.) (Р.п.,3 скл.)

    Слайд 14

    опушились, иней, деревья, блестящим лес, в, убор, красив, зимнем

    Слайд 15

    Деревья опушились блестящим ине ем. Красив лес в зимнем убор е !

    Слайд 16

    Я сегодня на уроке учился____________ Я работал с _____________настроением. Я________доволен собой. Я испытывал затруднения, когда _________________ .

    Слайд 17

    Д омашнее задание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЙ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА»

    «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ  1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЙ  ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА»...

    Открытый урок по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

    Цели: 1.Учить правильно писать безударные падежные окончания имён существительных способом подстановки проверочных слов. 2.Воспитывать патриотизм, любовь к родине....

    Ударные и безударные падежные окончания имен существительных первого склонения единственного числа.

    Актуализация знаний на закрепление правила "Правописание безударных окончаний имен прилагательных" через разные виды деятельности. Активизация деятельности рецепторов, через чувственное познание окруж...

    Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных единственного числа» в 5 классе

    Краткая аннотация урока    Урок ориентирован на закрепление знаний по правописанию гласных е-и  в падежных окончаниях  существительных единственного числа, развитию орфографич...

    Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа. 5 класс

    Конспект открытого урока" Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа" 5 класс...

    Тренажёр по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» для 5 класса

    Тренажёр по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» для 5 класса...