Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Козлова Анна Владимировна

Конспект урока изучения нового материала.Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит учащихся к самостоятельному выводу по изученной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_glasnyh_v_padezhnyh_okonchaniyah_sushch.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Правописание гласных в падежных окончаниях  существительных в единственном числе.

Цели урока:

  • повторить, систематизировать знания учащихся по теме «Склонение имен существительных»;
  • формировать умение распределять имена существительные по склонениям;
  • формировать умение правильно писать падежные окончания существительных;
  • развить внимание и память учащихся;
  • развить умение анализировать, рассуждать, делать вывод;
  • воспитать интерес к урокам русского языка, любовь к слову.

Оборудование: презентация по теме урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент, вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел опять звонок,

Начинаем наш урок.

На себя вы посмотрите:

Вы по-разному сидите.

Если сжали кулачок,

Если руки на замок,

Значит, вы напряжены,

Безразличны и скучны.

Кулачки вы разожмите

И ладошки покажите.

Вот теперь готов наш класс.

В добрый путь и в добрый час!

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим наше путешествие по сказочной стране Морфологии и городу Существителенску и вспомним,  что такое склонение, будем учиться правильно писать падежные окончания существительных. Тема важная и нужная. Записываем число и тему урока.

  1. Актуализация ранее полученных знаний.
  1. Беседа с классом
  • Что такое склонение?
  • Сколько склонений вы знаете?
  • Каким образом слова объединяются в склонения?

Ответ на последний вопрос можно найти в сказке.

  1. Прослушивание лингвистической сказки.

В городе Существителенске жили-были вельможи Существительные. Они говорили, что им подчиняются все, а они – никому. Но однажды в городе появился богатырь Склонение, который стал наводить там порядок. Королю Морфу это понравилось, и он решил назначить Склонение губернатором города. Склонение смело принялся за дело: Существителенск был разделен на три больших района. Губернатору помогали падежи, окончания и род. В первом районе поселились существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я; во втором районе – существительные среднего рода с окончаниями –о, -е и существительные мужского рода с нулевым окончанием: в третьем районе – существительные женского рода с нулевым окончанием. Вход в каждый район охраняет слово, которое помогает всем жителям района изменяться одинаково: земля (1 скл.), стол (2 скл.), степь (3 скл.).

  • Сделайте вывод о том, на каком основании мы относим существительное к тому или иному склонению.

     Послушаем продолжение сказки.

После расселения по разным районам существительные живут дружно, но иногда случаются неприятности: порой окончания и падежи проявляют коварство и пытаются запутать бедных жителей города. «Вредные» падежи – родительный, дательный и предложный. Но на помощь всегда приходят «волшебные» слова «земля», «стол», «степь»

  1. Задание: просклонять опорные слова «земля», «стол», «степь».  Три ученика выполняют у доски, остальные – в тетради.

Итог: делаем вывод по таблице на слайде.

Падежи

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Род. п.

-и (-ы)

Дат. п.

Предл. п.

  1. Знакомство с теоретическим материалом учебника на с 212 (самостоятельное чтение)

  1. Закрепление темы.

- Задание: вставьте пропущенные окончания существительных; объясните выбор окончания (задание на слайде)

  1. В зоопарк_ у клетк_ с обезьянами всегда много людей. 2) Ветки черемух_ стояли в кувшин_ на окошк_. 3) Кисти белых цветов сирен_ выделялись на зелен_ листьев. 4) Дом дедушк_ стоит на окраин_ деревн_. 5) На болот_ в воздух_ пахло сыростью.

- «Кто быстрее?» Составьте словосочетания  глаг. + сущ. с данными глаголами. (Задание на слайде).

Отк…заться от… (помощ…, книг.., прогулки…)

Изл…гать без … (подготовк…, запис…, задержк…)

Подготовиться к …(атак.., охот…, школ…)

Р…сти в… (рощ…, степ…, пол…)

- Какие предлоги помогли быстро определить падежную форму существительного?

(Предлоги без, от употребляются с родительным падежом,  предлог к -  с дательным, а предлог в с винительным и предложным.)  

- Упражнение 532.

- Работа с сигнальными карточками -Е, - И.

Пробираться по пустыне, бояться пустыни, узнавать о пустыне; мечтать о победе, путь к победе; поступить по совести, петь от радости;  говорить о свободе, радоваться свободе; не запятнать чести; работать в библиотеке, в дар библиотеке, на полках библиотеки; стоять в коридоре, не предаваться грусти.

  1. Подведение итогов урока.
  • О чем мы сегодня говорили на уроке?
  • Какие трудности могут возникнуть в написании падежных окончаний существительных?
  • Как можно избежать ошибок в окончаниях род., дат., предл. падежей?

  1. Домашнее задание.
  1. Упражнения 533, 535
  2. приготовить карточку для соседа по парте из 10 слов или из 3-4 предложений, где пропущены окончания существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.

Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе....

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных 5 класс

Представлена разработка урока с применением технологии развития критического мышления.Рассмотрен материал об особенностях склонения существительных на -ий, -ия, -ие....

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных

Конспект урока по русскому языку с применением АМО в 5 классе по ФГОС...

Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа. 5 класс

Конспект открытого урока" Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа" 5 класс...

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе «Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа" с презентацией к данному уроку....

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе «Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа" с презентацией к данному уроку....