Главные вкладки

    Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа. 5 класс
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Ипатова Раиса Михайловна

    Конспект открытого урока" Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа" 5 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_5_klass.docx1.38 МБ
    Файл samoanaliz_uroka_v_5_kl.docx20.75 КБ
    Файл prezentatsiya_k_uroku._5_klass.pptx841.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Самоанализ

    урока русского языка по теме

     «Правописание падежных окончаний имён существительных

    единственного числа» в 5 классе,  

    разработанного  и проведённого

     учителем русского языка и литературы

    Ипатовой Р. М.

    Тема урока: Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа. 5 класс.

    Тип урока: обобщение и системацизация знаний, урок совершенствования ЗУН

    Цели урока:

    Образовательные:

    1) обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»;

    2) совершенствование навыков правильного правописания окончаний имён существительных.

    Развивающие:

    1) развитие логического мышления обучающихся, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

    2) развитие монологической речи школьников;

    3) развитие внимания, зрительной памяти;

    4) развитие умения анализировать свою деятельность.

    Воспитательные:

    1) воспитание уважительного отношения к родному языку;

    2) воспитание нравственных и коммуникативных умений ии навыков;

    3) воспитание умения видеть и творить прекрасное.

    Планируемые результаты:

    Предметные

    1) Осваивать содержание изучаемой орфограммы и алгоритм  её использования.

    2)  Применять при письме данное орфографическое правило.

    Метапредметные

    Регулятивные:  выполнять учебное задание в соответствии с целью.

    Познавательные:  определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение

    Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания;  согласовывать позиции и находить общее решение.

    Личностные

    Проявлять познавательный интерес к новым знаниям

    Оборудование:

    - слайдовая презентация и средства для её демонстрации

    -разноуровневые карточки

    - маршрутный лист урока

    Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный.

    Формы: фронтальная, индивидуальная.

    Технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневой дифферентации, использование здоровьесберегающих методик.

           Исходя из целей и задач урока, был спланирован тип урока - обобщение  изученного. Тип урока определяет его структуру, его соответствие требованиям ФГОС. Исходя из типа, урок строится по следующим этапам:

    Организационный  момент (работа над картинкой с весенним пейзажем): настрой на деловой лад и моцивация к деятельности.

    Следующий этап.  Актуализация знаний. Учащиеся работают с маршрутным листом и в рабочих тетрадях, используется  частично-поисковый метод: нужно выписать   в тетрадь словосочетания: главное слово  и зависимое от него существительное. Выделить  окончание у существительных. Указать   склонение и падеж существительных. Данное задание даёт возможность учителю  подвести учащихся к формулировке темы урока и постановке целей урока. Тема и цели урока уточняются учителем (слайды №  2- 3). При выполнении  задания № 1 составляется учениками алгоритм рассуждения: как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании падежных окончаний имён существительных (слайд № 4).Учащиеся сами определяют алгоритм действия.

    Проверяется домашнее  правило, правило орфограммы  №17 и  затем идёт отработка навыка рассуждения по алгоритму (слайд № 5). Устная работа. На экране даны существительные, нужно объяснить правописание окончаний  (слайды № 6-7).

    После проведения этой работы проводится физкультминутка. Соблюдаются здоровьесберегающие технологии в течение всего урока: чередуются разные виды работы, используется наглядность, звуковое сопровождение («Звуки весны», слайд № 9), которые являются необходимым фоном при выполнении определённых заданий.

    Следующий этап – работа с текстом, проиллюстрированным весенними пейзажами и звуковым сопровождением «Звуки весны».  Фронтальная работа с текстом по вопросам. Подбор заглавия. Выполнение задания по теме урока и на повторение ранее пройденного материала. Самостоятельная работа в маршрутном листе, индивидуальная работа у доски (морфологический разбор существительного и слововобразовательный и морфемный разборы).

    Работа с учебником: выполнение упражнения №  345. Закрепление правила.

    В конце урока подведён итог и проведена рефлексия. Учащиеся оценили собственные знания, алгоритм правописания падежных окончаний  имён существительных усвоен обучающимися.

    Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата. При разработке данного урока  учитывались возрастные особенности детей   и  реальные возможности учеников этого класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, средний уровень развития аналитико - синтетического мышления, трудности в  запоминании и усвоении материала. Урок опирался на знания, умения  учеников, полученные ранее.

    В течение всего урока создавалась комфортная  психологическая атмосфера урока, чтобы   снять  тревожность, мнительность, нерешительность.  В результате общение на уроке было продуктивным и качественным. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.

            Создание алгоритма написания окончаний имён существительных также дало положительную мотивацию к обучению.

         Дети работали увлечённо, с интересом, давали частичные и полные ответы. Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.                  

    Урок цели достиг. Подбор заданий помог каждому ребёнку на уроке реализовать   свои способности, сделать шаг в  индивидуальном развитии.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе (урок обобщения и закрепления) Учитель: Ипатова Р. М. 2017 г. Урок русского языка в 5 классе

    Слайд 3

    Цели: 1. Обобщить и закрепить знания о правописании падежных окончаний имён существительных; 2. Научиться обосновывать выбор гласных в окончании существительных.

    Слайд 4

    Алгоритм рассуждения 1. Определяю склонение, падеж существительного. 2. Вспоминаю, какое окончание пишется у существительного данного склонения в этом падеже.

    Слайд 5

    склонение падеж 1 скл Д .п П .п 2 скл П .п к весн е о весн е о солнц е 1скл Р.п 3скл Р.п Д.п П.п Сущ. на - ия - ие - ий сущ. на -мя Р. Д. П.

    Слайд 6

    1. На речк .. е 1 скл ., п.п. 2. К полянк .. е 1 скл ., д.п 3. В неб.. е 2 скл ., п.п. 4. По област.. и 3 скл ., д.п. 5. На простор.. е 2 скл ., п.п.

    Слайд 7

    1. Об акаци .. 2. О гербари.. 3. О предположени.. 4. На растени.. 5. В санатори.. на – ия , п.п. на – ий , п.п. на – ие , п.п. на – ие , п.п. на – ий , п.п. и и и и и

    Слайд 8

    1. На ине.. 2. О Васили.. 3. О Серге.. 4. В кител.. 5. В общежити.. 2 скл ., п.п. на - ий ., п.п. 2 скл ., п.п. 2 скл ., п.п. на – ие , п.п. е е е и и

    Слайд 9

    1. На пол.. 2. О лекци .. 3. В шалаш.. 4. К земл .. 5. От молодёж .. 2 скл ., п.п. на - ия ., п.п. 2 скл ., п.п. 1 скл ., д.п . 3 скл . , р.п . е е е и и

    Слайд 12

    Ответьте на вопросы Что я узнал на уроке? Чему я научился на уроке? Что мне ещё нужно узнать?

    Слайд 13

    Спасибо за урок !


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных

    Разработка презентации к уроу русского языка в 5 классе....

    Правописание гласны в падежных окончаниях имён существительны

    Презентация к уроку русского языка (5 класс) по программе Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других...

    Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных

    Презентация к совместному уроку русского языка для учащихся 3, 5 классов....

    Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе

    Конспект урока изучения нового материала.Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит учащихся к самостоятельному выводу по изученной теме....

    Тренажёр по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» для 5 класса

    Тренажёр по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» для 5 класса...