Обучающее сочинение-рассуждение в 10 классе(2 часа)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме

Мороко Ольга Ивановна

Обучающее сочинение-рассуждение в 10 классе(2 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_v_10_kl.1.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: РР Обучающее сочинение-рассуждение в 10 классе(2 часа)

Цель: уметь создавать текст в форме рассуждения, выдвигать тезис,приводить аргументы

                       Пять шагов, которые помогут написать сочинение-рассуждение (частьС)

1шаг.    Выявление проблемы (проблема-это вопрос, над которым размышляет автор).

- Чтобы определить проблему, нужно задать вопрос: О чём текст? ( В тексте может быть 2-3 проблемы. Но вам нужно сформулировать только одну проблему. Выбор должен определяться ответами на 2 вопроса:1).Какая проблема находиться в центре внимания автора?

                2). К какой проблеме вам  проще подобрать  весомые аргументы?)

-Проблема (чего?): воспитания, образования, патриотизма, героизма, смысла жизни, отцов и детей, сохранения родного языка,  влияния красоты природы на человека, формирования личности…

-Проблема (КАКАЯ?) т.е.«обозвать»проблему) : сложная,важная,серьёзная,глубокая,актуальная,злободневная,острая,нерешённая,нравственная,социальная,политическая…

-Типовые конструкции: - Автор размышляет над проблемой…   ;

 - Автор текста затрагивает проблему…

 -В центре внимания автора проблема… ;

 -Текст (имя, фамилия автора в Р.п.) заставил меня задуматься…;

-В тексте (ФИО автора Р.п.) поднимается проблема…  

 -Формы вступления: - проблемный вопрос(Что такое благородство?);

                                             - общие сведения о проблеме;

                                             - ссылка на авторитетное мнение по вопросу(проблеме);

                                            -цитата из исходного текста, связанная с рассматриваемой проблемой.

  2шаг.      Комментарий к проблеме: рассказать, почему эта проблема сложная, актуальная ит.д.  

                   Использовать вопросы: 

Актуальна ли эта проблема в наши дни? Как часто мы с ней сталкиваемся? Почему эта проблема привлекла внимание автора? К какому типу проблем принадлежит? Что будет, если не решить эту проблему?  

3 шаг.          Авторская позиция. (Как автор относится к тому, о чём  нам повествует?)  

Вывод, к которому приходит автор текста .

-Средства выражения позиции автора:  слова-маркеры(главное, самое важное :надо, нужно); оценочная лексика(Зло агрессивно и наступательно); средства выразительности(риторические восклицания) ; вводные слова(к счастью, к несчастью…) ; побудительные предложения.

-Типовые конструкции: Автор считает, что…; Автор призывает нас…; Автор убеждает нас в том, что..; Автор подводит читателя к выводу о том, что…; Автор осуждает (кого/что, за что… )  

4 шаг.       Моя позиция. (аргументы  - доказательства) : а) 3 балла:  2 аргумента, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы. б) 2 балла: 2 аргумента, связанные с жизненным опытом, знаниями(пословицы, поговорки, афоризмы…) или привёл 1  пример из худ. литературы, публицистической или научной литературы. в) 1 балл: 1 аргумент, опираясь на жизненный опыт, на знания; г) 0 баллов- 0 аргументов.

5 шаг. Вывод. (Призыв, обращение к читателю;  вопросительные предложения, риторические вопросы; использование цитат…): таким образом; следовательно;  обобщая сказанное, можно сделать вывод..;  итак…

 Пишем сочинение          

1 этап. СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН

             А) Невероятный случай.

             Б) История Тонких Николая.

             В) Презрение людей – тяжкое наказание для человека.

2 этап. Выявить и сформулировать проблему. (Вопрос-помощник: О чём текст?)

              Проблема человеческой трусости.

3 этап. Прокомментировать проблему.

             Проблема  морально-этическая.  Актуальна во все времена, волновала писателей разных

             поколений и эпох. Трусость порождает в людях такие пороки, как: предательство, подлость.      

4 этап. Позиция автора.

              положительно относится к изображаемому ; отрицательно;  осуждающе;

             саркастически; неоднозначно; двойственно; скептически; иронически; с юмором,

             эмоционально.

            Авторскую позицию нельзя назвать отстранённой. В.П.Песков эмоционально выра-

           жает своё отношение к главному герою, Тонких Николаю, который испугался войны,

            дезертировал и просидел на чердаке 20 лет. Писатель только один раз называет его

            по имени, а дальше использует слова «человек», «дезертир». Авторская позиция ясна

           из слов: «Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания».  Наказание для дезер-

            тира – презрение людей.

