Обучающее сочинение-рассуждение в 10 классе(2 часа)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме
Обучающее сочинение-рассуждение в 10 классе(2 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_v_10_kl.1.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: РР Обучающее сочинение-рассуждение в 10 классе(2 часа)
Цель: уметь создавать текст в форме рассуждения, выдвигать тезис,приводить аргументы
Пять шагов, которые помогут написать сочинение-рассуждение (частьС)
1шаг. Выявление проблемы (проблема-это вопрос, над которым размышляет автор).
- Чтобы определить проблему, нужно задать вопрос: О чём текст? ( В тексте может быть 2-3 проблемы. Но вам нужно сформулировать только одну проблему. Выбор должен определяться ответами на 2 вопроса:1).Какая проблема находиться в центре внимания автора?
2). К какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы?)
-Проблема (чего?): воспитания, образования, патриотизма, героизма, смысла жизни, отцов и детей, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека, формирования личности…
-Проблема (КАКАЯ?) т.е.«обозвать»проблему) : сложная,важная,серьёзная,глубокая,актуальная,злободневная,острая,нерешённая,нравственная,социальная,политическая…
-Типовые конструкции: - Автор размышляет над проблемой… ;
- Автор текста затрагивает проблему…
-В центре внимания автора проблема… ;
-Текст (имя, фамилия автора в Р.п.) заставил меня задуматься…;
-В тексте (ФИО автора Р.п.) поднимается проблема…
-Формы вступления: - проблемный вопрос(Что такое благородство?);
- общие сведения о проблеме;
- ссылка на авторитетное мнение по вопросу(проблеме);
-цитата из исходного текста, связанная с рассматриваемой проблемой.
2шаг. Комментарий к проблеме: рассказать, почему эта проблема сложная, актуальная ит.д.
Использовать вопросы:
Актуальна ли эта проблема в наши дни? Как часто мы с ней сталкиваемся? Почему эта проблема привлекла внимание автора? К какому типу проблем принадлежит? Что будет, если не решить эту проблему?
3 шаг. Авторская позиция. (Как автор относится к тому, о чём нам повествует?)
Вывод, к которому приходит автор текста .
-Средства выражения позиции автора: слова-маркеры(главное, самое важное :надо, нужно); оценочная лексика(Зло агрессивно и наступательно); средства выразительности(риторические восклицания) ; вводные слова(к счастью, к несчастью…) ; побудительные предложения.
-Типовые конструкции: Автор считает, что…; Автор призывает нас…; Автор убеждает нас в том, что..; Автор подводит читателя к выводу о том, что…; Автор осуждает (кого/что, за что… )
4 шаг. Моя позиция. (аргументы - доказательства) : а) 3 балла: 2 аргумента, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы. б) 2 балла: 2 аргумента, связанные с жизненным опытом, знаниями(пословицы, поговорки, афоризмы…) или привёл 1 пример из худ. литературы, публицистической или научной литературы. в) 1 балл: 1 аргумент, опираясь на жизненный опыт, на знания; г) 0 баллов- 0 аргументов.
5 шаг. Вывод. (Призыв, обращение к читателю; вопросительные предложения, риторические вопросы; использование цитат…): таким образом; следовательно; обобщая сказанное, можно сделать вывод..; итак…
Пишем сочинение
1 этап. СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН
А) Невероятный случай.
Б) История Тонких Николая.
В) Презрение людей – тяжкое наказание для человека.
2 этап. Выявить и сформулировать проблему. (Вопрос-помощник: О чём текст?)
Проблема человеческой трусости.
3 этап. Прокомментировать проблему.
Проблема морально-этическая. Актуальна во все времена, волновала писателей разных
поколений и эпох. Трусость порождает в людях такие пороки, как: предательство, подлость.
4 этап. Позиция автора.
положительно относится к изображаемому ; отрицательно; осуждающе;
саркастически; неоднозначно; двойственно; скептически; иронически; с юмором,
эмоционально.
Авторскую позицию нельзя назвать отстранённой. В.П.Песков эмоционально выра-
жает своё отношение к главному герою, Тонких Николаю, который испугался войны,
дезертировал и просидел на чердаке 20 лет. Писатель только один раз называет его
по имени, а дальше использует слова «человек», «дезертир». Авторская позиция ясна
из слов: «Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания». Наказание для дезер-
тира – презрение людей.
