Главные вкладки

    Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Козлова Анна Владимировна

    Конспект урока изучения нового материала.Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит учащихся к самостоятельному выводу по изученной теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pravopisanie_glasnyh_v_padezhnyh_okonchaniyah_sushch.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема:  Правописание гласных в падежных окончаниях  существительных в единственном числе.

    Цели урока:

    • повторить, систематизировать знания учащихся по теме «Склонение имен существительных»;
    • формировать умение распределять имена существительные по склонениям;
    • формировать умение правильно писать падежные окончания существительных;
    • развить внимание и память учащихся;
    • развить умение анализировать, рассуждать, делать вывод;
    • воспитать интерес к урокам русского языка, любовь к слову.

    Оборудование: презентация по теме урока.

    Ход урока:

    1. Организационный момент, вступительное слово учителя.

    Здравствуйте, ребята!

    Прозвенел опять звонок,

    Начинаем наш урок.

    На себя вы посмотрите:

    Вы по-разному сидите.

    Если сжали кулачок,

    Если руки на замок,

    Значит, вы напряжены,

    Безразличны и скучны.

    Кулачки вы разожмите

    И ладошки покажите.

    Вот теперь готов наш класс.

    В добрый путь и в добрый час!

    1. Сообщение темы урока.

    Сегодня мы продолжим наше путешествие по сказочной стране Морфологии и городу Существителенску и вспомним,  что такое склонение, будем учиться правильно писать падежные окончания существительных. Тема важная и нужная. Записываем число и тему урока.

    1. Актуализация ранее полученных знаний.
    1. Беседа с классом
    • Что такое склонение?
    • Сколько склонений вы знаете?
    • Каким образом слова объединяются в склонения?

    Ответ на последний вопрос можно найти в сказке.

    1. Прослушивание лингвистической сказки.

    В городе Существителенске жили-были вельможи Существительные. Они говорили, что им подчиняются все, а они – никому. Но однажды в городе появился богатырь Склонение, который стал наводить там порядок. Королю Морфу это понравилось, и он решил назначить Склонение губернатором города. Склонение смело принялся за дело: Существителенск был разделен на три больших района. Губернатору помогали падежи, окончания и род. В первом районе поселились существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я; во втором районе – существительные среднего рода с окончаниями –о, -е и существительные мужского рода с нулевым окончанием: в третьем районе – существительные женского рода с нулевым окончанием. Вход в каждый район охраняет слово, которое помогает всем жителям района изменяться одинаково: земля (1 скл.), стол (2 скл.), степь (3 скл.).

    • Сделайте вывод о том, на каком основании мы относим существительное к тому или иному склонению.

         Послушаем продолжение сказки.

    После расселения по разным районам существительные живут дружно, но иногда случаются неприятности: порой окончания и падежи проявляют коварство и пытаются запутать бедных жителей города. «Вредные» падежи – родительный, дательный и предложный. Но на помощь всегда приходят «волшебные» слова «земля», «стол», «степь»

    1. Задание: просклонять опорные слова «земля», «стол», «степь».  Три ученика выполняют у доски, остальные – в тетради.

    Итог: делаем вывод по таблице на слайде.

    Падежи

    1 склонение

    2 склонение

    3 склонение

    Род. п.

    -и (-ы)

    Дат. п.

    Предл. п.

    1. Знакомство с теоретическим материалом учебника на с 212 (самостоятельное чтение)

    1. Закрепление темы.

    - Задание: вставьте пропущенные окончания существительных; объясните выбор окончания (задание на слайде)

    1. В зоопарк_ у клетк_ с обезьянами всегда много людей. 2) Ветки черемух_ стояли в кувшин_ на окошк_. 3) Кисти белых цветов сирен_ выделялись на зелен_ листьев. 4) Дом дедушк_ стоит на окраин_ деревн_. 5) На болот_ в воздух_ пахло сыростью.

    - «Кто быстрее?» Составьте словосочетания  глаг. + сущ. с данными глаголами. (Задание на слайде).

    Отк…заться от… (помощ…, книг.., прогулки…)

    Изл…гать без … (подготовк…, запис…, задержк…)

    Подготовиться к …(атак.., охот…, школ…)

    Р…сти в… (рощ…, степ…, пол…)

    - Какие предлоги помогли быстро определить падежную форму существительного?

    (Предлоги без, от употребляются с родительным падежом,  предлог к -  с дательным, а предлог в с винительным и предложным.)  

    - Упражнение 532.

    - Работа с сигнальными карточками -Е, - И.

    Пробираться по пустыне, бояться пустыни, узнавать о пустыне; мечтать о победе, путь к победе; поступить по совести, петь от радости;  говорить о свободе, радоваться свободе; не запятнать чести; работать в библиотеке, в дар библиотеке, на полках библиотеки; стоять в коридоре, не предаваться грусти.

    1. Подведение итогов урока.
    • О чем мы сегодня говорили на уроке?
    • Какие трудности могут возникнуть в написании падежных окончаний существительных?
    • Как можно избежать ошибок в окончаниях род., дат., предл. падежей?

    1. Домашнее задание.
    1. Упражнения 533, 535
    2. приготовить карточку для соседа по парте из 10 слов или из 3-4 предложений, где пропущены окончания существительных.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.

    Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе....

    Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных 5 класс

    Представлена разработка урока с применением технологии развития критического мышления.Рассмотрен материал об особенностях склонения существительных на -ий, -ия, -ие....

    Правописание гласны в падежных окончаниях имён существительны

    Презентация к уроку русского языка (5 класс) по программе Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других...

    Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных

    Конспект урока по русскому языку с применением АМО в 5 классе по ФГОС...

    "Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных"

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....

    Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа. 5 класс

    Конспект открытого урока" Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа" 5 класс...