5 этап. Аргументация своего мнения по сформулированной проблеме.

               С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.

               Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора.

                Нельзя не согласиться с автором в том, что трусость – один из страшных человечес-

                ких пороков. Вспомним повесть В.Распутина «Живи и помни», где дезертирство

                Андрея Гуськова, его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубий-

                ства жены. Ярким примером проявления трусости является поступок Швабрина в

                повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин

                изменяет присяге и переходит на сторону Пугачёва.  И в наше время не каждый спо-

               собен  преодолеть в себе страх за себя. Так,52-летний капитан Costa Concordia

               Франко Скетинно покинул терпящее бедствие судно ещё до того, как закончилась

               эвакуация пассажиров.

   6 этап. Написать вступление и заключение.

                 ВСТУПЛЕНИЕ:  Что такое трусость?  Понтий Пилат, герой романа М.Булгакова

                                                  «Мастер и Маргарита» утверждает, что это самый страшный порок.

              ЗАКЛЮЧЕНИЕ:        Я считаю, что человек живёт один раз. И поэтому этот один раз

                                                  прожить достойно.

                                                СОЧИНЕНИЕ

      Что такое трусость?  Понтий Пилат, герой романа М.Булгакова«Мастер и Маргарита» утверждает, что это самый страшный порок. Каждый из нас рано или поздно задумывается об этом. Над проблемой человеческой трусости размышляет писатель Василий Михайлович Песков.

         Проблема носит морально-этический характер. Она была актуальна во все времена, волновала писателей разных поколений и эпох. Ведь трусость порождает в людях такие пороки, как:  предательство, подлость.  Трусость влечёт за собой гибель человека как личности.

         Авторскую позицию нельзя назвать отстранённой. В.П.Песков эмоционально выражает своё отношение к главному герою, Тонких Николаю, который испугался войны, дезертировал и просидел на чердаке 20 лет. Писатель только один раз называет по имени, а дальше использует слова «человек», «дезертир». Авторская позиция ясна из слов: «Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания».  Наказание для дезертира – презрение людей.

           Нельзя не согласиться с автором в том, что трусость – один из страшных человеческих  пороков. Вспомним повесть В.Распутина «Живи и помни», где дезертирство Андрея  Гуськова , его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубийства  жены. Ярким примером проявления трусости является поступок Швабрина в  повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин изменяет присяге на верность императрице и переходит на сторону Пугачёва.  И в наше время не каждый способен  преодолеть в себе страх за себя. Так,52-летний капитан « Costa Concordia»Франко Скетинно покинул терпящее бедствие судно ещё до того, как закончилась эвакуация пассажиров.

          Я считаю, что человек живёт один раз. И поэтому этот один раз нужно прожить достойно.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по написанию сочинений-рассуждений в старших классах социально-гуманитарного профиля .

В рамках подготовки к написанию сочинения-рассуждения части С ЕГЭ целесообразно проводить работу по активизации  в сознании подростков таких  нравственных проблем,как взаимоотношение человек...

Методические рекомендации для обучающихся по написанию сочинения-рассуждения в 9 классе 2014 г

Методические рекомендации для обучающихся по написанию сочинения-рассуждения в 9 классе 2014 г...

Методическая разработка урока по теме: Обучающее сочинение-рассуждение по цитате в 9 классе. (задание ОГЭ 9.2)

Данная разработка урока предоставляется в помощь учителям русского языка 9 классов, а также репетиторам, занимающимся подготовкой к ОГЭ....

Урок русского языка Тема: Обучающее сочинение – рассуждение «Что такое настоящая дружба?»

Конспект урока подготовки к сочинению- рассуждению "Что такое настоящая дружба"  в технологии "Педагогическая мастерская" на основе теста В.П. Астафьева...

Сводная таблица "Творческие работы обучающихся (сочинение – рассуждение с двумя аргументами)"

Сводная таблица оценки уровня творческих работ обучающихся (сочинение - рассуждение с двумя аргументами)...

Сводная таблица "Творческие работы обучающихся (сочинение – рассуждение с двумя аргументами)"

Сводная таблица оценки уровня творческих работ обучающихся (сочинение - рассуждение с двумя аргументами)...

Обучающее сочинение-рассуждение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Технологическая карта урока литературы в 9 классе (соченение-рассуждение)...