5 этап. Аргументация своего мнения по сформулированной проблеме.
С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.
Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора.
Нельзя не согласиться с автором в том, что трусость – один из страшных человечес-
ких пороков. Вспомним повесть В.Распутина «Живи и помни», где дезертирство
Андрея Гуськова, его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубий-
ства жены. Ярким примером проявления трусости является поступок Швабрина в
повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин
изменяет присяге и переходит на сторону Пугачёва. И в наше время не каждый спо-
собен преодолеть в себе страх за себя. Так,52-летний капитан Costa Concordia
Франко Скетинно покинул терпящее бедствие судно ещё до того, как закончилась
эвакуация пассажиров.
6 этап. Написать вступление и заключение.
ВСТУПЛЕНИЕ: Что такое трусость? Понтий Пилат, герой романа М.Булгакова
«Мастер и Маргарита» утверждает, что это самый страшный порок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Я считаю, что человек живёт один раз. И поэтому этот один раз
прожить достойно.
СОЧИНЕНИЕ
Что такое трусость? Понтий Пилат, герой романа М.Булгакова«Мастер и Маргарита» утверждает, что это самый страшный порок. Каждый из нас рано или поздно задумывается об этом. Над проблемой человеческой трусости размышляет писатель Василий Михайлович Песков.
Проблема носит морально-этический характер. Она была актуальна во все времена, волновала писателей разных поколений и эпох. Ведь трусость порождает в людях такие пороки, как: предательство, подлость. Трусость влечёт за собой гибель человека как личности.
Авторскую позицию нельзя назвать отстранённой. В.П.Песков эмоционально выражает своё отношение к главному герою, Тонких Николаю, который испугался войны, дезертировал и просидел на чердаке 20 лет. Писатель только один раз называет по имени, а дальше использует слова «человек», «дезертир». Авторская позиция ясна из слов: «Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания». Наказание для дезертира – презрение людей.
Нельзя не согласиться с автором в том, что трусость – один из страшных человеческих пороков. Вспомним повесть В.Распутина «Живи и помни», где дезертирство Андрея Гуськова , его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубийства жены. Ярким примером проявления трусости является поступок Швабрина в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин изменяет присяге на верность императрице и переходит на сторону Пугачёва. И в наше время не каждый способен преодолеть в себе страх за себя. Так,52-летний капитан « Costa Concordia»Франко Скетинно покинул терпящее бедствие судно ещё до того, как закончилась эвакуация пассажиров.
Я считаю, что человек живёт один раз. И поэтому этот один раз нужно прожить достойно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система уроков по написанию сочинений-рассуждений в старших классах социально-гуманитарного профиля .
В рамках подготовки к написанию сочинения-рассуждения части С ЕГЭ целесообразно проводить работу по активизации в сознании подростков таких нравственных проблем,как взаимоотношение человек...
Методические рекомендации для обучающихся по написанию сочинения-рассуждения в 9 классе 2014 г
Методические рекомендации для обучающихся по написанию сочинения-рассуждения в 9 классе 2014 г...
Методическая разработка урока по теме: Обучающее сочинение-рассуждение по цитате в 9 классе. (задание ОГЭ 9.2)
Данная разработка урока предоставляется в помощь учителям русского языка 9 классов, а также репетиторам, занимающимся подготовкой к ОГЭ....
Урок русского языка Тема: Обучающее сочинение – рассуждение «Что такое настоящая дружба?»
Конспект урока подготовки к сочинению- рассуждению "Что такое настоящая дружба" в технологии "Педагогическая мастерская" на основе теста В.П. Астафьева...
Сводная таблица "Творческие работы обучающихся (сочинение – рассуждение с двумя аргументами)"
Сводная таблица оценки уровня творческих работ обучающихся (сочинение - рассуждение с двумя аргументами)...
Сводная таблица "Творческие работы обучающихся (сочинение – рассуждение с двумя аргументами)"
Сводная таблица оценки уровня творческих работ обучающихся (сочинение - рассуждение с двумя аргументами)...
Обучающее сочинение-рассуждение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Технологическая карта урока литературы в 9 классе (соченение-рассуждение)...